Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа»




Скачать 84,22 Kb.
НазваниеУчебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа»
Дата публикации07.12.2013
Размер84,22 Kb.
ТипУчебник
pochit.ru > Биология > Учебник
Тема: «Окна в окружающий мир»

Цели:

  • создать условия для формирования нового понятия о строении и роли органа зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения и профилактике близорукости;

  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

  • воспитание культуры здорового образа жизни.

Форма урока: воображаемая игра – путешествие. Урок «открытия» новых знаний с применением технологий: проблемно-диалогической, здоровьесберегающей (элементы), ИКТ, игровой (элементы).

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» - А.А. Вахрушев, презентация к уроку, интерактивная доска, карандаш, ручка, листочки для выполнения заданий в группе, зеркала.

^ Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд

(Приветствие детей и учителя, организация рабочего места к уроку)

II. Мотивационный настрой.

^ Цель: Включить учеников в деятельность урока, настрой на жизнерадостность, оптимистичность, открытость. Чтение стихотворения Слайд

«Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «Здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Учитель:

– Итак, друзья, мы продолжим путешествие в страну Здоровячков. Слайд

Вспомним девиз наших уроков здоровья.

Дети читают хором:

«Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!

^ II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Цель: Повторить знания, полученные по предыдущим темам, которые необходимы для «открытия» нового знания.

Учитель: Чему мы учимся на уроках Здоровья?

Дети:

-Учимся ухаживать за своим организмом, изучаем правила гигиены, строение органов человека, учимся любить всё живое, вести здоровый образ жизни.

Учитель: Да, на уроках Здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нём. А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам ответить на вопросы и отгадать загадку.

^ Дети: (читают вопросы, отвечают, разгадывают загадки).

Вопросы:

1.- Какие органы чувств человека вы знаете?

- О чём они нам сообщают?

Дети:

-У человека 6 органов чувств: глаза – орган зрения, нос- орган обоняния, ухо – орган слуха, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.

Слайд

Учитель: хочу добавить, ребята, что существует еще орган равновесия, который вязан с органом слуха, об этом мы будем с вами говорить на следующем уроке.

^ К органу обоняния относится точнее носовая полость.

2. - Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

Дети:

- Растения – производители, они сами производят органическое вещество из воды, углекислого газа с помощью солнечного света.

Учитель: все необходимые компоненты для производства органических веществ существуют повсюду или могут двигаться сами подобно воде. Поэтому растениям не нужно перемещаться в поисках пищи. Также им мешает огромная поверхность листьев, с помощью которых растения улавливают солнечный свет. Таким образом, растениям не нужны органы чувств для обнаружения особенностей окружающей среды.

Другое дело животные- они потребители и должны питаться органическим веществом, а значит им приходится добывать себе пищу, при этом нужно их обнаружить и двигаться. Для этого и необходимы органы чувств, позволяющие реагировать на окружающий мир.

3. - Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?

Дети:

- Каждое животное имеет такие органы чувств, которые помогают им ориентироваться в своей среде. Рыбы живут в воде, которая может быть мутной. Поэтому у них хорошо развито обоняние. У ночных птиц основным органом восприятия становится орган слуха (совы).

^ Загадка: Слайд

(Работа с загадкой – это эмоциональная разрядка, способствующая созданию психологического климата).

1. Два соседа-непоседы.

День на работе,

Ночь на отдыхе

(Глаза)

^ Отгадав загадку, дети определяют тему урока.

- Тема урока: «Глаза – окна в мир».

Учитель:

- Сегодня мы проведём занятие по теме: «Окна в окружающий мир» и ответим на вопрос:

^ Почему глаза называют окнами в окружающий мир? Слайд

- Давайте улыбнемся, друг другу и начнем работать.

- Что нам поможет ответить на главный вопрос урока?

^ Дети:

- Составить план своей деятельности.

Учитель: (предлагает)

  • поработать в группах.

Цель групповой работы: помочь осознанно осмыслить новый материал. Детям легче учиться вместе.

  • составить план изучения органа зрения.

Дети рассаживаются для работы в группы, составляют план. Работает 3 группы. Варианты планов фиксируются на специально приготовленных листочках. От каждой группы выступают желающие. Выбирается более рациональный план изучения. Слайд

III. Совместное «открытие» знаний. Реализация плана.

(Используется подводящий диалог, для открытия нового знания).

Учитель:

- Какой основной орган зрения?

^ Дети:

- Глаз.

Учитель:

- Возьмите зеркало, повернитесь к окну и рассмотрите свои глазки. Какие они у вас?

(Здесь используется приём «чередования позы», помогает снять напряжение, ослабить умственное утомление).

Дети:

- Карие, серые, весёлые, жизнерадостные, зеленоватые.

Учитель:

- Что можем узнать о предмете с помощью глаз?

^ Дети:

- Цвет, форму, размер предмета.

Учитель:

- Как же устроен глаз?

Дети:

Рассматривают Слайд, называют основные части глаза.

Дети:

-Глазное яблоко, сетчатка, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, глазные мышцы.

В учебнике стр.42, читают о роли каждого органа.

^ IV. Работа с учебником

Использование ИКТ - повышает интенсивность урока, усиливает индивидуальность учебного процесса. Наглядность изменяет темп и форму изучения. Снимает утомляемость учащихся.

Учитель:

На странице 42, учебника А.А. Вахрушева «Человек и природа», читая абзац, дети узнают самостоятельно о роли органа зрения.

(Дети прочитывают материал в учебнике, выделяют главное, составляют небольшой рассказ о роли органа зрения). Смена деятельности от интерактивной доски к учебнику не приводит к перегрузке, полученные знания интересны и мотивированы, нет однообразия на уроке. Утомление не наступит.

^ Ответы детей с опорой на рисунок

- Какая часть самая объемная? (глазное яблоко)

- Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает дно)? (черная пленка-сетчатка)

- Чем глазное яблоко защищено спереди? (роговицей)

- Что расположено над роговицей? (цветная радужная оболочка)

- Что ограничивает радужная оболочка? (отверстие зрачок)

- Какова роль зрачка? (регулирует проникновение света внутрь глаза)

Опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями – большего и меньшего диаметра.

Вопрос: через какое отверстие света проходит больше?

^ Работа с учебником с.43

- Определи, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету?

- Как вы думаете, на какой части глаза будут расположены чувствительные клетки, которые воспринимают изображение? (на сетчатке)

-Глаз – очень сложный «прибор». В темноте его зрачок расширяется, а на свету сужается. На сетчатке находятся два типа клеток: колбочки и палочки. Первые обеспечивают цветное и более четкое зрение. Палочки работают при меньшем освещении, но дают менее четкое зрение. В результате, днем зрение человека цветное и более четкое, ночью черно-белое и менее четкое. С.44 ночью мы плохо различаем цвета (правый рисунок)

^ V. Оздоровительная минутка для глаз Слайд

Чтение текста оздоровительной минутки с одновременным выполнением различных движений помогает снять статическое утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

^ Сотвори солнце в себе.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.)

Вспомним девиз наших уроков здоровья. Слайд

Дети читают хором

^ VI. Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради. Фронтальный опрос.

1 с.17 и задание на выбор.

Игра «Что было бы, если бы…»

Из муляжа глаза удаляется по одной части, учащиеся по цепочке отвечают на вопрос.

^ VII. Закрепление новых знаний. Работа со слайдом

Учитель:

– Что же делать, чтобы глаза не болели, и чтобы не ходить часто к врачу?

Дети:

– Для этого надо знать несколько правил.

Знакомятся с правилами по сохранению зрения, и объясняют каждый пункт. Слайд

Советы доктора - офтальмолога.

1. При просмотре телевизора, располагайтесь на расстоянии 4-5 метров от него.

2. Если вы работаете за компьютером, то делайте перерыв на 15 минут, через каждые 1,5-2 часа.

3. За компьютером желательно работать в специальных компьютерных очках.

4. Не читайте при плохом освещении.

5. Не стоит читать, когда книга (журнал) находится в тряске.

6. В солнечную погоду, лучше ходить в солнцезащитных очках.

7. При утомлении глаз, простейший способ создания отдыха глазам – прикладывание ладоней на закрытые глаза в течении 15 секунд. Повторять 3-4 раза. Слайд

(Учитель: предлагает провести практическую работу с упражнением №7, это помогает восстановить оперативную работоспособность).

8. Проверять зрение у врача-офтальмолога нужно хотя бы один раз в год.

9. Не желательно смотреть телевизор, а также работать за компьютером при плохом освещении.

10. Читая книгу, располагайтесь на максимально дальнем расстоянии от нее, при котором вы еще видите шрифт.

^ VIII. Оздоровительная минутка.

Цель: активизировать внимание детей, снять психическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Гигиена - это наука о сохранении здоровья, а также мероприятия, которые содействуют этому.

Хоровое чтение: «Кто аккуратен, тот людям приятен (эмоциональная разрядка)

Слайд Гимнастика для глаз.

^ Под руководством учителя дети разучивают гимнастику для глаз. Упражнения из гимнастики в дальнейшем могут применять на других занятиях.

IX. Итог урока Слайд

Цель: проверить усвоение и осознание нового материала.

  • Что нового вы узнали? (строение глаза, роль частей глаза)

  • О чём же нельзя забывать? (правила по сохранению зрения)

  • Почему глаза называют окном в окружающий мир? (дают полную информацию об окружающем мире)

X. Домашнее задание Слайд

стр.42-45, читать, записи, вопросы стр.45 с 1по 3 устно

  • «Здоров будешь - все добудешь».

  • Так будьте здоровы!

Похожие:

Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconПлешаков А. А. Окружающий мир: Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе программы начального общего образования «Школа России»,...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconПрограмма факультатива «Лес и человек»
Учеб пособие для студ сред пед учеб. Заведений. –М.: «Академия» 2007. При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconРазработка урока по предмету «Окружающий мир»
Данный урок разработан по предмету «Окружающий мир», автор учебника Н. Ф. Виноградова, для 2 класса по программе «Школа 21 век»
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconЧеловек и природа у Есенина
Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа, Человек и мир его...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconКонспект урока учителя начальных классов моу «сош№4 г. Валуйки» Пироговой...
Автор учебника: Дмитриева. Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconТема: Мир, который меня окружает
Цели: Способствовать формированию понятий «окружающий мир», «живая и неживая природа», изделия»; расширять представления о приметах...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconКурсовая работа место и роль предмета «Окружающий мир»
Введение. Значимость курса «Окружающий мир» для сближения ребёнка с его естественным окружением
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconИнформатика: Учебник для 6 класса. Босова Л. Л
Учебник для б класса входит в состав учебно-методического комплекта до информатике для 5-6 классов. Для каждого класса предлагаются;...
Учебник «Окружающий мир для 4 класса. «Человек и природа» iconСивоглазов В. И., Плешаков А. А. Природа и человек: Введение в естественные...
В настоящее время, в связи с переходом к егэ по различным предметам, это актуально. Формировать умение решать тестовые задания, прививать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница