Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе




Скачать 134,22 Kb.
НазваниеПоложение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе
Дата публикации06.10.2013
Размер134,22 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Управляющего совета Заведующий МБОУ Коммунарская НОШ

_____________Алиева В.И.

________А.В.Малашина

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценивания результатов обучения в начальной школе

(в рамках реализации ФГОС)

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Коммунарская НОШ


" Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации

обучающихся" (Ст. 15 п. 3 Закон РФ " Об образовании")



1.Общие положения


    1. Оценка результатов обучения и воспитания является одним из условий успешности реализации основной образовательной программы Цель системы оценивания – получение объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ. Результаты ученика- это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака).

    2. Оценка обучения представляет собой:

- качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся; количественное выражение результата оценочной деятельности.

1.3. Основными принципами оценивания результатов обучения являются:

  • ориентация оценки на содержательные критерии;

  • оценка методом «сложения», а не «вычитания» от базового уровня к более высокому;

  • валидность системы оценок (полнота проверяемой работы, проверяется то, что должно проверяться, измеримость требований к результатам образования);

  • гибкость и вариативность;

  • приоритет самооценки.


Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Это сами планируемые результаты обучения. Оценку определяют учитель и ученик сообща. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения заданий по «Алгоритму самооценки». Учитель имеет право скорректировать отметку. После уроков за письменные задания отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, многообразие, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: количественная (абсолютная и относительная), порядковая (ранговая и дескриптивная, описательная)

Качественная составляющая обеспечивает всестороннее оценивание способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

Количественная ― позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенность

    1. Основными видами контроля являются:

Виды распределенной системы контроля

- Стартовый - контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся.

- «Нулевой » контрольный срез – оценка готовности к изучению данного курса.

- Промежуточный

- Итоговый или комплексный - контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Виды самоконтроля

- Прогностический - «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения

- Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия.

- Контроль по результату - проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

1.5. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

2. Контроль и оценка метапредметных и личностных результатов.
2.1. Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным действиям;

  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

  • дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов это - педагогические наблюдения отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;

  • экспертная оценка по результатам многолетних за деятельностью ученика (учитель, педагог- воспитатель, психолог)

  • самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе диагностических работ, проводимых в конце учебного года.
^ 3. Контроль и оценка предметных результатов обучения
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • текущие проверочные работы;

  • наблюдение за самостоятельной работой учащихся;

  • рефлексивные сочинения и анкетирование учащихся;

  • «портфель» ученика;

  • публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

3.2.1. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале и оценочном листе ученика в тетради «Стартовые и итоговые работы», учащимися в оценочных листах той же тетради.

3.2.2. Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради «Моим достижения…» отдельно по каждой конкретной операции, а также учителем в классном журнале.

3.2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в оценочные листы по теме.

3.2.4. Самостоятельная работа учащихся проводится для решения двух задач: коррекции знаний и умений учащихся (если у школьников обнаружены проблемы и трудности в освоении учебного материала); углубление и расширение знаний и умений учащихся по теме (проводится по желанию учащихся). Материал для самостоятельной работы представлен в форме специальных карточек, которые размещаются либо в классе, либо на сайте школы. Данная работа учащихся фиксируется в специальных тетрадях для самостоятельной работы, а также в классном журнале. Оценивается самостоятельная работа учащихся исключительно по запросу школьников и представляется для публичного обсуждения по их желанию

3.2.5. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, общих умений и способов деятельности, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале и в тетради «Стартовые и итоговые работы».

3.2.6. Рефлексивные сочинения и анкетирование учащихся проводятся два раза в год (в начале и в конце года) с целью обобщения, систематизации полученных знаний, определения осмысленных действий с предметным материалом, установления уровня формирования учебно-познавательного интереса учащихся. Результаты данных форм работы представляются в содержательном отчете о педагогической деятельности учителя в июне месяце.

3.2.7 «Портфель достижений» ученика.

«Портфель достижений » позволяет решить следующие задачи:

  • сохранять результаты всех достижений ученика – учебных и внеучебных – за четыре года начальной школы.

  • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений;

  • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат

  • поддерживать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

«Портфель достижений» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся, личностного развития и дальнейшей коррекции процесса обучения и воспитания.

Содержимое «портфеля» должно включать в себя три обязательных элемента:

  • сопроводительное письмо «владельца портфеля» с описанием цели, предназначения и краткого описания «портфеля»;

  • содержание (или оглавление) «портфеля» с перечислением его основных элементов;

  • самоанализ и взгляд в будущее.

Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки по уровням: максимальный (превосходно, необыкновенный результат), программный уровень (отлично, очень доволен), необходимый (нормально, цель достигнута, но в следующий раз сделаю иначе)

3.2.8. Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

^ 4. Ведение документации
4.1. Учитель:

4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя и размещается на сайте Комплекса.

4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя.

4.1.2.а. Классный журнал заполняется соответственно рабочей программе учителя по предмету. Отметки выставляются, а качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«5» – знание или умение по заданному параметру, критерию сформировано;

«4, 3» – знание или умение сформировано частично (задание, операция и т.п. выполнено частично)

«2» - знание или умение по данному параметру неверны или отсутствуют.

В нижней части левой страницы разворота журнала записывается тема, все виды работ проверочного характера и пооперационный состав действия1, которым должны овладеть учащиеся в ходе изучения данной темы.

4.1.2.б. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:

сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале, а также фиксируется учащимися и учителем в тетради «Мои достижения…» или в тетради «Стартовые и итоговые работы».

Кроме этого в классном журнале фиксируется самостоятельная работа учащихся с помощью:

«1» - учащийся выполнял сам коррекционную работу по данной теме и предъявил тетрадь для самостоятельной работы на оценку;

«2» - учащийся выполнял работу по данной теме для расширения и углубление своих знаний и предъявил тетрадь для самостоятельной работы на оценку.

4.1.2.в. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

  • самый высокий уровень – 85 -100%

  • высокий уровень – 70 – 84 %

  • средний уровень – 50 – 69 %

  • ниже среднего – 30 – 49 %

  • низкий уровень – менее 30 %.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается на каждом уроке и по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля достижений» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

4.1.3. Количественная и качественная характеристика знаний, умений и навыков за прошедший учебный год отражается в итоговом оценочном листе, который заполняется в двух экземплярах (1 экземпляр – личное дело ученика; 2 экземпляр – на руки родителям).

4.1.4 . Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития учащихся за учебный период.

  • уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

  • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

  • уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

  • уровень сформированности общих учебных умений и способов деятельности на основе проверочных работ;

  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);

  • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

4.1.5. При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

^ Качество усвоения предмета

Отметка в 5-балльной системе

85 – 100%

65 – 84%

40 – 64%

меньше 40%

«5»

«4»

«3»

«2»

4.2. Учащиеся:

4.2.1. Для отслеживания динамики учения и обучения учащиеся должны иметь специальные тетради:

  • для стартовых и итоговых работ - одну на весь начальный этап развивающего обучения. В этой тетради фиксируются все стартовые и итоговые работы младшего школьника с 1 по 4 класс, с помощью которых можно отследить динамику изменений знаний и умений у учащихся по всем предметам;

  • «Мои достижения по (учебный предмет)» В этих тетрадях отражаются тексты и результаты всех тестовых диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы по всем темам учебного года, а также общий сводный оценочный лист по формированию УУД.

4.2.2. Для тренировочных работ, работ для углубления и расширения знаний и умений используется тетрадь для самостоятельных работ. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлению учащегося.

4.2.3. Для фиксации «открытий», новых способов действия и правил используется специальная тетрадь « Тетрадь открытий по (учебный предмет)». Данная тетрадь служит личным справочником, «помощником» в учении ученика.

4.3. Администрация школы:

4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все необходимые материалы учителей, учащихся для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в школе.

4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса зам. директора школы классифицирует по классам, по отдельным учащимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовании учащихся от первого к пятому классу.

4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей зам. директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности, как учащихся, так и учителей и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.
^ 5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

^ 5.2. Права и обязанности учащихся

5.2.1. Учащиеся имеют право:

  • предъявлять на оценку свою работу учителю;

  • на аргументированную собственную оценку своих достижений и трудностей;

  • на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;

  • на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

  • представить результаты своей деятельности в форме "портфеля достижений" своих достижений и публично их защитить;

  • на ошибку и время на ее ликвидации;

5.2.2. Учащиеся обязаны:

  • по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

  • овладеть способами оценивания, принятыми в школе;

  • иметь специальные тетради («Мои достижения», "Мои открытия", для самостоятельных работ, для стартовых и итоговых работ) в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика.

^ 5.3. Права и обязанности учителя:

5.3.1.Учитель имеет право:

- иметь свое аргументированное оценочное суждение по поводу работы учащихся;

- оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;

- обращаться за помощью к психологу, родителям;

- выносить предложения на обсуждение педагогического совета, методического совета;

- оценивать деятельность учащихся после совместно выработанных критериев оценки данной работы.

5.3.2. Учитель обязан:

- соблюдать правила оценочной безопасности;

- работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;

- оценивать не только предметную сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

- вести учет продвижения учащихся в классном журнале не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии учащихся;

- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся;

- аргументировано оценивать учащихся относительно его собственных возможностей и достижений.

5.4. Решение об оставлении ученика на повторное обучение может быть принято педагогическим советом школы в случае длительной болезни или при наличии серьезных трудностей в усвоении программного материала, обусловленных отклонениями в развитии ученика, по мотивированному заключению ПМПК с письменного согласия родителей.

    1. Права и обязанности родителей

5.5.1. Родитель имеет право:

- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;

- соблюдать правила оценочной безопасности;

- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

      1. Родитель обязан:

- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
^ 6.Ответственность сторон


    1. При нарушении основных принципов оценивания результатов обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядка.

    2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

    3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести своего ребенка в другую школу.




11 Пооперационный состав действия может не совпадать с датами прохождения данного материала.


Похожие:

Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся...
Целью данного Положения является определение сути понятия «безотметочное обучение», принципов, форм и способов контроля и оценки...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о системе оценивания планируемых результатов освоения ооп...
Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного стандарта...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconЛокальный акт №38 положение о безотметочном обучении и системе оценивания учащихся 1 класса
Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений...
Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о безотметочном обучении обучающихся 1 класса
Настоящее Положение разработано на основе «Закона об образовании Российской Федерации», Устава оу в соответствии с методическим письмом...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о портфолио обучающегося начальной школы
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, является инструментом, с помощью которого...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconО безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся
Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconПоложение о Портфеле достижений обучающегося начальной школы
«Средняя общеобразовательная школа с. Кочегуры Чернянского района Белгородской области» с целью индивидуализации и дифференциации...
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе iconСовременные средства оценивания результатов обучения по русскому...
Преподавание русского языка в связи с подготовкой учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница