Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории»




Скачать 220.39 Kb.
НазваниеДоклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории»
Дата публикации25.08.2013
Размер220.39 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Военное дело > Доклад
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДОКЛАД

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ»

РУКОВОДИТЕЛЬ МО

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВР

МОУ СОШ № 8

Т.М.ЛОБАНОВА


г.ОСТРОГОЖСК, 2011

ВВЕДЕНИЕ
Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел.

Л. Толстой «Война и мир»
Патриотическое воспитание — одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе. На это направление государством выделяются большие средства, органы управления образованием требуют отчетов о проведенных школой мероприятиях.

Но не всегда понятно, как сделать эту работу не формальной, а действительно приносящей пользу детям.

Большинство методических пособий состоят из сценариев, основанных на педагогическом опыте советских времен. Но ситуация сейчас иная, выросло новое поколение. Следовательно, должны использоваться уже другие формы и методы работы.

^ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину. Но любовь - чувство глубоко личное и трудно проверяемое. Вряд ли кто-нибудь отважится написать в отчете: я провел десять мероприятий, и теперь мои ученики любят Родину. Да и можно ли воспитывать любовь?
^ ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Всем нам прекрасно известны слова выдающегося русского религиозного философа И. Ильина: «Никто не может указать другому человеку его Родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — в личном, но подлинном ипредметномдуховном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только "сама", в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Решая проблему патриотического воспитания, учитель должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

  1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох.

  2. Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности.

  3. Организовать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьника уровне).

  4. Сформировать гражданскую позицию — понимание связи с людьми, живущими в обществе.

5) Сформировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.
Все вместе это можно выразить одним словом — сопричастность.

^ ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Очень часто в планах воспитательной работы записана формулировка: «Военно-патриотическое воспитание»2. Эта традиция пришла к нам из советского прошлого, когда считалось, что главное, на чем можно воспитывать любовь к Родине, — опыт Великой Отечественной войны.

Тогда это было совершенно естественно: память о войне была живой, каждая семья заплатила страшную цену за победу над фашизмом.
Патриотизм — это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за ее будущее.

^ Такое понимание патриотизма исключает возможность оценки со стороны: в достаточной ли степени человек является патриотом, настоящий это патриотизм или с приставкой «лже-».
^ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ

Распространенные сценарии и методики воспитательной работы, как правило, не учитывают современную общественную ситуацию и личный опыт ребенка. Например, учителю приходится работать над нейтрализацией негативного воздействия СМИ и пропаганды на детей.

Во всех странах мира, за исключением разве что самых бедных, специалисты отмечают падение роли школы и семьи в социализации детей, формировании их представлений об окружающем мире. Все больше информации и впечатлений дети получают посредством СМИ и Интернета. Влияние, которое оказывают на детей производители телепрограмм и фильмов, чрезвычайно велико.

Воздействию СМИ подвержены и школьники, и их родители, и другие взрослые. В этих условиях важной задачей воспитательной работы становится развитие навыков критического анализа информации, в том числе анализ распространенных тревог и страхов. Отделить реальность от вымыслов необходимо прежде всего самому учителю, чтобы потом помочь это сделать своим ученикам.

^ ПРОПАГАНДА НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

К сожалению, массовая теле- и видеопродукция отличается огромным содержанием насилия. То же самое относится и к компьютерным играм. Довольно часто для смакования насилия используется вроде бы патриотическая тематика — героическое прошлое, будни современной армии или правоохранительных органов и т.п.

Явление это небезобидное. В ходе огромного количества исследований доказано, что сцены насилия в СМИ влияют на уровень агрессивности детей и подростков. «Патриотическое» камуфлирование насилия, особенно если тематика школьной воспитательной работы перекликается с тематикой упомянутой продукции, также приводит к закреплению у детей агрессивного поведения и установок на насилие в реальной жизни.

Надо иметь в виду, что агрессивность в российском обществе чрезвычайно велика. Страна занимает одно из первых мест в мире по насильственным преступлениям (традиционный показатель уровня агрессивности) и по самоубийствам (это тоже насилие, только направленное на себя самого). Популярность фильмов, полных насилия, их героев, применяющих насилие, агрессивных видов спорта — все это тоже традиционные показатели, по которым в России «диагностируется» высокий уровень агрессии.

Раньше существовало предположение, что социально приемлемое насилие способствует разрядке агрессивности, перенаправляет агрессию в правильное русло. Но исследования, проведенные в мире за последние 20 лет, показывают, что демонстрация насилия скорее вызывает привыкание к нему, а у детей и подростков — бессознательное подражание. Относительно устойчивой к воздействию насилия в СМИ может быть только личность, достигшая определенного уровня моральной зрелости. В частности, это человек, усвоивший идею, что конфликты лучше разрешать без применения насилия.

В этих условиях школа призвана противопоставить культу силовых методов и победы любой ценой акцент на культуре ненасилия и переговоров. Применение военизированных форм обучения, работа с тематикой военной службы и т.п. ни в коем случае не должна создавать условия для закрепления агрессивных установок.
^ ЧРЕЗМЕРНЫЙ АКЦЕНТ НА ВОЕННОЙ ТЕМАТИКЕ

К сожалению, при изучении прошлого нашей страны чрезмерный акцент делается на военной тематике. Это мешает ребенку сосредоточиться на истории своей семьи, истории культуры. Между тем именно знание истории своего рода дает самое прочное и глубокое ощущение корней, которое является основой реального патриотизма.
^ СТРЕМЛЕНИЕ СВЯЗЫВАТЬ ПАТРИОТИЗМ ТОЛЬКО С ПРОШЛЫМ

Еще один стойкий стереотип — связывать патриотизм только с прошлым (например, с героической историей, народным искусством и т.п.). Не всегда ребенок может самостоятельно найти нравственные ориентиры в настоящем.

Между тем и в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане. Культура страны живет и развивается.

Чрезвычайно важный аспект патриотизма — защита родной природы. Государство с этой задачей не справится без помощи граждан.
^ ОРИЕНТАЦИЯ НА МАСШТАБНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Обилие крупных, масштабных программ, посвященных патриотической тематике, может создать ложное впечатление, что эта тематика только и может существовать в рамках больших мероприятий, централизованных планов и т.п. При этом возникает опасность подмены личных, интимных чувств привычкой к формальным ритуалам.

Напротив, именно камерность, локальность мероприятия, привязка к личному опыту, уникальным местным событиям, семейной памяти являются самым действенным воспитательным средством.

Наилучшим стилем здесь является неформальное общение, возможность самостоятельного выбора содержания, включение личного опыта.
^ ИЗУЧЕНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ И ПАТРИОТИЗМ

Изучение истории войны может служить делу нравственного развития, если она является личной историей. Поэтому основной акцент в воспитательной работе лучше сделать на солдатскую историю, то есть войну глазами простых людей — солдат и обычных граждан.
^ ВОЙНА КАК ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

По сути, описана лишь незначительная часть личных судеб участников войны и их семей — в виде мемуаров или рассказов, записанных исследователями. Очень важную часть этой работы делают в наше время школьники — участники всероссийских конкурсов работ «Человек в истории. Россия, XX век»; одной из последних тем конкурса стала «Цена Победы». Школьники записывают воспоминания очевидцев войны, и эти рассказы позволяют понять, какой ценой была достигнута Победа. Между прочим, необыкновенно ценными оказываются воспоминания тех, кто в войну был ребенком. Дети военного поколения запоминали множество деталей, они застали в живых солдат-фронтовиков.

Долгие годы существовала (и существует сегодня) традиция приглашать в школу ветеранов. Однако, это не такое уж простое дело. Не только потому, что в живых осталось мало фронтовиков и состояние здоровья мало кому из них позволяет посетить школу.

Историки, работающие с темой Великой Отечественной войны, свидетельствуют о том, что исключительно редко удается найти ветерана, имеющего реальные воспоминания. У большинства людей собственные впечатления от важных исторических событий со временем вытесняются версиями описаний, которые выражены в художественных фильмах и книгах, мнениях социального окружения.
^ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий

В раскрытии темы Великой Отечественной войны и Победы сложилось и по-прежнему сохраняется множество устаревших стереотипов. В итоге дети привыкают к теме, перестают ее осмысливать. Хороший способ привлечь внимание детей, особенно подростков, — необычная постановка темы.

^ ТЕМЫ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Чрезвычайно важная тема с воспитательной точки зрения — это цена Победы для каждого гражданина страны, работа с личными историями участников войны.

Другая важная тема — особо драматические судьбы: люди, пропавшие без вести, бывшие в оккупации, подвергшиеся репрессиям. Нынешние школьники обязаны иметь представление о том, как велико число пропавших без вести бойцов, которые просто не были опознаны на поле боя и не захоронены. (Часто у солдат не было «смертных медальонов» или они были непрочны и не сохранялись; огромное число убитых некому было хоронить, некому было собирать сведения о погибших и т.д.) Эта проблема до сих пор не решена и переходит по наследству следующему поколению.
(Многих подростков может увлечь тема исторических тайн, расследований — например, многие события привычно освещались определенным образом, и лишь недавно выяснилось, что документы свидетельствуют о совсем ином ходе событий. А стереотип порожден неверной информацией в тогдашней прессе.

Очень полезно было бы на материале пропагандистских текстов, исторических документов, воспоминаний очевидцев и т.п. отрабатывать навыки критического анализа информации, сопоставления фактов. Таким образом, решаются две задачи — развитие критического мышления и усиление интереса к теме войны и Победы.)
Говоря о теме личной и семейной исторической памяти, преемственности культуры, важно показать, что привычные для нас ритуалы торжественных праздников, героические легенды, образы воинской славы не должны заслонить и подменить личное содержание.

С другой стороны, сегодня в любом классе могут найтись дети, семейная история которых слишком коротка или просто отсутствует. Могут быть ученики, приехавшие из другой страны и т.п. Для таких учеников необходимо участие в исследовании — опросы местных жителей, анализ документов, сопоставление разных данных, поиск необычных публикаций — с тем, чтобы они тоже получили свой неповторимый личный опыт приобщения к теме.

Обсуждая тему цены войны, страдания людей и их мужества, невозможно не коснуться темы предотвращения войн — как это происходило в разные эпохи и происходит в наше время. Как удалось избежать новых мировых войн, как ведутся переговоры, как заключаются договора между странами -это тема, неотделимая от темы войны.
(В то же время и эта тема должна быть связана с личным опытом детей Обсудите, как часто их ссоры и конфликты, а то и устойчивая враждебность могли быть нейтрализованы переговорами, особенно при участии посредников. Нет ли сейчас какой-то вражды — например, между учениками, живущими в разных кварталах города, или местными и приезжими? Обсудите, как с помощью переговоров наладить мирные отношения без стычек и обид.)
Таким образом, тему войны необходимо рассматривать всесторонне, на разных уровнях. Это и отражение войны в личных судьбах, и оценка военной политики. Компонентами темы должны быть такие вопросы, как предотвращение войны (долг ответственного политика), грамотная оценка угроз.

Ученикам полезно иметь общее представление о военной доктрине и военном строительстве в соответствии с военной доктриной. Военная тема должна рассматриваться как сфера профессиональных знаний и ответственности, а не идеологических спекуляций,

^ ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВОВ

Обращаясь к теме героического прошлого Родины, в российских школах традиционно рассказывают детям о героях Великой Отечественной войны. Но как сделать, чтобы такие рассказы стали актуальны для современных детей? Ведь для школьников начала XXI века Великая Отечественная война, как война с Наполеоном или Куликовская битва, — факт далекой истории. Очевидно, что строить внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне, невозможно так, как делали это 20—30 лет назад.

При планировании классного часа необходимо учитывать социально-психологические аспекты этой тематики, рассмотренные выше.

В современной школе внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, могут преследовать цель показать детям:

• бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

  • примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;

  • примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни.


^ ПОКАЗАТЬ УЖАС ВОЙНЫ

Итак, если мы взяли первую цель — показать ужас войны и ценность каждой человеческой жизни, — то мы исходим из того отношения к войне, которое лучше всех сформулировал Л.Н. Толстой: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей...» (Л. Толстой «Война и мир»).

Сложность проведения воспитательных мероприятий в том, что современный подросток с иронией отнесется к любому чрезмерному пафосу и попытке получить от него какие-либо заранее заданные чувства. Поэтому — минимум громких слов, минимум больших цифр, минимум прилагательных в превосходной степени.


^ ПРИМЕРЫ СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Возможная цель классного часа, посвященного Великой Отечественной войне: показать примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания. Эта тема очень актуальна и для современных подростков. Здесь могут пригодиться воспоминания людей, живших на оккупированных территориях, узников концлагерей.

Здесь рассказ тоже может содержать элементы беседы, помогающие детям представить себе мысли и чувства героя. «Как вы думаете, какие чувства борются в нем сейчас?», «Перед каким выбором он оказался?».

Вопроса «Как бы вы поступили в такой ситуации?» следует избегать, поскольку хвастаться неловко, да и честный человек не может быть уверен, что у него хватит душевных сил на подвиг, а говорить, что поберег бы себя, тоже не хочется.
^ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ СВОИХ ИДЕАЛОВ

Возможная задача классного часа, посвященного Великой Отечественной войне: показать мужество и самоотверженность человека, следующего своим идеалам, пример того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни. Здесь мы будем говорить об иерархии человеческих ценностей.

У человека помимо инстинкта самосохранения есть еще многое, что держит его на земле, — семья, друзья, любимое дело. Именно для их защиты человек может преодолеть свой инстинктивный страх, рисковать и быть использованы материалы о любых подвигах: на фронте и в тылу врага, в фашистских и советских концлагерях, в эвакуации и в блокадном Ленинграде. Важно, чтобы получилась беседа о том, как человек принимает ключевые в своей жизни решения, что будет с ним, пойди он по той или другой дороге.

^ МЕТОДЫ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ


  1. Классный час – беседа с использованием бардовских песен.

Слушаются три песни (не более десяти минут). Команды выбирают наиболее затронувшую их песню и обсуждают ее в группах. Любая из этих песен может вывести на очень важные проблемы.

  1. Работа с афоризмами. Может заключаться в следующем: команда выбирает наиболее спорный афоризм и пытается его опровергнуть. Причем те команды, которые не считают этот афоризм неверным (а такие наверняка найдутся), должны его защищать. Таким образом, обсуждается именно то, что учеников сильнее всего «зацепило».


АФОРИЗМЫ

«Одна женщина утверждала: «Конечно, это была справедливая война. Ведь на ней погиб мой сын»» (X.Джебран).

«Если нигде нет министерства агрессии, а только министерства обороны, откуда берутся войны?» (С. Мрожек).

«Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны» (Фридрих Великий).

«Лет двадцать надо, чтобы человек проявил себя. Тридцать веков потребовалось, чтобы узнать его строение. Вечность нужна для познания его души. Но одной минуты достаточно, чтобы его уничтожить» (Вольтер).

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям» (Д. Неру).

«Особых жертв требует военное искусство» (Неизвестный автор).

«Я уже отправил на войну двух двоюродных братьев и готов пожертвовать братом жены» (Артемус Уорд, американский юморист).

«Цена войны выведена аккуратными буквами на тысячах табличек, установленных над солдатскими могилами» (Дж. К. Маршалл).


***

Пробудить в учениках чувство сопричастности к отечественной истории можно не только через изучение военных событий, но и через интерес к бытовой культуре своей страны - даже к одной-единственной вещи.

Через историю вещи можно увидеть многие особенности национальной культуры, проследить изменения в быте, в обычаях, даже в мировосприятии людей.

^ ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ КОНКРЕТНОЙ ВЕЩИ

Материалы для внеклассных мероприятий в 7—9 классах

Очень интересен вопрос о вещах-символах, о стереотипном восприятии той или иной вещи как признака определенной культуры.
Принципиально важен вопрос о родине вещи. Нередко наши стереотипные представления оказываются неверными. Вещь впервые появляется совсем не в той стране, с которой ее потом связывают, либо появляется (совершенно независимо, без заимствования) сразу в разных странах.
^ ОДИН ДЕНЬ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА КАК ТЕМА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для учеников старших классов

Цели изучения конкретной даты таковы:

  1. Воспитать уважительное отношение к судьбе любого человека — великого и «маленького».

  2. Показать, что история не сводится к историческим событиям, жизнь страны складывается из жизни обычных людей, каждый из которых оказывал влияние на большую историю страны.

  3. Связать историю России с историей своей семьи.



^ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Рассказы о том, что реально в этот день произошло.

Собрав фактический материал о событиях и людях, достаточно легко скомпоновать из него общее повествование. Если это не обычный классный час, а вечер, можно использовать стихи, музыкальные произведения, созданные в тот период. После рассказов можно устроить чаепитие с яствами того времени («конкурс старинных пирогов»), поиграть в салонные и детские игры.

2. ^ Моделирование событий, которые могли бы произойти в этот день с
людьми из разных социальных групп, в городе и деревне, в различных кон-
цах России.


Как в любой ролевой игре, особенно важным является здесь послеигровое обсуждение.

Это не учебная игра по истории России. Поэтому нам не так уж важно, насколько точно дети воспроизведут все исторические реалии. Главное — чтобы они почувствовали, что история творится всеми людьми, всеми их поступками, и у каждого человека есть свои представления о том, что хорошо и что плохо для его Родины.

^ 3. Как могли бы провести этот день предки нынешних школьников (прадедушки и прабабушки)?

Идеальный вариант — если кто-то из детей сможет рассказать о своих предках: что они могли делать в этот день? Вряд ли родители смогут рассказать об этом подробно, но, возможно, у кого-то сохранились письма, фотографии, документы. Восстановить «один день из жизни моего прадедушки» — интересная задача, в принципе подходящая для настоящего исследовательского проекта.

Это наиболее сложный вариант, и нельзя рассчитывать на то, что все или большинство детей примут активное участие в такой работе. Во-первых, не все смогут собрать материал, на основании которого можно было бы восстановить жизнь их предков именно в выбранный день. Во-вторых, не каждый школьник решится поделиться своими находками и предположениями с одноклассниками.

Поэтому проще объединить данный вариант с подготовленными другими детьми рассказами о том, что мог делать в этот день какой-то живущий в то время ученый, писатель, художник, государственный деятель. Тогда рассказы детей об их предках будут вплетены в общую ткань повествования.
^ ПРИМЕРЫ РАБОТЫ С ДАТОЙ

Можно взять дату какого-то известного исторического события и посмотреть, что происходило в стране помимо этого события. Кстати, этот прием неоднократно использован в современных исторических романах: каждая глава начинается или заканчивается подборкой из газет, газетные сообщения создают фон для основных событий1.

Всю имеющуюся информацию о событиях, происходящих в этот день, можно разделить на несколько блоков.

^ Первый блок — «великие люди», родившиеся или умершие в этот день. О каждом из них ученики могут подготовить небольшие сообщения.

Второй блок — известные исторические события.

Третий блок — малоизвестные события местного значения, которым, как правило, в газетах отводился один абзац.

^ Четвертый блок — отдельные яркие события, поступки, которые дадут ученикам возможность приблизиться к прошлому, обсудить проблемы, волновавшие людей сто лет назад, прочувствовать современность многих проблем.

В Интернете есть сейчас много сайтов, посвященных историям отдельных семей, там можно найти и конкретные даты.
^ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ

Другие формы проведения внеклассных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма.

ДЕНЬ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Например, выбирается какая-то научная проблема, которая решалась на протяжении многих лет.

Группы учеников по 4—6 человек представляют каждый своего российского ученого, который внес вклад в решение той или иной научной проблемы.

Устраивается публичная научная дискуссия между этими учеными (группами), где они говорят более-менее в хронологическом порядке, предлагая свои способы решения заявленной проблемы.

Публика тоже имеет возможность принять участие в дискуссии.
^ МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

В этот день ребята приносят старые семейные фотографии, реликвии и рассказывают про своего предка - необязательно очень давнего, может быть, даже о родителях, которыми по-настоящему можно гордиться. Лучше, если это будет не просто перечисление заслуг, а какая-то интересная история, связанная с этим человеком.

^ КУМИРЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

В этом вечере должно принять участие как можно больше взрослых — учителей, родителей, бабушек и дедушек. И взрослые, и дети представляют своих кумиров - людей, которые являются для них предметом уважения и гордости, примером для подражания. Показывают фотографии, книги, ставят музыку.

Разговор может пойти в двух направлениях.

Во-первых, можно обсудить вопрос о том, кто может рассчитывать на всенародное признание. Одинаковые ли требования предъявляли люди разных поколений к своим кумирам? Это прекрасная возможность увидеть и сходства, и различия во взглядах отцов и детей.

Во-вторых, может возникнуть вопрос о том, нужны ли кумиры вообще («не сотвори себе кумира»). Тогда придется говорить о влиянии на человека общественного мнения, моды, о том, может ли человек сопротивляться этим влияниям, то есть о конформизме и нонконформизме.

^ ПРАКТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В КРАЕВЕДЕНИИ

Кроме разговорных мероприятий, очень хорошо попытаться дать ребятам возможность руками прикоснуться к прошлому своей страны.

Возможно, техническая, неквалифицированная помощь нужна местному краеведческому музею.

Часто рабочие руки требуются на раскопках, на реставрационных работах, в исторических и фольклорных экспедициях, в монастырях и храмах...
И наконец, самое главное в работе по патриотическому воспитанию.

Помните: прошлое из абстракции должно стать частью реальной жизни ребят.1


1 В докладе использованы материалы приложения к газете «Первое сентября» «Классное руководство»: «История отечественной культуры как ресурс патриотического воспитания», «Профилактика нетерпимости и ксенофобии»/В.Луховицкий, Ю.Силинг и др.

Похожие:

Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconВоспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории
Основная часть: формирование гражданственности и патриотизма стр. 5
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconКонкурс проводится моу «сош №7 г. Ртищево Саратовской области»
Целью конкурса является формирование у учащихся уважительного отношения к истории Отечества, воспитание чувства гражданственности...
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconТемы по самообразованию
Воспитание патриотизма через изучение Государственной символики России, памятных дат и исторических событий
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» icon«Воспитание чувств патриотизма через ознакомление с родным городом»...
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному...
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconЗадачи: Изучение истории происхождения герба, гимна и флага, анализ...
Цель классного часа: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и гражданственности
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconИзучение истории на ступени основного общего образования направлено...
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной...
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» iconОрганизация и руководство
Цель игры – развитие интереса детей и молодежи к истории Отечества, воспитание патриотизма
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» icon"Что значит быть патриотом сегодня?"
Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» icon«Пермский край в конце 20х – 30е годы ХХ в.»
Он позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстрактных идеалах, а...
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории» icon«Основная общеобразовательная школа села Благословенное»
Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, углубленное изучение истории областного центра
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница