«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково




Скачать 152.56 Kb.
Название«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково
Дата публикации31.03.2013
Размер152.56 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУКОВСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

Городская детская библиотека – филиал №4

« Просто не устали ждать…»
АРТ – УРОК

Составитель: зав. библиотекой

Бабич Т.А.


г. Гуково

2005
ПОДГОТОВКА:

В ходе мероприятия понадобятся следующие аудиозаписи песен:

  • «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача)

  • «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова)

  • «В землянке» (муз. К. Листова, сл. В. Суркова)

  • «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

  • «Враги сожгли родную хату» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)

  • «На братских могилах» (сл. и муз. В. Высоцкого)

РЕПРОДУКЦИИ:

  1. А. Мыльникова «Прощание»,

  2. Е.Е. Моисеенко «Победа»,

  3. Б. Щербаков «Зло мира»,

  4. А. Лактионов «Письмо с фронта».


ФОТОГРАФИИ:

  1. Знамя Победы над Рейхстагом.

  2. Скорбящая мать.

  3. Девочка с котенком на пепелище.



^ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Чтецы стихов - (6)

Ведущая – 1

Экскурсовод

Мать

Девочка

Котенок.

Чтец 1: Босая память /Е. Исаев/



И ходит по земле босая Память –

Маленькая женщина.

Она идёт, переступая рвы.

Не требуя ни визы.

ни прописки

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Её шаги неслышны и легки.

Как ветерки на травах полусунных,

На голове меняются платки –

Знамёна стран.

Войною потрясенных.

Ведущий:

Война уже давно стала историей. Прошло 60 лет со дня Великой Победы. Главные участники истории – это Люди и Время. Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя страшные потери. Война – это письма, которые ждут и боятся получать, это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия.

Ушли на войну многие поэты, писатели, художники, многие не вернулись. Это благодаря им, знают нынешние мальчики и девочки о стойкости и мужестве людей в годы ВОВ. Кисть, перо карандаш в их руках стало грозным оружием против врага.

Поэты и художники рассказали людям правду о зверствах фашистских захватчиков, о мужестве и стойкости воинов и простых людей, о доблести наших воинов и эта правда жгла сердца людей, пробуждала в народе новые силы, поднимала его на новые подвиги.
Чтец 2.
Незавершенный портрет. / А. Кешоков/
Нелегко художнику – солдату,

Краток на путях войны привал,-

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил:

- Нарисуй меня, но честь по чести.

Безбородым, как до фронта был.

И художник на клочках бумаги

Рисовал, досуга не ценя.

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал-погиб солдат-художник.

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных.

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он хранится в небольшой тетради

Это память друга моего…

На портрет незавершенный глядя,

Не себя я вижу, а его.
Ведущий:

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом, смертью, расставанием. Уходили на войну чьи-то сыновья, чьи-то папы, дедушки, женихи. Дома о них молились, ждали, любили и верили самые дорогие и близкие люди. Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату « прощай». Если бы наперед знать, что станет с ними, любимыми там, на войне, в смертельной схватке с врагом.
Чтец 3:

^ Если я не вернусь… / И. Уткин /
Если я не вернусь, дорогая.

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая,

Это значит… сырая земля.

Это значит, дубы – нелюдимы

Надо мною грустят в тишине,

А такую разлуку с любимой

Ты простишь вместе с Родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю,

Только вами и счастлив я был.

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем, ты знаешь, любил
Ведущий:

Сегодня мы слушаем стихи многих поэтов, не доживших до Победы. Вот судьба Иосифа Павловича Уткина. Детство провел в Иркутске, окончил московский институт журналистики. В 1941 г. добровольно уходит на фронт военным корреспондентом. В 1944 г. вышла его последняя прижизненная книга « О Родине. О дружбе. О любви». Погиб в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.

/ звучит музыка песни « Священная война» /
Экскурсовод:

/ показывает картину А. Мыльникова « Прощание» /

Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.

Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.
Чтец 4.

Собирала мне мама. /А. Менжиров/
Собирала мне мама

Мешок вещевой

В нем запасов – ну прямо

На две жизни с лихвой.

Возле военкомата.

У Москвы на виду,

Поравнялась команда в 41 году

Паровозы кричали

В голос на Окрупской.

Мама в печали

Прощалась со мной

Застучали колеса

Засвистели свистки

Возле верхнего плеса

Вышли маршевики…

Дом мой – во поле яма,

Небо над головой…

Собирала мне мама

Мешок вещевой.

Сколько их матерей России не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок. Читая стихи о материнском горе и опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся стоны и крики ужаса, и над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби стоит согбенная фигура матери. О силе материнского чувства точно и ёмко сказано в стихотворении Николая Благова.

/ звучит музыка песни « Журавли» /



Чтец 5.

Памятник
Поставили гранитного навеки

С винтовкой, честь по чести –

Как в бою!

Мать привезли из дальней деревеньки:

- Ну, узнаешь?

- Да вроде узнаю.

А что там вроде!

Если б без оружья

До если б строгость удалить с лица.

Тогда бы стал похожим

Он на мужа.

А сын другой, хотя и был в отца.

Живого разве мыслимо из камня?

А так похож.

Известно – возмужал…

Да если б сын.

Да встретил мать глазами,

Да разве б он на месте устоял!

Фото абхазской матери с фотографией сына.

Ведущий: Вот история этой фотографии. Матросу на фотографии корреспондента С.Короткова нет и 18. Он не вернулся из разведки. Коротков разыскал мать Алексея Аршба, погибшего при защите Севастополя, через 20 лет и момент вручения снимка, вы видите на фотографии.

Ведущий: Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Эти письма ждали с нетерпением и затаенной тревогой. Письма первых военных лет…каждое пятое – похоронка. Это было великое горе.
Чтец 6.

Полустертый треугольник. / К. Симонов /
Как раскладывать по кварталам

Голоса всех живых и мертвых.

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустертых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте – жизни и смерти.

Если б знать вам на почти тут же,

Что внутри там!

Был в окруженье?

Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам, в первом сраженье…

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берет всех судеб удары.

Радость чью – то и смерть кого – то.
Экскурсовод: / показывая картину /

Лактионов А.И. Письмо с фронта.

Солнце. Весна. Радость. Радостное настроение картины передается нам, наполняя душу радостью от близкой победы. На картине первые теплые дни 45года. Мальчик читает письмо вслух. Письмо хорошее обещающее скорую встречу, конец долгой войне надежду на близкое счастье. Улыбаются все, кто собрался на веранде, девочка, мать, солдат – инвалид, девушка. Весна 45-го, приближающийся счастливый миг долгожданной встречи с родными. Любовь к невесте, Матери, сестре, детям помогла выжить, выстоять, помогала совершить подвиг, бить врага и гнать его с родной земли. Письма ждали – как встречу с Родиной, с семьей, с любимой.
/ звучит музыка песни « В землянке» /
Чтец 1.

Ты пишешь письмо./И. Уткин/
На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне.

Моя дорогая.

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома.

Огни наших комнат

За дымом войны не видны

Но тот, кого любят,

Но тот кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте

От ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь.

Как голос за тонкой стеной

Мы скоро вернемся. Я знаю, я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как – нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма,

Как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

Чтец 2.

^ Папе на фронт /Е. Благинина/
Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился.

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась –

До чего ты прежний был во сне!

Прежний – прежний

Ну такой же самый.

Точно мы не виделись два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой.

А потом поцеловал меня.

Протянула я тебе осколки,

Что нашла недавно у ворот,

Говорю тебе… А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год?

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилась это не пойму,

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно.

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы.

Папа! Ты вернешься невредимый!

Ведь война когда – нибудь пройдет?

Миленький, мой папочка, любимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю.

И желаю вовсе не болеть

Я тебе желаю – прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали.

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командиром,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу.

Пусть идут на немцев день и ночь

Я пишу тебе и чуть не плачу

Это так… от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: Шел 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к концу. 16 апреля 1945г. началась последняя из грандиозных сражений Великой Отечественной войны, битва за Берлин и уже 21 апреля наши войска штурмом ворвались в Берлин. И вот последний бой – штурм рейхстага.
/ звучит музыка песни « день Победы» /
Экскурсовод.
«Знамя победы» /фотография/
Вместе со всеми в атаке Егоров и Кантария. Фашисты открыли ураганный огонь и знаменосцам приходится залечь. Именно им доверено знамя дивизии. Вот здание. Мелькнуло знамя в одном из окон 2-го этажа. Проходит минута, две… десять. Тревога охватывает солдат. Проходит еще 30 мин. И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания – по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и машут товарищам Победа! На крыше рейхстага гордо, развевается Знамя Победы.

/кн. С.Алексеева. Ради жизни на земле.- с.270 /

Чтец 3.

В день окончания войны. М. Радиенко.
Ещё стояла тьма немая.

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступил в свои права

Армейский «зуммер» пискнул слабо –

И улетел солдатский сон!

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон.

И всё!

Не звали сигналистов.

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов

Плясать пустился лейтенант

Над мутной торопливой Тисой.

И стрекот выстрелов, и гул.

К жаре привыкший повар лысый

Зачем – то ворот расстегнул.

Не рокотали стайки «Яков»

Над запылавшею зарей

И кто – то пел.

И кто – то плакал.

И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная.

И в полновластной тишине

Спел соловей, еще не зная,

Что он поет не на войне.

Экскурсовод.

Моисеенко Е.Е. «Победа».
Прогремел последний выстрел. И вот на руках солдата умирает только что сраженный товарищ. Его тело тяжело и медленно опускается на землю. Смерть бойца у самого порога Мира. Вот она, высокая человеческая цена «Победы!»

Мы видим на картине две судьбы – одна – утверждающая победу, а другая – тяжелая утрата на пути к ней.
Чтец 4.

^ В тот день. /А. Твардовский/.
В тот день, когда окончилась война.

И все стволы палили в счет салюта.

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены

От их судьбы всегда неподалеку

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали.

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы и ними разлучали.
/ звучит музыка « Враги сожгли родную хату» /

Экскурсовод.

Щербаков Б. «Зло мира»
Эта картина современного художника. Написана она в 1985г.

Война – это зло мира. Война унесла свыше 27 мил. жизней. На фронте погибло 10мил. 10мил. Штлеровцы истребили и замучили. Более 1 мил. человек пропало без вести. Было разрушено свыше 70 тыс. сел и деревень, 1710 городов и поселков. Без крова осталось около 25 мил. человек. Было уничтожено около 6 тыс. больниц. 82 тыс. школ, 43 тыс. библиотек.

/ Соловьев В.История России- с.385 /

Ведущий: Обратите внимание на это военное фото 1941 г. Девочка у своего сожженного гитлеровцами дома.

Чтец 5.

Было тихо. /Л. Озеров, 1942/
Было тихо и тепло в избе, -

Нет избы. Котенок на трубе, -

Нет трубы. Испепеленный пень, -

Нету пня. Осиротелый день.

Кованный сундук молчал в углу, -

Нету. Ветер разметал золу,

Глянцевитый черепок в золе

Больно мне. Но нет тоски в строке

Есть строка. Которая сильна.

Тем, что сердцем сказана она.

Нечего стыдится честных слёз!

Пусть слезу оледенит мороз

Чтоб она, упавшая из глаз,

Стала резкой, острой, как алмаз.

Но алмазу долго надо ждать,

Чтоб таким, как сердце, твердым стать.
Ведущий.

Эта картина, чтобы люди помнили, какой ценой досталась победа, чтобы не забывали о тех страданиях и муках, которые перенес народ, о сожженных городах и селах, о миллионах не вернувшихся с войны, о миллионах,

ждавших и дождавшихся, любимых и любящих. Чтобы люди берегли мир, самое дорогое на земле нашей.

Смотреть. Чувствовать сердцем, видеть. Попробуем услышать картину сердцем и мы.
/ театрализованное представление /

^ Мать.
Молитва матери. /А. Яшин/
В этом доме нет иконы,

Она не бьет никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном.

Не отвешивает поклоны,

Но горькую эту молитву

Мы видим в её глазах

- Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе

Око недремлющее

Голос мягкий, отходчивый, ласковый

Руки крепкие, незлобивые, -

Очень трудно матерью быть!

Ребенок /Г. Еремеев/
Я из детства ушел не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной

От дождей оплыла воронка…

Трудно вырасти из ребенка,

исключенного войной.

(показ фото девочки с котенком на пепелище 1941г.)
Девочка /А. Барто/
Глаза девочки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.
Кот.

^ Хозяйке – кот.

/Бабич Т.А./
Что же ты печалишься, хозяйка,

Не осталось слез уже, молчишь…

Я с тобоюй, заметь меня, давай-ка,

Тихо как… и не и не скребется мышь.

От руки твоей тепло, родная,

Песенку пою одной тебе,

Ты услышишь, она о маме,

Об уютной печке, молоке.

Ты поверь, что солнышко согреет,

Ледяной печали не бывать,

И рука, что так меня жалеет,

Будет ещё внуков пеленать,

Дом построишь. Дерево посадишь,

Вскипятишь на печке молоко,

Не грусти, хозяйка, я же рядом,

И поверь, что кончится война.

Ведущий.

Закончилась война, взмыли в небо тысячи обелисков – память людская. Боль людская. Они – наша совесть, дань тем, кто отстоял победу, тем, кто не вернулся, остался там, в ХХ веке, в 40-х – роковых. Вечная память и низкий поклон! Слушайте стихи, они родом оттуда, они – далекие голоса наших отцов, они – далекие голоса наших отцов и дедов. Они о дружбе, о вере, о любви, они о тех, кого ждали и кого не устали ждать.
Чтец 6.

^ Сплети мне, милая. /С.Сазонов/
Сплети мне, милая,

Кольчугу из ромашек.

От пуль сготовь отвар из васильков.

Тогда не стану без вести пропавшим,

Я прорасту пшеничным колоском.

Я опущусь листвой в твои ладошки,

Лучом зари щеки твоей коснусь.

Звездою загляну в твои окошки,

И, чтобы не случилось,

Я вернусь!

Я упаду дождем из туч уставших

Снежинкой лягу у твоих у ног.

Сплети мне, милая,

Кольчугу из ромашек.

Из тех, что у тебя сплетен венок.

Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

Чтоб крепче в мире не было брани,

Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

И я вернусь живым с любой войны!
/ звучит песня « На братских могилах» Вл. Высоцкого /

Чтец 1.

^ Назови меня именем светлым.

/А. Яшин/
Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови –

Донесется, как песня, с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденья за явь приму,

Хлынь дождем на шумную крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Пуля свалит в степи багровой –

Хоть на миг сдержи суховей,

Помяни меня добрым словом,

Стынуть буду – теплом повей.

Появись, отведи туманы,

Опустись ко мне на траву,

Подыши на свежие раны –

Я почувствую, оживу.

/ музыка к песне «Журавли» /

Чтец 2. « Жди меня» К.Симонов.

Минута молчания.
Библиография:

  1. Алексеев С. Ради жизни на земле – М., 1990

  2. Была война. – М., 1987.

  3. До последнего дыхания. – М., 1985.

  4. Идет войны народная. – М., 2002.

  5. Кузнецова Э. Истории и батальон жано. – М., 1982.

  6. Мать. – М. ,1979.

  7. Соловьев В. история России. – М. ,2003.

Похожие:

«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconВопросы к экзамену ФиК
Бабич, А. M. Финансы. Денежное Обращение. Кредит. Учебник / Под ред. Бабич A. M., Павлова Л. Н. М.: Юнити-дана, 2000. 687 с
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconТесты функц диагн
ПК. Наруж конец открыв м-ду мпг. Кровосн-внут подвзд арт и ее ветви. Матка-полый непар гладкомыш орг грушевид форм. Тело с дном,...
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconМатериалы для выполнения арт-терапевтических упражнений
В ряде арт-терапевтических техник в качестве основного пластического материала выступает человеческое тело (боди-арт, пантомима,...
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconПлан работы на 2012-2013 учебный год зав школьной библиотекой
Содействие повышению престижа школьной библиотеки и расширению общественного признания их деятельности
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconПлан работы III четверть Зав школьной библиотекой Марченко Т. М. 2010-2011
«Мы одной крови – ты и я!»-беседа, просмотр м/ф «Маугли», к дню рождения Джозефа Редьярда Киплинга (30 декабря 1865 г.)
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconО. В. Каркавиной, зав библиотекой моу «сош №50»
На природе нет уродцев- все живые организмы удивительно красивы и их тела целесообразны. Здесь происходят захватывающие реальные,...
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconПрограмма курса «Проблемы современной науки в контексте культуры»
Участие в семинарах по социологии знания 24. 11 и 08. 12 является добровольным! Только, пожалуйста, каждый/ая предупредите хотя бы...
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconФрагмент урока с элементами арт-терапевтического психологического тренинга
Формирование у подростков собственной толерантной позиции путём воздействия на личность арт- терапевтическими объектами
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconПлан работы библиотеки мбоу «Айская сош» на 2012- 2013уч г. Зав библиотекой: И. Г. Овечкина
Основной задачей работы библиотеки о было информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса
«Просто не устали ждать…» арт урок составитель: зав библиотекой Бабич Т. А. г. Гуково iconРешение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор...
Киеве с авторской мастерской «Любовь как смысл жизни». Выбор темы связан с особенностями деятельности «просто / студии». И чтобы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница