Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения»




Скачать 44,66 Kb.
НазваниеУрок № Тема «Численность и воспроизводство населения»
Дата публикации29.08.2013
Размер44,66 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
Урок №

Тема «Численность и воспроизводство населения»
Тип: урок изучения нового материала

Форма: урок – рассуждение с элементами самостоятельной групповой работы

Цели:

дидактические - создать условия для формирования представления о численности населения Земли, типах воспроизводства населения, демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения; выявить закономерности динамики численности мирового населения;

развивающие – способствовать развитию умения анализировать информацию, делать выводы, строить предположения, предлагать пути решения проблемы;

воспитательные – создавать на уроке благоприятный эмоциональный фон, способствующий более продуктивной работе, формировать культуру общения, умения выслушивать мнения собеседников.

Оборудование: учебник, политическая карта мира, атлас, дидактические материалы для групповой работы, ватман с графиком, карточки с названием терминов на доску; с названиями регионов мира.

^ Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение темы

Вступление учителя –

На доске (ватмане) начерчена линия, отражающая изменение численности населения на планете за 2000 лет.

Вопрос – ребята, как вы думаете, что обозначает эта линия?

Мнения …..

Да, эта линия показывает, как менялась численность населения на планете Земля в последние 2000 лет.

^ Вопрос – Как вы думаете, почему линия имеет такой вид: сначала идёт почти горизонтально, а затем делает резкий подъём?

Мнения

Вспоминаем историю – эпидемии инфекционных болезней, низкий уровень медицины и т. п. Выясняем, с чем связан «перелом» линии (появление микроскопа в середине 17 века – изучение причин массовой смертности людей во время эпидемий – создание вакцин против чумы, холеры и пр. – снижение смертности).

Сравниваем наши выводы с рис. в учебнике.

^ Вопрос – чем в учебнике дополнена изображённая на доске линия?

Ответ – данными численности в разные века.

Вопрос – как современные учёные смогли привести такие точные данные?

Мнения ….

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и др. Впервые учёт численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Текущий учёт постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце VIII – начале ХХ в. в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачен практически весь мир. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет. Переписи населения включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

Совсем недавно в России прошла перепись населения. Её окончательные результаты помогут уточнить данные о численности населения на планете в целом.

^ Записываем в тетради:

В 2010 году в мире проживает около 6,6 млрд. человек;

К 2025 году численность может увеличиться до 10 млрд. человек.

Беседа:

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

Вопрос - В чем “зловещность” роста населения?

Мнения ….

Учитель - Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Они потребляют 50% мирового производства энергии и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек.

^ По ходу беседы на доске появляется схема:

Проблемы перенаселения планеты

продовольственная истощение сведение нехватка пресной загрязнение

земель лесов воды природы.

Задание: анализ таблицы в учебнике по вариантам (1 вариант – СНГ, 2 вариант – Зарубежная Европа, 3 вариант – Северная Америка, 4 вариант – Зарубежная Азия, 5 вариант – Африка, 6 вариант – Латинская Америка)

На доске записываем результаты расчётов, делаем вывод: «В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами»

Почему? Ответ на этот вопрос нам предстоит найти.

Анализируя данные таблицы, мы подошли к изучению понятия ^ Естественный прирост населения.

Вопрос – как вы понимаете смысл этих слов?

Мнения …

Сравниваем с определением в учебнике.

Записываем формулу: Р-С=ЕП

(на 1000чел.)

Какой вывод мы можем сделать, сопоставляя формулу и полученные нами данные?

Мнения …

Да, страны имеют разные показатели рождаемости, смертности и соответственно, естественного прироста, поэтому в демографии все страны мира условно разделены на две группы: страны с первым типом воспроизводства и страны со вторым типом воспроизводства.

Предлагаю дать этим группам более подробную характеристику.

^ Учащиеся работают по 4 человека (2соседние парты) по карточкам-заданиям.

Беседа по результатам работы.

Записываем в тетради:

I тип воспроизводства населения – низкая Р, относительно низкая С, низкий ЕП – Северная Америка, СНГ, Зарубежная Европа, Австралия и Океания, Япония, Китай и др.

IIтип воспроизводства – высокая Р, относительно низкая С, высокий ЕП – Африка, Латинская Америка, Зарубежная Азия.

Меры, которые вы предлагали для стран каждого типа воспроизводства, относятся к прерогативе правительства государств и являются составной часть так называемой демографической политики.

Читаем определение на стр.

III. Закрепление

Попробуйте дать краткую демографическую характеристику России, охарактеризовать её современную демографическую политику.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

V. Д/з - &1 стр.

Вопрос – дайте оценку мерам демографической политики России с точки зрения простого обывателя, государственного деятеля.

Задание стр.

Похожие:

Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconПлан проведения урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема 2: Население мира
Урок 9 Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Международные миграции
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconУрок географии по теме «Численность и воспроизводство населения мира» (10 класс)
Цель урока: познакомить с понятиями «численность населения» и «естественный прирост», сформировать знания о современной численности...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconРаботы «Численность и воспроизводство населения. Естественное движение...
В истории человечества XX век стал временем глубоких перемен в экономике, политике, культуре, образе жизни людей, во всех сферах...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconИнтегрированный урок информатики и географии
...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconУчитель задает вопросы: «Какова численность населения на планете?...
Основное содержание: численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconЧисленность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения...
Численность населения мира и темпы его прироста стали быстро возрастать в XX в. К концу века численность населения Земли ежегодно...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconЧисленность и воспроизводство населения
Рассмотрите график в блоке 4 иллюстраций учебника (рис. 10). Используя знания физической географии, а также истории, объясните
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconУрок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли....
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о численном составе населения Земли, человеческих расах, о распространении...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconКурсовая работа по дисциплине: «Теория вероятности и математическая статистика»
К началу 2009 численность населения планеты составила 6,6 млрд человек. Согласно демографическим исследованиям, численность населения...
Урок № Тема «Численность и воспроизводство населения» iconЧисленность населения городов Донецкой области по данным переписей населения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница