Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»




Скачать 107,23 Kb.
НазваниеДоклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
Дата публикации29.11.2013
Размер107,23 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Биология > Доклад
КГКСКОУ СКШИ 8 ВИДА 11

Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

Подготовил: Капустина Наталья Васильевна

2012 г.

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Не случайно В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие психологи детства считают игру основным средством социализации личности. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В.М. Лебедев).

Сила игры - в ее эмоциональности и увлекательности. Интересную и доступную для ребенка игру всегда сопровождают радость и удовольствие. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение. Дети во время игры охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным. Поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы, комплексы неуверенности, формируются такие жизненно важные качества личности, как ответственность, инициатива, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, умение владеть собой, подчиняться правилам игры. Все это нужно человеку в его будущей жизни.

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка, больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению его естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии - вынужденному спутнику ребенка с нарушениями в развитии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, закаливанию (особенно на свежем воздухе) и тем самым профилактике соматических заболеваний. Игру справедливо называют укрепляющим лекарством (Н.Г.Уэстрайх), она оказывает положительное влияние на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, сенсорные и др. системы организма.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения могут оказаться неэффективными. Игры способствуют варьированию движений в меняющейся обстановке. Они вынуждают мыслить наиболее экономно, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, укрощать эмоции (Н.П.Вайзман). Игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Играющему ребенку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, которая, по его мнению, целесообразна и может принести успех. Эффективность игрового поведения обуславливается целостным комплексом ориентировочной, интеллектуальной и двигательной деятельности (Ю.И.Портных).

Подвижные игры хороши тем, что в них, как правило, используются знакомые и естественные движения: бег, ходьба, лазание, перелезание, прыжки, упражнения с предметами. Ими можно заниматься без специальной подготовки, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять соответственно интеллектуальным и физическим возможностям ребенка. Желание ребенка играть-главный стимул, побуждающий его к игровой деятельности. Но вызвать интерес, сформировать потребность играть часто сопряжено с трудностями, так как при нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность, замедленная обучаемость, плохая восприимчивость к новому.

Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными, должны учитывать личностные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с интеллектуальной недостаточностью корректируют и развивают восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т.п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизирует речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

По уровню сложности наиболее доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья являются сюжетные подвижные игры. Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, используются простейшие игры типа «ловушек», «салок», «пятнашек». Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно.

Сюжетные игры должны опираться на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим целесообразно выбирать такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, предметах быта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных. Выполняемые детьми игровые действия носят преимущественно имитационный характер, но имитация обеспечивает привлекательными для ребенка многократно повторяемыми вариантами ходьбы, бега, перепрыгивания, лазанья, ползания, игр с мячом, ленточками, флажками и др.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления от учебных занятий, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, который чаще всего выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда те же причины могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолеть эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр: «Рычи, лев, рычи», «Можно и нельзя», «Строители и разрушители», что является специфической особенностью содержания подвижных игр для данной категории детей.

Таким образом, при подборе подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты: -содержание игр(сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей; -подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений; - содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных способностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом; - в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка(Л.В.Шапкова,2001).

Дети с ОВЗ не всегда понимают правила игры, испытывают затруднения в быстрой смене поз и действий, избегают выполнения упражнений на небольшой высоте (гимнастической скамейке). Все задания требуют, как правило, кроме словесного объяснения еще и показа.

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. Организация играющих - важная предпосылка для успешного хода игры. Успешность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью зависит от того, как они поняли содержание и правила игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения.

Из-за высокой эмоциональности отдельных игр дети не всегда могут контролировать свое состояние. В результате может возникнуть перевозбуждение и утомление. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры. Важны: -подготовка места для игры; -подготовка инвентаря; -разметка площадки; -размещение играющих; -объяснение игры; -выделение водящих; -распределение на команды; -судейство; -дозировка нагрузки; -окончание игры;

-подведение итогов.

Продолжительность игры регламентируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени и очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окончание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играющих, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения.

Если подвижная игра носит соревновательный характер, то в конце объявляется команда-победительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В большинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действий и сознательной дисциплине (Л.В.Шапкова, 2001).

Физкультпауза представляет собой обычно подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или во время спортчаса, в течение 10-20 минут-в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.

В играх встречаются все основные виды движений-ходьба, бег, прыжки, метания, преодоления препятствий и т.д. Они способствуют развитию внимания, сообразительности, воспитанию дружбы, товарищества, развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости. Игры всегда привлекательны своей эмоциональностью, возможностью проявления личных качеств, активности, инициативы, элементов соревнования, стремления к победе, к наилучшим результатам.

Подвижные игры, которые включают разнообразные двигательные действия, позволяют преодолеть у учащихся коррекционных школ нарушения пространственной ориентировки, улучшают выполнение движений на точность, координацию, равновесие. Физкульпаузы рекомендуют и проводят учителя физкультуры, воспитатели, классные руководители.

В нашей школе для учащихся 1-4 классов подвижные игры на большой перемене проводят ученики-дежурные по школе под руководством своего классного руководителя. Обычно это игры небольшой и средней интенсивности. Игры применяются только знакомые, средней и малой интенсивности, изученные на уроках физкультуры. Приведу несколько примеров. Коррекционные игры: «Стой прямо», «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось ?», «Запрещенные движения», «Найди предмет», «У кого мяч?» Игры с бегом и прыжками: «Веселая эстафета», «Филин и пташки», «Пустое место», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «Бездомный заяц», «Ловишки с ленточками». Игры с элементами развивающих упражнений: «Часовые и разведчики», «Повторяй за мной», «Фигуры», «Светофор». Заканчиваются игры за пять минут до начала очередного урока.

Следует заметить, что принципиальных различий в методике обучения и использования спортивных и подвижных игр в специальном (коррекционном) обучении нет, так как ребенок с недостатком интеллекта и спортивную игру, т.е. игру с мячом, воспринимает как подвижную. Конечно, возможности воздействия подвижных игр на ребенка в известной мере ограничены, так как в них меньше движений, чем в спортивных, в которых одновременно есть и бег, и прыжки, и броски мяча, передача его, ловля и другие движения, но все равно обучаются и играют по упрощенным правилам спортивных игр.

Например, при игре в баскетбол они делают пробежку, не понимают многих судейских жестов и т.д., поэтому большого различия в методике использования подвижных и спортивных игр нет, в силу этих причин в программе они объединены в один раздел - игры.

Баскетбол входит в программу общеобразовательных учреждений специальных (коррекционных) школ 8 вида уже начиная с пятого класса. В процессе занятий школьников игрой в баскетбол необходимо развивать у них способности, позволяющие им овладеть техникой и элементарными навыками в игровой обстановке. В этом и заключается задача учителя физкультуры при проведении занятий баскетболом.

В нашей школе помимо учебных занятий по спортивным играм, предусмотренных программой, работают две спортивные секции по баскетболу - юношей и девушек двух возрастных групп: средней и старшей, а также секция настольного тенниса.

При организации секционной работы важно правильно дозировать физическую нагрузку. Разный уровень физической и умственной подготовленности учащихся требует более точного определения физической нагрузки - например, по частоте сердечных сокращений и внешним признакам утомления (поверхностное дыхание, покраснение лица, обильное потоотделение).

К детям с ослабленным здоровьем необходим индивидуальный подход. Их надо удерживать от перенапряжения, облегчать задания, но в то же время постепенно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в играх.

Все учащиеся делятся на 3 группы: младшие(7-10 лет), средние(11-13 лет), старшие (14-17 лет). Продолжительность занятий в младшей группе-2 раза в неделю по 30 минут, в средней-2 раза в неделю по 40 минут, в старшей-3 раза в неделю по 40 минут.

Каждая возрастная группа имеет свои специфические задачи: - младшая: коррекционные, общеукрепляющие, прививающие интерес к занятиям физической культурой и спортом; - средняя: коррекционные, общеукрепляющие, ознакомляющие с основами техники спортивных игр, совершенствующие быстроту, ловкость, улучшающие координацию движений; - старшая: коррекционные, общеукрепляющие, обучающие основам техники и тактики спортивных игр, формирующие судейские навыки, которые в дальнейшем могут быть использованы во время первенства своей школы по баскетболу или первенства среди других коррекционных школ.

До недавнего времени среди специалистов-дефектологов было мнение, что в коррекционной школе спортивная работа должна идти исключительно по лечебно-оздоровительной линии, что проведение соревнований вредно действует на учащихся.

Многолетний опыт показывает, что это неверное мнение. И именно в последние годы в спортивной жизни коррекционных школ все более широкое распространение получают соревнования.

В связи с тем, что спортивные соревнования являются органической частью внеклассной работы по физическому воспитанию, главным организатором и распорядителем их является учитель физкультуры. Он должен вести работу по подготовке и проведению физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Однако их успех может быть обеспечен лишь при активной помощи всего коллектива школы.

Похожие:

Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconТесты и мн др
Наброски по теме «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности»
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на занятиях в школьном логопедическом пункте.
Аннотация. В статье приводится информация о цели, содержании и результатах использования здоровьесберегающих технологий на логопедических...
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconИспользование игровых технологий на уроках английского языка в начальной и основной школе
Данный проект посвящен проблеме использования игровых технологий при обучении младших школьников и среднего звена на уроках иностранного...
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском хореографическом объединении»
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconПлан информатизации на 2010-2011учебный год. Цели
Использование новых информационных технологий во внеклассной и внеурочной деятельности школьников
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» icon«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через...

Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconФормирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование...

Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconУроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ
Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых...
Доклад по теме «Использование игровых и здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности» iconИспользование здоровьесберегающих технологий в работе медицинской службы
Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена пониманием людьми важности состояния здоровья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница