Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации29.07.2013
Размер0,58 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 131


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании РМО Зам. директора по Директор МОУ СОШ №131

протокол № _____ от УВР:

«_____» ____________ 2012г _______________________ ________________________

Руководитель РМО:

___________________________ _______________________ Теплякова И. С..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Биология

Уровень: Базовый

Класс: 8

Учитель: Кучеренко Татьяна Борисовна

2012−2013 учебный год

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

КУРС: «ЧЕЛОВЕК»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
3. Приказ от 16 июня 2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год».
4. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4
5. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)

6. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
7. Школьный учебный план на 2012 - 2013 учебный год.

8. Инструктивно-методическое письмо о реализации национально-
регионального компонента ОБУП на уроках биологии ИДППО, город Челябинск, 2001 г.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные стандарты общего образования и имеющих

государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012г., регистрационный № 23290).
10. Областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04997).
11. Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013 учебном году №24/5135 от 10 июля 2012 года»

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

^ Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

^ В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
^ Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

^ Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г, допущенном Министерством образования Российской Федерации, а так же Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана –Граф, 2009 год с использованием учебника Биология для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2009год.
^ Место предмета в базисном учебном плане.
По областному базисному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 70 часов, 2 часа в неделю, 20 лабораторные работы. По школьному учебному плану - 70 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 20 лабораторные работы. Распределение часов по темам осуществляется следующим образом:


№ темы

тема

Количество часов по программе

Количество часов по КТП

1

Введение

1

1

2

Общий обзор организма человека

5

6

3

Опорно-двигательная система

8

8

4

Кровь и кровообращение

10

10

5

Дыхание

6

5

6

Пищеварение

6

7

7

Обмен веществ и энергии

3

2

8

Выделение

2

2

9

Кожа и теплорегуляция

3

4

10

Нервная система

3

6

11

Органы чувств и анализаторы

3

4

12

Гормональная регуляция и вегетативная нервная система

3

2

13

Индивидуальное развитие организма

5

7

14

Поведение и психика

6

6










всего 70 часов


Организация учебно-воспитательного процесса.

Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится школьная предметная олимпиада.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

Знать:


  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,


Уметь:


  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

В соответствии с областным базисным учебным планом 10% учебного времени отведены на реализацию национально-регионального компонента дисперсно при изучении всех тем курса. Включение НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.

^ Распределение НРК по урокам:


№ урока

Содержание НРК

1

Достижения Челябинской медицины. Роль санитарной и психологической служб области.

10

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Причины детского травматизма

16

Вакцинация жителей Челябинской обл. против инфекционных заболеваний

22

Характеристика сердечно-сосудистых заболеваний жителей области и их профилактика (города или поселка)

28

Вред курения для дыхательной системы

35

Причины и источники отравлений жителей Челябинской области

45

Эндемический зоб. Причины и профилактика

46

Экологическая обстановка в Челябинской области, как фактор риска заболеваний желез внутренней секреции

54

Заболевания и повреждения глаз жителей Челябинской области

65

Влияние вредных привычек на здоровье подростков


^ Распределение часов практической части: ( часть работ выполняется дома)



№ урока

Тема лабораторной работы

лабораторной







работы







1

3

Демонстрационная работа "Разложение пероксида водорода ферментом»

Л.Р.№1Действие







^ Л.Р. №1 Действие фермента каталазы на пероксид водорода










2

4

Просмотр под микроскопом различных видов ткани, клеток







животных и растений










4

5

Пр.№1 Получение мигательного рефлекса

3

7,9

^ Л.№3 "Строение костной ткани".

Л.№4 Состав костей.

Пр. №2 стр 45 ПР. №3 стр 46

4 5 6

13

Пр.№4 проверяем правильность осанки.

Пр.№5 Есть ли у вас плоскостопие?

Пр.№6 Гибок ли ваш позвоночник?

Определение гибкости

позвоночника. Изучение позвонков.

5

15

Рассмотрение микропрепарата мазка крови.

^ Л.Р №5 Сравнение крови человека с кровью лягушки.

7

19

Пр.№7 Кислородное голодание Последствия перетяжки указательного пальца

8 9 10

20

Пр.№8 Пульс

Пр.№9 Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.

Пр.№10 Рефлекторный приток крови к мышцам

Измерение

пульса на лучевой артерии

11

21

Пр.№11 Доказательства вреда курения

12

22

Проведение функциональной пробы

13

26, 27

Пр.№13 Измерение обхвата грудной клетки.

^ Л/р 5. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха


14

28

Выявление загрязненности воздуха учебного помещения

ПР\№15. Вычисление ЖЕЛ исходя из возраста и пола

15

32

Л/Р 8. Действие ферментов слюны на крахмал.

Л/Р 9. Действие ферментов жел.сока на белки

Действие ферментов слюны на крахмал

16

37

ПР.№16 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

17




ПР.№17 Определение жирности кожи

18

47

ПР.№ 18 Действие прямых и обратных связей

19

48

ПР.№19 Штриховое раздражение кожи

20

51

ПР.№2вФункции продолговатого, среднего мозга и мозжечка


22 23 21


53

ПР.№21 Сужение и расширение зрачка.

ПР.№22 Принцип работы хрусталика

Пр №23 Обнаружение «слепого пятна»

24

55

ПР.№24 Вестибулярный аппарат

25

56

ПР.№25 Раздражение тактильных рецепторов

26

57

ПР.№26 Перенастройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма


27

59

ПР.№27 Изучение внимания при разных условиях




^ Учебники и методическая литература:

1. Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2009
2. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская М.: ВАКО, 2012г.
3. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь № 1−2

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочая программа по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка
Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2009 г
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочая программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка...
«Биология. 5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В. В. Пасечника...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «История» 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой общеобразовательных учреждений 6-11 классы (А. А. Данилов,...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального базисного учебного плана и авторской программы «Математика» Чекина...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности,...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconПрограмма: государственная Учитель обж: Дмитровская А,М. Умк: Смирнов...
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу обж для 5 класса
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочая программа по курсу Химия. Вводный курс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриэляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс»
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconРабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconО. Н. Фёдорова Пояснительная записка Данный курс «Физика и экология»
Данный курс «Физика и экология» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает различные учебные предметы этого...
Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Механизмы органических реакций» составлена на основе материалов курса «Органическая химия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница