На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы




Скачать 177.77 Kb.
НазваниеНа конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы
Дата публикации13.04.2013
Размер177.77 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
На конкурс методических разработок уроков,

посвященных Великой Отечественной войне.

Махунова Т.Д., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9» г.Нефтеюганска Тюменской области ХМАО-Югры
Тема урока: «Строки, опаленные войной…»
65-летию Великой Победы посвящается
Цель урока:

  • Ученик, мотивированный на написание письма;

  • Ученик, понимающий, какую роль играли письма в годы Великой Отечественной войны.


Задачи урока:

  • создать условия для овладения обучающимися знаниями, умениями по написанию письма;

  • сформировать понятия: письмо-завещание, письмо-информация, письмо-отношение;

  • показать роль писем в годы Великой Отечественной войны, представить формы существования писем в годы войны;

  • воспитывать ответственных граждан Российской Федерации, умеющих сопереживать, любить, дарить теплоту сердца, выражать чувства в форме письма.


^ Оборудование урока:

мультимедийная презентация с использованием репродукции А.Лактионова «Письмо с фронта», рисунков В.Зимина «Письмо домой», «Почта» (из книги «Художник на войне. Фронтовой дневник и рисунки В.Зимина» : Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1990), фотографий, писем, надписей на стенках гестаповских тюрем по книге «Говорят погибшие герои»: Москва, издательство политической литературы,1990.
^ Ход урока.
I этап урока- мотивационный: подготовка к восприятию темы.
1.Демонстрация мультимедийной презентации «Строки, опаленные войной».

На экране появляются рисунки В.Зимина «Письмо домой», «Почта»,

репродукция картины А.Лактионова «Письмо с фронта».

2. Читаю наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня», как бы озвучивая

сюжеты рисунков и картины:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.
1941
3.После паузы обращаюсь к классу:
-Урок «Строки, опаленные войной» мы посвящаем 65-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией, над коричневой чумой.

Мы будем прочитывать то, что поможет найти ответ на вопрос, в чем же загадочность русского характера, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне.

Письма, иногда последние письма, настенные записки героев гестаповских тюрем, письма – завещания тех, кто выбрал смерть ради жизни других, помогут нам услышать голоса известных и неизвестных героев, мужественных солдат и хрупких девушек, закаленных бойцов и никогда ранее не державших в руках оружие людей.

Письма станут связующей ниточкой тех сороковых и наших лет нового тысячелетия.

Читайте их бережно.

^ II этап урока- изучение документов.

1.Выступления учащихся.

1-ый ученик комментирует 2-ой слайд ( фото В.В.Зимина и несколько страниц из его дневника):

-«Эхо прошедшей войны» вновь и вновь долетает до нас, когда мы читаем письма фронтовиков, записи в их дневниках…Вот еще одна крупица документальных свидетельств всенародного подвига, новая страничка огромной летописи Великой Отечественной.

В.В.Зимин- дипломник Всероссийской академии художеств в Ленинграде- ушел на фронт добровольцем и погиб осенью 1943 года. Счастливое стечение обстоятельств сохранило его дневник и рисунки до наших дней. И вот они – перед нами: «Почта», «Письмо домой».

^ 2. Предлагаю выполнить задание 1:

вглядываясь в рисунки, создайте словесные сюжеты, помогающие показать войну без изображения баталий.
Ответы учащихся:

На рисунке «Почта» в центре изображен боец с высоко поднятым письмом, вокруг него радостное возбуждение: кто-то ринулся навстречу весточке, кто-то, присев, уже углубился в чтение…
Солдаты, примостившись кто как мог, положив листок бумаги на пенек, вещмешок или спину товарища, сосредоточенно, как бы оставаясь один на один со своими мыслями, и в то же время торопливо пишут письма домой, а чуть поодаль прикреплен на сосне почтовый ящик…
^ Дополняю ответы учащихся воспоминаниями участника Великой Отечественной войны кандидата искусствоведения С.П.Яркова:

«Мы, восемнадцатилетние, были неженатыми, но нам приходилось наблюдать за отцами семейств, когда в письме из дома кто-то из них находил нарисованное цветным карандашом неумелой ручонкой сына или дочки солнце. Надо было видеть лицо и глаза обладателя такого послания! Переживания, которые солдат не мог скрыть от своих товарищей, не поделиться с ними, были настолько сильными, что захватывали всех и оставались в памяти надолго. Такие моменты стоили многих политбесед, ибо затрагивали самые сокровенные струны человека, порождая возвышенные чувства любви и ненависти. И эти чувства, имеющие тончайшие индивидуальные оттенки, в сумме составляли общие и далеко не абстрактные для нас понятия патриотизма и любви к Родине».
^ 2-ой ученик читает «Последнее письмо Зои Космодемьянской матери – Л.Т.Космодемьянской» ( 2-ой слайд):
«Дорогая мама!

Как ты сейчас поживаешь, как себя чувствуешь, не больна ли? Мама, если есть возможность, напиши хоть несколько строчек.

^ Вернусь с задания, так приеду навестить домой.

Твоя Зоя.

17 ноября 1941 года»
Зоя Космодемьянская!

Это имя — легенда. Первым о ней рассказал корреспондент газеты «Правда» Петр Лидов. Его очерк «Таня» был опубликован в газете 27 января 1942 года. А теперь пусть заговорят документы. Вот что записано в «Акте о зверствах гитлеровцев и героической гибели 3. А. Космодемьянской», составленном Чрезвы­чайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских за­хватчиков:

«Акт 1942 г. 25 января в д. Петрищево Грибцовского сельсовета Верейского района Московской области.

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе предсе­дателя Грибцовского сельсовета т. Березина Михаила Ивановича, секретаря Струковой Клавдии Прокофьевны, колхозников-очевидцев колхоза «8 Марта» Кулика Васи­лия Александровича и Ворониной Евдокии Петровны, составили настоящий акт в нижеследующем:

В период оккупации Верейского района немецкими солдатами в д. Петрищево была повешена девушка, на­звавшая себя Таней. После оказалось, что это была де­вушка-партизанка из Москвы Зоя Анатольевна Космо­демьянская, 1923 года рождения. Немецкие солдаты пой­мали ее в то время, когда она выполняла боевое задание — поджигала конюшню, в которой находились более 300 ло­шадей. Немецкий часовой обхватил ее сзади, и она не

успела выстрелить.

Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, ее повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала «нет», «не знаю». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала: «Нет! Не скажу! Не знаю!» Ее вывели из дома Ворониной, она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом Кулика. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она просила пить, немец поднес ей зажженную лампу, и кто-то провел по ее спине пилой.

Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки ее были связаны, ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу, и водил ее до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через пят­надцать минут. И так продолжали ее водить по улице це­лую ночь.

Утром построили виселицу, собрали население и пуб­лично повесили. Но и над повешенной продолжали изде­ваться. Ей отрезали левую грудь, ноги изрезали ножами. Когда наши войска погнали немцев от Москвы, они поспе­шили снять тело Зои и схоронить за деревней. Ночью спи­лили виселицу, как бы желая этим скрыть следы своего преступления.

Повесили ее в первых числах декабря 1941 г. На что и составлен настоящий акт. Подпись комиссии.

Печать Грибцовского сельсовета». (ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп. 31, д. 1064, лл. 150, 150 об.)

Вот уже более 45 лет в деревню Петрищево, «к Зое», приходят люди со всех концов земли поклониться ей. Она стоит гордая, вечно живая.

Останки Зои захоронены на Новодевичьем клад­бище.

Записная книжка и последнее письмо к матери Л. Т. Космодемьянской хранятся в Центральном архиве ЦК ВЛКСМ.

3.Беседа:

- Что вы испытываете, читая письмо девушки, которую через несколько дней казнят?

-…

- Чем стало письмо сегодня для нас, как сказал М.Волошин, «далеких потомков, живущих во вселенной»?

-…Но ведь в письме всего шесть строк. Его нельзя назвать письмом-информацией, письмом- отношением к чему – либо, письмом - выражением впечатления от увиденного или услышанного?!

-…

^ 4. Как бы подводя итог беседе, читаю наизусть стихотворение А.Твардовского «Я знаю: нет моей вины…»

Я знаю: нет моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе,

Остались там.

И не о том же речь,

Что я их мог, но не успел сберечь.

Речь не о том,

Но все же, все же…
-Мы читаем «строки, опаленные войной», мы читаем последние письма. Иногда они написаны не на бумаге. Иногда это настенные надписи в гестаповских застенках, или записки из фашистского концлагеря, или надписи на нарах фашистских казематов.

Появляется следующий слайд презентации, демонстрирующий исторические документы: послания погибших героев Великой Отечественной войны.




4-ый ученик, подготовивший выступление, исследование – реферат по теме «Строки, опаленные войной», комментирует это письмо: «12 августа 1943 года по доносу предателя члены орга­низации были схвачены и заключены в берлинскую тюрьму Моабит. В тюрьме А. Алиш сидел в соседней камере с М. Джалилем. В знаменитой «Моабитской тетради» М. Джалиля А. Алишу посвящено несколько стихотво­рений.

Суд над подпольщиками состоялся в Дрездене в марте 1944 года.

25 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее один за другим, с интервалом в три минуты, были гильотиниро­ваны Абдулла Бареевич Алишев со своими товарищами по подполью. В архивных документах тюрьмы сохрани­лось страшное свидетельство: «Берлин — Шарлоттенбург, 26 августа 1944 года. Писатель Абдулла Алишев, прожи­вающий в Казани, улица Дзержинского, 18/19, скончался 25 августа 1944 года в 12 часов 12 минут... Заявлено и удостоверено — помощник надзирателя Пауль Дюррхауэр... Заявивший убедился в смерти собственными глазами... Причина смерти — обезглавлен».

Свое предсмертное письмо Абдулла Бареевич Алишев передал соседу по камере в берлинской тюрьме бельгий­скому антифашисту Эмилю Майзону, чтобы после войны тот переслал письмо его жене в Казань. Когда закончи­лась война и Эмиль Майзон вернулся домой, в Бельгию, он передал письмо А. Алиша в советское посольство в Брюсселе. Э. Майзон писал супруге погибшего поэта: «Сударыня! Я позволил себе написать эти строки в память о Вашем муже, который находился в заключении вместе со мной в Германии и был приговорен к смертной казни. Ваш муж дал мне свое письмо, написанное на русском языке, содержание которого мне неизвестно... Я могу ска­зать Вам, что в наших беседах, которые были для нас не очень легкими, мы часто говорили о России, о семье».



^ 5-ый ученик читает надпись военнопленного А.А.Меркулова на нарах гестаповского каземата города Крустпилс, оставленную на нарах не позднее 20 июня 1944 года:

«Товарищи! Как тяжело, когда твердо знаешь, что скоро ты будешь убит рукой палача-немца. Они вырвали меня из советской семьи, приговорили к смерти. Но всех они не убьют. Настанет день, когда немцам отомстят за нас. Тяжело в каземате. Ничто тебя здесь не веселит и никто не приласкает. Солнце и то не может проникнуть, пригреть своими лучами через эти стены тюрьмы. Проклятые немцы! Как ненавижу я их…»

А.А.Меркулов, попав в руки к гитлеровцам, был перевезен в город Крустпилс Латвийской ССР. Его бросили в одиночку гестаповского застенка на Рижской улице. Ожидая казни, Меркулов на досках тюремной койки нарисовал календарь на июнь 1944 года, где зачеркивал каждый прожитый день. Надпись сделана карандашом, опубликована в газете «Красная звезда» 22 октября 1944 года.

Мать А.Меркулова 27 июля 1941 года получила от сына письмо. Самодельный конверт военной поры, из серой оберточной бумаги, стал последней весточкой от сына. «Передаю его вам, только верните. Оно все оплаканное мною…»,-писала Анна Семеновна составителям книги «Говорят погибшие герои».

^ 6-ый ученик продолжает тему «Прощальное письмо»:

2 августа 1944 года было написано прощальное письмо подпольщицы О.Э.Грененберг своей дочери Ромене.

«Милая моя Ромена!

^ Пытки и тюрьма меня не сломи­ли. Когда меня поведут к месту каз­ни, я пойду с поднятой головой и приму смерть с открытыми гла­зами...

Тебе, милая доченька, надо знать, за что пошла на смерть твоя мама, за что шли на смерть бесчисленные тысячи борцов. Мы защищали Советскую власть и идеалы Коммунистической партии. Это означает, что я отдаю свою жизнь за тебя, за твое будущее. И так — все! Мы идем на смерть за светлое будущее и счастье молодого поко­ления. Я отдаю свою жизнь, чтобы ты, милая Роменочка, не знала ужасов войны и чтобы радость твоей молодости никогда не омрачала черная свастика...

Я нахожусь в камере, в которой сейчас нас 12 женщин коммунистического подполья. Силу нам дает уверенность, что наша борьба справедлива... Мы все решили, что по дороге к месту казни будем петь «Широка страна моя родная». Эту песню мы все хорошо знаем. Да, красива наша Родина! За нее стоит бороться. В нашей славной Родине и жизнь красива. Большинство из нас еще сравни­тельно молодые. Поэтому естественно, что мы любим жизнь, но мы жертвуем свои пламенные сердца, чтобы счастливы были все трудящиеся нашей прекрасной Роди­ны, которые останутся жить после нас...

^ Моя милая Роменочка!

Когда ты подрастешь, ты так же должна любить свою Родину и, если нужно, уметь так же бороться за Родину, как это делали я и твой папочка.

^ Уже долго я нахожусь на пороге жизни и смерти. В июне многих увезли на расстрел, в июле — не меньше и в августе —наша очередь.

Мою могилу ты, милая доченька, никогда не най­дешь. Всех расстрелянных палачи сбрасывают в одну об­щую яму и сравнивают землю, чтобы никто не мог ее найти.

^ Идя в последний путь, я в мыслях последний раз тебя нежно обласкаю и поцелую.

Учись, Роменочка, как полагается комсомолке, и рабо­тай, как настоящий ленинец, так как только в труде на благо общества человек находит подлинное счастье жизни.

^ Твоя мамочка Оля.

Это последнее материнское послание было написано в одном из гитлеровских застенков оккупированной Риги, где томились и уничтожались массы непокорных советских патриотов.

Ольге Эрнстовне Грененберг, латышке по националь­ности, было тогда 29 лет. Рожденная в семье револю­ционера-коммуниста, прошедшего сквозь царские тюрьмы и ссылку, Оля выросла патриоткой. Юность ее прошла в старом русском городе Смоленске. Здесь она получила образование, здесь стала комсомолкой и здесь же встрети­лась с веселым и душевным русским парнем Сергеем Глушанковым; они поженились, а вскоре у них роди­лась девочка, которую назвали необычным именем — Ромена. Назвали ее так в честь известного француз­ского писателя-гуманиста Ромена Роллана, с которым Глушанковы находились в дружеской переписке с 1935 года.

Когда началась Великая Отечественная война, Ромене не исполнилось и четырех лет. Отец ушел на фронт, а вско­ре вслед за ним и Ольга. Они мечтали воевать вместе. Война же распорядилась по-другому. Сергей Венедикто­вич сражался под Ленинградом. А Ольга Эрнстовна была медицинской сестрой. Потом поступила в специальную школу, готовясь работать в подполье во вражеском тылу. Осенью 1941 года она выбросилась с парашютом над одним из районов Латвии. Приземлилась благополучно и направилась по условленному адресу. Ей нужно было войти в доверие к гитлеровцам и местным предателям. С помощью верных людей это Ольге удалось, и она устрои­лась работать в магазин аптечных товаров. Это позволило развернуть активную разведывательную деятельность.

С помощью других подпольщиков Ольга организовала выпуск листовок на русском и латышском языках. С ее участием в леса к партизанам переправлялось воору­жение и боеприпасы, а бежавшие военнопленные снабжа­лись надежными документами. Почти каждый день спускалась в подвал аптеки и по установленному там радиопередатчику передавала за линию фронта ценные сведения, в которых так нуждалось советское командо­вание. Ее передачи велись с постоянным риском для жизни. Но она регулярно сообщала номера и численность новых воинских частей врага, прибывавших в район Риги, сведения о пропускной способности местных аэрод­ромов, о настроении оккупантов и населения, о фактах сопротивления гитлеровцам...

Подпольная деятельность Ольги продолжалась почти 900 дней.

Ее схватили в одну из студеных ночей 1944 года. Сразу же начались пытки, били изощренно, с расчетом. Но она молчала. Лицо, грудь кололи иголками, пропуска­ли по телу электрический ток — враги надеялись узнать, с кем была связана, с кем работала.

Но Ольга молчала. Узнав о предстоящем расстреле, она написала последние слова своей дочери. 1 августа 1944 года это письмо она отдала своей тете, которая си­дела в той же рижской тюрьме, но должна была выйти на волю. А на другой день Ольги не стало...

Письмо дошло до Ромены спустя 20 лет, когда ее нашли боевые друзья матери. Отец — ветеран войны — умер в 1958 году. Ромена же, сама ставшая матерью, мечтает, чтобы ее дети были похожи на Ольгу Эрнстовну. Поиски родных О. Э. Грененберг продолжались много лет. И только 7 января 1969 года в газете «Правда» был опубликован очерк И. Курчавова, откуда мы и перепеча­тываем этот волнующий документ.

Беседа:

- Перед нами – история жизни и героической гибели мужественной 29-летней женщины, матери.

Перед нами письмо-завещание. Что завещает мама своей дочери? Что завещает Ольга Эрнестовна Грененберг нам?

-…

- Хранятся ли в ваших семьях дорогие треугольники военной поры?

-…

-Знаете ли вы, кто из ваших родственников был участником, свидетелем военного лихолетья?

-…

- На уроке прозвучали послания многих героев Великой Отечественной войны. Какое состояние переживали вы, слушая письмо или рассматривая надпись, сохранившуюся как улику зверств фашистов, как приговор войне?

-…
III этап урока – развитие речи.

^ Задание (по выбору):

напишите письмо тем вашим родственникам, которые знают, что такое война не понаслышке;

напишите письмо о тех ваших родных, которые достойны славы, памяти.
Дети пишут письма под звуки тихой музыки – звучит фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…».

Время работы -15 минут.
IV этап урока- редактирование и коррекция ЗУН.

Чтение писем о родных – участниках войны.

Читают только желающие выступить ученики. Настаивать нельзя: может быть, впервые задумался человек о письмах военных лет, о своей связи с теми, кто ушел из жизни, оставив послание. Ребенок будет думать о своей ответственности за факты письма, о тех, кто будет читать написанное им.
(На нашем уроке выступили мальчишки. Их письма были посвящены очень важному вопросу, который они уже давно начали решать,- мужество и героизм, защита Родины и настоящее мужское дело).
Письмо Грицюка Алексея:

«Здравствуй, Сергей!

Хочу поблагодарить тебя за посылку, в которой каждый член нашей семьи нашел что-нибудь вкусненькое – настоящий привет с юга, с моря.

Очень приятно было, что ты выбрал в подарок мне ко дню рождения именно фотоальбом. Наверное, фото, которые я присылаю вам в каждом письме, натолкнули тебя на такую мысль.

^ Хочу рассказать тебе одну историю, может быть, семейную легенду, которая как раз и связана с фотографией.

В каждом доме, наверное, есть семейный фотоальбом. Есть такой альбом и у нас. Здесь хранятся фотографии, на которых запечатлены и самые радостные, и самые горькие дни нашей семьи. Я очень люблю рассматривать фотографии, особенно старые. Интересно и забавно узнавать в девчонке - первокласснице с огромными бантами на тоненьких косичках свою маму, а в угловатом подростке - своего строгого и важного папу. А вот бабушка в возрасте шестнадцати лет - это просто научная фантастика!

Но есть в нашем альбоме совершенно особенная фотокарточка. Она cделана 4 сентября 1914 года в г. Керчи. Одиннадцатилетний гимназист Миша на ней — это дедушка моей мамы — Чепель Михаил Николаевич, а важный усатый господин у него за cпиной - его папа — Чепелъ Николай Михайлович. Сидят мама — Чепель Ульяна Пempoena и сестренки — Маша и Аня.

Рядом с этой карточкой хранится ещё одна, более поздняя — 1936 года. На ней уже взрослый Михаил Николаевич со своей женой Меланьей Семеновной, мамой — Ульяной Петровной и самой младшей сестрой — Валентиной Николаевной, которая только недавно вышла замуж за офицера Красной Армии - Петра Сергеевича Соломку. Все они выглядят спокойными и счастливыми, ведь никто из них не знает, что ждет их всего через какие-то 5 лет. Эти карточки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, с ними в нашем роду связана фантастическая, но тем не менее совершенно реальная история.

В первые же дни Великой Отечественной войны погиб на границе Петр Сергеевич Соломка. А остальным членам семьи Чепель предстояло пережить бомбёжки и тяжелейшие бои за Керченский полуостров, а также самое страшное — оккупацию родного города фашистскими войсками. О том, во что превратился город-герой Керчь, написаны книги. Моя бабушка — Седова Валентина Михайловна — родилась во время оккупации. Кроме неё в семье было четверо мальчишек.

По улице, на которой жила семья, каждый день на работу водили пленных советских солдат. Конвоировали их «полицаи» из местных. Как рассказывали cmaрики, не все шли служить к немцам по своей воле, многие выполняли задание подполья, а других просто заставляли.

Жуткое зрелище представляли собой пленные: грязные, голодные, изможденные, больные. Женщины рыбацкой слободы старались хоть как-то поддержать «своих». И вот однажды к моей прабабушке обратился исхудавший, измученный совсем молоденький русский моряк: «Сестричка, помоги мне! Скажи, что я твой брат!» Посмотрела Меланья Семеновна на него - в чем душа держится? — и пожалела, решила — спасу хоть одного. «Как хоть тебя зовут, «братишка»?» «Жорой». Подошла она полицаю: «Слушай, Митяй, я тут среди пленных братишку — Жору увидала, разреши домой забрать, помрem ведь». Такое практиковалось: если найдешь родственника среди пленных— забирай.

С сомнением посмотрел «полицай» на «братишку». Однако как на тот случай парень похож на «наших» - смуглый, черноволосый, подумал и сказал : «Забирай, Семеновна, раз он тебе брат». И вот, получив «добро», увела в своё жилище Меланья «братшшку», которого видела впервые в жизни.

В разрушенном войной городе было очень голодно, Меланье Семеновне и Михаилу
Николаевичу, чтобы хотя поддержать жизнь своих пятерых детей приходилось собирать
выброшенную на берег рыбу и погибших чаек. Хлеб в доме бывал не часто и был лакомством.
В их дом попала авиационная бомба, и они жили в землянке. И вот в такой обстановке
женщина привела в дом пленного. Прадедушка пришел в ужас: «Миля, что ты делаешь? Узнают, что он нам никто — нас всех расстреляют. Подумай о детях!»


^ Но прабабушка до самой своей смерти была женщиной очень решительной и отчаянной: «Ничего, Миша, мы его подлечим, подкормим и к нашим отправим»

Кое-как выкупали парня и посадили за стол. Стал он есть незамысловатый обед, как вдруг поперхнулся, глядя на ту самую фотографию семьи Чепель 1914 года, которая по старинному обычаю висела на стене:

«Это же моя Нюра! Откуда у вас эта карточка?»

«Что еще за «моя Нюра»? Это Аня — моя младшая сестра!» - сказал Михаил Николаевич.

^ И оказалось, что, сама того не зная, моя прабабушка спасла жизнь мужу родной сестры моего прадедушки. Наверное, это была судьба.

Родственник Чепелей оказался настоящей «головной болью» для фашистов. Будучи морским офицером, он собрал команду из пленных моряков. Они угнали у немцев из-под носа рыбацкий баркас и на нём прорвались на Таманский берег к нашим.

В 1944 году, при освобождении города Будапешта, погиб мой прадед Чепель Михаил Николаевич. Есть в Будапеште памятник героям — освободителям, там высечено имя моего прадеда. А в родном городе Керчи на металлургическом заводе имени П.Л.Войкова есть стена памяти, на ней высечены имена всех заводчан, кто не вернулся с войны. Есть там и имя нашего предка. Каждый год все родственники, живущие сейчас в Керчи, несут цветы к той стене, потому что нельзя их положить на могилу.

^ Не дождалась своего Жору и Нюра. Она умерла в эвакуации, оставив новорожденную дочку.

А «братишка» - Саркисян Георгий, дошел до Победы. Отвоевав, он вернулся в Керчь поклониться своей названной — родной сестре. Ещё несколько лет он помогал семье, оставшейся в голодное послевоенное время без кормильца.

К сожалению, я не знал моей прабабушки — она умерла задолго до моего рождения. Я смотрю на её фотографию. С неё, подслеповато щурясь, мне улыбается самая обыкновенная и всё ж особенная старушка. Вроде и ничего в ней нет героического — просто русская женщина, одна из миллионов тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет… », а вот совершила ж она подвиг! Самый настоящий. Ведь она спасла жизнь брата, жизнь Солдата своей страны, жизнь Человека.

^ Из поступков таких людей складывается история нашего народа, нашей страны.

Извини, Сергей, может, излишне патетичны все мои рассуждения…

Знал ли ты эту семейную легенду? Кстати, ты не мог бы сфотографировать стену памяти с фамилией нашего родственника, героически погибшего в годы Великой Отечественной?
Пиши, как твои дела, как учеба?

Какие планы на будущее, ведь ты уже одиннадцатиклассник.

До свидания.

Алексей.»

V этап урока – домашнее задание (в зависимости от стадии работы, выполненной в классе):

  1. Закончить письмо, начатое на уроке.

  2. Отредактировать выполненную на уроке работу.

  3. Составить письмо тем родственникам, которые могут помочь в поиске информации об участниках Великой Отечественной войны - членах вашей семьи.

Похожие:

На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconКонкурс учебно-методических разработок учителей русского языка и литературы
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение с остановками» технологии «Развитие критического мышления...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconКонкурс был приурочен к 67-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной...
Великой Отечественной войне крайне низок, поэтому проводимый конкурс направлен на изучение представлений о событиях войны, о том,...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconКонкурс иллюстраций к произведениям русских писателей и народным...
Неделю русского языка разработала и провела учитель русского языка и литературы Тишечкина Ольга Александровна
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы icon«война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Поэзия периода Великой Отечественной войны:...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconПлан мероприятий школы-интерната №1 им. К. К. Грота, посвященных...
Мероприятия по улучшению социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconПлан мероприятий моу гимназии №88 посвященных, празднованию 65-летия...
Военно – патриотические чтения в рамках уроков литературы «Произведения писателей и поэтов, участников вов»
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconВикторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"
Город-герой высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных
Сталинградская битва (17. 07. 1942 – 02. 02. 1943) – это двести дней и ночей жесточайшего сражения миллионных армий, в результате...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconДоклад Сайт школы Октябрь 2009 г. Конкурс творческих работ «Состоявшиеся в профессии»
«Лучшие учителя России», и получили Президентский грант в размере 100 тыс рублей, а Тузова Е. Н. учитель русского языка и литературы...
На конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Махунова Т. Д., учитель русского языка и литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Милованова О. В., учитель русского языка и литературы моу средняя общеобразовательная школа №10
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница