Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают»




Скачать 181,71 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают»
Дата публикации22.04.2013
Размер181,71 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
pochit.ru > Военное дело > Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают»
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к своему историческому прошлому, чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

  • воспитание чувства ответственности и любви к родному краю, ощущение генетической связи с предшествующими поколениями;

  • расширение исторического кругозора учащихся.

Слайд 1

Есть праздники, которыми мы особенно гордимся. Это священные для каждого из нас вехи военной славы. В этих памятных датах, как в зеркале, отражаются боль утраты близких и вера в жизнь, слезы матерей и радость надежды…

Для нас, жителей Тверской области, таким праздником всегда будет 16 декабря – День освобождения Калинина. 70 лет уже прошло с тех пор, как был освобожден Калинин.

Звучит песня «На безымянной высоте».

Ученик читает на фоне музыки

Вот бомбами размётанная гать,

Подбитых танков чёрная стена.

От этой гати покатилась вспять

Немецкая железная волна.

Здесь втоптаны в сугробы, в целину

Стальные каски, плоские штыки.

Отсюда, в первый раз за всю войну,

Вперёд, на запад, хлынули полки.

Мы в песнях для потомства сбережём

Названья тех сгоревших деревень,

Где за последним горьким рубежом

Кончалась ночь, и начинался день.
Это стихи известного советского поэта Алексея Суркова, посвящённые городу Калинину. Именно освобождению нашей областной столицы и посвящена сегодняшняя встреча.

^ А сейчас мы отправимся в путешествие по страницам исторических событий (в сопровождении презентации):

Страница1
«Наступление врага»


Уже через 10 дней начала ВОВ боевые действия развернулись на довоенных границах Калининской области. В первые 2 недели войны до конца сентября в ряды Красной Армии были призваны более 200 тыс. человек. Десятки тысяч людей ушли на фронт добровольцами.

^ Страница 2 «Роковой день»

14 октября 1941г. фашисты ворвались в г. Калинин. Советские воины героически сражались и предпринимали контратаки. Ярким событием в боях за Калинин является рейд 21-й отдельной танковой бригады по тылам противника. Удивительная судьба экипажа танка с цифрой «3» на башне, которым командовал Степан Горобец. Он не только ворвался в город, но с боем прошел его с запада на восток и вышел к своим около Березовой рощи, где оборону держала 5 стрелковая дивизия. О героической и по-своему счастливой «тройке» наслышаны калининцы, о ней написаны книги. Механик – водитель танка Ф. Литовченко стал Почетным гражданином

города Калинина.

Писатель – фронтовик Борис Полевой был знаком с Ф.И. Литовченко и написал очерк о танке.

^ Страница3
«Калининский фронт»


17 октября директивой Ставки был организован Калининский фронт во главе с генерал-полковником И.С. Коневым. В состав фронта вошли 22-я, 29-я, 30-я и 31-я армии, сражавшиеся на осташковском и ржевском направлениях и в районе Калинина. Соединения этих армий действовали в полосе протяженностью 220 км. Перед фронтом ставилась задача очистить от немецких войск район Калинина и ликвидировать совместно с соседними Западным и Северо-Западным фронтами попытки противника обойти Москву с севера.

Гитлеровцы имели превосходство в живой силе, танках и артиллерии в 2-3-раза. К концу октября фронт стабилизировался, но в середине ноября фашисты перешли в наступление. Им удалось прорвать оборону на стыке Западного и Калининского фронтов и выйти к Волге в районе Завидова. 23 ноября противник захватил Клин, а через 5 дней вышел к каналу Москва-Волга. Возникла серьезная угроза Москве с севера.

За время оборонительных боев, сковав 13 дивизий противника, наши войска уничтожили на калининском направлении около 35 тыс. немецких солдат и офицеров, вывели из строя большое количество техники. Со стороны калининского фронта потери наших войск были свыше 50 тыс. убитыми и ранеными.

^ Страница4
«Партизанское движение»


О, сколько тяжких ран, какие муки,

Отчизна – мать, в те дни ты приняла,

Но ты в беде не опустила руки,

Ты к мужеству и мести нас звала…

Эти строки из поэмы «Лиза Чайкина», которую написала Мария Комиссарова.

В эти трудные дни широкий размах на оккупированной территории области получило партизанское и подпольное движение. В течение 1941-1944г.г. действовали 23 партизанские бригады, 100 отдельных отрядов и групп, в которых сражались около 14 тыс. партизан. Большую часть партизанского движения составляла молодежь. Партизаны уничтожили десятки тысяч оккупантов, около 690 эшелонов с военной техникой, снаряжением и войсками, около 3 тыс. автомашин, 111 складов с боеприпасами и продовольствием, 38 танков. Свыше 5 тыс. калининских партизан награждены орденами и медалями.

Лизе Чайкиной и Николаю Горячеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Страница 5

«Наступательная операция»

5 декабря 1941 г. началась Калининская наступательная операция. Одновременно развернулись сражения на советско-германском фронте протяжённостью свыше 1000 км. С 5 декабря 1941 года по 7 января 1942 года войска Калининского фронта продвинулись на запад на 120-150 километров, вышли в район Ржева, овладели Старицей, освободили множество населенных пунктов.

В канун Контрнаступления наших войск под Москвой, 5 декабря, в «Правде» была напечатана статья политрука – казаха Шопана Конуспаева. Он рассказал о горевшем Торжке, убитых женщинах в селе Медном, книгах, втоптанных в грязь.

«Сказать о них звери – мало, фашист больше, чем изверг. Людоед… Мы никогда не простим кровавому Гитлеру смерть наших отцов и матерей, истязания наших сестер и жен, убийство наших детей! Никогда! Мы отомстим за все! Биться до последнего вздоха, пока не будет уничтожен последний гитлеровец на священной нашей земле!»

^ Страница6
«Освобождение Калинина»


После усиления Калининского фронта резервами и перегруппировки частей наступательные действия войск фронта в районе Калинина активизировались и к 13 часам 16 декабря областной центр был полностью освобожден.

В результате ожесточённых боёв соединения 29-й и 31-й армий выбили немцев из Калинина, который стал первым областным центром, освобождённым Красной Армией в ходе войны.

^ Из фронтовых дневников Константина Симонова:

«Сделав полукруг, мы стали спускаться на Волгу. Теперь мы уже летели довольно низко, и я, к своему удивлению, не видел никаких машин. На окраинных улицах были видны люди, довольно много, и я решил, что раз в городе такое оживление, значит, немцев наверняка выгнали, и махнул летчику, чтобы он садился. Мы сели на Волгу у правого берега. И едва сели, как мотор заглох. Я повернулся направо и сквозь поднятую самолетом пелену снега увидел, как какие-то люди стаскивают на руках с откоса пушку, и в наступившей вдруг тишине ясно услышал дорогие в эту минуту моему сердцу трехэтажные русские слова, относившиеся к пушке, к богу и к родителям. Тут уж не могло быть никаких сомнений, что все в порядке.»

«На лицах людей была радостная растерянность. Высыпав на улицу, они разговаривали друг с другом, женщины всхлипывали, мальчишки висли на военных машинах…»

По словам К. Симонова, в городе было сожжено много домов, часть домов пострадало и сгорело от бомбежек, но в целом город производил такое впечатление, что верилось: через месяц-два он уже начнет оправляться после всего им пережитого…»

^ Страница7
«Калинин помнит своих героев»


На фронтах Отечественной войны сражалось около 700 тыс. наших земляков. Около 250 тыс. из них погибли. За мужество и героизм более чем 300 уроженцам Тверской земли присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этого высокого звания дважды: летчики-истребители А.А. Алелюхин, уроженец с. Кесова Гора; В.И. Андрианов, уроженец Бежецкого района; А.С. Смирнов, уроженец Рамешковского района; Маршал Советского Союза М.В. Захаров, уроженец Старицкого района. Тверская земля дала Родине таких выдающихся военачальников как Главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, уроженец Селижаровского района; генерал-полковник танковых войск А.Г. Родин, уроженец Пеновского района; Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев, уроженец Весьегонского района; маршал авиации Г.А. Ворожейкин, уроженец Нелидовского района; адмирал Ф.С. Октябрьский, уроженец Старицкого района.

В наступательных операциях 16 декабря 1941 года за г. Калинин отличились - 243-я (генерал-майор B.C. Поленов), 252-я (полковник А.А. Забалуев), 256-я (генерал-майор С.Г. Горячев) стрелковые дивизии.

За подвиги, совершенные в боях на Калининском фронте, были удостоены звания Героя Советского Союза 89 человек, из них 26-посмертно; 5 стрелковых дивизий стали гвардейскими; 128-й бомбардировочный авиационный полк получил почетное наименование

« КАЛИНИНСКИЙ», 7-я гвардейская(209-я) истребительная авиационная дивизия-Ржевская.

Впереди было еще много боев – освобождение Старицы, кровопролитная Ржевская битва, но первый большой шаг был сделан.

Согласно официальным данным в боях под Ржевом в 1942 1943 годах погибли более миллиона советских солдат и офицеров. Однако, по неофициальным данным, потери в Ржевской битве составили более 2 миллионов бойцов и командиров.

Бывший участник боев под Ржевом вспоминает: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва — это была бойня, и Ржев был центром этой бойни».

Тверская область – один из немногих регионов России, где сразу два города получили высокое звание Городов воинской славы. В 2007 году этой чести удостоился Ржев, а в ноябре 2010 г. звание Города воинской славы было присвоено Твери.

Слово учителя:

Есть знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»

(читает наизусть подготовленный ученик)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Учитель: Сколько бы стихов ни было создано о войне, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: достаточно, все уже сказано. Нет меры горечи и страданиям. Всего сказать никогда не удастся. Такую память не стереть, не забыть, не исказить.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. (А.Твардовский)
Сегодня мы познакомимся с поэтами и писателями, с их творчеством, которые свое перо превратили в оружие борьбы против фашизма и сыграли огромную роль в завоевании великой Победы.

- Ребята, назовите имена известных вам писателей и поэтов, которые свое творчество посвятили теме Великой Отечественной войны. На эти события откликнулся писатель Кондратьев.
Краткое сообщение ученика о писателе (приготовлено заранее):

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 — 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922г. семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжелые бои под г. Ржевом. Во время боев получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году окончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником - оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Слово учителя.

Первую повесть — «Сашка» — опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Вопросы учителя:

1. Повесть “Сашка” названа по имени героя. Но полное имя - Александр или хотя бы Саша, однако писатель останавливается на разговорном варианте – Сашка. Почему?

Сашка – простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте.

2. Откуда родом главный герой и где находится? (Он простой деревенский парень, воюет под г. Ржевом).

Слово учителя: участие в боях под Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев).

3. Чем занимается Сашка на фронте? (В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче, а о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая – откладывать ничего нельзя).

4. Как изображается война?

5. Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему? (Сашка добывает валенки для ротного; раненый возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви).

6. Вспомните эпизод с немцем. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца? (Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат).

- Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.
7. Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки? (Сашка с гордостью объяснял немцу, что в советской армии пленных не расстреливают, как у фашистов, тем сильнее его переживания, когда пьяный комбат, потерявший любимую девушку из санроты, приказывает немца убить).

Такого волнения Сашка, кажется, не испытывал и «на передке». Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашка проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

8. Справедливость в этом эпизоде можно понять двояко. Как? (Говоря о справедливости, можно, во-первых, вспомнить, что немец – захватчик, а значит враг. Тогда расстрел – правильный и логичный поступок. Во-вторых, справедливость можно понимать и иначе: как выполнение обещаний, данных в советской листовке. Именно так понимает справедливость по отношению к пленному Сашка).

9. Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина? (Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. Но даже и в госпитале ни на минуту не забывает Сашка о ребятах, что остались на передовой, об опасности, которая ежеминутно грозит каждому).

Зина не только любит Сашку, но и жалеет, зная о том, что ему довелось пережить, какие потери несет наша армия под г. Ржевом.

Сашка – герой, думающий и глубоко чувствующий, и понимает чувства девушки.

10. Как проявляет себя Сашка во время короткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей? (В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых – дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого поведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет – дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта, выручает его из беды).

11.Какие приемы характеристики литературного героя вам известны?

Прямая авторская характеристика.

Внешность героя.

Характеристика героя другими персонажами.

Сравнение с другими героями.

Выбор событий, действий, совершаемых героем поступков, в которых раскрывается его характер.

Характеристика через самоанализ (внутренняя речь героя).

Характер раскрывается через монологи, диалоговые реплики героя, речевая характеристика героя и т.д.
12. Что, на ваш взгляд, чаще использует писатель Кондратьев, чтобы развернуть перед читателями образ Сашки?

Выбор событий, поступков, т.к. в отдельных рассмотренных нами эпизодах и раскрывается характер бойца Сашки. Использована внутренняя речь героя (например, размышления перед выполнением приказа комбата расстрелять пленного немца, его переживания за ребят, оставшихся на передовой, т.к. они его фронтовая семья и т.д.). Часто используется несобственно-прямая речь автора (например: Сашка озлился, хотел было съязвить насчет мурла, которое тот наел на тыловых харчах, да раздумал) Происходит сближение авторского повествования с речью персонажей. Интересна и речевая характеристика героя.

13. Остановимся на речевой характеристике героя. Какова речь героя, о чем она говорит читателю?

Сашка – простой парень, находясь на войне, общается с равными по званию или с офицерами, но коммуникативная ситуация героев одинакова: экстремальные условия фронта. А в таких опасных условиях вряд ли человек задумывается о выборе слов, поэтому в устах Сашки, да и других героев, много экспрессивных слов. Но, когда он оказывается вместе с Зиной или разговаривает с командирами, его речь более спокойная. Речь героя насыщена разговорными и просторечными словами (в том числе и грубыми, например: Да иди ты, гнида, со своими сигаретами! Из-за тебя, язвы, приказ не выполняю.), она показывает интеллектуальный уровень человека и его социальный статус. У Сашки все впереди, если то позволит война, он еще может получить образование, а пока его дело – Родину защищать.

14. Сашка – это художественный образ. Кроме того, что он литературный герой, он герой войны. Какой же он, герой войны? Сделаем выводы.

Сашка – обычный простой парень, он умеет любить, у него есть девушка. Он родом из деревни и вместе с тем он носитель нравственности, корни которой русские писатели-деревенщики (Белов В. , Астафьев В., Распутин В. и др.) видели в селе. Он ненавидит врага, патриот, любящий свою страну тихо, без лишних и громких слов. И бьется за Родину Сашка в самых тяжелых фронтовых условиях, не жалуется, не отчаивается, искренне веря в победу. Он скромен, терпелив и добр, он заботлив и самоотвержен. Он по-житейски мудр, справедлив, он постоянно анализирует происходящее, подмечая и недостатки, и непорядки. Он готов в сложную минуту принять серьезное решение и взять ответственность на себя, пожертвовать своим ради благополучия других. И этот гуманизм делает Сашку привлекательным для окружающих его героев. Недаром в конце повести, оказавшись в Москве, именно Сашка привлечет внимание неопытных девчонок, едущих на войну. Они не только отдадут Сашке свой хлеб, они дадут ему и частичку своего человеческого тепла. А сердобольный, гуманный Сашка только погорюет о страшном будущем, что ждет их на фронте.

           Константин Симонов в предисловии к повести сказал: «История Сашки» - это история человека, оказавшегося  в самом  трудном  месте и на  самой  трудной  должности – «солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего – то не хватало бы не в литературе, а просто – напросто в жизни. Вместе с тем у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

- Несмотря на тяжелое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе человеческие качества.

-   Чему вы научились у Сашки? (Человеколюбию)

Дома вы выполняли творческое задание, писали сочинение на тему «Мое восприятие войны». (Учащиеся зачитывают фрагменты своих работ).

На Тверской земле воевали в качестве военных корреспондентов фронтовых газет выдающиеся советские писатели и поэты: Александр Твардовский, Борис Полевой, Михаил Матусовский, Константин Симонов, Михаил Светлов, Александр Фадеев, Алексей Сурков, Степан Щипачёв, Илья Эренбург. Каждому слову их можно верить. Они были на передовой.

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и взлеты человеческого духа. Солдаты знали, что многих из них ожидает смерть, но все же звучали на войне шутки, пелись песни. Это поднимало боевой дух солдат.

Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.

Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!

( Выходят участники сценки и располагаются по своим местам).

1 сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).

1 солдат - А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.

Под покровом темноты.

Слышу шорох. Вижу братцы,

Немец лезет,

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат. - Ну, а я конечным делом,

Притаился меж сосён,

Белый снег, и я, весь в белом.

Жду бандита...

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат. - Ну а он. Ползёт по лесу.

Только вижу, я браты.

Много, в том фашисте весу,

Как бугай он...

2 солдат - ну а ты?

1 солдат.– Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?

Ах, ты, думаю, поруха,

Как с ним сладить?

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат.– Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,

Брюхом он лежит на ложе,

Снег глубокий...

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат. - Ну, а я решил упрямо;

Взять живым его должен,

Автомат наставил прямо.

Будь что будет...

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат. - Ну, а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

Подползает...

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат - Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.

И на фрица, на верзилу,

Прямо с маху сел верхом.

“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!

Ходу, чертова душа!

И к затылку приставляю,

Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат - Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,

И повёз меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон. (Солдаты уходят )

- А что еще помогало солдату на войне?

Конечно песни, частушки помогали преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов. Сплачивали их, скрашивали разлуку с любимой, с родными и близкими.

- Я бы с песни начал свой рассказ…

Пусть узнают юные солдаты,

Как в суровый предрассветный час

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

И портретов не было в газете…

Трижды славен их нелегкий путь

 И народ, создавший песни эти!

Звучит песня в исполнении учащихся «

Слово учителя.

Нельзя не упомянуть имя нашего Тверского поэта Александра Гевелинга, которого Великая Отечественная война застала в шестом классе и прервала обучение. По воспоминаниям писателя, «война круто изменила, его жизнь. После возвращения в освобожденный от врага город в школу он не пошел, стал работать, потому что рабочая карточка давала возможность получить полкило хлеба вместо трехсот граммов школьника.
В те трудные годы он прошел настоящую школу жизни. Был учеником кровельщика, потом приобрел профессию киномеханика. В 1944 году, работая киномехаником в эвакогоспитале №430 , уехал на 3-й Белорусский фронт. Был тяжело ранен и три месяца лечился в госпитале.
Вернувшись домой, возобновил учебу в седьмом классе. Жить было трудно. После восьмого класса устроился воспитателем, а по сути тем же киномехаником в ФЗО. Учиться перешел в школу рабочей молодежи, которую окончил в 1949 году с серебряной медалью. В это время он уже писалстихи.
Звучит стихотворение А.Гевелинга «Вечный огонь».

«Увечного огня тревожный свет,

Тревожный блеск -  ему покоя нет.

Гремящими ветрами окружен,

Как пульс эпохи, нервно бьется он.»

Всего-то горстка пламени, но в ней–

И свет, и жар, и боль былых огней.

Прожить бы так, чтоб голову сложив,

Остался я на этом свете жив,

Чтоб родилась из грешного меня

Молекула вот этого огня.

Ведущий 1: Вечный огонь – это символ памяти… Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой  кровавый фашизм! Никогда!

1 чтец: На проселках России, у деревни любой

Есть могилы простые под фанерной звездой.

Тут от вражеской пули пал безвестный солдат.

И с тех пор в карауле тут березки стоят.

2 чтец: Не волнуйтесь, березы, никогда, никогда

Над безмолвным солдатом не померкнет звезда.

Нам, российским ребятам, в нашей жизни большой

Будет подвиг солдата путеводной звездой.

Звучит песня в исполнение школьников «Поклонимся великим тем годам».

Похожие:

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие по литературе антикоррупционной направленности...
Внеклассное мероприятие по литературе антикоррупционной направленности по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВсего призвано из села 629 человек. Погибло в годы войны 256 человек
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем, суровую правду солдат! Семен Гудзенко
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие по физической культуре «Мы за здоровый образ жизни»
Аннотация: внеклассное мероприятие проводилось в рамках акции «Спорт- альтернатива вредным привычкам», с целью пропаганды здорового...
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие по теме: "Великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен"
Учитель. “Пусть добро навеки побеждает зло” к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие по литературе Устный журнал для учащихся 9 класса
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconКустовое внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе подготовила...
Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе; развивать познавательный...
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» icon«Бог наградил меня любовью» Слово о поэтах
Внеклассное мероприятие по литературе учителя высшей категории моу «Гимназия №58» г. Саратова Бирюлиной О. И
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие по литературе
Цель: показать на примере повести В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие: «Цветы и порох»
В этом году в нашей школе было проведено много различных мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В...
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают» iconВнеклассное мероприятие на тему «Аз да буки, а там и науки»
Цель мероприятия: способствовать приобщению подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница