МОУ Видновская СОШ №9
План мероприятий 11 класса посвященный 65-летию Победы
Классный час: ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО - "ПОБЕДА!", посвящается 65- летию победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Викторина «Полководцы и герои Великой Отечественной войны»
Возложение цветов к Вечному огню в г.Видное.
Конкурс стихов о Великой Отечественной войне.
Выпуск стенгазеты: «Битва за Москву»
Классный руководитель 11 класса Молебникова Н.В.
2010г.
Классный час: ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО - "ПОБЕДА!", посвящается 65- летию победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне.
|
|
В 2010 году народ России будет отмечать великую дату в истории Отечества – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.
Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Современные школьники должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944-1945 году. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте, в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко–фашистских захватчиков, 9 мая 1945 г., было объявлено днем всенародных торжеств — Днем Победы.
В настоящее время в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных Сил в разгром фашизма. Школьники необходимо напомнить, что в ходе Второй мировой войны эта роль не ставилась под сомнение ни в стане фашистских государств, ни в рядах ведущих держав антигитлеровской коалиции. Так, 23 февраля 1945 в послании Сталину У. Черчилль счёл необходимым отметить, что «Красная Армия празднует свою 27-ую годовщину с триумфом, который вызвал безграничное восхищение её союзников и который решил участь германского милитаризма. Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед». Именно Советская Армия разбила основные силы военной машины агрессоров. Из 13,6 млн. человек, которые потеряла гитлеровская Германия за время Второй мировой войны, 10 млн. нашли себе могилу на восточном фронте, разгром фашизма завершился наказанием главных военных преступников.
^ В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.
Советский Союз, а в его составе и Россия, терпя тяжелейшие испытания на оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Именно Советская Армия перемололи военную мощь немецко-фашистского государства и внесла решающий вклад в Великую Победу над гитлеровским фашизмом. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал: «Никто не может оспаривать то обстоятельство, что главная тяжесть борьбы с фашистскими вооруженными силами выпала на долю Советского Союза. Это была самая жестокая, кровавая и тяжелая из всех войн, которые когда-либо пришлось вести нашему народу».
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов. Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.
Победа в Великой Отечественной войне — это победа России и всех стран нынешнего СНГ, победа культуры, духовного потенциала всех народов, входивших в состав Советского Союза. Это победа любви к своему Отечеству и всему миру. Советский солдат, держащий ребенка на руках и разрубающий фашистскую гадину на памятнике в Трептов-парке в Берлине, — это символ и духовная правда Великой Отечественной войны. Целью классного часа является создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи классного часа включают:
- воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
- воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;
- развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны, очевидцев обороны Москвы;
- формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
раскрытие значимости Великой Победы;
создание конкретного образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;
показ Победы как результата героических усилий единого многонационального и поликонфессионального СССР;
опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины выпускников школы, местных жителей, рассказ о Москве времен Великой Отечественной войны;
опора на семейные архивы учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.);
использование возможностей приглашения на урок ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, участников трудового фронта времен войны;
опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, москвоведению, другим предметам, в которых были, пусть фрагментарные, материалы по истории Великой Отечественной войны;
.
^ 1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
Этапы
Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.
| Первый – начальный
| Второй –
коренной перелом
| Третий – завершающий, победный
| 22 июня 1941 г.-
ноябрь 1942 г.
| 19 ноября 1942 г.- декабрь 1943 г.
| 1944 г. - 9 мая 1945 г.
| Битва за Москву (30 сентября – 5-6 декабря 1941 г.) – срыв план молниеносной войны.
| Сталинградская битва (началась 25 августа 1942 г.):
19 ноября 1942 г. – контрнаступление Красной Армии; 2 февраля 1943 г. – окружение и разгром армии противника – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва (июль-август 1943 г.). Битва за Днепр и освобождение Киева 6 ноября 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
| Снятие блокады Ленинграда (14-27 января 1944 г.). Освобождение территории СССР (январь-сентябрь 1944 г.). Берлинская операция (16 апреля-8 мая 1945 г.) (1мая взят Берлин); Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.). Освобождение Праги (9 мая 1945 г.). 9 мая 1945 г. – День Победы советского народа над фашисткой Германией.
|
2. Москва в годы Великой Отечественной войны. Народное ополчение. Москва была объявлена на военном положении уже 22 июня 1941 г. вместе с территорией Московского военного округа. Только за первые три дня войны в Москве поступило 70 тыс. заявлений ее жителей с просьбой отправить их на фронт. В первые шесть месяцев войны на фронт ушли сотни тысяч москвичей.
В июле 1941 г. в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. В октябре-ноябре были сформированы еще 4 дивизии. Народное ополчение – добровольческие военные и военизированные формирования – рабочие отряды, группы самообороны, коммунистические батальоны, создававшиеся из людей, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. Народное ополчение, созданное в Москве насчитывало 160 тысяч человек. Кроме того, в столице сформировали 25 истребительных батальона (18 тыс. чел.), 25 батальонов московской противоздушной обороны, 4 ремонтно-восстановительных полка, и другие части и подразделения.
Оборонительное строительство. Около 600 тысяч жителей города и области участвовало летом и осенью 1941 в оборонительном строительстве на подступах к Москве и в самом городе. Городской оборонительный рубеж состоял из трех оборонительных позиций: по Окружной железной дороге, Садовому и Бульварному кольцам. Городские магистрали перегораживались баррикадами, усиленными противотанковыми ежами и надолбами. Противотанковые надолбы – это пирамидальные бетонные конструкции фортификационного типа или врытые в землю рядами гранитные глыбы. Предназначены для усложнения работы танковых подразделений неприятеля. На улицах и площадях столицы было сооружено свыше 30 км надолбов, около 10 км баррикад, 24 тысяч противотанковых ежей, 45 км проволочных заграждений, свыше 200 артиллерийских и около 500 пулеметных точек.
Население Москвы в годы войны. В связи с угрозой воздушных нападений на Москву с конца июня началась эвакуация населения, предприятий и учреждений, ускоренная во второй половине октября в связи с приближением к Москве линии фронта. К концу 1941 г. в городе осталось 2,5 млн. жителей (население Москвы в 1939 г. насчитывало 4,5 млн. чел.). После того, как фашисты были остановлены и отброшены от города, начался процесс возвращения москвичей в свою столицу.
Москвичи на фронтах Великой Отечественной войны. За годы войны Москва направила в Вооруженные Силы 850 тыс. чел. Героические подвиги москвичей на всех фронтах были отмечены высокими наградам, свыше 800 получили звание Героя Советского Союза, в том числе 5 человек за время войны были удостоены этого звания дважды. Это: А.В.Алелюхин, М.В.Кузнецов, В.Н.Леонов, Г.М.Паршин, В.И.Попков.
Десятки тысяч москвичей были награждены орденами и медалями. За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ознаменование 20-летия Победы Москве 8 мая 1965 было присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». ^ На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! 2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. 4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.
7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей. ^ А. Безыменский
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
***
Н. Добронравов
Война. Жестокая война
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена
В опасности столица.
***
М. Карим
За спиной Москва-
Столица мира,
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья-
Сын башкира, русский,
И татарин, и грузин.
^
Ю. Коринец
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат -
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.
***
М. Исаковский
Мы здесь не потому, что дата.
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.
^
В. Высоцкий На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букетик цветов
И Вечный огонь зажигает
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной
персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче? ^
Г. П. Сычева Обелиск на сельской улице: А старик сидит, внимает,
Серый в крапинку гранит, «Беломорканал» смолит.
У ограды кошка хмурится, Он нам вовсе не мешает,
И береза шелестит. А потом вдруг говорит: Все знакомо и привычно. - … Я пришел, чтоб Поклониться
Без особой суеты Всем, кто с нами не дошел,
В День Победы, как обычно, Помянуть и извиниться-
Мы несем сюда цветы. Их ведь орден не нашел. Ритуал такой привычный Шелестит березка мирно.
По утру нарушен был: Отдавая честь бойцу,
Посетитель необычный Класс застыл по стойке «смирно»,
За ограду заступил… Словно рота на плацу.
На траве расположился, Ничего не позабыто,
По-домашнему присел. И никто не позабыл,
Кто зайти сюда решился, Кем победа нам добыта,
Раньше нас прийти сумел? Кто в войну героем был. Старичок простой и свойский, Старичок простой и свойский,
Лоб фуражкой не закрыт. Лоб фуражкой не закрыт.
С виду вовсе не геройский. С виду вовсе не геройский.
Орден лацканом прикрыт. Орден лацканом прикрыт От гвоздик нарядно стало. Обелиск на сельской улице:
Песни спели, не одну. Серый в крапинку гранит,
И стихов прочли немало, У ограды кошка хмурится,
Про Победу и войну. И береза шелестит.
*** С. Михалков
Слава нашим генералам
И солдатам рядовым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой! ***
Загляни ветерану в глаза,
И узнаешь о нем очень много:
В них военных раскатов гроза
И счастливая к дому дорога.
Пусть почаще сияют они,
Забывая беду и ненастье,
Чтобы праздничных залпов огни
Отражали в них радость и счастье!
Павел Коган
Я слушаю далекий грохот,
Подпочвенный, неясный гуд
Там подымается эпоха
И я патроны берегу.
Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях,
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громкая моя.
^
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел. Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня. И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему. Всем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
^ Полководцы и герои Великой Отечественной войны»
1. Кому из женщин первой было присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?
а) В.Волошиной;
б) У.Громовой;
в) З.Космодемьянской;
г) Н.Поповой;
д) Л.Шевцовой.
2. Как звали юного партизана-разведчика, участвовавшего в боевых операциях истребительного батальона по ликвидации десантных групп фашистов на территории Осташевского района Московской области и награжденного за подвиг орденом Ленина?
а) Боря Кузнецов;
б) Петя Шевня;
в) Юра Воронин;
г) Толя Шумов.
^
а) Володя Колядов;
б) Витя Мотылев;
в) Миша Балакирев;
г) Ваня Чулков;
д) Толя Шумов.
4. Каким орденом был награжден Ваня Андрианов, проведший подразделение 33-й армии генерала Ефремова в тыл гитлеровцев при освобождении села Ново-Михайловское Боровского района?
а) орденом Отечественной войны;
б) орденом Красной Звезды;
в) орденом Кутузова;
г) орденом Красного Знамени;
д) орденом Славы.
^
а) 22 декабря 1942 г.;
б) 23 февраля 1943 г.;
в) 1 мая 1944 г.;
г) 5 декабря 1944 г.;
д) 9 мая 1945 г.
6. Юный москвич Аркадий Каманин во время Великой Отечественной войны был самым юным:
а) летчиком;
б) танкистом;
в) артиллеристом;
г) моряком;
д) пехотинцем.
7. Каким фронтом командовал Маршал Советского Союза С.М.Буденный?
а) Западным;
б) Резервным;
в) Калининским;
г) Брянским.
^
а) В.А.Дегтярев;
б) Ф.В.Токарев;
в) Г.С.Шпагин;
г) В.Г.Федоров.
^
а) орден;
б) медаль;
в) нагрудный знак;
г) нарукавный знак.
10. Назовите политрука четвертой роты 1075-го стрелкового полка 316-й дивизии Панфилова, произнесшего легендарный призыв: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»:
а) Григорий Шемякин;
б) Илларион Васильев;
в) Василий Клочков;
г) Иван Шадрин;
д) Сергей Смирнов.
11. На территории какого московского вуза установлен памятник-обелиск в честь преподавателей, студентов, аспирантов, сотрудников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны?
а) МГТУ им. Н.Э.Баумана;
б) МГУ им. М.В.Ломоносова;
в) Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева;
г) МАИ им. С.Орджоникидзе.
^
а) А.И.Еременко;
б) С.М.Буденный;
в) И.С.Конев;
г) С.К.Тимошенко.
^
а) Западным;
б) Брянским;
в) Калининским;
г) Резервным.
14. Как называлась оборонительная операция Западного и Резервного фронтов, проходившая в период со 2 по 13 октября 1941 года?
а) Вяземская;
б) Истринская;
в) Волоколамская;
г) Ельнинская.
15. Назовите районный центр Московской области, за который 22–23 октября 1941 года велись ожесточенные бои между частями 1-й гвардейской мотострелковой дивизии и 258-й пехотной дивизии фашистов. Этот город в 1974 г. был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени:
а) Волоколамск;
б) Истра;
в) Наро-Фоминск;
г) Клин.
^
а) Гжатск;
б) Малоярославец;
в) Вязьма;
г) Можайск.
17. Назовите москвича, дважды Героя Советского Союза, летчика, участвовавшего в Московской битве, бюст которого установлен на Самотечном бульваре (скульптор Л. Кербель):
а) А.П.Мересьев;
б) Н.Ф.Гастелло;
в) В.И.Попков;
г) В.К.Коккинаки;
д) В.В.Талалихин.
^
а) 1-й гвардейский кавалерийский корпус;
б) 2-й гвардейский кавалерийский корпус;
в) 3-й гвардейский кавалерийский корпус;
г) 4-й гвардейский кавалерийский корпус.
19. Командир 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, отличившегося в Битве под Москвой, особенно в Тульской наступательной операции, Герой Советского Союза. Одна из московских улиц носит его имя:
а) П.А.Белов;
б) Л.М.Доватор;
в) К.Е.Ворошилов;
г) С.М.Буденный.
^
а) Боровск;
б) Серпухов;
в) Верея;
г) Ельня.
^
а) Прохоровское;
б) Бородинское;
в) Куликово;
г) Ильинское.
^
а) П.С.Рыбалко;
б) Д.Д.Лелюшенко;
в) М.Е.Катуков;
г) В.И.Казаков.
^
а) Е.Колесова;
б) Н.Ковшова;
в) В.Волошина;
г) Л.Павдиченко;
д) З.Космодемьянская.
24. Какому военачальнику, погибшему под Москвой, был поставлен первый памятник в истории Великой Отечественной войны, открытие которого состоялось 7 ноября 1942 г. в г. Фрунзе (скульпторы А. Мануйлов и О. Мануйлова)?
а) И.В.Черняховский;
б) М.Г.Ефремов;
в) Г.К.Жуков;
г) И.В.Панфилов.
|
| |