Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм»




Скачать 57,61 Kb.
НазваниеУрок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм»
Дата публикации02.08.2013
Размер57,61 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
МОУ «Покровская основная общеобразовательная школа»
Урок биологии

6 класс

Тема: «Растения и животные как целостный организм»
(контрольный урок)

Учитель: Ечина Л. Н.

2010 год
Ц е л и: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Тип урока: обобщение.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Уровни организации живого.

  3. Усложнение уровней организации живого в ходе эволюции.

  4. Организм - единая, целостная, открытая биологическая система.

  5. Причины, нарушающие целостность организма, и способы их устранения.

  6. Подведение итогов.

О б о р у д о в а н и е: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Растительная клетка», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки», рисунки учебника, живые животные живого уголка, таблицы «Схема строения животной клетки», «Ткани животных и человека», др.
^ Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. – Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения и животные видоизменяясь, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они остаются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. Об этом наш сегодняшний разговор на уроке.




  1. ? Проблемный вопрос.

Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

- Начнем ответ на него с определения понятия система.
- Состоит ли клетка из частей, и какие это части?

- Взаимодействуют ли они между собой?


- Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой?
^ Слушает ответы учащихся. Поправляет ответы, исправляет ошибки и неточности. Помогает дать ответ на вопрос, если учащиеся испытывают затруднения.
- А теперь перейдем к рассмотрению растений и животных на более сложном эволюционном уровне.
- Запишем понятие организм.

- Итак, даже в самом определении сказано о том, что это система взаимосвязанных элементов, т.е. для организма это органы и системы органов. Растительный организм – это система взаимосвязанных органов. Животный организм – это единое целое систем органов.
- Приведите примеры, подтверждающие это.


  1. – Таким образом, в ходе эволюции живых организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющей с окружающей средой обмен веществ.


5. Приведите примеры нарушения целостной системы. В результате каких причин это может произойти?

^ Слушает ответы учащихся. Помогает, если учащиеся испытывают затруднения при ответе.

6. На примере любого комнатного растения или любого животного из уголка природы докажите, что это целостный организм, единая система.


^ Слушают учителя.

Вспоминают признаки живых организмов.

Вспоминают уровни организации живого.

Записывают тему урока в тетрадь.


Записывают вопрос в тетрадь.

Записывают определение понятия «система».

Система – ( от греч.) целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих целостное образование, единство. (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).
^ Называют части и органоиды клетки: ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии, и т. д.
Приводят примеры взаимосвязи частей клетки и органоидов клетки между собой.

  1. Взаимодействие ядерной мембраны и ЭПС.

  2. Взаимодействие ЭПС и рибосом.

  3. Взаимодействие аппарата Гольджи и лизосом и т. д.


Говорят о том, что клетка осуществляет обмен веществ с окружающей средой.

Н а п р и м е р:

а) хламидомонада, растительный одноклеточный организм, может осуществлять процесс фотосинтеза, в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие;

б) амеба, одноклеточный животный организм, не может осуществлять процесс фотосинтеза, но энергию из окружающей среды получает с готовой пищей, выделяя назад продукты обмена веществ.
^ Слушают учителя. Записывают определение в тетрадь.
Организм – (лат. организмус – орудие, инструмент):

  1. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, происходит от одного зачатка: семени, споры, зиготы, и т. д. Индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям.

  2. Любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).

^ Приводят примеры для растений и животных, доказывающие взаимосвязь и взаимозависимость органов и систем органов.

П р и м е р ы:

а) Растения. Взаимосвязи корня, стебля и листьев в ходе процесса фотосинтеза или испарения.

б) Животные. Взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем органов.
Приводят самостоятельно примеры, доказывающие, что одноклеточные и многоклеточные животные, и растительные организмы являются целостными, открытыми, саморегулирующимися биологическими системами.

^ Отвечают на вопрос. Например, при повреждении стебля, листьев функционирование растения как единой системы может быть затруднено, а при тяжелом повреждении растение может погибнуть.
Пример для животных. Нарушение работы нервной или эндокринной систем у животных приводит к сбою в работе практически всех систем органов и целостность, единство, слаженность работы всего организма нарушается.
Выполняют задание учителя. Могут работать как индивидуально, так и в парах, группах.

*! Это же задание можно выполнить дома в виде схемы-рисунка, сочинения или другой формы отчетности.



Домашнее задание.

Повторить изученный материал. Составить экологическую сказку на тему «Растение (животное) – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий».

Похожие:

Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок окружающего мира. 3 класс Тема: Беспозвоночные животные. Разнообразные животные
Название животное происходит, от слов живёт, жизнь. Организм животного обладает всеми признаками жизни
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок окружающего мира. Умк «Начальная школа 21 века» 3 класс Тема:...
Вот прозвенел наш колокольчик школьный. Мы пригласили на урок гостей. На них вы поглядите и кивните
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок биологии 8 класс Тема: «Сельскохозяйственные животные»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Рубцовская специальная (коррекционная)...
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок «Растения – переселенцы»
Сегодня, на уроке, мы продолжим работу над проектом «Растительный мир Земли». Я напомню, что на сегодняшний день мы рассмотрели такие...
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconРабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений для обучающихся
В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные,...
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconПрограмма по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным...
Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconПрограмма по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным...
Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его раз­нообразие, распространение на Земле
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Зерно-бобовые растения»
В семействе бобовых насчитывается больше видов, чем в семействе разноцветных и крестоцветных
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconУрок биологии 7 класс Тема: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак
Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» iconОтдел слизевики
Все они не имеют хлорофилла и питаются готовыми органическими веществами и этим больше напоминают животных, чем растения. Как и растения,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница