Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования




Скачать 233,73 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования
Дата публикации16.04.2013
Размер233,73 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Биология > Программа
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»

ПРОГРАММА

Вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования,

начального профессионального образования,

среднего профессионального образования,

высшего профессионального образования

специальность 060101 «Лечебное дело»

Купино

2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа вступительного экзамена по биологии разработана для поступающих в ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум» на базе среднего (полного) общего образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Она содержит основные разделы биологического курса изучаемого в школьной программе.

На экзамене по биологии поступающий в техникум должен показать:

  1. Знания главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы.

  2. Знания строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных.

  3. Умение решать элементарные генетические задачи.

Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

Программа может служить основой для рабочих программ подготовительных курсов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Растения

Ботаника – наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.

Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Корнеплоды. Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение, Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений

Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик) тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветие и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических категориях – вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений. Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений, семейство злаковых, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств: их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культуры и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений «Красная книга».

Основные группы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Хвощ, Плаун, Папоротник. Строение и размножение.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на земле и господство в современной флоре.

Развитие растительного мира на земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Общая характеристики грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

2. Животные

Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и различие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные. Общая характеристика типа. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение.

Эвглена – зеленая – одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Многообразие и значение одноклеточных.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип –гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) их значение.

Тип. Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Тип. Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и борьба с ними.

Тип. Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

Тип. Молюски. Общая характеристика типа. Общая характеристика типа.

Класс. Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная система. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс. Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

Класс. Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Отряды насекомых с полным превращением: чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые. Отряд насекомых с неполным превращением: прямокрылые.

Роль насекомых в природе, их практическое значение.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа.

Класс Ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряд рыб. Отряды рыб: акулы осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны.

Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Класс Млекопитающих. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Домашние млекопитающие. Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих.

^ 3. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека- науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья.

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная). Органы и системы органов.

Нервная система. Значение и функции нервной системы. Строение нейрона. Нервы. Центральная, перефирическая и вегетативная нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного и мозжечка. Большие полушария головного мозга, их функции и значения.

Анализаторы. Органы чувств и их значение. Понятие анализатора. Строение и функции: органов зрения, слуха и равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Рост костей в толщину. Скелет человека, его отделы. Соединение костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное. Строение сустава. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция работы мышц. Движение в суставах, сгибатели и разгибатели. Работа мышц. Утомление. Основные группы мышц. Заболевания опорно-двигательной системы (искривление позвоночника, плоскостопие).

Кровь. Значение и функции крови. Состав крови: плазма, форменные элементы. Иммунитет, его виды. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция.

Кровообращение. Значение кровообращения. Кровеносные сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа). Автоматия. Сердечный цикл. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания искусственное дыхание. Болезни органов дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения. Строение ротовой полости и зубов. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Заболевание пищеварительной системы.

Обмен веществ. Родно-солевой, белковый жировой и углеводный обмен. Пластический и энергетический обмен – обе стороны единого процесса обмена веществ. Норма питания и значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы, их образование и торможение. Речь и мышление человека. Эмоции. Память, ее виды. Сон и бодрствование. Значение сна и сновидений. Влияние алкоголя на высшую нервную деятельность.

Развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Рост и развитие ребенка.

^ 5. Общая биология

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Значение биологии.

Эволюционное учение. Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Движение силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор – основа выведения новых пород домашних животных и сортов культурных растений.

Формы естественного отбора в популяциях. Факторы эволюции: дрейф генов, мутации, изоляция. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадоптация , общая дегенерация, их соотношение. Основные ароморфозы. Конвергенция и девергенция. Гомологичные и аналогичные органы. Доказательства эволюции органического мира.

Возникновение и развитие жизни на земле. Современные представления о возникновении жизни на земле. Краткая характеристика развития жизни в палеозое, мезозое и кайнозое. Принципы систематики и классификации организмов.

Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы. Доказательства принадлежности людей всех рас к одному биологическому виду.

Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Абиотические и биотические экологические факторы. Деятельность человека, как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Экологическая характеристика Вида. Популяция. Изменение численности популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов.

Биоценозы и биоценозы (экосистемы). Цепи питания. Экологическая пирамида. Устойчивость и саморегуляция экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Основы и биосфере. Биосфера и ее границы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная функции. Круговорот химических элементов и превращение энергии в биосфере. Влияние деятельности человека на биосферу.

Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Прокариотическая и эукариотическая клетка. Строение и функции ядра, цитоплазма и основных органоидов клетки. Различия между животной и растительной клеткой.

Химические компоненты клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ. Их строение и роль. Ферменты их значение. Самоудвоение ДНК. Понятие гена. Генетический код и процесс матричного синтеза белка. Энергетический обмен в клетке. Запасание энергии при распаде органических соединений. Значение АТФ. Особенности энергетического обмена в растительной клетке. Фотосинтез. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Размножение и индивидуальное развитие организма. Деление клетки, его значение. Митоз. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Стадии митоза. Поведение хромосом во время митоза. Мейоз и образование половых клеток. Отличие митоза от мейоза. Половое и бесполое размножение организмов. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Дробление зиготы. Образование зародышевых слоев. Формирование органов.

Основы генетики и селекции. Предмет, задачи и методы генетики. Работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков.

Доминантные и рецессивные признаков. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Промежуточный характер наследования. Статистический характер явления расщепления признаков.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Цитологические основы законов Менделя. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. нарушение сцепления и его причины хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Значение генетики для медицины. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации и их причины. Закон гомологических рядов. Н.И. Вавилова.

Генетика и теория эволюции. Популяционная генетика. Движущий и стабилизирующий отбор.

Генетические основы селекции живых организмов. Селекция растений. Гибридизация и искусственный отбор. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений.

Селекция животных. Селекция бактерий и грибов и ее значение. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.

^ Рекомендуемая литература

Каменский Л.А. Гусев М.В.

Биология: учебное пособие для поступающих в ВУЗы

М «Мир» 2002

Сидоров Е.П.

Зоология для поступающих в ВУЗы

М «Уникум-центр» 1997

Сапин М.Р.

Анатомия человека. М «Медицина» 2001

Мамонтов С.Г.

Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы

М «Дрофа» 2008

Беляев Д.К. Дымшиц Г.М.

Биология 10-11 кл

М «Просвещение» 2012

^ Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»

ПРОГРАММА

Вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования

специальность 060501 «Сестринское дело»

Купино

2013 г.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа вступительного экзамена по биологии разработана для поступающих в ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум» на базе основного общего образования по специальности 060501 «Сестринское дело». Она содержит основные разделы биологического курса изучаемого в школьной программе.

На экзамене по биологии поступающий в техникум должен показать:

  1. Знания главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы.

  2. Знания строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных.

Программа может служить основой для рабочих программ подготовительных курсов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Растения

Ботаника – наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.

Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Корнеплоды. Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение, Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений

Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик) тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветие и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических категориях – вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений. Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений, семейство злаковых, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств: их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культуры и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений «Красная книга».

Основные группы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Хвощ, Плаун, Папоротник. Строение и размножение.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на земле и господство в современной флоре.

Развитие растительного мира на земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Общая характеристики грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

2. Животные

Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и различие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные. Общая характеристика типа. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение.

Эвглена – зеленая – одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Многообразие и значение одноклеточных.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип –гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) их значение.

Тип. Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Тип. Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и борьба с ними.

Тип. Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

Тип. Молюски. Общая характеристика типа. Общая характеристика типа.

Класс. Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная система. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс. Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

Класс. Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Отряды насекомых с полным превращением: чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые. Отряд насекомых с неполным превращением: прямокрылые.

Роль насекомых в природе, их практическое значение.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа.

Класс Ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряд рыб. Отряды рыб: акулы осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны.

Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Класс Млекопитающих. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Домашние млекопитающие. Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих.

^ 3. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека- науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья.

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная). Органы и системы органов.

Нервная система. Значение и функции нервной системы. Строение нейрона. Нервы. Центральная, перефирическая и вегетативная нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного и мозжечка. Большие полушария головного мозга, их функции и значения.

Анализаторы. Органы чувств и их значение. Понятие анализатора. Строение и функции: органов зрения, слуха и равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Рост костей в толщину. Скелет человека, его отделы. Соединение костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное. Строение сустава. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция работы мышц. Движение в суставах, сгибатели и разгибатели. Работа мышц. Утомление. Основные группы мышц. Заболевания опорно-двигательной системы (искривление позвоночника, плоскостопие).

Кровь. Значение и функции крови. Состав крови: плазма, форменные элементы. Иммунитет, его виды. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция.

Кровообращение. Значение кровообращения. Кровеносные сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа). Автоматия. Сердечный цикл. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания искусственное дыхание. Болезни органов дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения. Строение ротовой полости и зубов. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Заболевание пищеварительной системы.

Обмен веществ. Родно-солевой, белковый жировой и углеводный обмен. Пластический и энергетический обмен – обе стороны единого процесса обмена веществ. Норма питания и значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы, их образование и торможение. Речь и мышление человека. Эмоции. Память, ее виды. Сон и бодрствование. Значение сна и сновидений. Влияние алкоголя на высшую нервную деятельность.

Развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Рост и развитие ребенка.

Рекомендуемая литература

Каменский Л.А. Гусев М.В.

Биология: учебное пособие для поступающих в ВУЗы

М «Мир» 2002

Сидоров Е.П.

Зоология для поступающих в ВУЗы

М «Уникум-центр» 1997

Сапин М.Р.

Анатомия человека. М «Медицина» 2001

Мамонтов С.Г.

Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы

М «Дрофа» 2008

Беляев Д.К. Дымшиц Г.М.

Биология 10-11 кл

М «Просвещение» 2012

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку для поступающих...
Программа вступительных испытаний по русскому языку создана на основе государственного стандарта основного общего образования, среднего...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в гаоу...
Огии проводится в соответствии с Правилами приема в педагогический колледж в 2012 году с целью определения возможности поступающих...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПрограмма по биологии для поступающих в Славянский сельскохозяйственный...
...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconНа базе среднего (полного) общего образования на специальности «Лечебное...
Минимальное количество баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительных испытаний в гбоу спо мо «Коломенский медицинский...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по истории для поступающих в ноу...
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПеречень направлений подготовки (специальностей) и вступительных...

Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconРабочая программа вступительных испытаний по математике для поступающих...
Составлена в соответствии с примерной программой дисциплины математика для основной общеобразовательной школы
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconРабочая программа вступительных испытаний по русскому языку для поступающих...
Составлена в соответствии с примерной программой дисциплины русский язык для основной общеобразовательной школы
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПорядок подачи заявлений на участие в сдаче единого государственного...
...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе среднего (полного) образования, начального профессионального образования iconПрограмма по биологии на базе среднего (полного) общего образования (на базе 11 классов)
На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница