Дальше так жить было нельзя




НазваниеДальше так жить было нельзя
страница1/9
Дата публикации01.08.2013
Размер0,72 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
…Годы толкают в спину

И не дают успеть

Тем  дописать картину,

Этим  просто допеть…

Владимир Высоцкий

Раздел 1
ДАЛЬШЕ

ТАК

ЖИТЬ

БЫЛО

НЕЛЬЗЯ
Наверное, мало кто не помнит, что эти слова почти повторяют название фильма замечательного режиссера Ст. Говорухина, показанного на переломе эпох, практически сразу после капиталистической революции в России, сразу за мнимым социализмом. То был
«…рай для нищих и шутов, мне ж как птице в клетке…»
Увидеть нам себя, свою страну в противоречии, в предразвитии,  вот главная тема этого раздела.

^ ТО БЫЛО НАШЕ РОДНОЕ ПРОКЛЯТОЕ ВРЕМЯ
Наше, ещё недавнее время, названное чуть ли не официально застойным, а надо бы прямо сказать  драматичное  блестяще обрисовал Евтушенко в уже упомянутом нами стихотворении «НЕРВЫ». Вот оно, почти полностью. Вчитаемся, вдумаемся, вчувствуемся и перестанем лить слезы о том ушедшем времени.

Запись сделана с фонограммы выступления поэта в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов.

^ Нервы, нервы…

Разгулялись, однако, они на Руси.

Нервы: я! – нет, я первый

И в поэзии, и на стоянке такси,

Даже если впритирку трещащие швы.

Куда вы претесь?! – сами прете!

Чего Вы орете? А Вы!?

Обалденье подкашивает людей

От галденья, от магазинных,

автобусных и прочих очередей

Добывания ордеров и путевок,

Бесчисленных справок, сапог на меху –

Это как добивание самих себя на бегу.

Чтоб одеться красиво, надо быть начеку,

Надо хищно, крысино добывать по клочку.

На колготки из Бельгии, на румынскую брошь

Наши женщины бедные чуть не с криком: «Даешь!»

За серванты плюгавые,

За билеты в кино…-

Это наши Полтавы, наши Бородино…

От закрута, замота, от хрустенья хребта

Что-то в душах замолкло,

Жабы прут изо рта!

Горький воздух собесов

И нотариальных контор

Пробуждает в нас бесов,

Учиняющих ор.

Я, измотанный в джунглях редакций

Злость срываю на ком – на жене,

А жена, чтобы не разрыдаться,

Злость, усталость срывает на мне.

И дитя, к стене припадая,

В страхе плачет, когда свистя

Оголенными проводами

Нервы взрослых калечат дитя

Лучше дрот, лучше розги

Для ребенка, чем драка,

Где дело доходит почти до когтей

Нервы взрослых, пожалейте, молю,

Паутиночки  нервы детей!
^ Действительно, все так и было. А этот поэтический блеск был очень нужен, чтобы пронять нас самих, чтобы пробить того, от кого что-то тогда зависело, но просто так, по закону и служебным инструкциям, не пробивало.

Да и не могло пробить. Сейчас говорят «такое было время». Нужна была «смена концепции». Эта смена и была проведена. Случайно это было сделано или нет, умело или нет, преступно или нет – это другой вопрос. Да и делалось все это не сразу. Пытался сделать нам оттепель Н.С. Хрущев  не вышло. Хотел что-то сделать А.Н. Косыгин  не получилось. А начало всё это переворачиваться  не надо тупить взор, не надо наливать глаза яростью  с М.С. Горбачева.

Вот слова песни тех времен эмигранта Вилли Токарева (тоже с фонограммы):
Я на днях известия в «Известиях» прочел,

Что в Союзе приоткрыли двери.

Да чтоб ты был здоров, Михаил Сергеич Горбачев,

Хочется надеяться и верить.

Но тут же наш автор поет следующее:

Друг мой возвратился назад, домой, в Москву,

он сказал мне: «Вилли, понимаешь,

иногда без сожаления вкусную халву

на горбушку черного меняешь».
…Запад на Востоке был для нас мечтой

мы не понимали истины простой:

где б ты ни родился, родина одна,

где б ни находился, родина нужна.
Чтобы понять, как непросто даются эмигрантам эти слова, продолжим тему. Неэмигрант, но зараженный еще с детства заграницей ^ Владимир Высоцкий описал тогдашнее «событие» с выездом за рубеж так:
Перед выездом в загранку

Заполняешь кучу бланков,

Это еще не беда.

Но в составе делегаций

С вами едет личность в штатском

Завсегда.
Я сам никогда не забуду одну довольно грустную и позорную сцену добывания валюты в мой первый и последний вояж в капстрану, когда свобода была только объявлена, а несвобода экономическая ещё оставалась. Это была грандиозная очередь около пункта обмена валюты у метро «Белорусская», грандиознее любых политических демонстраций, с накаленным выяснением кто за кем когда занимал, с воплями женщин и прихваченных ими детей за разрешенный кусок валютного пирога. Это была страшная, грязная и стыдная сцена тех дней, очень похожая на то, что отражено в «НЕРВАХ» Евтушенко.

По теме «Наше родное проклятое время» я дал здесь это первым стихотворение ибо не знаю более остро его отражающего. Социализм, точнее, то, во что он превратился в России, дав в рот каждому из нас свой, ему положенный кусок хлеба. Это был гениально страшный шаг: он заменил честную борьбу на… плату нервами.

Тогда ускоренно деградировал каждый из нас и мы все вместе.

Ибо страдали от этого другие стороны нашей жизни  духовные. Вот фрагменты из отобранных нами стихотворений великого барда всех времен и народов Владимира Высоцкого, которыми мы продолжим раздел «Родное проклятое время». Они взяты нами из упоминаемого нами сборника, из собственных звукозаписей и компакт- диска (Владимир Высоцкий. Мультимедиа CD-ROM  других сведений там нет):


^ А люди все роптали и роптали,

А люди справедливости хотят:

 Мы в очереди первыми стояли,

А те, кто сзади нас, уже едят.
Им объяснили, чтобы не ругаться.

 Мы просим вас, уйдите, дорогие.

Те, кто едят, ведь это иностранцы.

А вы, прошу прощенья, кто такие?..

***

Вот главный вход, но только, вот,

Упрашивать? - я лучше сдохну.

Хожу я через черный ход,

А выходить стараюсь в окна…
***
Голая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах,

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,

Правда, в речах его правды на ломаный грош,

Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная Ложь
***

Нам судьба уготована странная

Беспокоимся ночью и днем

И друг друга грызем на собраниях

Надрываемся, горло дерем.
И семья моя - свора скандальная,

Этот пьяный, драчливый сосед.

Ты квартира моя коммунальная,

Днем и ночью покоя все нет.
А вот обобщения посерьезнее:
^ В дорогу живо или в гроб ложись.

Да, выбор небогатый перед нами.

Нас обрекли на медленную жизнь

Мы к ней для верности прикованы цепями.
А кое-кто поверил второпях,

Поверил без оглядки, бестолково,

Но разве это жизнь, когда в цепях,

Но разве это выбор, если скован?..

(Из к/ф "Единственная дорога")


Или, например, «Песня микрофона»:
Я оглох от ударов в ладони,

Я ослеп от улыбок певиц.

Сколько лет я страдал от симфоний,

Потакал подражателям птиц.
Сколько лет в меня шептали про Луну,

Кто-то весело орал про тишину,

На пиле один играл, шею спиливал...

Ну, а я усиливал, усиливал, усиливал
В чем угодно меня обвините,

Только против себя не пойдешь —

По профессии я усилитель,

Я страдал, но усиливал ложь.
Застонал я, динамики взвыли,

Он сдавил мое горло рукой.

Отвернули меня, умертвили,

Заменили меня на другой.
Тот, другой, он все стерпит и примет,

Он навинчен на шею мою.

Часто нас заменяют другими,

Чтобы мы не мешали вранью.


Многим, если не всем нам тогда было как нож у горла вот такое:
Сцена, раздавая чины и награды…

… продавшимся гадам,

Настоящих и неподкупных сводила в могилу.

(Иг. Тальков)
^

Зато, мы делаем ракеты,


Перекрываем Енисей,

А также в области балета…

БЕЗЫСХОДНОСТЬ

Когда говорят, что настоящий поэт, настоящий творец всегда рождается раньше своего времени, то это прежде всего означает, что мы, остальные, рождаемся позже своего времени, начинаем его видеть с большим, огромным опозданием. И с опозданием начинаем воспринимать тех, кто вовремя уже в свое время понимал всю его несправедливость и полную безысходность.

^ Владимир Высоцкий:

Ушли друзья сквозь вечность — решето,

Им всем досталась Лета или Прана,

Естественною смертию — никто,

Все противоестественно и рано.

***

И обрывали крик мой, и выбривали щеки

Холодной острой бритвой восходящие потоки.

И кровь вгоняли в печень мне, упруги и жестоки.

Невидимые, встречные воздушные потоки…
Мало кто узнает в этих стихах Владимира Высоцкого. А вот уже всеми слышанное:***

^ В сон мне желтые огни,

И хриплю во сне я:

Повремени, повремени,

Утро мудренее,

Но и утром все не так,

Нет того веселья,

Или куришь натощак,

Или пьешь с похмелья.
В кабаках зеленый штоф,

Белые салфетки.

Рай для нищих и шутов,

Мне ж, как птице в клетке!

В церкви смрад и полумрак,

Дьяки курят ладан.

Нет, и в церкви все не так,

Все не так, как надо.

… А в конце дороги той

Плаха с топорами.

…Вдоль дороги все не так,

А в конце - подавно.

И ни церковь, ни кабак,

Ничего не свято!

Нет, ребята, все не так,

Все не так, ребята!

***

Сколько кануло, сколько схлынуло!

И кидало меня, не докинуло.

Может, спел про вас неумело я.

Очи черные, скатерть белая!
У Евтушенко есть небольшая поэма «ВОЛЧИЙ СУД», которую, возможно, не все понимают или во всяком случае воспринимают.  А речь там идет об очень тонкой грани нашего родного проклятого прошлого, когда любое начальство считало само собой разумеющимся право на любые успехи своего сатрапа и оскорблением, если бы он (сатрап) вышел в свет без его фамилии… Или хотя бы без его прилюдного благословения. Вот отрывки из этой поэмы:
^ Однажды три волка

по правилам волчьего толка

на общем собранье

судили четвертого волка

за то, что задрал он, мальчишка,

без их позволенья

и к ним приволок, увязая в сугробах,

оленя.

Олень был бы сладок,

но их самолюбье задело,

что кто-то из стаи

один совершил это дело.

Для стаи, где зависть,

как будто бы шерсть на загривках

густая,

всегда оскорбленье

победа без помощи стаи.

У главного волка:

матерого хама, пахана

угрюмая злоба

морщинами лоб пропахала.

Забыв, что олень

был для стаи нежданный подарок,

он вдруг возмутился,

ханжа, климактерик, подагрик.

Талантливый хищник,

удачи чужой он не вынес.

……………………………………………………

Пахан прорычал:

«Этот волк — не из волчьего теста.

Он делал карьеру.

Предателям в стае не место».

Его паханята боялись дойти до рычанья,

и грустно кивнули они в благородном молчанье.

А волк-подсудимый,

не веря себе,

растерялся.

Хотел он завыть: «Дураки!

Я для вас же старался!»

Забыл он, что в стае

над чувствами только смеются.

Подарки волкам

неотмщенными не остаются.

С волками ты жил,

выл по-волчьи,

теперь не взыщи ты!

На волчьем суде

никогда не бывает защиты.

Побрел он по снегу

огням отдаленным навстречу,

совсем одинок

и по-волчьи и по-человечьи.

Где был тот олень,

там земля чуть дымилась, пустая:

добычу стянула уже

конкурирующая стая.

И волк усмехнулся над судьями:

«Так им и надо».

Что стая волков?

Лишь презренное темное стадо.

Как все это тупо,

как все это мерзко и глупо:

паханство и рабство,

и все эти группочки, группы.

Они похваляются тем,

что свобода их — льгота,

но в стае любой —

есть всегда полицейское что-то...

Волк шел на огни,

где дымы над домами кружили:

«Свои — загрызут.

Пусть уж лучше пристрелят чужие».
…Довольно про волков, песцов и лебедят.

Вот лист.

Пускай читатели глядят:

лист окровавлен, как на фронте снег.

На нем лежит и стонет человек.
Трагизм поэтов, вообще творцов, осознавших тогда свое низменное положение, и в стихотворении Высоцкого, которое мы осмелимся привести здесь полностью.


^ Я не люблю фатального исхода.

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или, когда все время против шерсти,

Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза!

Досадно мне, что слово "честь" забыто,

И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,

Нет жалости во мне и неспроста

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!

(« Я НЕ ЛЮБЛЮ»).


Это стихотворение можно назвать нестареющим, под сказанным в нем может подписаться каждый. Не каждый из нас это все прочувствовал, может быть, не каждого все это затронуло по каждой строке: был рай для нищих и шутов. А для тех, что как птицы в клетке, самые несправедливые несправедливости были именно в годы самого «развитого социализма:


^ То ли в избу и запеть,

Просто так, с морозу,

То ли взять и помереть

От туберкулезу.
Сколько лет счастья нет,

Все кругом красный свет,

Недопетый куплет,

Недодаренный букет. Бред...
Назло всем, насовсем

Со звездою в лапах

Без реклам, без эмблем,

Мишек косолапых.
Не догнал бы кто-нибудь

И учуял запах.

Отдохнуть бы, продыхнуть

Со звездою в лапах.
У нее, без нее,

Ничего не мое.

Невеселое жилье,

И белье и то ее. Ё-мое...


***

Сыт я по горло, сыт я по глотку,

Ох, надоело петь и играть,

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

И позывных не передавать…
***

Как во смутной волости,

Лютой, злой губернии

Выпадали молодцу

Все шипы да тернии…
…Гонит неудачников по миру с котомкою.

Жизнь течет меж пальчиков

Паутинкой тонкою,

А которых повело, повлекло

По лихой дороге,

Тех ветрами сволокло

Прямиком в остроги.
Тут на милость не надейся -

Стиснуть зубы, да терпеть.

Сколь веревочка ни вейся,

Все равно совьешься в плеть!

Все равно совьешься в плеть.
Ох, лихая сторона,

Сколь в тебе ни рыскаю,

Лобным местом ты красна

Да веревкой склизкою!
А повешенным сам дьявол-сатана

Голы пятки лижет.

Эх, досада, мать честна,

Ни пожить, ни выжить!..
Лучше ляг да обогрейся:

Я, мол, казни не просплю.

Сколь веревочка ни вейся,

А совьешься ты в петлю!

А совьешься ты в петлю

***

Я по полю вдоль реки. Свет и тьма, нет Бога…

А в чистом поле васильки, дальняя дорога.

Вдоль дороги лес густой с бабами-ягами,

А в конец дороги той плаха с топорами…

***

Трудно не согласиться с другим поэтом  Евгением Евтушенко,, что:
тысячи маленьких скользких «нельзя»

сливаются в «жить невозможно».

…Не очень приятно всю жизнь фехтовать

с навозною кучей
В стихах, которые мы дадим ниже, и проклятья, и раздумья по поводу, и жажда отмщения, и обида за, и возмущение против… Попробуем разделить их.

Первым мотивом в них проглядывает презрение к политическому устройству и к властным структурам, к их деяниям.
^ ПРЕЗРЕНИЕ К СТРОЮ
Вот отрывок из стихотворения В. Захарченко Сначала это как догадка. Догадка и изумление:


Спасибо, жизнь,

за то, что принесла

Не счастье, нет,

лишь ощущенье счастья.

За то, что не растратила дотла

Порыв —

принять в твоей судьбе участье...
Я все познал,

я все преодолел.

И то, как воровато из тумана,

На фоне якобы великих дел,

Вставала тень великого обмана.


У ^ Вл. Высоцкого все это намного прозрачнее:


Власть исходит от народа,

Но куда она приходит,

И откуда происходит,

До чего ж она доходит?
Власти ходят по дороге.

Кто лежит там на дороге?

Кто-то протянул тут ноги,

Труп какой-то на дороге.

Э, да это ведь народ.

***

И если бы оковы разломать,

Тогда бы мы и горло перегрызли

Тому, кто догадался приковать

Нас узами цепей к хваленой жизни.
Неужто мы надеемся на что-то,

А, может быть, нам цель не по зубам?

Зачем стучимся в райские ворота

Костяшками по кованным скобам?
И рано нас равнять с болотной слизью,

Мы гнезд себе на гнили не совьем,

Мы не умрем мучительною жизнью,

Мы лучше верной смертью оживем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Дальше так жить было нельзя iconПечальный детектив
И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, он не сел в автобус — пусть ноет раненая нога, зато...
Дальше так жить было нельзя iconВ. А. Астафьев Печальный детектив
И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, он не сел в автобус пусть ноет раненая нога, зато ходьба...
Дальше так жить было нельзя iconТема: «Производственные аварии и катастрофы»
Аварии Как часто мы слышим о них по радио, читаем в газетах. Почти у каждого возникает вопрос: почему так происходит? Неужели нельзя...
Дальше так жить было нельзя iconОб алкоголе (спирте) и табаке по существу
Ваше личное дело. Нельзя вмешиваться в свободу воли, свободу выбора каждого человека. Человек свободен в принятии решения. Его нельзя...
Дальше так жить было нельзя iconЗакон и радость мира." Al. II. 21 "
Человек имеет право жить по своему собственному закону жить так, как он желает
Дальше так жить было нельзя iconУрок начался с разминки, где учащиеся отвечали на различные вопросы....
Цели: привитие любви к предмету, развитие творческих способностей, выявление способных по предмету
Дальше так жить было нельзя iconПравила школьной жизни учеников 1 4 классов. Главное: старайся жить...
Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему, ведь добрые отношения начинаются с улыбки
Дальше так жить было нельзя iconВ комнате было темно и, несмотря на беспрерывно надрывающийся кондиционер,...
Он принял твёрдое решение, что этой ночью он или прорвётся назад, в свой мир, либо погибнет в схватке, но дальше жить, как чудовище,...
Дальше так жить было нельзя iconПосредине нигде
Я был совершенно один в ковролитовом лабиринте. Я не курил уже 14 часов, и мне необходимо было покурить. Однако было ясно, что в...
Дальше так жить было нельзя iconКак форматировать текст в Microsoft word
У курсор встанет по серёдке дальше настроим крупность шрифта жмём (контрол + шифт + P) на русской з дальше стрелочками вниз вверх...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница