Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление




Скачать 125,52 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление
Дата публикации22.08.2013
Размер125,52 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
МОУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области»

Урок русского языка по теме:

Связь слов в словосочетании - управление.


Разработала учитель

начальных классов: Азарова Ж. Д.

2010 - 2О11 уч. год.

Тема: Связь слов в словосочетании - управление. (Слайд 1)

Цели урока: формировать универсальные учебные действия: (Слайд 2)

личностные: самоопределение, смыслообразование;

 познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

^ Задачи урока : (Слайд 3)

1. Сформировать у учеников представление о подчинительных видах связи (согласование, управление);

2. Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их;

3.Актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

4.Закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

5. Воспитывать самостоятельность, умение слушать друг друга, взаимопомощь, взаимовыручку.

Оборудование: карточки-задания (приложение 1), схема – кластер «Словосочетания» , отпечатанный текст, компьютерная презентация (приложение 2)

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

УУД

I/ Оргмомент.

Цели:

  • мотивировать к учебной деятельности на уроке через создание

доброжелатель

ной атмосферы в классе посредством стихотворения;

  • определить содержательные рамки урока: работа с орфограммами.




-Я рада приветствовать (Слайд 4)

Вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

-Садитесь. Запишите число. Сегодня у нас

Восемнадцатое марта

Классная работа.

-Какие орфограммы вы встретили?

-Мы продолжаем изучение темы «Словосочетание». Сегодня у нас будет необычный урок. Какое сейчас время года? (весна) (Слайд 5)

-Наконец-то мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее настроение. Но мне нужна ваша помощь. Скоро на деревьях распустятся почки, расцветут цветы на лугах. Я вам предлагаю уже сейчас посадить свою клумбу. На доске есть поляна, на которой после каждого этапа урока будут появляться цветы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Личностные:  

формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников.

II/ Актуализация прежних знаний.

I. Стадия вызов.

Цели: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, достаточных для построения новых знаний.


1.Работа в парах.

-Сейчас, ребята, вам предстоит повторить изученный материал, но это будет не простое повторение. У вас на каждом столе лежит конверт с заданием в тестовой форме. Ответ написан на лепестке цветка. Ваша задача, посоветовавшись с соседом по парте, выбрать правильный ответ. И по очереди, начиная с первой парты, прикрепить правильный лепесток к первой серединке. В результате появится необычный цветок. (Ответы поочерёдно появляются на слайде 6).

Приложение 1

1 конверт.

Что такое словосочетание.

а) Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) Это сочетание слов, которые являются грамматической основой.

2 конверт.

Из каких слов состоит словосочетание?

а) подлежащего и сказуемого

б) главного и зависимого

3 конверт.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на…

а) сочинительные и подчинительные

б) вопросительные и восклицательные

4 конверт.

Как правильно называется вид связи в словосочетании при котором слова равноправны?

а) подчинительная

б) сочинительная

5 конверт.

Выберите словосочетание с подчинительной связью:

а) ранняя весна

б) яркая и солнечная

6 конверт.

Выберите словосочетание с сочинительной связью:

а) весенняя капель

б) светит и греет

7 конверт .

На какие вопросы отвечает зависимое слово в словосочетании с типом связи «согласование»?

а) какой? чей?

б) что делать? что сделать?

- Посмотрите, какой необычный цветок у вас получился! Он вам ничего не напоминает? Действительно это цвета радуги. А как называется этот цветок, кто знает? (цветик – семицветик)

Познавательные:

умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результата действия;

Логические:

анализ, синтез;

Регулятивные:

контроль и оценка, прогнозирование (при анализе учебной деятельности).

Физминутка

Физминутка для глаз «Цветик – семицветик». (Презентация)




2. Разминка «Веришь ли ты?»

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о том, что не все сочетания слов являются словосочетаниями. А как вы усвоили этот материал, мы сейчас проверим и поиграем в игру «Веришь ли ты?»

- Ваша задача - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. (верное суждение показывают красной карточкой, неверное – зелёной; после каждого ответа на слайде 7 появляется правильный ответ)

Высказывания:

Веришь ли ты в то, что…

  1. подлежащее и сказуемое являются словосочетаниями? (Нет)

  2. однородные члены (быстрый и внимательный) не являются словосочетаниями? ( Да)

  3. предлоги со словами (в течение часа), не являются словосочетаниями? ( Да)

  4. составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) являются словосочетаниями? (Нет)

  5. сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, в ус не дует, сесть в галошу) не являются словосочетаниями? ( Да)

- Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

( Все эти сочетания слов не являются словосочетаниями.)

-Ребята, вы хорошо справились с этим заданием и получаете цветочек в благодарность за проделанную работу.

I I I / . Изучение нового материала. (II. Стадия осмысления).

Цели:

получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями;

сформировать у учеников представление о подчинительных видах связи (согласование, управление);


- Сейчас мы поговорим о новом виде подчинительной связи. А как он называется, мы узнаем, выполнив задание в учебнике на стр. 93.

1.Запись на доске:

подарить сестре подарил сестре

дом из дерева домом из дерева

бежит через лес бежали через лес

стакан воды о стакане воды

- Прочитайте словосочетания.

- Определите главное и зависимое слово.

- Измените форму главного слова и понаблюдайте, что происходит с зависимым словом? (Письменная работа.)

- Изменилась ли форма зависимого слова?

- Согласитесь ли вы с утверждением, что слова в этих словосочетаниях связаны согласованием? (Нет)

- Прочитайте словосочетание подарить сестре.

- Найдите зависимое слово.

- Измените главное и зависимое слово.

-Получилось? (Нет)

-Почему?

- На этот вопрос вы найдёте ответ в учебнике на странице 94. (Чтение правила)

-Как называется этот вид связи? (Слайд 9)

2. -Познакомьтесь с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование;

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Общеучебные:

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


IV. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цели:

организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их.


Выборочный диктант. Игра «Найди словосочетание»

-Сейчас вы будете находить и выписывать словосочетания с видом связи - управление. При этом вы должны определять части речи главного и зависимого слов. Словосочетания эти расположены вокруг нас, найдите их и запишите.

(Слайд 10)

Гл. Х сущ.

Образец: ходить (по чём?) по лужам - управление

Первое словосочетание разбираем вместе, а остальные самостоятельно.

Тепло весны, весеннее солнце, первые проталинки, подснежники на поляне,

вырастить цветы, ствол берёзы, тонкий ствол, дружить с тобой, спускаться с горы

- Обратите внимание на то, чем выражены главные и зависимые слова в словосочетаниях (сущ. и гл.).

- Прочитайте, какие словосочетания вы выписали ( тепло весны, подснежники на поляне, вырастить цветы, ствол берёзы, дружить с тобой, спускаться с горы).

- А какие словосочетания остались? (Весеннее солнце, первые проталинки, тонкий ствол)

-С каким видом связи?

Регулятивные:

контроль и коррекция результата с заданным эталоном;

Познавательные:

умение осознанно и произвольно высказываться.

Физминутка

Цель:

учить работать в парах, отрабатывать навыки коммуникативных действий.

^ Физминутка: ролевая игра «Образуй словосочетание»

-Встаньте, задвиньте стульчики. У каждого из вас на столе лежит карточка со словом, возьмите её. На ней написано слово. У всех слова разные. Постройтесь по проходу в две колонны. Повернитесь друг к другу .

- Ваша задача найти себе пару.

- Что у вас получилось? (словосочетания)

-А теперь пары со словосочетаниями вида связи - согласование, станьте к окну, а со словосочетаниями вида связи - управление к двери. Обратите внимание на слайд 11, здесь находится подсказка.


Согласование

Управление

Прил. + сущ.

Сущ. + сущ.

Поряд. числит. + сущ.

Гл. + сущ.

Местоим. + сущ.





- Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Слайд 12)

Словосочетания к физминутке:


Согласование

Управление

Свежий воздух

Увидел подснежник

Весенние цветы

Сияние солнца

Перелётные птицы

Пение птиц




Таяние снега


- Справились, отдохнули, а теперь садитесь на свои места.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества ;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи, рассуждение.

V. Домашнее задание:

проверить степень усвоения материала, изученного на уроке.

упр. 3 стр. 95, правило стр. 94

- Прочитайте задание. Назовите мне два словосочетания, которые вы будете выписывать. Все ли вам понятно?



VΙ. Коррекция знаний и способов действий.

Цели:

закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

Работа с текстом.

^ В ЛЕС ПРИШЛА ВЕСНА.

Тёплые лучи солнца согрели землю. Деревья раскрывают свои нежные листочки. Лес стоит прозрачный. Кажется, будто его окутал зелёный дымок. На фоне светлой зелени темнеют плотные ели. А какой свежий воздух в лесу! Пахнет смолой, клейким листом. Можно найти первые грибы сморчки.

а)- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. (Слова и словосочетания связаны по смыслу и объединены темой.)

- Давайте озаглавим его.

-Выпишите одно словосочетание со связью – согласование, а другое с управлением.

-Разберите их.

(Двое работают самостоятельно у доски, остальные в тетрадях. Затем, работающие у доски, объясняют.)

б) – У меня на столе лежат лепестки со словосочетаниями, выписанными из данного текста. Ваша задача - определить, какой вид связи у словосочетания и прикрепить лепесток к нужной сердцевинке. (На клумбе два кружка со словами: согласование, управление.)

^ Тёплые лучи, лучи солнца, согрели землю, раскрывают листочки, свои листочки, нежные листочки, лес прозрачный, зелёный дымок, на фоне зелени, зелени светлой, плотные ели, темнеют на фоне, воздух в лесу, воздух свежий, пахнет смолой, пахнет листом, клейким листом, найти грибы, грибы сморчки, грибы первые (согласование - штриховая, управление - одной линией)

- Проверьте. (Слайд 13)

Регулятивные:

прогнозирование.

VII. Итог урока. ( III. Стадия - рефлексия)

Цели:

закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

- Итак, ребята, с каким видом подчинительной связи в словосочетаниях мы сегодня познакомились? (Управление)

- Что такое управление? ( Это вид связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей)

- Теперь мы с вами знаем два вида связи в словосочетаниях: согласование, управление.

-Для закрепления изученного составим коллективный портрет словосочетания .

- Я очень довольна вашей работой на уроке, вы потрудились на славу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вот этот цветок. Пусть он вам принесёт весеннее радостное настроение.

Выставление оценок.

Познавательные:

умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности;

Регулятивные:

осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.



- Для того, чтобы цветы росли лучше, им не хватает солнышка. Каждый лучик солнца соответствует вашему настроению сейчас. Прикрепите лучики к солнышку: оранжевые - хорошее, прекрасное; жёлтые - не очень хорошее; розовые - грустное.






Приложение 1

1 конверт.

Что такое словосочетание.

а) Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) Это сочетание слов, которые являются грамматической основой.

2 конверт.

Из каких слов состоит словосочетание?

а) подлежащего и сказуемого

б) главного и зависимого

3 конверт.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на…

а) сочинительные и подчинительные

б) вопросительные и восклицательные

4 конверт.

Как правильно называется вид связи в словосочетании при котором слова равноправны?

а) подчинительная

б) сочинительная

5 конверт.

Выберите словосочетание с подчинительной связью:

а) ранняя весна

б) яркая и солнечная

6 конверт.

Выберите словосочетание с сочинительной связью:

а) весенняя капель

б) светит и греет

7 конверт .

На какие вопросы отвечает зависимое слово в словосочетании с типом связи «согласование»?

а) какой? чей?

б) что делать? что сделать?

Похожие:

Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка 22. 03. 11г. Тема урока: Словосочетание: основные...
Создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"
Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconНовинки литературы Кладовая слов русского языка
Кладовая слов русского языка: 5-й класс: пособие для уч-ся общеобразоват учреждений с белорус и рус яз обучения /Л. А. Худенко. –...
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка Тема : «Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы»
Обобщить знания учащихся о словах – названиях предмета, закрепить умение образовывать начальную форму слов
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка в 3-м классе по программе "Школа России" на тему...
Самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласныеОиЕв сложных словах»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница