Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н. Ф. Виноградовой)




Скачать 87,69 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н. Ф. Виноградовой)
Дата публикации01.07.2013
Размер87,69 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н.Ф. Виноградовой)



Цель: Формирование представлений о ценности и значимости хлеба в жизни человека.

Задачи:

  1. Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о культурных растениях.

  2. Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.

  3. Создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения.

  4. Способствовать обогащению словаря учащихся.

  5. Развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся.

  6. Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

  7. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

Оборудование:

    • гербарии хлебных злаков; образцы зёрен, хлеба; крупы;

    • сообщения учащихся;

    • презентация;

    • конверты с заданиями для работы в группах.

Ход урока:

1. Психолого – педагогический момент

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.

^ 2. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Звучит в записи песня «Песня о хлебе».

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!

– Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

^ Ответы детей.

– Прочитайте тему урока.( Слайд №1)

На доске: Хлеб – главное богатство России.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.

3. АЗУ

На доске репродукция картины И.Шишкина «Рожь». (Слайд№2)

        • Ребята, посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина «Рожь», что вы видите?

        • Что растёт на поле?

        • А что ещё может расти на поле?

        • Как назвать одним словом эти растения?

^ 4. Первичное усвоение новых знаний А) Практическая работа

- Ребята, у вас сегодня серьёзная миссия, вы – эксперты. Перед вами рабочие материалы и лист экспертизы. Вы должны рассмотреть образцы хлебных злаков и заполнить лист экспертизы.

( Гербарии, зёрна, мука, пшеничная крупа, манка, перловка, овсянка)

Лист экспертизы:

1.Название злакового растения._____________________________________________________ 2.Опишите зёрна( Какие они? По цвету, по размеру, по форме)___________________________________________ 3.Что получают из зёрен?________________________________________________ 4.Какие блюда можно приготовить?____________________________________________

- Слово нашим экспертам.(Слайды № 3,4,5,6)

^ Б) Словарная работа

– Люди каких профессий трудятся на полях?

Ответы детей.

– Прочитайте названия профессий на доске.(Слайды №7,8,9,10)

^ Агроном-специалист по земледелию и сельскому хозяйству.

Комбайнер – водитель комбайна.

Тракторист – водитель трактора.

– Объясните, чем занимаются люди этих профессий?

^ Ответы детей.

– Как можно назвать одним словом всех этих людей? (хлеборобы).

На доске вывешивается карточка со словом «хлеборобы».

Хлебороб – крестьянин, земледелец.

- Толкование значения этих слов мы найдём в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

– Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.

^ В) Объяснение нового материала

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Есть пословица в народе –
«Хлеб на стол, и стол расцвел».
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

(Слайды№11-26)

Г).Работа в группах

- Но, несмотря на все трудности, мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Наш хлеб имеет очень длинную историю.

Еще 15 тыс. лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками нашей современной ржи, пшеницы, ячменя, овса.

Сначала люди ели зерна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой, затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши – теста.

Вы объединились в группы и провели свои исследования. Пожалуйста слово знатоку из группы «Древний Египет».(Слайд №27, 28)

  • Что вы можете рассказать об истории хлеба?

1 ученик. Уже 56 тыс. лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

- Вы испекли свой «египетский хлеб», покажите нам.(хлеб из солёного теста)

- Слово Древней Греции и Риму».(Слайд №29,30)

2 ученик. Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед обычно подавали два блюда: мясо, жареное на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое их этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб»

- Продемонстрируйте свой хлеб.

- А теперь слово « Азербайджану и Татарстану».(Слайд №31,32)

-Вам помогали ваши родители, и вы приготовили свой настоящий национальный хлеб.

- «Древняя Русь», вам слово.(Слайды №33,34,35)

3 ученик. В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство, но желанным был ржаной хлеб. Кроме ржаного хлеба пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

- Что вы испекли? Ой, как интересно, что это?(колобок) А это? (калач) А что между ними общего? (ответы детей и слайд).

-(Слайды№36,37) В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 г., спас многих ленинградцев от смерти.

Значит хлеб – это жизнь.

5. Физминутка 

– Минутка отдыха для вас. А мы пашенку пахали, а мы пашенку пахали, Борозды глубокие, полосы широкие. Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем, В землю тёплую идите, К солнцу колосом взойдите. Дуйте, дуйте ветры в поле, Чтобы мельницы мололи. Чтоб, сегодня мы в печи Испекли всем калачи.

^ 6. Первичная проверка понимания

А)-На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.(Слайд №38)

– Почему один хлеб черный, а другой белый?

(пшеничная и ржаная мука)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

^ Ответы детей.

– Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных .

Б) -Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки вот этого батона требуется муки от помола 10тыс. зерен.

– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

– Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

^ Ответы детей.

– Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100г. хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!

– Как сегодня мы должны относится к хлебу?

^ Ответы детей.

– Определите для себя четкие правила обращения с хлебом.

Ответы детей: (Слайд №39)

1. Брать хлеба столько, сколько съешь.
2. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно готовить различные блюда.


В) Удивительные свойства хлеба.(Слайд №40,41)

- Ребята, как вы считаете, какое самое удивительное свойство хлеба? ( его неприедаемость).А в хлебе есть витамины? Да, за счёт хлеба удаётся компенсировать суточную потребность организма в витаминах. Хлеб - помощник врачей – диетологов(специалистов по правильному питанию. А вам какой хлеб нравится и почему?

 7.Первичное закрепление. Работа в группах.

– А сейчас работаем по группам.

1 группа.

Разгадайте кроссворд:

  1. Человек, который выращивает и убирает хлеб.

  2. На соломинке дом
    Сто ребяток в нем.

  3. Человек, который печет хлеб.

  4. Белый, сдобный хлеб.

(ответы:

1. хлебороб
2. колосок
3. пекарь
4. булка)

Какое ключевое слово получилось?

2 группа.

Соберите пословицу и объясните ее смысл.

Пословица «Плох обед, когда хлеба нет» разрезана на слова.

Что такое терем?

Какие еще пословицы вы знаете о хлебе?

3 группа.

Напишите названия хлебных изделий.

4 группа.

Загадки (Слайд №42,43)

Вырос в поле дом, 
Полон дом зерном, 
Стены позолочены, 
Ставни заколочены, 
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

Был я сыпучим, 
Потом – тягучим, 
В огонь попал –
Мягким стал. 

Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный, 
И лежат за ним вразброс 
Копны золотых волос.

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье!

Что на сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают?

В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо. 
Ну, теперь зови ребят! 
По кусочку все съедят

^ Дети читают задания, обсуждают по группам. После обсуждения проверка по группам.

– Хлеб – величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.(Слайд №44,45)

  1. ^ Домашнее задание

Написать рецепт любимого в семье мучного изделия.(Слайд №46)

9. Рефлексия  (Слайд № 47)

– Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке?

– Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…

  • Какое настроение у вас вызвал урок?

Если вам было интересно, все понятно вы поднимите колосок. Кому было грустно и многое непонятно на уроке, пусть поднимет сорняк. А кому было интересно, но не все понятно или все понятно, но не интересно, пусть поднимет колосок с сорняком.

- Очень хорошо, посмотрите у нас получился настоящий сноп, из которого мы бы испекли вот такой каравай, которым мы как хлебосольные хозяева угостим наших гостей.

10.Оценивание работы детей на уроке.

Похожие:

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век»
Открытый урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУмк «Начальная школа XXI века» (под ред проф. Н. Ф. Виноградовой)...
Умк «Начальная школа XXI века» (под ред проф. Н. Ф. Виноградовой) — один из самых популярных комплектов сегодня. Это во многом объясняется...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconКонспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим планированием,...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»
Сегодня на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жили бы собака и кошка. У многих из вас собаки и кошки живут...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) icon«Хлеб богатство России»
Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрок окружающего мира. Умк «Начальная школа 21 века» 3 класс Тема:...
Вот прозвенел наш колокольчик школьный. Мы пригласили на урок гостей. На них вы поглядите и кивните
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России
Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрока. Сообщение темы и цели урока
Урок математики в 4-м классе по программе "Школа России" по теме "Виды треугольников"
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconРеализация личностно ориентированного образования на примере образовательной...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"Хлеб главное богатство России\" (по программе \"Начальная школа XXI в.\" под ред. Н. Ф. Виноградовой) iconУрок изобразительного искусства в 6-м классе (по программе Б. М....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница