Синергетика "Книги перемен"




Скачать 151,36 Kb.
НазваниеСинергетика "Книги перемен"
Дата публикации21.08.2013
Размер151,36 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
Синергетика "Книги перемен"

Еремеев В.Е.
В "Си цы чжуани", одном из комментариев к "Канону перемен" ("И цзин") порождение гуа описывается как последовательное дихотомическое деление Великого предела (Тай цзи) - космической проявленной единичности - на взаимодополнительные полярности инь и ян: "В Переменах есть Великий предел (тай цзи). Он рождает двоицу образов (и). Двоица образов рождает четыре символа (сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа)" (Си цы чжуань, 1, 11).

Обычно эта фраза иллюстрируется схемой, в которой триграммы выстраиваются в порядок Фуси (рис. 1; триграммы для удобства записаны в двоичном коде, приводятся их названия, отмечены их позиции).



Рис. 1

Как видно из рисунка, триграммы в порядке Фуси строятся по позициям в последовательности снизу вверх, от Земли к Небу. Однако в "Си цы чжуани" не указывается, что последовательность должна быть именно такой. Чередуя последовательности прохождения позиций, можно получить в общей сложности 6 порядков триграмм, представленных в нижеследующей таблице (табл. 1; порядок Фуси здесь обозначается как В1).

Таблица 1

Серия А

Серия В

A3

A2

A1

B3

B2

B1

Поз. 3-2-1

Поз. 2-1-3

Поз. 1-3-2

Поз. 3-1-2

Поз. 2-3-1

Поз. 1-2-3

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

110 - Д

011 - М

101 - О

101 - О

110 - Д

011 - М

101 - О

110 - Д

011 - М

110 - Д

011 - М

101 - О

100 - П

010 - В

001 - Д*

100 - П

010 - В

001 - Д*

011 - М

101 - О

110 - Д

011 - М

101 - О

110 - Д

010 - В

001 - Д*

100 - П

001 - Д*

100 - П

010 - В

001 - Д*

100 - П

010 - В

010 - В

001 - Д*

100 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

В этой таблице также приведена корреляция триграмм и стихий: Цянь и Дуй - металл (М); Кунь и Гэнь - почва (П); Сюнь и Чжэнь - дерево (по корреляциям с этими триграммами будем условно различать "первичное" и "вторичное"

дерево - Д и Д*); Кань - вода (В); Ли - огонь (О). В синологии не установлено время ее возникновения. Известно только, что она встречается в сохранившихся письменных источниках, относящихся к сунской эпохе. Так, например, эта корреляция приводится в сочинении неоконфуцианца Шао Юна (1011 - 77) "Мэй хуа и шу" ("Числа перемен цветов сливы"). Несмотря на такую позднюю датировку, можно с уверенностью сказать, что происхождение указанной корреляции триграмм и стихий значительно более раннее, поскольку в ней отражены основные закономерности оперирования со стихиями, известные с доханьского времени.

Данную систему триграмм можно проинтерпретировать с точки зрения синергетики. Эта новая, еще только становящаяся наука полагает своей целью выявить принципы самоорганизации открытых диссипативных систем (т.е. образующихся за счет рассеяния энергии). При всем различии подходов, развиваемых в разных направлениях синергетики, в ней уже сформировался ряд понятий, которым приписывается междисциплинарная значимость, - диссипация, неравновесность, нелинейность, когерентность, бифуркация, автоколебания и проч. Ничего подобного, разумеется, древние китайцы не знали. И все же китайскую арифмосемиотику можно рассматривать как высокоразвитую синергетическую теорию, поскольку в ней отражены оригинальные принципы самоорганизации, имеющие определенное философско-космологическое обоснование и достаточно четкую формализацию.

В силу того, что китайцы никогда не мыслили бога-творца, их космология носит эволюционный характер. Космос, согласно этой космологии, никем не создавался, а возник путем "самоорганизации" из некоего первичного начала, о причинах и форме существования которого затруднительно говорить, поскольку оно непроявленное, неопределенное и хаотичное. Рождение такого космоса не обусловлено актом "божественной воли" или каким-либо детерминистическим законом, а происходит спонтанно. Он возникает как некая гигантская флуктуация (т.е. отклонение от равновесия) в глубинах первоначала и остается погруженным в него при всем своем дальнейшем развитии. Будучи "открытой" самоорганизующейся системой, китайский космос постоянно вбирает в себя из первоначала спонтанность, что позволяет ему прогрессивно эволюционировать и не превращаться в заиндевевшую конструкцию, подверженную законам энтропии.

Как описывается во многих древнекитайских источниках, фаза самоорганизации космоса начинается с разделения первоначала на два полюса - Неба и Земли или, в триграммной символике, Цянь и Кунь. Тем самым, в том, что прежде было хаосом, возникают первые формы космической упорядоченности - поляризация. При этом надо отметить, что поляризация на элементарные силы ян и инь существовала и в хаотическом исходном состоянии, и разделение на Цянь и Кунь - это лишь перенесение ее на масштаб выделенной системы данных сил.

В синергетике обычно различаются два вида хаоса - "динамический" и "диссипативный". Первый "лежит у оснований микроскопической физики, он включает в себя нарушение симметрии во времени". Второй относится к "макроскопическим явлениям, управляемым вторым началом термодинамики, в число

которых входят приближение к равновесию, а также диссипативные структуры". Динамический хаос служит фундаментом диссипативным явлениям.

В китайской космологии этим двум синергетическим видам хаоса можно поставить в соответствие исходное первоначало и выделенную в нем область для самоорганизации космоса. Терминологически они не различаются и выражаются в словосочетании хунь дунь, которое можно перевести двояко: "смешанная мутность" и "беспорядочный поток". В первом случае хунь дунь выражает идею изначальной всесодержащей безраздельности, а во втором - расходящиеся энергии начавшейся поляризации. Следствием данной поляризации является установление двух встречных потоков - от Цянь к Кунь и от Кунь к Цянь :

"Цянь и Кунь разделились, и Перемены установились между ними. Если разрушить Цянь и Кунь, то не будут проявляться Перемены. Если не будут проявляться Перемены, то Цянь и Кунь совсем истощатся" (Си цы чжуань, 1, 12).

"Небо и Земля устанавливаются по позициям, и перемены движутся между ними" (Си цы чжуань, 1, 5).

"Небо и Земля сочетают свои производящие силы, и тьма вещей посредством превращений (хуа) совершенствуется (чунь)" (Си цы чжуань, 2, 4).

Продукт встречи этих потоков - это уже новая реальность, из которой путем повышения уровня организованности образуется весь видимый космос. Таким образом, для самоорганизации необходимы три составляющих: Цянь, Кунь и срединная структура. Видимо, сходная мысль выражается в следующем пассаже из "Дао дэ цзина":

"Дао порождает Единое, Единое порождает двоицу, двоица порождает троицу, а троица порождает все множество вещей" (Дао дэ цзин, 42).

Троичность образовавшейся структуры приводит к тому, что ее компоненты для более эффективного взаимодействия также подразделяются на три составляющих. Только после этого можно говорить о том, что первый этап самоорганизации сопровождался не просто разделением Единого на два полюса, а на Цянь и Кунь - на троичные структуры с противопоставлением на янские и иньские силы в каждой позиции (111-000). Установившиеся между ними сочетания потоков также троятся, что выражается в появлении "младших" триграмм. Эти триграммы образуют систему, для которой Цянь и Кунь являются чем-то внешним, источниками энергии, входом и выходом, внешней средой, всем одновременно. Данная нечеткость в определении "старших" триграмм дает возможность широкому применению образовавшегося конструкта, делает его "междисциплинарным". От космологической тематики с ним можно перейти к описанию само- организации самых разнообразных открытых систем в уже сложившемся космосе. Обоснованием этому может быть утверждение китайской науки, что часть имеет схожую структуру с целым. Космос, изучавшийся китайцами, не являлся абсолютной единичностью, которой ничего не противостоит. Иначе уподобление структур космоса и его частей было бы неправомочным. В "Дао дэ цзине" говорится, что Единое рождается из Дао, в "Си цы чжуани" Великий предел возникает из Перемен (и), а у сунского философа Чжоу Дуньи (1017 - 73) - из Беспре-

дельного (у цзи) (Чжоу Дуньи 1936, с. 2). Все это названия непроявленной реалии, в недрах которой и образуются отдельные упорядоченности, системы с проточным равновесием, одной из которых и является наш мир.

Итак, на стыке потоков между Цянь и Кунь возникают "младшие" триграммы. Можно предполагать, что первоначально появляются небольшие области потоков, отличающиеся своими свойствами от окружения. Эти домены группируются, и все пространство между энергетическими полюсами делится на шесть частей - по числу возможных комбинаций янских и иньских сил по три при условии их разнородности (2 ян и 1 инь - 110, 101, 011; 2 инь и 1 ян - 001, 010, 100). Эта же разнородность определяет неустойчивость данных образований, что приводит к их взаимодействию и взаимопереходу. И то и другое при наиболее экономном режиме, требующем минимальных затрат энергии, будет происходить по циклу, в котором достаточно изменения только в одной позиции между соседними триграммами. Для "младших" триграмм образуется только один такой цикл: 100-110-010-011-001-101. Автором настоящей статьи он был назван гексанемой (Еремеев 1993, с. 80).

По этому же правилу могут образовываться и разнообразные циклы, включающие в себя "старшие" триграммы. Их полная классификация не имеет в данном случае значения, что позволяет ограничиться только примерами: четверичный - 000-100-101-001; шестеричный - 000-100-101-111-011-010 восьмеричный - 000-100-101-111-110-010-011-001. В совокупности они могут рассматриваться как образующие микромасштабную структуру хаоса, в которую входит также и гексанемный цикл. Выделение его из ряда других как основы для самоорганизации связано с противопоставленностью "старших" триграмм "младшим" как соответственно устойчивых и неустойчивых комплексов позиционных сил.

В

цикле гексанемы различие между позициями у триграмм выражено очень слабо. Это первая степень упорядоченности. Различаются только фазы позиционных циклов - они сдвинуты на 120° относительно друг друга. В сумме эти циклы, если их представить как синусоидальные колебания, дают нулевую амплитуду, а если рассматривать в дискретном виде, то образуют равномерные чередования янских

и иньских сил (рис. 2).

Переход янской доминанты от позиции к позиции в цикле гексанемы является линейным. Этот вывод опирается на правило, согласно которому для триграмм с одной янской чертой доминанта будет соответствовать позиции нахождения данной черты, а в триграммах с двумя янскими чертами доминанта ока-

жется между ними. При равноправности позиций триграмма Ли (101) может быть графически представлена как переход на следующий виток, в котором она примет следующий трансформированный вид - 011', что позволяет продолжать линию смещения доминанты за пределы одного цикла.

Равноправность позиций "младших" триграмм еще означает, что взаимодействия с ними "старших" триграмм не имеют смещений. По принципу изменения только одной черты Цянь (111) будет равноправно взаимодействовать с "женскими" триграммами (110, 011, 101), а Кунь (000) - с "мужскими" (100, 010, 010). Но это все только при минимальных энергетических затратах, соответствующих элементарной форме упорядоченности системы. При увеличении энергии, идущей от Цянь и Кунь, равноправие нарушается, и срединная система обретает вторую степень упорядоченности.

Для дальнейшего разговора о древнекитайских принципах самоорганизации будет полезно обратиться к представленному в "Дао дэ цзине" образу этой системы как пространства (цзянь, "промежуток") между Небом и Землей:

"^ Разве пространство между Небом и Землей не такое же, как в кузнечных мехах или в флейте? Опустошаешь, а не истощается. Приводишь в движение, и изливается вовне" (Дао дэ цзин, 5).

Не ясно, о каких конкретно мехах (то) идет здесь речь - о примитивных мехах с растягивающимися кожаными складчатыми стенками или о достаточно эффективных поршневых мехах двойного действия, которые китайцы имели уже в –IV в., поскольку не известно доподлинно, были ли эти строки написаны ранее. Может даже в них имеются в виду не кузнечные мехи, а музыкальный инструмент, состоящий из мехов и короткой флейты (юе). Но все это и не важно, поскольку во всех указанных случаях производится периодическое нагнетание воздуха за счет некой внешней силы. По аналогии Небо и Земля также периодически должны воздействовать на срединное пространство. Но тогда будут ли происходящие в нем циклические процессы рассматриваться как самоорганизующиеся?

В современной теории самоорганизации помимо свободных затухающих колебаний различаются вынужденные колебания, которые совершаются с частотой и амплитудой, навязывающимися внешним воздействием, и автоколебания - незатухающие колебания в диссипативной системе, которые поддерживаются внешним непериодическим источником энергии. Внешний источник энергии может быть и периодическим, но параметры его колебаний не должны прямым образом отражаться на характере циклических процессов, происходящих в системе. Автоколебания определяются свойствами самой системы, которая преобразует внешние воздействия в колебания за счет специфических взаимодействий своих элементов. При таком условии только и можно говорить о чистой самоорганизации, примеров которой не так уж много по сравнению со случаями совмещения различных видов колебаний.

Пожалуй, китайцы, не производя строгую математическую дефиницию, отразили в своем учении представления о всех трех видах колебаний. Опустим

свободные колебания, которые не характерны для таких устройств как кузнечные мехи и флейта и которые древние ученые изучали на примере вибраций струны. Периодическое сжимание и растягивание мехов приводит к периодическому выходу воздуха их них. До вопроса, что происходит внутри мехов, китайская научно-техническая мысль не поднималась. Поэтому проблема действия мехов целиком принадлежала к области знаний о вынужденных колебаниях. В случае флейты периодичность или непериодичность вдувания в нее воздуха не имеет отношения к высоте ее звучания. Здесь уже наличествуют автоколебания, которые относятся к элементарной форме самоорганизации.

Мехи и флейта - это только образы. В действительности же китайцы по преимуществу интересовались периодическими процессами, связанными с календарными циклами, которые понимались как результат взаимодействия между Небом и Землей, определяемого на основе видимого движения Солнца, Луны и звезд вокруг Земли. В сфере их внимания также были и некалендарные периодические процессы. Например, упомянутые музыкальные звуки, смены династий, функциональные циклы в живом организме, имеющем помимо суточного множество других ритмов, о которых знали древние медики.

Разграничение вынужденных колебаний и автоколебаний для китайцев было не столь актуально. Они имели тенденцию видеть связь всего со всем, поэтому для них не имело особого значения отделять источник колебаний от колебательной системы. Для описания вынужденных колебаний и автоколебаний в ицзинистике использовался один и тот же триграммный аппарат. А в нем вынесение Цянь и Кунь из колебательной системы является достаточно условным. Все восемь триграмм, безусловно, представляют собой систему. Поэтому, если даже "старшие" триграммы являются не только поставщиками энергии, но и задают определенную частоту колебаний для остальных триграмм, то, все равно, в целом триграммы можно рассматривать как самоорганизующуюся систему.

Если вернуться к рассмотрению изолированного цикла гексанемы, то можно констатировать, что в нем также проглядывают свойства самоорганизующейся системы. В этом цикле шесть "младших" триграмм выстраиваются в замкнутую цепочку по принципу наименьшей траты энергии. Энергия "старших" триграмм распределяется в этом цикле равномерно, что определяется стремлением к сбалансированности всех его составляющих, т.е. сбалансированности не только триграмм между собой, но и позиций внутри каждой из них. Это же стремление может задавать частоту гексанемного цикла.

Гексанемный цикл лежит в основе других циклов, которые могут возникнуть в системе "младших" триграмм, зафиксированной в табл. 1. Появляются эти циклы, как уже говорилось, при увеличении поступающей в систему энергии, и тут снова уместна аналогия с флейтой. Увеличение энергетического воздействия в случае флейты выражается в более интенсивном вдувании в нее воздуха. При этом наступает так называемый эффект "передувания" (Тэйлор 1976, с. 156), когда звучание флейты может соскочить с первой гармоники на более высокую,

например, на вторую. Вот так и колебательная система "младших" триграмм перестраивается с первой гармоники на вторую.

Установление следующей по счету четной гармоники может быть выражено посредством формальной операции симметризирования круговой схемы с шестью "младшими" триграммами. С энергетической точки зрения, этот процесс соответствует перестройке структуры системы "младших" триграмм за счет "передувания". Из гексанемного цикла в таком случае может образоваться любой из циклов из серий А и В (см. табл. 1). Например, чтобы получить порядок A1 необходимо круговую схему с гексанемным порядком разделить пополам линией, прочерчиваемой рядом с триграммой 110, а затем перенести в полукруг с этой триграммой три триграммы из другого полукруга и произвести развертку получившейся последовательности триграмм на новой круговой схеме (рис. 3).



Рис. 3

Стихии, коррелирующие с образовавшимся таким образом порядком "младших" триграмм, выстраиваются в порядок, называемый в китайской традиции "взаимоподавлением" (сян кэ): В  О  М  Д*-Д  П.

Выбор конкретного цикла может определяться внутренними флуктуациями системы. Но в конечном итоге этот выбор окажет влияние и на состояние "старших" триграмм, поскольку позиции в триграммах станут неравнозначными, а это будет означать, что Цянь и Кунь будут связаны по преимуществу с одной из пар дополнительных "младших" триграмм. С парой 110-001 Цянь и Кунь будут коррелировать в циклах А3 и В2, с парой 011-100 - в А2 и В1, с парой 101-010 - в А1 и В3 (см. табл. 1). Если перестройка системы будет определяться "старшими" триграммами за счет выбора изменяемой позиции, что автоматически приведет к налаживанию связи с конкретной парой "младших" триграмм, то установление одного из двух циклов, соответствующих этой паре, будет определяться начальными условиями данной перестройки, а именно, направлением циркуляции по гексанеме, которое "старшими" триграммами, в принципе, не задается.

Установление в системе триграмм циклов из серий А и В будет соответствовать второй степени упорядоченности. Она требует бóльших энергетических затрат и связана с функциональным разграничением каждого из циклов. Ведущую роль здесь играют циклы триграмм А3 и В1. Первый из них представляет собой триграммный аналог порядка "взаимопорождения" (сян шэн) стихий (Д*-Д  О  П  М  В), а второй - порядок Фуси (рис. 4). Остальные циклы в данных сериях могут рассматриваться как зависимые от А3 и В1. Поэтому ицзинист-

ская теория учитывает переход к третьей степени упорядоченности, также связанный с повышением энергетических затрат, только по отношению к этим циклам, выявляя в них вторую гармонику, которая одновременно будет являться четвертой гармоникой по отношению к гексанеме. Формально получение новых циклов связано с операцией симметризирования построенных выше круговых схем с "младшими" триграммами, расположенными в порядках А3 и В1. При тех же осях симметрии развертка новых круговых схем должна осуществляться, начиная с других триграмм, а именно: для А3 - с 110, для В1 - с 011 (рис. 5). В результате указанных преобразований получаются два порядка стихий, обратные известным традиционным китайским порядкам, которые Дж. Нидэмом (Needham 1956, p. 253 - 4) были названы как "космогонический" (В  О  Д*-Д  М  П) и "современный" (М  Д-Д*  В  О  П). Данная инверсия не столь принципиальна, поскольку порядки стихий (а также и триграмм) могут считываться в обе стороны. Например, "современный" порядок предстает в обратном направлении в схеме суточной циркуляции пневмы-ци по меридианам. Правда, при этом он несколько трансформируется за счет замены вторичного дерева (Д*) на вторичный огонь (О*) или "огонь-министр" (сян хо), который противопоставляется первичному огню (О) - "огню-правителю" (цзюнь хо) (рис. 6).

Как было показано в отдельных работах автора (см.: Еремеев 1993, 2002), значение схемы суточной циркуляции пневмы-ци по меридианам гораздо больше чисто медицинского. Использование различных коррелятов стихий позволяет собрать вокруг этой схемы обширное число космологических, психологических и других идей традиционной китайской науки, касающихся проблемы взаимоотношений человеческого организма и внешней среды. В настоящей статье данная схема выступает как описание самоорганизации космоса. Самоорганизация человеческого организма, конечно, отличается от спонтанной самоорганизации предкосмического хаоса, но, как можно судить из приведенных выше выкладок, имеет с ней общие принципы.



Рис. 4



Рис. 5



Рис. 6

Литература


1. Дао дэ цзин - Дао дэ цзин // Чжу цзы цзи чэн. Т. 3. Шанхай, 1986.

2. Еремеев 1993 - Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. М.: АСМ, 1993.

3. Еремеев 2002 - Еремеев В.Е. Символы и числа "Книги перемен". М., 2002.

4. Пригожин, Стенгерс 1994 - Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

5. Си цы чжуань - Си цы чжуань // Чжоу и иньдэ. Тайбэй, 1966.

6. Тэйлор 1976 - Тэйлор Ч.А. Физика музыкальных звуков. М., 1976.

7. Чжоу Дуньи - Чжоу Дуньи. Тай цзи ту шо //Чжоу Ляньси цзи. Ч.1.Шанх, 1936.

8. Needham 1956 - Needham J. Science and Civilization in China. V.2.Cambr., 1956.

Похожие:

Синергетика \"Книги перемен\" iconКнига Перемен" Ю. С. Владимиров "
Чжоу Дуньи (1017 73), "корнями друг друга". Уже из названия "Книги перемен" следует направленность этого учения на познание изменений...
Синергетика \"Книги перемен\" iconСтатья посвящена биологическому языку наследственной информации и...

Синергетика \"Книги перемен\" iconКнига Китая. "Ицзин"
В основу предлагаемого гадания положена древнейшая книга Китая. "Ицзин" книга перемен. Возраст этой книги около 2500 лет. Она появилась...
Синергетика \"Книги перемен\" iconВопрос Основные философские школы древнего Китая
В конфуцианстве философия называется хаосюэ, что обозначает любовь к мудрости. В даосизме философия называется цэюсюэ – отрицание...
Синергетика \"Книги перемен\" iconВопросы к зачету по философии гр. 142-143
Системная организация бытия. Синергетика как учение о самоорганизующихся системах
Синергетика \"Книги перемен\" iconПояснительная записка Тема урока: Структура книги. Справочный аппарат книги
Средства обучения: книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями, компьютер, видеопроектор, ромашка на лепестках...
Синергетика \"Книги перемен\" iconСинергетика и культурология
Представляется несомненным, что необходима дальнейшая работа в этом направлении, причем на обоих уровнях общеметодологическом и конкретно-исследовательском,...
Синергетика \"Книги перемен\" iconУроки 43 44
Прочитать главы 16-17 из Первой книги Царств; 11-12 из Второй книги Царств; главу 3 из з книги Царств
Синергетика \"Книги перемен\" iconБ. А. Фролов в заключительных замечаниях на книгу Ю. К. Щуцкого "Китайская...
В заключительных замечаниях на книгу Ю. К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга перемен", В. М. Алексеев констатировал: "загадка...
Синергетика \"Книги перемен\" iconСлова добрые
Гарф, ф. 640, on. 1, д. 317. это выборка из одной из глав книги нашего издательства — книги пи­сем и дневниковых записей Александры...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница