Гуо «Новоельнянская сш»




Скачать 181,63 Kb.
НазваниеГуо «Новоельнянская сш»
Дата публикации30.10.2013
Размер181,63 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
Отдел образования Дятловского райисполкома

Районный учебно-методический кабинет

ГУО «Новоельнянская СШ»

Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Форма и способы фиксации учебных достижений учащихся

Бакович Е.А., учитель начальных классов

2010

Общие положения
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам.
Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психо-физического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.
Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность,

  • приоритет самооценки,

  • непрерывность,

  • гибкость и вариативность инструментария оценки,

  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки,

  • естественность процесса контроля и оценки.



При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости (так называемые «экраны успеваемости»). До введения отметок недопустима их замена другими внешними атрибутами (звездочками, цветочками, флажками и т.п.), так как при этом функцию отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к отметке.
Виды контроля:

  • по месту в процессе обучения:

поурочный контроль,

тематический контроль

  • по содержанию:

прогностический, или планирующий, контроль,

пооперационный контроль,

контроль по результату,

  • по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль, (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний, или рефлексивный, контроль, (самоконтроль и самооценка).

Контроль и оценка результатов учебной деятельности
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:

  • уровень личностного развития учащихся;

  • степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам.


Основными показателями личностного развития учащихся являются:

  • сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и обеспечивают усвоение нравственных норм поведения;

  • сформированность учебно-познавательного интереса;

  • способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;

  • самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;

  • сформированность общеучебных умений и навыков;

  • адекватность самооценки;

  • проявление творчества в различных видах деятельности.


Для отслеживания степени усвоения знаний и умений используется:

  • устный контроль;

  • письменный контроль;

  • практический контроль;

  • демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала.


Организация контрольно-оценочной деятельности


  • самооценка ученика предшествует оценке учителя




  • формирование оценочной самостоятельности ученика




  • приведение оценок к единой оценочной шкале


Формирование адекватной самооценки школьника начинается с курса «Введение в школьную жизнь», где ученики приобретают элементарные умения, связанные с использованием «линеечек самооценки». После выполнения работы учитель вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная линеечка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование – самооценка учеников опережает оценку учителя.


СО СО



СО – соответствие образцу
В результате работы по курсу «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основы контрольно-оценочной деятельности:

1) прежде, чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;

2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом – взрослым (приоритет самооценки);

3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической (линеечки самооценки; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «–» и другие).

Для обеспечения плавного перехода от безотметочного обучения к 10-балльной системе оценки результатов учебной деятельности педагог может использовать в работе баллы для оценки отдельных заданий. Например, для каждого задания в зависимости от уровня сложности определяется его «цена» в баллах. Например, за правильное решение простой задачи можно получить до 5 баллов, сложной задачи – до 15. Решение математических выражений от 1 до 20 баллов и т.д. Принципиально важно не привязывать «цену» задания к 10-балльной системе.
Приемы работы

при безотметочном обучении в начальных классах


  • Обучение самооцениванию и взаимооцениванию.

Введение разных средств и форм контроля и оценки.


  • Формирование оценочной самостоятельности школьников и работа с оценочными листами, картами успешности.




  • Введение парных и групповых форм работы, различных форм опроса и оценивания, подвижного способа обучения для сохранения и укрепления здоровья учащихся.




  • Введение средств, позволяющих ученику и его родителям отслеживать динамику учебной успешности, относительно его самого.




  • Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов.


^ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


  • Волшебные линеечки

  • Знаковая символика

  • Оценочная лесенка

  • Словесная оценка


«Волшебные линеечки»
К – красиво

П – правильно

И – интересно

Т – трудно

С – старался

Х – хочу научиться этому

Д – дружно работали

Г – группой работать лучше
В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям

^ ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА
+ все понятно,

+- есть затруднения,

- не справлюсь

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА


  • работали хорошо и дружно

  • получилась часть работы

  • работа не получилась



^ КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ


Учебные навыки

 

Даты

15.09.

5.09.

10.10.

20.10.

1.11.

Размер букв

 

 

 

 

 

Наклон

 

 

 

 

 

Форма

 

 

 

 

 

Пространство

 

 

 

 

 

Соединения

 

 

 

 

 

^ Знание строчных письменных букв

 

 

 

 

 

^ Знание заглавных письменных букв

 

 

 

 

 

^ Списывание с письменного текста

 

 

 

 

 

^ Списывание с печатного текста

 

 

 

 

 

^ Письмо на слух

 

 

 

 

 

^ Аккуратность в письменной работе

 

 

 

 

 

^ Проверочные работы

 

 

 

 

 

^ Знание правил письма

 

 

 

 

 

^ Умение оценивать свою работу

 

 

 

 

 

^ Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

^ ИТОГИ обучения:

 

 

 

 

 

 

 

 

^ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ☼ МОЛОДЕЦ! ☼ ХОРОШО! ☼ ПОСТАРАЙСЯ
Таблица готовности к уроку


дата

предмет

готовность



математика

 

 

русский язык

 

 

литературное чтение

 

 

человек и мир

 

 

музыка

 

 

изобразительное искусство

 

 

трудовое обучение

 

 

белорусский язык

 


красный цвет - хочу и могу знать,

- мне интересно знать,

- делать, решать, учиться;
зеленый цвет - я готов работать;
синий цвет - я себя неуверенно чувствую,

- мне не все удается,

- мне иногда нужна помощь;
желтый цвет - я себя плохо чувствую,

- не понимаю задания,

- мне нужна помощь.
^ Зачётные работы в начальных классах

Зачётные работы проводятся во II-IV классах по математике и русскому языку и имеют свои отличи­тельные особенности.

^ Первое — это время выполнения зачётной ра­боты.

На зачёте учитель никого не торопит, не говорит, что скоро звонок. Дети работают спокойно, потому что знают, что если не успел закончить работу на уроке, то можно это будет сделать во время стиму­лирующего занятия или после уроков: всегда най­дётся возможность дописать. Может быть вариант, когда работа выполняется маленькими порциями на протяжении нескольких уроков. Единственное огра­ничение — работа не даётся домой.

Итак, учитель проверяет работу только тогда, когда ученик говорит: «Всё, я закончил» или «Всё, я больше не знаю, как делать».

^ Второе отличие — принцип дробления.

Материал каждой учебной четверти разбит на 10 заданий, каждое из которых проверяет только один определённый навык или умение. Таким образом, содержание работы представляет собой «министандарты» соответственно требованиям учебной про­граммы.

На зачёт выносят­ся все изученные на протяжении четверти темы. Кроме того, содержанием работы предусматрива­ются уровневая дифференциация, логика поэтапного формирования определённого навыка. Например, традиционное задание «Вставить безударные глас­ные» в зачётной работе представлено в виде четырёх последовательных заданий: поставить ударение, вы­брать из предложенных слов проверочное, записать проверочное и уже, как итог, вставить пропущенную гласную. При таком подходе «больное место» го­раздо чётче «диагностируется» и, соответственно, «лечится».

А самым главным отличием является безотметоч­ная система оценивания.

Зачётная работа представляет собой лист с за­даниями, напротив каждого из которых находится пу­стая клеточка для оценивания. При проверке учитель закрашивает клетку, если задание выполнено полно­стью правильно, наполовину, по диагонали — если есть одна ошибка, и оставляет квадратик пустым, если ошибок несколько; при этом суммарный балл не подсчитывается. После чего учитель заполняет сводную таблицу, в которой прописаны все темы, усвоение которых проверялось во время работы.

Таким образом, учитель видит результаты обучения и может спланировать материал по повторению и от­работке недостаточно изученного материала как для всего класса, так и для отдельных учащихся.

Данная таблица является открытой для учащихся. Ученики наглядно видят пустые клеточки — пробелы в знаниях — и могут на­звать конкретные учебные проблемы. Сравним: «У меня двойка по диктанту», «Я плохо знаю математику» и «У меня ошибки в правописании парных согласных», «У меня проблемы с переводом величин».

Но и это ещё не всё. Таблица «дразнит» детей пустыми клеточками, и далее начинается очень азарт­ная и увлекательная игра под названием: надо сдать зачёт! Правила игры: ученик, который сдал все за­чётные темы, освобождается от домашних заданий по данному учебному предмету до конца четверти (при этом он становится тренером для всех остальных).
^ Отсутствие отметок, снятие временных огра­ничений, пошаговый контроль формирования навыка — это организационные аспекты методики проведения зачётных работ, которая может работать на любом содержании.
^ Ведение документации
Документация учителя

Классный журнал является государственным документом и в обязательном порядке заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с «Інструкцыяй аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь», учебным планом и учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал не выставляются.

Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету.

Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно.

Фиксировать степень усвоения учащимися учебного материала можно в специальных таблицах, размещенных на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях, с использованием условных знаков:

« » – хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного матери­ала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

« + » – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки и др.

В таблицах можно фиксировать количество ошибок и их характер.

В соответствии с зафиксированными в таблице данными учитель планирует и организует дифференцированную и индивидуальную работу на уроках, стимулирующих, поддерживающих занятиях.

Педагог может дополнительно разрабатывать индивидуальные листы учебных достижений учащихся.

В конце учебного года учитель в письменной форме осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности, в котором отражает:

  • степень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам учебного предмета;

  • результаты контрольных работ;

  • сведения о выполнении учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей;

  • динамику развития учащихся за учебный период.


Права и обязанности субъектов

контрольно-оценочной деятельности
Права и обязанности учащихся

Учащиеся имеют право:

  • на участие в разработке критериев оценивания своей работы;

  • на собственную оценку своих достижений и трудностей;

  • на оценку своей работы учителем;

  • на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

  • на ошибку и время для ее ликвидации;

  • на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий.

Учащиеся обязаны:

  • осваивать способы осуществления учебных действий контроля и оценки;

  • по возможности проявлять самостоятельность в осуществлении контроля и оценки в учебной деятельности;

  • иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика.


Права и обязанности учителя

Учитель имеет право:

  • иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

  • самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся;

  • получать квалифицированную методическую помощь со стороны администрации школы в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Учитель обязан:

  • соблюдать основные принципы безотметочного обучения;

  • соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся;

  • работать над формированием у учащихся учебных действий контроля и оценки;

  • оценивать не только знания, умения и навыки по учебным предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы учащимися во всех сферах школьной жизни;

  • фиксировать динамику обученности и развития ученика только относительно его собственных достижений и возможностей;

  • доводить до сведения родителей результаты учебной деятельности учащихся, своевременно информировать о возникающих трудностях в усвоении учебного материала.


Права и обязанности законных представителей учащихся

Законные представители учащихся имеют право:

  • знать о принципах и способах оценивания результатов учебной деятельности учащихся;

  • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;

  • получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей, с которыми сталкивается их ребенок в процессе обучения.

Законные представители учащихся обязаны:

  • соблюдать такт по отношению к ребенку и учителю;

  • информировать учителя о возникающих учебных проблемах ребенка, которые проявляются в домашних условиях;

  • посещать родительские собрания.



Правила оценочной безопасности

  • Не скупимся на похвалу.

  • Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

  • Не высмеиваем, а шутим по доброму.

  • Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

  • Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.

  • Умеем сами, научим другого.



Список используемой литературы


  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы общеобразовательных учреждений по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся первых и вторых классов в период безотметочного обучения на 1 ступени общего среднего образования».

  2. Гин С.И. Зачётные работы по математике и русскому языку: 2-4 классы: пособие для учителя /Минск: ИВЦ Минфина, 2009г.

  3. Материалы интернет-ресурсов.

Похожие:

Гуо «Новоельнянская сш» iconПротокол результатов
Андросюк Кирилл гуо сш п. Мухавец Iю 45 1999 00: 51: 16 2 Iю 3 Шелест Павел гуо сош д. Н. Лыщицы iiю 85 2000 00: 54: 46 3 ю р
Гуо «Новоельнянская сш» iconПлан работы гуо «Средняя школа №9 г. Минска» в рамках шестого школьного дня

Гуо «Новоельнянская сш» iconЗаконных представителей
Гуо «Мелешковичская средняя общеобразовательная школа Мозырского района», класс обучения
Гуо «Новоельнянская сш» iconСоциально-педагогическая характеристика
Гуо «Мурованоошмянковский упк ясли-сад-средняя школа» по состоянию на 27. 01. 2012 г
Гуо «Новоельнянская сш» iconЛитература
Отдел образования Ошмянского райисполкома гуо «Цуденишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа»
Гуо «Новоельнянская сш» iconЗаконом Республики Беларусь «Об общем и среднем образовании»
Примерное положение о платных услугах, оказываемых учреждением образования гуо сш №6
Гуо «Новоельнянская сш» iconФакультатива
Гуо «Средняя школа №2» в 2011/2012 учебном году во внеурочное время организованы факультативные занятия различной направленности
Гуо «Новоельнянская сш» iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Аккредитация: свидетельство га 010032 от 30. 05. 2008г регистрационный номер гуо-2434А
Гуо «Новоельнянская сш» iconЗаседание кафедры учителей иностранного языка гуо «Гимназия г. Щучина»
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по ин яз в 2011-12 уч г
Гуо «Новоельнянская сш» iconРазвитие интеллектуальных умений учащихся посредством исследовательской деятельности
Мастер-класс представляют учителя химии гуо «Гимназия г Сморгони» Е. Т. Боярович и О. Ю. Гришан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница