Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования




НазваниеПоложение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования
страница1/5
Дата публикации29.10.2013
Размер0,67 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5
ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценивания образовательных достижений обучающихся

начальной ступени общего образования

Жигаловской СОШ № 1

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение направлено на реализацию Концепции модернизации российского образования, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2).

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с ФГОС второго поколения, с Письмом Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13.

1.3. Целью данного Положения является определение

    • сути понятия «безотметочное обучение»,

    • принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших школьников при безотметочном обучении.

  1. Безотметочное обучение

2.1. Безотметочное обучение – это один из путей решения стратегической задачи модернизации российского образования - переориентации обучения на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном мире.

2.2. Безотметочное обучение - это подход к оцениванию, имеющий своей целью

  • гуманизацию обучения – отказ от статусов «троечников», «хорошистов», «отличников»; формирование статуса «успешного человека», человека, который «растёт»: подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика нужно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

  • индивидуализацию учебного процесса: у каждого ученика должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

  • повышение учебной мотивации и учебной самостоятельности школьников в обучении.

2.3. Безотметочное обучение –

  • это не обучение без отметок (отметок как количественной формы условно-графической фиксации оценки), это обучение, прежде всего, без традиционной пятибалльной системы оценивания как монопольной количественной абсолютной оценочной шкалы, при использовании которой учитывается только результат деятельности ученика в соответствии с неким нормативом, но не учитываются усилия ребёнка, динамика его индивидуальных достижений;

  • это ежедневное поурочное обучение, направленное на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся начальной школы на основе оценочного суждения с использованием разнообразных оценочных шкал (прежде всего, количественной относительной оценочной шкалы, направленной на сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад);

  • отметка (в избранной образовательным учреждением системе – балльная шкала, процентная шкала, диаграммы и др.) выставляется только в контрольные моменты обучения (т.е. редко, с точки зрения традиционного отметочного обучения в пятибалльной системе оценивания);

  • перевод отметки в уровни успешности (базовый, продвинутый, рефлексивно-творческий) производится только по окончании учебного года;

  • отметки и уровни успешности обучающихся являются конфиденциальной информацией, т.е. доступной узкому кругу лиц - учителю, обучающемуся, его родителям, администрации школы.

2.4. Безотметочное обучение - это создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников как умения расширять свои знания, умения и развивать способности по собственной инициативе.

2.5. Безотметочное обучение – это обучение, направленное на формирование у обучающихся контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной самостоятельности (основы умения учиться), где

самооценка – это средство принятия самим ребенком решения о дальнейших своих действиях в процессе учения,

а самоконтроль - это средство в процессе самооценки видеть (предвидеть) возможные ошибкоопасные места по ходу решения задачи (учебной, конкретно-практической, творческой, проектной).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

2.5. Безотметочное обучение – это поворот педагогической деятельности учителя на обучение детей контрольно-оценочной самостоятельности, где самооценка обучающегося предшествует оценке учителя, разница между ними становится предметом обсуждения.

2.6. Безотметочное обучение – это, прежде всего, переход на другую «философию» всего оценивания в школе – на оценку достижений школьников на основе индивидуальной динамики развития каждого ребёнка без сравнения детей друг с другом в процессе обучения, без ранжирования детей по их успеваемости; это формирование позитивной я-концепции школьника на основе принципа «я расту, он растёт, мы растём».

Безотметочное обучение - это обучение, в котором формы фиксации промежуточных результатов обучения трудно переводимы в стандартные отметки, сложны для суммирования и накапливания (особенно в восприятии обучающихся), не оставляют учителю возможности сравнивать детей между собой (в силу того, что текущее оценивание, занимающее большую часть учебного времени, основано на словесном оценочном суждении), не позволяют детям строить межличностные отношения друг с другом в соответствии с уровнем их успешности.

Достижения обучающихся оцениваются «методом сложения» - фиксируется достижение опорного уровня и его превышение:

  • базовый (опорный) уровень успешности – это «хорошо, но не отлично»

  • продвинутый (повышенный, функциональный) уровень успешности – это «отлично» или «почти отлично»

  • рефлексивно-творческий уровень (особая разновидность продвинутого уровня) – это «превосходно»

2.7. Результаты самостоятельной контрольно-оценочной деятельности обучающихся и контрольно-оценочной деятельности учителя – это основание для осуществления обеими сторонами соответствующих коррекционных действий в процессе обучения.

2.8. Основные понятия безотметочного обучения:

Оценивание процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью обучающегося.

Оценка это результат процесса оценивания, качественная информация обратной связи.

Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса.

Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся выражается в оценочных суждениях и заключениях учителя, которые могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. В этих суждениях дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, раскрытие причин неудач, а также путей их преодоления.

Отметка – символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений обучающихся,

графическая форма фиксирования достижений в цифрах, процентах, буквах, цветах, рисунках или иным образом:

в традиционном «пятибалльном» обучении – это количественное выражение отражает уровень успеваемости ребёнка исходя из пяти баллов, позволяя сравнивать детей друг с другом по уровню умственного развития;

при безотметочном обучении – это количественное выражение отражает уровень успешности ребёнка, но, при соблюдении принципов безотметочного обучения, не позволяя сравнивать детей друг с другом.

Отметка – не цель обучения, а только средство фиксирования уровня достижений обучающихся.

2.9. Основные принципы безотметочной системы оценивания при обучении:

  • смещение акцентов на положительные стороны работы, а не недостатки: оценивается работа, а не её исполнитель

  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки

качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления, инициатива, творчество и т.д.);

количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий – оценка достижений ребёнка представляет собой сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания;

  • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя, несовпадение этих двух оценок есть предмет особого обсуждения, в котором и зарождается объективация критериев оценки);

  • право учащихся на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий (отношение уровня притязаний и уровня достижений становится специальным предметом работы учителя по их повышению);

  • право учащихся на сомнение и незнание, на необходимое время для ликвидации своих ошибок (создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного, вводятся специальные знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем; вводится порядок пересдачи);

  • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);

  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение);

  • критериальность - критерии контроля и оценки должны быть однозначными и предельно четкими, причем они не должны задаваться учителем в готовом виде, а вырабатываются им совместно с учащимися;

  • конфиденциальность информации об уровне достижений ребёнка (информация доступна только учителю, администрации ОУ, родителям ребёнка)


2.10. Основными показателями развития обучающихся являются:

  • положительная динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в освоении планируемых результатов

  • сформированность учебной мотивации:

познавательные и социальные мотивы – 3

познавательные мотивы – 2

социальные мотивы – 1

внешние мотивы - 0

  • сформированность самооценки:

на конец 1-2 классазавышенной (или адекватной)

на конец 3 класса – несколько завышенной (или адекватной)

на конец 4 класса - адекватной (или несколько завышенной)

  • сформированность целеполагания:

отсутствие цели - 0

принятие практической задачи - 1

переопределение познавательной задачи в практическую, принятие

познавательной цели - 2

переопределение практической задачи в познавательную,

самостоятельная постановка новых учебных целей - 3

  • уровни сформированности действия оценки:

отсутствие оценки, неадекватная ретроспективная оценка, неадекватная

прогностическая оценка - 0

потенциально-адекватная прогностическая оценка - 2

адекватная ретроспективная оценка, актуально-адекватная

прогностическая оценка – 3

  • уровни сформированности действий контроля:

отсутствие контроля -0

контроль на уровне непроизвольного внимания -1

потенциальный контроль на уровне произвольного внимания, потенциальный

рефлексивный контроль - 2

актуальный контроль на уровне произвольного внимания, актуальный

рефлексивный контроль - 3

  • сформированность учебно-познавательного интереса

отсутствие интереса - 0

реакция на новизну, любопытство - 1

ситуативный учебный интерес - 2

устойчивый учебно-познавательный интерес, обобщённый учебно-познавательный интерес - 3

  • сформированность основ умения учиться (УУД):

уровень базовый – 1

уровень повышенный - 2

  • усвоение нравственных норм поведения:

уровень социальных знаний - 1

уровень ценностного отношения к социальной реальности - 2

уровень самостоятельного социального действия - 3

Диагностика развития обучающихся осуществляется:

  • «на входе» в 1 класс (стартовая диагностика готовности к обучению школе)

  • «на выходе» из 1, 2, 3, 4 класса

  • «входом» для 2, 3, 4 класса является «выход» из 1-3 класса.

  • «выход» из 4 класса – «вход» в 5 класс (стартовая диагностика готовности к обучению в основной школе)

2.11. Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;

  • личностные качества школьника и его ценностные ориентации;

  • своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

3. Описание системы оценки результатов

3.1. К основным результатам начального общего образования федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий (метапредметные результаты), а также опорной системы знаний (предметные результаты базового уровня), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться (метапредметные результаты) – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности (личностные результаты) – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

^ 3.2. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в готовности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их (базовый, повышенный);

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconПоложение о системе оценивания планируемых результатов освоения ооп...
Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного стандарта...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconАнкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей...
...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconПоложение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типового положения об общеобразовательном...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconДепартамент образования Администрации мо г. Салехард Муниципальное...
О системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений обучающихся
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconДостижений планируемых результатовт освоения основной образовательной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconПоложение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений...
Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа предназначена для учителей начальных классов, руководителей кружков, родителей обучающихся. Она обеспечивает преемственность...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconЛитература 121 программа формирования универсальных учебных действий...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся начальной ступени общего образования iconПоложение о безотметочном обучении по курсу орксэ общие положения
Настоящее положение регламентирует порядок оценивания учебных достижений, уровня знаний и умений, навыков учащихся при текущем и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница