Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России




Скачать 104,21 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России
Дата публикации09.12.2013
Размер104,21 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Астрономия > Урок
Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: Равнины и горы России.

Цели:

I.Образовательные:

1.Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;

2.Ознакомить с горами и равнинами на территории России;

II. Развивающие:

1.Развивать познавательную активность детей;

2.Развивать умение работать по карте;

3.Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

III.Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе;

2. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы.
Ход урока:

^ I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Группа учащихся (5 учеников) выполняет задание теста.(См.приложение).

-Зачитайте сочинения на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир» (Проанализировать и выбрать лучшие)

^ III.Сообщение темы и целей урока:

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

-Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить.)

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по стране, изучая её, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

^ IV. Работа над темой урока.

Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».

- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

-Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встаёт солнышко? (Солнце встаёт на востоке)

-С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему? ( Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. ( ^ На карте России несколько цветов: зелёный, жёлтый и коричневый, а ещё синий цвет в виде ниточек.)

- Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр.65 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (^ Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные пунктирные.)

- Что находится ближе всего к уровню моря? ( Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску.)

- Что находится выше? ( ^ Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая.)

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы отправиться в путь?

Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского).

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

- Что вы скажите о поверхности полуострова? (^ С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую она имеет высоту? (Его высота 4750м)

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана – 4750м. А всего на полуострове 28 вулканов.

- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?(^ Над Средне – Сибирским плоскогорьем.)

-Что вы видите на карте? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? ( Плоскогорье – плоская гора.)

- Более точное толкование найдите в словаре С.И.Ожегова.

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

Показ рисунков с изображением Средне–Сибирского плоскогорья.

- Что вы можете сказать о поверхности? (^ Здесь много возвышенностей, холмов.)

- В целом Средне–Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: (см.приложение №1)

- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены тёмно – коричневым цветом.)

- А какие горы? ( Алтай и Саяны)

- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены тёмно–коричневым цветом. На Алтае есть гора Белуха, её высота 4506м. А ещё Алтай входит в список Всемирного наследия.)

-Рассмотрите фотографии на с.69 учебника.

- Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно–Сибирской равниной..

- Где мы оказались? (На Западно–Сибирской равнине.)

- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.)

- Западно – Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол, крышка шкафа и т.д.)

-Проведём опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)

- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? (Горы, т.к. окраска коричневая и жёлтая.)

-Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?

(Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895м. Но это невысокие горы, потому что нет тёмно – коричневого цвета, как на Алтае.)

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

(Гора Белуха на 2611м выше, чем гора Народная.)

-Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы – невысокие.)

Уральские горы, Уральский хребет, а когда–то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на схему: (См.приложение №2)

На рисунке изображены старые горы.

- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

V.Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

-Продолжим изучение новой темы.

Звучит запись песни «Марш юннатов».

И опять нас дорога зовёт.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведёт.

Солнце закрепляется над Восточно–Европейской равниной.

-Где остановились мы сейчас? Что можете сказать, изучив карту?

(Мы остановились на Восточно–Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло – зелёным цветом. И на ней, как заплатки, пятна жёлтого цвета.)

-Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен.

- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)

- Так в чём же тайна жёлтых пятен? (Это возвышенности.)

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на с.66 над фотографией. Как ещё называют Восточно–Европейскую равнину? (Эту равнину ещё называют Русской равниной.)

-А сейчас держим путь на юго–запад.

Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

- Что рассказывает нам карта? (Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, её высота 5642 м.Эльбрус даже выше Белухи на Алтае).

- Что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом.)

-Рассмотрите рисунок, на нём изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор? (Вершины острые.) (См.приложение №3)

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

(На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

-Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.

^ VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа в рабочей тетради.

С.21, №1

-Прочитайте.

- Используя карту учебника (с.64 – 65), заполните таблицу.

- Назовите равнины России. (^ Восточно–Европейская равнина, Западно– Сибирская равнина)

-Запишите в таблицу.

-Назовите горы России. (Уральские горы, Кавказские горы, Алтай Саяны)

-Запишите в таблицу.

С.21, №2

-Прочитайте.

-Какие горы называли «Каменный пояс земли Русской?»

(Уральские горы.)

- Соедините стрелкой. Почему их так называли?(они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской.)

-Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор?

(Восточно–Европейская)

-Соедините стрелкой.

-Какая самая высокая гора России? (Эльбрус)

-Соедините стрелкой.

-Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор?

(Западно– Сибирская равнина.)

-Соедините стрелкой.

С.21, №2

-Прочитайте.

- Используя карту учебника, определите высотку гор.

- Определите высоту горы Эльбрус.

-Где она находится?

-Запишите в тетради.

-Определите высоту горы Народная.

-Где она находится?

-Запишите в тетради.

-Определите высоту горы Белуха.

-Где она находится?

-Запишите в тетради.

-Определите высоту вулкана Ключевская Сопка.

-Где она находится? Запишите в тетради.

-Пронумеруйте горы в порядке увеличения высоты.

^ VII. Закрепление изученного материала.

2.Вопросы «Почемучки»:

- Что такое равнина? (Равнина – это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

- Какая равнина изображена на данной схеме? (Холмистая равнина.) (См.приложение №4)

- Как схематично вы бы изобразили Западно–Сибирскую равнину?(См.приложение № 5)

- Почему? (У этой равнины плоская поверхность.)

-Попробуйте изобразить Средне–Сибирское плоскогорье. (См.приложение №6)

-А сейчас все объединим в одну схему «Равнины на территории России»:

- Начертите линию уровня моря. Какую из равнин вы изобразили первой?

(Плоскую равнину.)

- Что будет выше? ( Плоскогорье.)(См.приложение № 7)

-Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые–высокие и старые–невысокие.)

- На какой схеме изображены молодые горы? ( На первой. Это высокие горы с острыми вершинами.) (См.приложение № 2,3)

3.Игра «Штурманы и географы»

- Задача штурманов – проложить короткий маршрут из Казани до Петропавловска – Камчатского, а задача географов – описать рельеф увиденной земной поверхности, указывая названия равнин и гор. Найдите город Казань. Где он находится? ( На Восточно–Европейской равнине.)

Работа в парах. Затем организуется коллективная проверка.

^ Пример ответа:

Летим к Уральским горам, пролетаем над ними, летим над Западно-Сибирской равниной, над Средне–Сибирским плоскогорьем, над Охотским морем, прилетаем в Петропавловск–Камчатский.

- Куда мы с вами вернулись? ( На полуостров Камчатка, откуда начали путь.)

^ VIII. Итог урока.

-Что вы можете сказать о рельефе нашей страны?

- Назовите известные вам равнины, плоскогорья и горы.

-Какая гора самая высокая в России?

-Какие горы называли «Каменным поясом Земли Русской»?

-Название каких гор переводится как «золотой»?

- Где на территории нашей страны находятся действующие вулканы?

^ IX. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя»(с.64-71).

Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание №4 в рабочей тетради (с.22 №3,4).
Приложение

Ф.И. учащегося:
-----------------------------------

^ Тест по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества».



1. На эмблеме Всемирного наследия круг символизирует:

А) солнце;

Б) природу;

В) культуру.

2. К природному наследию не относится:

А) Большой каньон;

Б) озеро Байкал;

В) Тадж-Махал.

3. Какой водопад не относится к Всемирному природному наследию:

А) Ниагарский водопад;

Б) водопад Виктория;

В) водопад Игуасу.

4. Большой Барьерный риф состоит из:

А) скелетов коралловых полипов;

Б) скелетов морских крабов;

В) скелетов морских рыб.

5. Какое название является лишним для обитателя горных лесов Китая:

А) панда;

Б) ленивец;

В) бамбуковые медведь.



Ф.И. учащегося:
-----------------------------------
^ Тест по теме «Земля и человечество».



1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

А) экология; В) география;

Б) астрономия; Г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

А) Юрий Гагарин;

Б) Нил Амстронг;

В) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

А) глобус;

Б) географическая карта.

4. Какое из данных созвездий – Большой Пёс?

А) Б)

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

А) полярный;

Б) тропический;

В) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся…

А) в архивах;

Б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

А) XVII век; В) XVIII век;

Б) XIX век; Г) XX век.

8. «Лёгкими нашей планеты» называют…

А) хвойные леса;

Б) тропические леса;

В) широколиственные леса.

9. Эмблему «Большая панда» имеет…

А) Гринпис;

Б) Всемирный фонд дикой природы.

10. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…

А) природное наследие России;

Б) культурное наследие России.


Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век»
Открытый урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Умк «Школа России». Учитель:...
Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб главное богатство...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н....
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира в 3 классе тема : аквариум маленькая искусственная экосистема
...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема:«Австралия страна наоборот»
...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира во 2 классе. Система Л. В. Занкова. Учебник...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconУрок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели
По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень)
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России iconКонспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим планированием,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница