Тема урока: употребление числительных




Скачать 76,17 Kb.
НазваниеТема урока: употребление числительных
Дата публикации28.08.2013
Размер76,17 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Учитель: Умнова В.М.

Тема урока: УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Цели урока: 1) показать учащимся широкую сферу употребления имени числите-

льного, формировать умение правильно употреблять числительные в

речи,

2) развивать навыки словоупотребления, умение правильно склонять

имена числительные, развивать речевые навыки учащихся, навыки от-

личия числительных от других частей речи

3) воспитывать внимательное отношение к языку, любовь к родному

языку, интерес к многообразию языковых форм, интерес к школьным

предметам.

^ Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Числа много значат в жизни каждого человека. Счет зародился в глубокой древности и сопро- вождает нас по сей день. Чтобы выразить число, вы изучаете часть речи – имя числительное.

Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении числительных в речи. Нашей задачей будет посмотреть, где мы употребляем числительные и как правильно произносить и писать числитель- ные.
Запишем число в тетрадях и вид работы.

^ Девятнадцатое февраля.

Классная работа.
3. Лингвистическая разминка.

задание разделить слова на доске на две колонки: числ./ др.части речи
Десятка, сто, двойня, утроить, пять, вдвоём, семичасовой, восемьдесят, трое, двадцать

три, первый, единица, миллионер, сорок.
Осуществляем проверку: сто десятка

пять двойня

восемьдесят утроить

трое вдвоем

двадцать три семичасовой

первый единица

сорок миллионер

? По сколько слов получилось в каждой колонке?

? Что вы знаете о числе 7?

(Число 7 считается самым удачным, мы часто с ним встречаемся: 7 дней недели, 7 чудес света, за 7 дней был сотворен мир, 7 цветов радуги, 7 нот)

задание вспомните и запишите фразеологизмы, пословицы с числительным «семь»

( семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; семь раз отмерь – один отрежь; семь бед – один ответ; на седьмом небе от счастья; спустить семь шкур с кого-то; семи пядей во лбу; семь верст до небес; до седьмого пота; тайна за семью печатями; у семи нянек дитя без глазу)

? Где мы употребляем эти фразы? (в нашей обыденной речи, читаем в книгах)

Учитель. Наш урок мы не зря начали с числа 7. Сегодня на нашем уроке мы с вами сможем побы- вать на других уроках и проследим, где и как употребляются имена числительные.

Сначала мы с вами выполним задания, а потом вы сами назовёте предмет, на котором мы побы-вали.
4. Работа по употреблению числительных.

А. -----1 учащийся устно читает карточку:

«Число 37 имеет замечательное свойство: если умножить его на 3,6,9,12,15,18, то получится интересный ряд: 111,222, 333, 444, 555, 666»

задание выписать одно простое и одно составное числительное

составить разные числовые равенства (устно)

------ на доске записано 956 – 126 = 830 (8 3/5 – 6 7/5) + 7 8/5 = 9 4/5

задание записать числовые равенства словами
? На каком уроке мы побывали?

(математика – царица чисел)
Б. --- на доске записано

« Вторая мировая война началась с 1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. А 22 июня 1941 года немецкие войска обрушились на СССР. 1 января 1942 года в Вашингтоне 26 госу-дарств подписали декларацию о борьбе против стран фашистского блока»
задание прочитайте текст, правильно произнося числительные

--найдите количественное целое числительное в им. падеже (26)

-- найдите порядковое числительное ж.р., в ед.ч., в им. п. (вторая)

-- запишите словами по порядку следования

1 ряд – первую дату и поставьте её в Д.п.

2 ряд – вторую дату и определите её падеж

3 ряд – третью дату и поставьте её в Т.п.
? На каком уроке мы побывали? (история)
В. Учитель. В нашей жизни большое место занимает устное народное творчество: сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки.
задание придумайте и запишите загадки и пословицы, которые содержат числительные
на доске подсказки: …ум хорошо, а …лучше

не имей…рублей, а имей .. друзей

за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь

кольца, …конца, посередине гвоздик

одежек и все без застёжек
задание вспомните произведения, в названии которых есть числительные

( «Два капитана», «1000 и одна ночь», «Три поросёнка», «20 000 лье под водой», «Трое из Простоквашино»)
? Какой предмет изучает унт и произведения авторов? (литература)
Г. 1 ученик читает текст с карточки:

«Почти в центре Азии на высоте 456 метров над уровнем моря в огромной каменной чаше со- средоточена 1/4 мирового запаса пресной воды. Это Байкал, самое глубокое озеро мира. Его глубина 1637 метров. В нем водится более 1200 видов животных, 3/4 этих организмов нигде в мире больше не встречается»
задание выписать числительное из сочетания слов «на высоте 456 метров», определить его грам- матические признаки

(четырехсот пятидесяти шести – колич., целое, составн., в род.п)

задание просклонять числительное 1637 по падежам (устно)

просклонять письменно 1200 или 3/4 на выбор

одна тысяча двести три четвертых

одной тысячи двухсот трех четвертых

одной тысяче двумстам трем четвертым

одну тысячу двести три четвертых

одной тысячей двумястами тремя четвертыми

одной тысяче двухстах трех четвертых
? С каким предметом был связан текст? (география)
Д. --- исправьте ошибки в употреблении числительных в предложениях

1. На земном шаре встречается около восемьдесят видов рябины. (восьмидесяти)

2. Ель живет свыше пятьсот лет. (пятисот)

3. В семействе пасленовых около тысяча семиста видов растений. (тысячи семисот)

4. Число амурских тигров в нашей стране подходит к сто пятидесяти особям. (ста пяти- десяти)

5. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. (вось- мисот)
задание исправленный вариант записать, определить падеж
? На каком предмете вы изучаете растения и животных? (биология)
Е. Учитель. А теперь поговорим о том, что мы можем услышать на уроке физкультуры.

задание записать предложения, выделить числительные как члены предложения

определить разряды числительных

кол кол собир

^ Три ученика быстрее других пробежали дистанцию в сто метров. Двое отправятся на сорев-

дроб

нования. Лучший результат забега – шестнадцать целых две десятых секунды.


? Итак, ребята, где мы употребляем имена числительные? (и в школе, и дома)

? Почему важно употреблять числительные правильно? (чтобы речь была точна, грамотна и красива)
Итак, мы говорили в начале урока, что наш поход по учебным предметам будет связан с числом 7, а мы побывали на шести.
? Какой седьмой предмет мы можем назвать? (русский язык, где мы говорим о числительном)
А теперь поработаете самостоятельно.
5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточки), содержащим разноуровневые задания.
6. Домашнее задание - выписать из любого учебника или составить самим текст с числи-

тельными и определить их падеж


Карточка 1.

^ Выписать числительные, определить их разряд.

Тройка, впятером, семимильный, пятнадцать, четвёрка, шестой, пятидневка, миллионный, двухэтажный, один, шестьдесят два, четверо, оба, дважды, пятак, утроить.

Карточка 2.

Записать числа словами, определить падеж числительных

7 школами, 5 друзей, с 53 рублями, 11 шофёров, о 500 000 человек.


Карточка 3.

Запишите числа словами

19, 777, 568, 11, 932, 459, 386

Карточка 4.

Вставить где нужно Ь

Одиннадцат…ю парками, шест..десят девят… учеников, пят..юдесят..ю рублями, восем..надцат..ю

столами, пят..надцат… букетов, восем..сот видов, шест..сот сем..надцать страниц, восем..десят сем.. человек.

Карточка 5.

^ Списать предложения, заменив числа словами

Поверхность земного шара равна 510 000 000 км². На долю суши приходится около 149 000 000 км² или 29 % всей поверхности Земли.

^ Определить падеж числительного

Карточка 6.

Списать предложения, заменив числа словами.Определить падеж числительного

Евразия занимает около 54 000 000 км², а Африка около 30, 3 ми(л,лл)иона км². Австралия и Океания – около 9 000 000 км².

Карточка 7.

^ Запишите словами примеры по образцу: к двум прибавить пять будет семь. Из семи вычесть пять будет два.

948 – 517 = 431 169 + 756 = 925 3 4/9 + 3 5/9 = 7

Карточка 8.

Записать текст, заменить числительные словами

Смастерить теннисный стол несложно. Его длина равна 274 см, ширина 152 см, высота около 76 см. Сетка должна находиться на высоте 15 см, а ее длина равна 183 см

^ Определить падеж числительных

Карточка 9.

Распределить числительные по группам. Сколько получится групп?

Семь, трое, три пятых, шесть седьмых, четверо, одна девятая, шестьдесят восемь, шестнадцать, одиннадцать, восемьсот, двое, оба, пять восьмых, девятнадцать, шестеро.

Карточка 10.

^ Выберите и запишите слова, с которыми сочетаются собирательные числительные.

7 (яблоки, ученики), 4 (ребята, месяцы), 5 (друзья, машины), 3 (ученицы, ведущий), обеих (дочь, матрос), 6 (лисенок, подруга), оба ( мальчик, рука)

Карточка 11.

^ Поставьте числительное в родительный, дательный и творительный падежи.

687, 49, 395

Карточка 12.

Записать предложение, заменив числа словами, определить у числительного разряд, состав, падеж

С 1858 года по 1917 в России было произведено 13 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок

Карточка 13.

Записать предложение, заменив числа словами, определить у числительного разряд, состав, падеж

Чтобы собрать 1 килограмм мёда, пчеле надо посетить около 19 000 000 цветков, налетать около 300 000 километров, что больше 3/4 расстояния до Луны.




Похожие:

Тема урока: употребление числительных iconМаршрутный лист по подготовке к региональному экзамену
Соблюдение грамматических норм языка (образование форм существительных Р. п мн ч., форм степеней сравнения прилагательных, падежных...
Тема урока: употребление числительных iconНормативное образование и употребление падежных форм числительных Количественные числительные
В составных количественных числительных склоняется каждое слово (Расстояние в тысячу девятьсот восемьдесят пять километров.)
Тема урока: употребление числительных iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Употребление числительных в речи»
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер (презентация к уроку), карточки (индивидуальные задания для обучающихся),...
Тема урока: употребление числительных iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока : Употребление в речи предложений...
Тема урока: Употребление в речи предложений с разными способами чужого высказывания
Тема урока: употребление числительных iconТема: «Звуковые средства выразительности. Графические средства выразительности.»
К настоящему времени набор этих приемов довольно богат: 1) фигурное расположение текста, 2) смена шрифтов, 3) употребление графических...
Тема урока: употребление числительных iconУрок по русскому языку в 6 классе. Тема урока : «Мягкий знак на конце и в середине числительных»
Оборудование: карточки тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью
Тема урока: употребление числительных iconУрока Тема урока, основные сведения о языке и речи
...
Тема урока: употребление числительных iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема: Собирательные числительные
Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи; орфографической зоркости обучающихся...
Тема урока: употребление числительных iconУрок по теме «Имя числительное»
Углубление навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (в нужной форме), навыков правописания числительных
Тема урока: употребление числительных iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница