Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания




Скачать 185,39 Kb.
НазваниеПрограмма экологического воспитания лагеря дневного пребывания
Дата публикации25.07.2013
Размер185,39 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Биология > Программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОПАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


УТВЕРЖДЕНА

Приказом МОУ Лопаевской ООШ

от « 12 » мая 2009 года № 28

Программа экологического воспитания

лагеря дневного пребывания

моу лопаевской ООШ

на 2009-2011 годы


«ЭКОТУР»

(эколого-туристическое направление)


Лопаево

2009-2011

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Введение 3-4

1.Экологические проблемы современности 5-6

2. Программа «ЭКОтур»

2.1. «Школьный дворик» 7-8

2.2. «Исследовательская деятельность

по изучению природы родного края»   8-10

2.3. Акция «Мы деревню прибираем, всех к порядку призываем!» 10-11

Заключение 12

Литература 13

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит — дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте. Термин «экология» (от греческих «ойкос» — дом, место обитания, и «логос» — наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем — популяций, видов, сообществ — и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое, или близкое определение экологии можно найти во многих современных энциклопедиях и справочниках.

Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

В нашем селе Лопаево есть несанкционированные свалки, недостаточно зеленых насаждений вдоль дорог. На территории школы необходимо создать различные зоны: для исследовательской деятельности, огород, сенсорную и зону отдыха, спортивную площадку.

Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы

Выбирая форму активного экологического образования, мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях, когда на базе школы для учащихся организуется разнообразная деятельность. Это традиционная форма оздоровления детей и обстановка лагерной жизни (хотя только и с дневным пребыванием), его режим располагает к путешествиям, походам, экскурсиям и к тому же это эффективная форма социализации детей.

Цель программы:

Обеспечение условий для организации системы экологического образования в летнее время.

Задачи:

-формирование у школьников отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания;

-формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

-развитие чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и проведения активных мероприятий по ее защите. Немаловажную роль в освоении навыков защиты природы оказывает работа с широкой общественностью, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц - опросы, газеты, видеоролики, спектакли). В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.


^ 1. Экологические проблемы современности

За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик «человека разумного» изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах, складировать за высокими заборами специальных баз, распихать по полкам домашних шкафов и холодильников - все это взято из окружающей среды. И весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним - возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам. За годы такого сосуществования с природой запасы природных ресурсов заметно сократились. Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, вечного иждивенца, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой. Но природы, как и денег, много не бывает. Не известно, что на этот счет думают все жители планеты, но их влияние на природу ощущается практически везде.

Существуют четыре среды жизни, без которых не может жить человек:

  • вода,

  • воздух,

  • почва,

  • живые организмы.

Вообще же, среда это все что окружает организмы, или прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие и выживание. Но в последнее время все более актуальной темой становится загрязнение окружающей среды, так как вследствие технического прогресса и необдуманной деятельности человека, загрязняется то, чем, собственно говоря, человек дышит и ест. Активное загрязнение окружающей среды началось примерно двести лет назад, когда началось развитие промышленности. Загрязнения этих 3 сред приводят к гибели 4 среды полезных микроорганизмов, участвующих в жизни человека. В результате этих загрязнений важнейших сред жизни, человечество вскоре может встать перед фактом своего выживания.

Началу работы лагеря предшествовала большая подготовительная деятельность: был подготовлен материал, разработана программа экологической смены, проработан подробно план, достигнута договоренность о сотрудничестве с учреждениями культуры.

Итак, в июне 2009 г. на базе МОУ Лопаевской ООШ Новолялинского городского округа открылась первая смена оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Работу с ребятами осуществляли: учителя биологии, географии, математики. А также учителя изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Вопросами финансирования экскурсий, походов, а также методическим обеспечением занималась администрация школы.

Программа «ЭКОтур» включает в себя подпрограммы и направления:

  1. Программа благоустройства «Школьный дворик».

  2. Исследовательская деятельность по изучению природы родного края.

  3. Работа экологического отряда


^ 2. Программа «ЭКОтур»
2.1. Программа благоустройства «Школьный дворик».
Деятельность лагеря опиралась на программу благоустройства территории прилегающей к школе «Школьный дворик» (разработчик Меркова Л.Г) По программе предусмотрено освоение методик полевых исследований; роль зелёных насаждений; стили садового – паркового искусства, трёхгодичное освоение практических работ по благоустройству школьной территории.

Многие считаю, что озеленение школы достаточное. На территории пришкольного двора произрастало на 2007год около 12 деревьев, из них 8 берез, 3 яблони, 1 рябина, 9 кустарников. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя села должно приходиться 50кв.м. зелёных насаждений. Известна роль зелёных насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 - 80 % аэрозолей и пыли. Работая по программе «Школьный дворик» в 2008году было посажено 10 кустарников акации, а в этом году ещё 7 кустарников акации, 4 кустарника сирени, 3 боярышника, 2 яблони. Бригада школьников ухаживает за растениями, кустарниками и клумбами. У больших деревьев подбеливают стволы, подрезают кустарники, поливают маленькие деревца и цветы в клумбах.

Каждому саду, как и человеку, присущ свой неповторимый облик. Каждый хозяин в своем стремлении к красоте пытается выразить собственное я, пусть даже в маленьком, но таком милом участочке земли как наш.

За время летнего лагеря ребятами были созданы две зоны отдыха. Созданы цветники. (Приложение 1)

Клумбы - это один из самых распространенных элементов декорирования участка, загородного дома, коттеджа. Они бывают самые разнообразные по форме: вытянутые, прямоугольные, в виде полукруга, овала, вытянутой или изогнутой линии, а также неограниченных размеров. Создание цветников, одно из самых привлекательных, декоративных и ярких дизайнерских решений.

К цветникам относят:

Островная клумба - современный вариант травянистого бордюра. Она чаще всего имеет неправильную форму, на ней выращивают высокорослые и низкорослые многолетники.

Торфяная клумба - представляет собой приподнятый вариант клумбы. Клумба может быть из нескольких ярусов, в зависимости от ее расположения, предназначения.

Бордюр - узкая полоса из камня, метала, дерева; барьер, отделяющий мощение от газона или цветника; низкая и узкая (30-60см) полоса из древесных или травянистых растений, обрамляющая край дорожки, клумбы или газона.

Миксбордер - цветник неправильной формы, состоящий из множества растений различных видов. Миксбордер, в последние годы стал популярен, чем травянистый бордюр. Композиция и цветовая гамма могут быть любыми, а благодаря включению кустарников и растений других групп, сезон цветения по сравнению с травянистым бордюром продлился.

Партер - ландшафтная композиция на горизонтальной плоскости. Как правило, занимает значительную площадь

Рабатка - цветник до 2м шириной, вытянутой вдоль дороги. Состоит из одной или нескольких культур.

В этом году были разбиты 2 рабатки в форме ромбов вдоль тротуара. В них посадили высокие многолетники и однолетние бархатцы. В зонах отдыха клумбы располагаются в деревянных баллонах, сюда посажены однолетники. (Приложение 2)

Две большие островные клумбы с многолетниками мы пропололи от сорняков. Весь июнь они радовали цветением ирисов. На трех островных клумбах с каменистыми бордюрами в этом году мы удобрили землю, посадили в центр многолетники и вокруг них веселые желтые бархатцы. (Приложение 3)

^ 2.2. Исследовательская деятельность по изучению природы родного края.
Экологический туризм может реализоваться в различных формах. Наиболее востребованными из них являются следующие формы: экологические экскурсии: прогулки по экологическим тропам, посещение музеев на территории Новолялинского городского округа, пешеходный туризм, спелеотуризм (путешествие в пещеры), путешествия с целью наблюдения и гидрологических исследований.

Цель путешествия – приобретение экологических знаний. Именно цель путешествия является основным отличительным признаком экологического похода от иных походов в «дикую» природную среду. Никакой поход не будет являться экологическим в строгом значении данного слова, если он не несет в себе познавательного компонента, заложенного в виде решения ряда познавательных задач. Это может быть знакомство с типичными для данного района сообществами растений, наблюдение за птицами и животными, знакомство с характерными и уникальными ландшафтами, почвами, технологиями охраны окружающей среды, традиционными промыслами, фольклором и многое другое.

Какие преимущества имеет экологический поход? Прежде всего, отметим следующее. Поход, как форма путешествия, создает возможность для наиболее полного и относительно длительного «погружения» туристов в природную среду. На маршруте туриста не ждет автобус, в лесу нет магазинов, баров и спутникового телевидения - ничто не отвлекает от общения с природой и ее познания. Сама обстановка похода позволяет с наибольшей эффективностью «впитывать» новую для себя информацию об окружающей среде. Поход предоставляет возможность для «охвата» достаточно протяженной территории и, соответственно, наиболее полного знакомства с характерными ландшафтами, растительным и животным миром выбранного района и т.д. Не забываем и про физическую оздоровительную нагрузку в походе, как эффективный способ оздоровления участников. Сочетание активной рекреации и познания составляет «изюминку» данной формы экологических путешествий

Для учащихся во время летнего лагеря был организован поход в пещеру «Белая гора» п. Шайтанка, экскурсия к тополю осокорь, научно-исследовательская экспедиция на речку Мысовая организатором является руководитель туристического кружка Коптякова Н.Н.

Поход в пещеру «Белая гора» п. Шайтанка.

Цель похода - изучение растительности в окрестностях Белой горы.

Ребята в походе отрабатывали технику геоботанического описания леса, описания почвенного разреза, находили и узнавали растения с помощью определителей. Посетили экскурсию в школьном музее по заочному маршруту – тропе «Пещера «Белая гора».

А также ребятами была проведена игра «Поле чудес» на тему растения, занесённые в красную книгу.

Экскурсия к тополю «Осокорь».

Цель экскурсии - окультурить тропу к тополю осокорь:

- выполнить разметку к тополю;

- описать растительность;

- описать памятник природы.

Участники экскурсии доработали проект и презентовали перед лагерем.

Научно-исследовательская экспедиция на речку Мысовая.

Цель экскурсии - знакомство с водными ресурсами своего района, их использованием и охраной.

Здесь ребята научились составлять характеристики водоёмов, описывать реки по плану, изучать особенности своей местности и развивать навыки поисково – исследовательского характера.

Экотуризм - это, в первую очередь, природно-ориентированный туризм. Указывается цель путешествий, как удовлетворение потребности людей общаться с природой, познавать природу. Здесь же обозначены и обязательные требования к путешествиям. Экологический туризм несет обязательную функцию заботы о сохранности природы, предотвращает негативные влияния туризма на окружающую среду. Он предусматривает охранять природу, сохранять культурные традиции региона и реликтовые растения.

Надолго останутся в памяти участников смены эколого-туристические походы, где ребята узнали много интересного из истории нашего края и природы нашего края. (Приложение 4)

Юные экологи в кабинете биологии проверили свои знания на определение групп птиц при помощи экологического лото, посмотрели научно-познавательный фильм «Разрушение озонового слоя», участвовали в тренингах «Мир, который нас окружает».
^ 2.3. Акция «Мы деревню прибираем, всех к порядку призываем!»
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тоны мусора в год. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит металлы, стеклянные контейнеры, макулатуру, пластик и пищевые отходы. В этой смеси содержится большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро - карбонаты из флюорисцентных ламп, токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий, которые влияют на здоровье населения и загрязняют окружающую среду. Такое обилие мусора, который накапливается на свалках и не утилизируется, грозит экологической катастрофой.

Человек в процессе своей жизнедеятельности больше всего загрязняет окружающую среду бытовым мусором. Раньше крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, приносили в природу мало отходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось животным или использовалось в виде навоза, как удобрение для урожая, будущего года. Урбанизация и передвижение населения в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большого удобства, а упаковка особенно из синтетических материалов сильно загрязняет окружающую среду. Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. До последнего времени у специалистов не было отчётливого представления о составе и реакциях, протекающих в смеси бытовых отходов.

В результате исследований установлено, что состав наших свалок представляет сложный комплекс разнообразных химических соединений. Среди них обнаружены всевозможные металлы, такие как железо, медь, свинец, алюминий. Некоторые из них сами по себе опасны для здоровья людей и других живых существ.

Наша деревня находится в очень красивом месте. Первые документальные сведения появились в 30-тые годы 18 века. Но задолго до этого здесь селились манси - вагулы. До настоящих дней сохранились названия мест, где стояли чумы наших предков на реке Лобва – Ярасково – Моторкино.

Сельские жители не выбрасывают мусор в специально отведённые для этого урны, не осознавая того, что этим они вредят себе. В летнее время мусор начинает гнить, появляются насекомые, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Мыши, крысы бездомные собаки и кошки копаются в мусоре, разбрасывают его, и людям самим приходится иногда пробираться через эти мусорные свалки.

Любой выброшенный в окружающую среду предмет, будь-то сгнивший кузов автомобиля или пакет, набитый мусором, тут же превращается в несанкционированную свалку.

Основными причинами увеличения количества мусора в нашей деревне являются:

- рост производства товаров массового потребителя одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Без принятия мер по решению проблемы отходов, при сохранении существующей ситуации в ближайшее время экологическое состояние территорий станет критическим, а в отдалённом будущем достигнет критической отметки и даже может привести к катастрофическим последствиям, так как в природе всё взаимосвязано. А нарушение одного звена приведёт к изменению целой системы «Человек-Природа».

Экологическим отрядом была проделана следующая работа:

1. К начальнику Коптяковской территории вышли с предложением по организации транспорта для сбора и вывоза мусора туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе на специально оборудованную свалку.

2. Проведены рейды по сбору бытового мусора на улицах села. (Приложение 5)

3. Организованы субботники по уборке мусора на территории школы и пляжа.

4. Проведена пропаганда среди населения о вреде бытового мусора.

5. Проведён опрос жителей села:

-Почему, по – вашему мнению, так быстро загрязняется наша земля?

-Как вы лично боретесь с загрязнением?

- А как учите этому своих детей, родных, близких?

(Приложение 6)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку на земле?

6. Пропаганда экологических знаний среди младших школьников. Экологический спектакль «Что делать с мусором?»

Заключение
Основной целью любых экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению.

В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания». Для подростков, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни.

Программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.

Деятельность в различных направлениях программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в экскурсиях и туристических походах, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и другие.

Литература

  1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.

  2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003

  3. Михеев А.В., В.М. Галушин, Н.А. Гладков, А.А. Иноземцев. Охрана природы, М.: «Просвещение», 1981 г.

  4. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.

  5. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды.- М.: «Высшая школа»- 1987 Экология. – М.: «Дрофа»-2000




ПАСПОРТ
Программа экологического воспитания «ЭКОтур»

лагеря дневного пребывания при МОУ Лопаевской ООШ

Новолялинского городского округа


Наименование Программа

Программа экологического воспитания «ЭКОтур»

Основание для разработки Программы

Распоряжение начальника Управления образованием № 46 от 07.05.2009г. «Об организации отдыха детей в 2009 году»

Заказчик – координатор Программы

Управления образованием Новолялинского городского округа

Исполнители Программы

МОУ Лопаевская ООШ

Основной разработчик Программы

Рабочая группа МОУ Лопаевской ООШ

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011гг.

На первом этапе (2009-2010гг.) предусмотрено выполнение работ по программе «Школьный дворик», акции по уборке улиц в селе,

На втором этапе (2010-2011гг.) предусмотрено выполнение работ по программе «Школьный дворик», облагораживание экологической тропы к «Тополю осокорь», акции по уборке улиц и посадка деревьев в селе.

Цель Программы

Обеспечение условий для организации и совершенствования системы экологического образования и воспитания школьников.

Основные задачи Программы

-формирование у школьников отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания;

-формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

-развитие чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Основные разделы Программы

  1. Исследовательская деятельность по изучению природы родного края;

  2. Программа благоустройства «Школьный дворик»;

  3. Экологическая акция «Мы деревню прибираем, всех к порядку призываем!»

Ожидаемые результаты реализации Программы

    1. Оздоровление учащихся;

    2. Участие в областном туристско-краеведческом фестивале «Исследователи Земли»

    3. Озеленение и благоустройство школьного двора;

    4. Чистые улицы села.

Финансовое обеспечение Программы

Финансовое обеспечение Программы предусмотрено из следующих источников:

-средства летней оздоровительной кампании;

-средства МОУ Лопаевской ООШ.

Общий объем финансирования: 115000 руб.

В том числе по годам реализации Программы:

Источники финансирования

2009г.

2010г.

2011г.

Летняя оздоровительная кампания

25000 руб.

25000 руб.

30000 руб.

Средства МОУ Лопаевской ООШ

5000 руб.

10000 руб.

20000 руб.




Организация выполнения и контроль за выполнением Программы

Выполнение программы осуществляют:

  1. Объединение дополнительного образования «Туристический», руководитель Коптякова Н.Н.

  2. Экологический отряд «Росток» под руководством Мерковой Л.Г.

  3. Летний оздоровительный лагерь при МОУ Лопаевской ООШ

Контроль за выполнением Программы

1. Ахметянова С.В. – директор школы

2. Зайцева Н.П. – начальник лагеря

Отчётный период: июль 2009, 2010, 2011гг.

Срок предоставления отчёта до 27.07.2009г.




Похожие:

Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма деятельности летнего лагеря дневного пребывания «Тополёк»
Программа лагеря дневного пребывания «Тополёк» «Морское путешествие на кораблике Детство»
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма профильной смены (лагеря) учреждения, обеспечивающего летний...
Программа профильной смены лагеря дневного пребывания маоу «Овсянниковская сош», обеспечивающая летний отдых детей «Семь чудес моей...
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма лагеря дневного пребывания «Солнышко»
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Станция Тихонькая»
Включение детей в новую, порой непривычную для них деятельность, происходит во время их пребывания в летних оздоровительных лагерях...
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconИнструкция №1 по пожарной безопасности лагеря дневного пребывания детей I
Территория лагеря постоянно должна содержаться в чистоте, своевременно очищаться от мусора
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей мау дод ддт «гармония»

Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconН. С. Макеева Комплектование лагеря дневного пребывания

Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconДолжностная инструкция начальника летнего лагеря дневного пребывания М

Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Р а д у га»
Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя...
Программа экологического воспитания лагеря дневного пребывания iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Алые паруса»
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница