Диалектика, живая душа марксизма




Скачать 345,04 Kb.
НазваниеДиалектика, живая душа марксизма
страница1/3
Дата публикации03.11.2013
Размер345,04 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3


Секретарь-координатор

Большевистской платформы в КПСС,

член Исполкома Съезда граждан СССР,

канд. филос. наук Т.ХАБАРОВА

ДИАЛЕКТИКА, ЖИВАЯ ДУША МАРКСИЗМА
Выступление на XXVII заседании политклуба

Московского центра БП в КПСС,

посвящённом 230-й годовщине со дня рождения

великого немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля

Москва, 26 августа 2000 г.

.
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,

сегодняшним заседанием нашего политклуба мы отмечаем 230-ую годовщину со дня рождения мыслителя, о котором В.И.Ленин сказал: нельзя понять ни страницы у Маркса, не проштудировав всей Логики Гегеля.

Как нетрудно догадаться, нынешняя гегелевская дата нас заинтересовала не просто сама по себе, но в первую очередь в связи с той социально-политической ситуацией, в которой мы находимся. А это,- повторяю ещё и ещё раз,- ситуация затяжной национальной катастрофы в результате частично нами уже проигранной, но, тем не менее, на сей день отнюдь не закончившейся Третьей мировой, или информационно-психологической войны.

Сколь это ни парадоксально прозвучит, но лично меня даже обрадовали воинственные высказывания Джорджа Буша-младшего на недавнем съезде, американских республиканцев в Филадельфии. Напомню, что он выразил намерение, в случае победы на президентских выборах, выйти из Договора по противоракетной обороне 1972г.; заявив, что,- дескать,- теперь пришло время защищать не устаревшие договора, а защищать американский народ.1 От кого же собирается Буш защищать американский народ,- от путинской России, у которой весь её госбюджет в 13 с лишним раз меньше нынешних военных расходов США? И политика которой, внешняя и внутренняя, практически полностью контролируется из-за океана?

Американцы воевали - и продолжают воевать - с Советским Союзом, а не с российским коллаборационистским режимом, который для них в этой войне не противник, а главный стратегический партнёр. И из всего сказанного Бушем совершенно ясно, что Америка на сегодня не считает бесповоротно выигранной эту свою войну против СССР, а перспективу крайне нежелательного и опасного для империализма Соединённых Штатов перелома в ходе военных действий там расценивают как вполне вероятную.

Перелом же этот может по-настоящему наступить как результат только одной вещи: возвращения нашего народа из его теперешней политической прострации к национально-самосознательному состоянию; т.е., к осознанию себя Советским народом - подлинным хозяином страны, способным и обязанным предпринять консолидированные действия по спасению своего гибнущего Отечества.

Но эта задача - в полной мере вернуть нашему народу советское социалистическое самосознание, разрушенное информационно-психологической войной,- эта задача ставится нашими организациями, Большевистской платформой в КПСС и Движением граждан СССР, буквально с первых дней возникновения как той, так и другой. И как видите, американцы - в отличие от многих и многих деятелей наших так называемых левых сил - фактически отнюдь не рассматривают эту нашу цель как неосуществимую. Выражением же народного самосознания служит идеология, а идеологией Советского народа как народа великого и победоносного был и впредь останется марксизм-ленинизм. Конечно, при этом марксистско-ленинское учение необходимо самым решительным образом отчистить от всех тех наслоений и искажений, которые, ещё до сих пор заслоняют от масс его истинное лицо и мешают трудящимся понять, что нет у них и не может быть другого, более надёжного оружия в губящей их информационно-интеллектуальной войне.

И вот к этой проблеме - возрождения коммунистического учения в его подлинном, отвечающем современной эпохе интеллектуальном облике, а следовательно, и в его подлинной революционно-практической мощи,- к этой проблеме имеет уже самое непосредственное отношение виновник, так сказать, сегодняшнего нашего торжества - великий немецкий философ-диалектик Г.В.Ф.Гегель, рядом с которым, по масштабу его научных свершений, можно поставить из его предшественников разве лишь Платона с Аристотелем, да ещё, наверное, И.Канта.

В последнее время, под влиянием враждебной пропаганды, мы и сами невольно как-то перестали вникать в смысл многих ключевых, основополагающих высказываний наших классиков. Давайте же лишний раз вдумаемся в то, что говорится на первых страницах ленинских хрестоматийных "Трёх источников и трёх составных частей марксизма": учение Маркса возникло не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, оно есть законный преемник всего лучшего, что было в этой области создано на тот момент человечеством,- немецкой классической философии, английской политэкономии, французского социализма.2

К огромному сожалению, информационная война вынуждает нас снова и снова доказывать,- причём, как это ни печально, не только противоположной стороне, но и друг другу,- что марксизм, это не просто величественное, безукоризненно логичное завершение всего предыдущего здания европейской интеллектуально-духовной культуры. Но и в обратном порядка: без этого завершения, без того вклада, который на протяжении XIX-XX столетий внесла революционная пролетарская мысль, всё это здание неудержимо разваливается, и эти духовные богатства становятся предметом манипуляций в руках самых тёмных, самых реакционных сил.

Мне не однажды приходилось уже выступать против того мракобесия и умственного разгильдяйства, когда отдельные деятели, достаточно авторитетные печатные издания и даже целые организации, сами себя считающие левыми, оппозиционными режиму, буквально специализируются на поношении марксизма, отрицании его научности и т.п. Другие боятся назвать себя марксистами,- т.е., по Ленину, законными преемниками всего лучшего, что было создано человечеством в интеллектуальной сфере. Что это за картина, например, когда в РУСО, небезызвестном, нет секций марксистско-ленинской философии - диалектического и исторического материализма, нет секций материалистической диалектики, марксистской политэкономии, научного коммунизма? О каких победах в информационной войне можно при таком положении дел говорить?

В левом движении необходимо создать атмосферу категорического общественного неприятия вокруг любых проявлений антимарксизма - и если можно так выразиться, недомарксизма. Смогли же затвердить лозунг "Антисталинизм - это антикоммунизм" и практически вытеснить наиболее оголтелых антисталинистов на обочину движения. То же самое надо проделать с антимарксистами - проделать в кратчайший срок и без всяких дальнейших дискуссий с ними. Советские люди на заушательское отношение к марксистско-ленинской науке однозначно должны реагировать как на антикоммунизм, причём в его наиболее злостной и разрушительной форме.

Г.В.Ф.Гегель: основные вехи биографии.
ПЕРЕХОДИМ теперь непосредственно к связке: немецкая классическая, в первую очередь гегелевская философия - философское учение Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. Но, конечно, вряд ли будет правильно, если мы не коснёмся вначале, биографических данных Гегеля; тем паче, что они у нас вообще как-то мало известны.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770г. в Штутгарте, это область Германии Вюртемберг, в семье государственного чиновника. Жизненный путь его небогат какими-то яркими внешними перипетиями; Гегель принадлежал к числу людей, у которых главные события их биографии совершаются в сфере их творчества.

По окончании богословского института в Тюбингене, получив степени магистра философии и кандидата теологии, молодой Гегель не спеша проделывал карьеру, в общем, рутинную для образованной молодёжи его круга. А карьера эта часто начиналась с должности домашнего учителя в богатых семействах,- в каковой роли будущий великий философ и подвизался некоторое время. Впрочем, в таких домах обычно собиралось довольно интересное общество, их посещали выдающиеся люди, так что эти годы ни в коей мере нельзя было считать потерянными. Кроме того, эта должность оставляла достаточно времени для самообразования и научных занятий,- в которые Гегель и погрузился со свойственным ему прилежанием.

В 1801г. Гегель получил кафедру в университете в Иене. Здесь в том же 1801г. увидело свет первое из опубликованных им сочинений - "Различие между системами философии Фихте и Шеллинга". Иена входила в состав одного из тогдашних карликовых германских государств - герцогства Веймарского, а при дворе герцога нёс свою государственную службу другой великий немец - Гёте. Он благосклонно отнёсся к Гегелю и оказал ему определённое покровительство, в плане улучшения должностного и материального положения. В дальнейшем это покровительство перешло в тёплые, дружеские отношения, которые между этими великими людьми сохранялись вплоть до кончины Гегеля в 1831г. (Гёте пережил его на год).

Друзьями Гегеля в молодые годы были также, известный поэт-романтик Гёльдерлин и ещё один крупнейший представитель немецкой классической философии - Ф.В.Шеллинг, однокашник Гегеля по Тюбингенскому институту. Шеллинг был пятью годами Гегеля моложе, но историко-логическое соотношение между ними обратное: т.е., в порядке развёртывания немецкой классической школы Шеллинг выступает как предшественник Гегеля, а гегелевская философия завершает и венчает собою всё это грандиозное идейно-теоретическое течение.

Шиллинг как философ сложился и стартовал значительно раньше и ярче Гегеля. В характере Гегеля было много по-человечески привлекательных черт, в том числе и такая, что ему совершенно неведомы были зависть и ревность к чужому дарованию. Поэтому к трудам и философским успехам своего младшего друга Гегель вначале относился восторженно и едва ли не преклонялся перед ним. В Иене они одно время даже жили вместе и пытались издавать философский журнал. Но когда полным ходом пошло становление Гегеля как самостоятельного мыслителя, Шеллинг с недовольством и раздражением обнаружил, что его товарищ вовсе не последователь ему, а скорее оппонент, причём неожиданно серьёзный. И на этом дружба их оборвалась.

В творческой биографии Гегеля иенский период ознаменовался созданием и выходом в свет в 1807г. первой из его фундаментальных философских работ - "Феноменологии духа". В "Феноменологии духа" формирование индивидуального человеческого самосознания исследуется как филогенез в онтогенезе: т.е., как воспроизведение в сжатом или "снятом", по терминологии Гегеля, виде всего исторического процесса развития умственных и духовно-нравственных способностей человека.

Социально-исторический фон жизни и деятельности Гегеля - это Великая Французская буржуазная революция, наполеоновские войны, крах империи Наполеона и те последствия, которые всё это имело для Европы, в первую очередь для Германии.

К Французской революции Гегель всю жизнь относился,- по известному свидетельству Энгельса,- с исключительным воодушевлением. Сохранилось описание характерного эпизода. Летом 1828г. Гегель в кругу друзей предложил тост за великое событие, которое совершилось в тот день, когда происходила описываемая встреча. Однако, что это за такой выдающийся день и что это за событие, никто из присутствовавших вспомнить так и не смог. Тогда Гегель с серьёзным и торжественным видом пояснил, что это 14 июля 1789г.- день взятия Бастилии.3

Роль походов Наполеона для Германии, как и для ряда других европейских государств, была двойственной. С одной стороны, Наполеон выступал как завоеватель, который преследовал,- естественно,- прежде всего свои собственные честолюбивые цели и обеспечивал не благо покорённых народов, а национальные интересы Франции, как он их понимал. Но с другой стороны, с приходом наполеоновских войск рушились обветшавшие, отжившие свой век феодально-крепостнические порядки, утверждались нормы буржуазного права, буржуазные общественные отношения, веял свежий ветер идеалов недавней великой революции, ещё не успевших потускнеть.

Так, по Люневильскому мирному договору 1801г. левобережье Рейна временно отошло к Франции, и там с крепостничеством было попросту покончено одним ударом. Вряд ли бы и в Пруссии без "помощи" французов отменили крепостное право в 1807г. Ведь в это время, вплоть до 1813г., Пруссия фактически полностью находилась под властью Наполеона. 14 октября 1806г., в ходе так называемой Четвёртой коалиционной войны, Наполеон нанёс сокрушительное поражение Пруссии в битве при Иене,- как раз когда там 36-летний Гегель заканчивал работу над своей "Феноменологией". Через две недели Наполеон вступил в Берлин.

Гегель,- хотя и являлся,- вроде бы,- пострадавшим гражданином оккупированной страны, но всемирноисторическое значение деятельности и самого феномена Наполеона понимал очень хорошо и отдавал ему должное. Он видел Наполеона объезжающим расположение своих войск накануне Иенского сражения. В одном из своих писем тех дней он говорит: "Я видел императора, эту мировую душу, в то время, как он проезжал по городу с целью рекогносцировки;- в самом деле, испытываешь удивительное чувство, когда видишь такое существо, сконцентрированное здесь в одном пункте, сидящее на лошади и в то же время повелевающее и управляющее миром."4

В результате Второй и Третьей коалиционных войн, которые обе были Наполеоном блестяще выиграны, на протяжении 1801-1806гг., оказалась упразднена тогдашняя номинальная общегерманская государственность - Священная Римская империя германской нации, основание которой для ровного счёта возводили к Карлу Великому, к 800г., так что она просуществовала ровно тысячу лет. Германия не только фактически, но и по форме распалась на ряд по большей части мелких "суверенных" государств.

Жалеть о ликвидации этого пережитка средневековья не приходилось, поскольку Священная Римская империя,- по характеристике самого же Гегеля,- представляла собой "узаконенную анархию"5, которая больше препятствовала, нежели способствовала действительному единению немецкого народа и его социально-экономическому прогрессу. И тем не менее, исторически ненормальная и нетерпимая ситуация утраты единой государственности, пусть даже и ущербной,- ситуация эта была налицо.

Здесь просматривается весьма отдалённая, правда, но всё же аналогия с нашим нынешним положением; поскольку и для нас весь трагизм заключается в том, что народ лишился государственности, в её единственно мыслимой форме, и никак не может этого понять,- не может понять, что он потерял своё лицо на мировой арене и исторически обречён, если не сумеет восстановить СССР. Мы говорим,- как о необходимом условии преодоления катастрофы,- о пробуждении национально-государственного самосознания Советского народа. Гегель сразу же после падения германской империи,- хотя и не пользовался ещё тогда нужным общественным авторитетом, и даже не смог опубликовать соответствующую свою работу,- но всё же счёл себя внутренне обязанным содействовать именно пробуждению самосознания Германии. Германия,- по мысли Гегеля,- должна была осознать, что как целое она перестала быть государством, и что её ближайшая историческая задача - эту свою целостность возродить. Но реально это возрождение произошло уже много спустя после смерти Гегеля, в 60-х - 70-х гг. XIХв., при Бисмарке.

Гегель не был честолюбив. Конечно, как и все гениальные люди, он не мог не отдавать себе отчёта в масштабе и значимости того, что он делал. Но жажда внешних почестей, чинов и званий и т.п.,- всё это было ему глубоко несвойственно. Предметом и пределом его стремлений на протяжении всей жизни служила кафедра философии в хорошем университете.

В 1807г. он покинул Иену из-за общего ухудшения обстановки в Пруссии и перебрался в более благополучную Баварию. Здесь он побывал в должности редактора ежедневной газеты в провинциальном городке Бамберге, а затем - директора гимназии в Нюрнберге.

В творческом плане биографию Гегеля принято подразделять на периоды иенский, нюрнбергский, гейдельбергский и берлинский. Если Иена - это "Феноменология духа", то Нюрнберг - это трёхтомная "Наука логики", так называемая "Большая логика"; которую, собственно, и конспектировал в своё время В.И.Ленин.

В 1816г. сбылось давнишнее желание Гегеля получить место в Гейдельберге, в одном из старейших и авторитетнейших университетов Германии. Гейдельбергский период - это "Энциклопедия философских наук", включающая "Малую логику", "Философию природы" и "Философию духа". В 1818г. последовало приглашение в Берлин, где научная деятельность Гегеля достигла,- как обычно считается,- своего наивысшего расцвета и наивысшего прижизненного признания. На 1829/30 учебный год Гегель был избран ректором Берлинского университета.

Умер Гегель - можно даже сказать, погиб - во время эпидемии холеры, которая свирепствовала в Берлине летом и осенью 1831г. Пик эпидемии Гегель с семьёй благополучно переждал в загородной местности. Осенью он вернулся в Берлин и приступил к исполнению своих обязанностей в университете, и тут произошло непоправимое. Страшная болезнь, в то время практически неизлечимая, свела его в могилу менее чем за сутки, 13 ноября он почувствовал себя плохо, а 14-го его не стало.

К берлинскому периоду относится одно из вершинных произведений в творчестве Гегеля - "Философия права", а также сюда можно отнести выполненные уже посмертно его друзьями и почитателями реконструкции его лекций по философии истории, философии искусства, философии религии и истории философии.

Приведу ещё некоторые сведения биографического характера, представляющие интерес.

Сохранились описания внешнего вида Гегеля и манеры чтения им лекций, которые,- на мой взгляд,- просто грех не процитировать.

Д.Штраус, левый гегельянец, автор нашумевшей книги "Жизнь Иисуса": "Когда видели и слышали Гегеля на кафедре, то он казался страшно старым, сгорбленным, кашляющим и т.д., так что, навестив его на дому, я нашёл его на 10 лет моложе. Правда, у него были седые волосы, прикрытые тем колпаком, который имеется на портрете Биндера, бледное, но не болезненное лицо, светлоголубые глаза; улыбаясь, он показывал прекраснейшие белые зубы, что производило очень приятное впечатление."6

Генрих Гото, один из берлинских учеников и друзей Гегеля, впоследствии принимавший участие в издании полного собрания его сочинений: "... я не мог сначала разобраться ни в ходе его мыслей, ни во внешней стороне его лекции. Вяло и угрюмо сидел он с опущенной головой, сосредоточившись в себе, перелистывая свои большие тетради, и продолжая говорить, всё время рылся в записках, смотря в них то вверх, то вниз, то вперёд, то назад. Постоянное покашливание нарушало течение речи, всякая фраза являлась отдельно, высказываясь с напряжением, отрывочно и беспорядочно. ... Тем не менее вся эта картина вызывала такое глубокое уважение, такое сознание достоинства и до такой степени привлекала наивностью всепобеждающей серьёзности, что я, несмотря на все неудобства, чувствовал себя неотразимо прикованным, хотя довольно мало мог понять из сказанного." "Этот мощный дух витал и действовал с величественным самоуверенным спокойствием и удобством в глубинах вопросов, по-видимому, неразрешимых. В эти минуты голос его повышался, взор сверкал над аудиторией и светился в разгоревшемся пламени убеждения, захватывая глубочайшие тайники души ..."7

Женился Гегель поздно, уже за сорок лет, и в семейной жизни был счастлив. Жена была на двадцать лет его моложе.

  1   2   3

Похожие:

Диалектика, живая душа марксизма iconДашков А. Войны некромантов
Одна душа — единая! — обитает в трех телах. А надо бы, чтобы не обитала ни в одном. Потому что душа эта — мертвая. Душа казненного...
Диалектика, живая душа марксизма iconРаскрытие понятия «диалектика души» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Писатель внес в психологизм русской литературы свое открытие, которое Н. Г. Чернышевский назвал «диалектика души» Толстого (правда,...
Диалектика, живая душа марксизма iconПознание. Научное познание
Вместе с тем диалектика исследует развитие и в области мышления, познания, изучает развитие знания. Это означает, что диалектика...
Диалектика, живая душа марксизма iconПлан. Часть Душа. Общее строение человека. Нисхождение Божественной...
Душа это среднее звено, соединяющее планы Духа и планы Фор­мы. Дух не может непосредственно воздействовать на материю, Он создает...
Диалектика, живая душа марксизма iconЖивая и мертвая вода
Почему вода называется «живая» или «мертвая»? На этот вопрос трудно ответить однозначно – классификаций большое количество
Диалектика, живая душа марксизма iconСценарий линейки памяти посвящённой воинам, погибшим в мирное время в «горячих точках»
Наша линейка сегодня названа «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в «горячих точках» планеты. Живая,...
Диалектика, живая душа марксизма iconУчебно-методическое пособие для учителей. Виртуальная лаборатория....
Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: Пособие для проведения занятий по курсу обж в начальной школе
Диалектика, живая душа марксизма iconКак очистить воду для питья?
Сделано с душой, вложил душу, наплевал в душу, душа болит, в чем душа держится, продал душу
Диалектика, живая душа марксизма iconУрок русского языка для начальной школы: в языке народа отражается...
В языке народа отражается его душа и характер, как в языке человека его душа и характер
Диалектика, живая душа марксизма iconЖивая мысль Словарь по Основам Эзотерических Знаний
Словарь по Живой Этике «Живая Мысль». (Сост., ред., и компьют набор В. Г. Кушнаренко-Суртаева. Корректор А. И. Гурьев. Общ ред. В....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница