Регулятивные универсальные учебные действия




Скачать 79,91 Kb.
НазваниеРегулятивные универсальные учебные действия
Дата публикации30.10.2013
Размер79,91 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
Регулятивные умения
Истоки овладения ребенком своим поведением, его самостоятельной регуляцией до настоящего времени мало изучены. Не подлежит сомнению важность их изучения. Еще Л. С. Выготский [4] указывал на регулирующую функцию самосознания в поведении человека, а рядом исследователей [1], [2], [6], [8], [9], [10], [13] в дальнейшем подчеркивалось значение самосознания, особенно самооценки, в становлении нравственности. Однако детская и педагогическая психология еще не располагают данными, касающимися формирования нравственного поведения младших школьников в сочетании с особенностями их самосознания. Применительно к младшим школьникам исследовались главным образом его роль в становлении познавательной активности и условия формирования их самооценки [5], [12].
^

Регулятивные универсальные учебные действия.


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность – умение действовать по образцу и подчинение правилам (Д.Б.Эльконин, 1989) предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность.

Е.О.Смирнова разделяет волевые процессы и произвольность, относя волю к личностным процессам, связанным с мотивацией, а произвольность к овладению средствами саморегуляции, отмечая при этом неразрывное единство становления произвольности в единстве со становлением волевой сферы ().Воля и произвольность неразрывно связаны с развитием мотивационной сферы. Отличительным признаком произвольного поведения А.Н.Леонтьев считал несовпадение мотива и цели, когда субъект устанавливает это соотношение. Способность к установлению отношения цели к мотиву возникает в середине дошкольного возраста, с чем и связано появление первых форм произвольного действия. Развитие воли и произвольности связано с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний (Божович Л.И., 1968). Воля и произвольностть развиваются в неразрывном единстве: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, которые не только подчиняют себе старые, но и побуждают к овладению своим поведением с помощью культурно-заданных средств (Е.О.Смирнова, 19 ).

Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность или наличие средств, Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Развитие произвольности, как способности к овладению своим поведением, соответственно, выступает как опосредствование своей деятельности (как внешней, так и внутренней). Необходимой предпосылкой для этого является осознание своих действий. Соответственно, этапы развития произвольности определяются 2 критериями: 1) уровнем осознания ребенком своего поведения; 2)средствами организации поведения.

Воля и произвольность имеют различное содержание и, будучи взаимосвязанными, не совпадают по своим проявлениям. Например, многие действия ребенка по правилу (инструкции), будучи произвольными, не являются волевыми, поскольку их мотивы задаются взрослым и не исходят от самого ребенка.

Развитие воли и произвольности происходит в процессе общения ребенка со взрослым как посредником в приобщении ребенка к культурному опыту и его усвоении. Роль взрослого в формировании воли и произвольности различна, что необходимо учитывать при организации совместных форм деятельности, в том числе и учебной. Эти различия заключаются в следующем:

  1. Волевое усилие всегда инициативно, его побуждение исходит от ребенка. Цель и задача произвольного действия могут задаваться извне взрослым и лишь приниматься или не приниматься ребенком.

  2. Произвольное поведение всегда является опосредствованным, что требует введение взрослым определенных средств организации действия, которые потом будут сознательно использоваться ребенком. Волевое усилие может быть неопосредствованным, например, побуждаться сильным эмоциональным переживанием.

  3. Произвольность формируется в процессе обучения, учебном сотрудничестве, направленном на усвоение средств организации действия. Воля формируется в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых ценностей и нравственных мотивов. Развитие воли, таким образом, неразрывно связано с ценностно-смысловым строением сознания ребенка, с универсальными личностными действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.

Таким образом, произвольность – сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., 2006).

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

- Выбирать средства для организации своего поведения;

- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-Тормозить ненужные реакции.

Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Выделение системы универсальных регулятивных действий основывается на функциональном и структурном анализе деятельности. Подчеркнем, что речь идет о любой деятельности, включая учебную.

Функциональный анализ деятельности направлен на ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я.Гальперин, 2002) и учитывает:

В ориентировочной части:

- наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом);

- характер ориентировки (свернутый – развернутый, хаотический – организованный);

- размер шага ориентировки (мелкий – пооперационный – блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; предвосхищение конечного результата);

-характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия);

в исполнительной части:

- степень произвольности – хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действие в соответствие с планом;

- характер сотрудничества (тесно совместное – разделенное – самостоятельное выполнение действия);

в контрольной части:

степень произвольности контроля (хаотичный - в соответствии с планом контроля; наличие средств контроля и характер их использования);

характер контроля (свернутый – развернутый, констатирующий - предвосхищающий);

- характер сотрудничества (тесно совместное – разделенное – самостоятельное выполнение действия).

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие компоненты:

- Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

- план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

- контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

- оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);

- мера разделенности действия (совместное или разделенное);

- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности.

Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия. В таблице 6.1 представлены виды оказываемой помощи, которые могут стать основой оценки сформированности регулятивных универсальных действий учащегося и уровня произвольности действия (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., 2006).

Табл.6.1. Виды оказываемой помощи. 5 – наиболее низкий уровень регуляции действия.

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

Содержание помощи

1

2

3

4

5

Действие выполняется неуверенно

Возникают трудности, остановка

Действие выполняется ошибочно

Действие выполняется ошибочно повторно

Неправильно выполняется все задание

Одобрение, поддержка

Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

Вопрос «Разве так?»

Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

Показ, демонстрация правиль-ного выполнения действия, инструкция в действенном плане



Регулятивные универсальные действия направлены на управление познавательной и преобразовательной деятельностью. Выбор оптимальной учебной дисциплины определяется возрастом учащегося.

Похожие:

Регулятивные универсальные учебные действия iconДоклад по теме : Понятие «Универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию...
Регулятивные универсальные учебные действия iconРегулятивные универсальные учебные действия
Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного...
Регулятивные универсальные учебные действия iconСфере личностных универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,...
Регулятивные универсальные учебные действия iconНа уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные...
Ежуточных целей; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль; внесение...
Регулятивные универсальные учебные действия iconУниверсальные учебные действия (ууд)
Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения фгос ноо
Регулятивные универсальные учебные действия iconМоу «Красногвардейская гимназия» Дневник практико-ориентированного семинара по теме
«Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Регулятивные универсальные учебные действия iconЦелевой установки
Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия...
Регулятивные универсальные учебные действия iconУ всех нас уже есть достаточно полное понимание того, что такое универсальные...
Современная школа не должна быть школой простой осведомленности, частных умений и конкретных навыков. Современная школа – это школа...
Регулятивные универсальные учебные действия iconСпособы повышения интеллектуальной активностиучащихся начальных классов
Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа,...
Регулятивные универсальные учебные действия iconПонятие «универсальные учебные действия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница