Скачать 266,2 Kb.
|
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения. Автор Дементьева Т.В., учитель русского языка и литературы. Перед учителем, работающим в классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся. Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности. Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность. Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры. Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах. Опыт показывает, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слов, недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности. Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое. Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий. Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе. Коррекционная работа по русскому языку с детьми с ЗПР имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и коррекционное занятие имеют одну и ту же цель: развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа. В связи с тем, что обучаемые дети с низким уровнем сформированности общеучебных знаний и умений, Программа по предмету должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям. По сравнению с обычной программой обучения в школе, в коррекционной школе программой должно быть предусмотрено, чтобы ученики овладевали более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой учебных сведений. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Содержание дифференцированных заданий, их распределение в системе курса предмета - задача учителя в процессе обучения школьников. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития. Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебного процесса, на любом уроке и во внеурочное время. Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и, учитывая требования программы, знаниям и умениям учащихся. Упражнения базируются на логической системе учебного предмета и межпредметных связей. Необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных. Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:
Использование упражнений из любого комплекса позволяет смоделировать урок с учетом особенностей учащихся конкретного класса.
Функциональные возможности элементов системы - Коррекция и развитие познавательной и мотивационной сферы личности учащихся. - Адаптация учащихся к учебной нагрузке, овладение навыками планирования различных видов учебной деятельности, их самоанализ; сохранение учебной активности в течение урока, включение учеников во внутригрупповое общение со сверстниками и личное общение с учителем. - Моделирование педагогических ситуаций, направленных на реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения на уроке. Поведенческая саморегуляция
^ Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают учебный материал легче, если его разбить на определенные темы и предварительно с ними ознакомиться. Поэтому излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем. Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения (алгоритмические предписания, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы) на протяжении периода обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание. При выполнении заданий учащиеся постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому эффективны уроки с применением наглядности. Стимулы повышения интереса к предмету разнообразны:
^ Дети в силу различных причин генетического, физиологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обуславливает предрасположенность этих детей к патологическим и социально-психологическим срывам, снижает степень обучаемости. У таких детей слабо развито (недостаточно сформировано) логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Эти дети не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности приводит к тому, что уровень интуитивно-практического мышления выше словесно-логического. Они предпочитают показать, как надо сделать, чем объяснить вербально. Им чрезвычайно трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремясь копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения. Прием и переработка сенсорной информации требует более длительного периода, чем у обычных детей. У таких детей обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, бедный словарный запас. Эффективность и качество умственной деятельности повышается при применении наглядных средств обучения. ^
^
Мотивация к обучению:
^ используемых на уроках русского языка и литературы. Автор Дементьева Т.В., учитель русского языка и литературы. Внимание: удерживание устойчивого внимания (приблизительно 5 минут) через смену видов деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, педагогический такт учителя. Восприятие образное, творческое через коллаж, таблицы, карточки, схемы, занимательные средства. Мышление: анализ текстов, орфограмм, составление планов, схем предложений, проблемные вопросы, чередование умственной и практической деятельности, дифференцированные задания. ^ : зрительные опоры, многократные повторения, заучивание наизусть. Внимание не является познавательным процессом, является сквозным, регуляторным. Это психический процесс, заключенный на сосредоточении сознания ребенка на предмете, явлении. Внешнее внимание === на социальные и природные объекты. Внутреннее внимание === собственные мысли, переживания, чувства. Виды внимания:
Факторы, оказывающие влияние на внимание:
интересы и потребности ребенка (доступность, интерес, эмоции). Характеристика процесса внимания.
Восприятие - это сложный психический процесс. Восприятие – познавательный процесс, результатом которого являются образы, воздействующие на органы чувств в их совокупности (свойств и признаков). Главная роль в восприятии – создать целостный образ. Роль восприятия в психических процессах Объединение предметов в образ. Объединение познавательных процессов в совместную согласованную деятельность по переработке информации. Формирование целостной картины мира через полученный опыт, через совместную согласованную деятельность по переработке информации в форме представлений и образов. Особенности восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает непроизвольное восприятие. Воспринимая предмет целостно, они могут проанализировать только части, детали: пропуск букв, слогов, слов, замена букв – это нарушение восприятия. Восприятие развивается в процессе обучения, но оно не становится анализирующим, дифференцированным. Оно локализуется в нас самих (подушка - мягко, огонь – боль). Восприятие – результат работы всех органов ощущения. Приемы:
Свойства восприятия
Объем восприятия – влияем на него опосредованно.
Память Память-это гарантия сохранного интеллекта Виды памяти
Мнемотехнические приемы по развитию памяти
- На что похоже? - Что тебе это напоминает? Мышление Это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражает предметы и явления действительности в их общественных признаках, связях и отношениях. Законы мира мы познаем через абстрактное мышление. Понятие Знания об наиболее существенных, общих признаках, свойствах, связях и закономерностях, выраженных словом или группой слов. -- Как формулировать коррекционную задачу?
Суждение Мысль, выраженная словами или группой слов, заключающая в себе утверждение или отрицание чего-либо. -- Как формулировать коррекционную задачу?
Умозаключение вытекает из ряда последовательных суждений. -- Как формулировать коррекционную задачу?
Операции мышления
Понятие всегда отражает существенные признаки предмета, выражается словом. Понятие может быть единичным, общим, частным, но существует еще и всеобщее. Может быть конкретным (белый снег), может быть абстрактным (юность, скорость и др.) Понятия: видовые ( часть речи - имя существительное), родовые (рыба – окунь); причина – следствие; способность выделять существенное; противоположность (антонимы); порядок следования (что за чем); функциональность отношений (повесть, писатель). Виды воображения
Мечта может быть мотивом деятельности. Упражнения: дано начало, завершить конец, либо наоборот (развитие речи), поиск решений, создание сказок (ассоциативные слова). Воображение Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, на основе имеющихся представлений, опыта, знаний. Главное значение – может представлять результат труда до его начала. Теснее всего воображение связано с памятью и мышлением. В любом психическом процессе задачу может решать либо мышление, либо воображение. В подростковом возрасте воображение- процесс, регулирующий состояние подростка. Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у рассматриваемой категории детей обычно не достает. |
![]() | - «Инновационные технологии в классах коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка» | ![]() | Проблемное обучение как метод развивающего обучения В н6астоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.... |
![]() | Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках... Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт сост. Г. В. Жадейко – Дятлово, 2009. 47с | ![]() | Уроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова Обобщение... «Развитие логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова» |
![]() | Урок истории, как и любой другой урок в школе, должен строиться на... Проблема развивающего обучения на уроках одна из актуальных проблем современной школы, так как методика развивающего обучения отличается... | ![]() | Требования к составлению Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение индивидуальных коррекционных занятий с учащимися общеразвивающей... |
![]() | Презентация открытых уроков в плане общешкольной методической недели... Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего... | ![]() | Отчёт по теме самообразования «Организация проблемного обучения на уроках в начальной школе» Актуальность данной проблемы обусловила выбор моей темы по самообразованию «Организация проблемного обучения на уроках в начальной... |
![]() | Технология коррекционно-развивающего обучения худенко е. Д Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», автор учебников по развитию речи и программы по воспитательной... | ![]() | Актуализация субъектных свойств учащихся начальных классов Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способности к... |