Урок по литературе в 7 классе




Скачать 71,58 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 7 классе
Дата публикации20.08.2013
Размер71,58 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
Урок по литературе в 7 классе

«Воспитание добротой в повести В.Распутина «Уроки французского»

Цели урока:

- закрепить знания учащихся по повести В.Распутина «Уроки французского»;

- познакомить учащихся с главными темами творчества В. Распутина;

- найти ответ: почему герой поступает так, а не иначе, по каким нравственным законам он живет;

- развивать речь учащихся, формировать умение анализировать художественное произведение, пересказывать сюжет, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

- воспитывать у учащихся умение выражать свое мнение, противостоять трудностям; - воспитывать в детях стремление сопереживать, воспитывать чувство внимательности и доброты к окружающим.

^ Тип урока: обобщающий.

Методы:

- словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);

- наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей);

- активная методика распределения заданий.

^ Оборудование к уроку: портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по теме “Великая Отечественная война”, “Дети войны”, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой); ТСО.

^ Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задаче.

  1. Показ видеоролика «Дети войны»

Время Великой Отечественной войны, а также послевоенное время было ужасно тяжелым. Практически каждая семья потеряла на войне кого-то из родственников. Был голод, разруха.

Сегодня на уроке мы поговорим о детях войны. Попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои известного писателя Виктора Распутина в повести “Уроки французского”.

Мы должны разобраться с такими понятиями как “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.

Задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого. “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.

^ II.Сообщение о В.Распутине

15 марта 1937 года в семье Григория Никитича и Нины Ивановны Распутиных в поселке Усть-Уда Иркутской области, затерявшемся на таежном берегу Ангары, появился сын Валентин. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка.

Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, где провел в лагерях долгие годы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета,

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты.

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д.

Самое знаковое событие в жизни писателя случилось, когда один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники.

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения.

Человек чрезвычайно критичный и требовательный к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературным творчеством.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Именно такие люди и показаны в повести «Уроки французского».
^ III. Беседа с учащимися по содержанию повести

- О чем эта повесть?

(В повести «Уроки французского» описываются голодные послевоенные годы. Главный герой, одиннадцатилетний мальчик, уезжает из дома, чтобы учиться, в деревне есть только начальная школа, он теперь учится в райцентре. В райцентре мальчик тоскует по дому и матери, но понимает, что делает большое дело - получает образование).

- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица?

(Автор изложил свою биографию. Автор – персонаж).

«Уроки французского» - это рассказ о доброте и милосердии.

Опубликована повесть в 1973 году. Посвящено матери Вампилова - Анастасии Копыловой – Вампиловой, в прошлом учительнице. Но героиня Распутина - другая учительница – Лидия Михайловна, которая учила его французскому языку в 5 классе.

Эта повесть помогла найти учителя. Анастасия Копылова прочитала это произведение и узнала себя и своего ученика Виктора Распутина, только не помнит, как высылала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…

- Расскажите, как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
2.Показ отрывка «Пропажа продуктов»

- Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
3.Показ отрывка «Мама приехала»

- Что привлекает вас в мальчике? В его характере?

(Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире.).

- В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

- Почему мальчик пошел играть на деньги?
4. Показ отрывка «Избиение мальчика»

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

- Как ведет себя мальчик во время избиения?

- Почему и после драки он снова стал играть?
Школьник, чтобы не голодать, научился играть в «чику» и на эти деньги покупал молоко. Сверстники избили его за то, что он выигрывал. Об этом узнала учительница.

- Как ведет себя учительница?

Она принимает судьбу этого мальчика близко к сердцу. Пытается ему помочь.

- Почему Лидия Михайловна пытается помочь Володе?

(Она увидела в этом мальчике настоящую человеческую гордость, недетское мужество).

- Как мальчик получил посылку?

- Что в ней лежало?

- Почему он понял, то эту посылку прислала ему не его мать?

- Почему мальчик не принял посылку?

( Так был воспитан. Жесткие правила. Ничего просто так не возьмет.)
7. Показ отрывка «Игра в чику».

- Как вы объясните “непедагогический поступок” Лидии Михайловны?

- Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?

Учительница французского языка поступила непедагогично. НО она преподала нам самый главный жизненный урок – урок добра и милосердия. Она помогает в трудное время своему ученику и не винит его в своем увольнении и продолжает помогать ему и после.

- В чем, по-вашему, проявляется доброта в этом рассказе?

- Как иначе можно назвать?

(«Уроки жестокости и доброты». Жестокость подростков – доброта учительницы, помощь, не унижающая достоинства.)

IV. Выводы учащихся

- Как Вы думаете, почему на наш урок выбраны слова Л.Толстого в качестве эпиграфа?

В повести В.Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в “пристенок” или “замеряшки”. Лидия Михайловна решилась на это, т.к. ее ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от нее деньги, т.к. это был “честный” выигрыш, и опять бегал на базар покупать молоко.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Рядом с обыденным, бытовым в произведении писателя присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе. Это все не только помогает нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждает: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

  1. Словарная работа. Гуманизм. Гуманист. ( Записать в тетрадях).

  2. И в завершение нашего урока послушайте стихотворение «Спешите делать добро»

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту

Ребенку, женщине и другу.

И отодвиньте пустоту

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернутся.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Но если когда-то кому-то

Поможет улыбка твоя,

Ты счастлив,

Что день не напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря!

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется вам по кругу.

Д/З: Ответить на вопрос: стал ли В. Распутин учителем?

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе iconКонспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3»
Тип учебного занятия: урок-экскурсия. Материал можно использовать для подготовки к гиа по литературе (Вариант Задание 3) и егэ по...
Урок по литературе в 7 классе iconУрок по литературе в 7 классе на тему «Прости нас, Юшка!»
Урок по литературе в 7 классе на тему «Прости нас, Юшка!» По рассказу А. П. Платонова «Юшка»
Урок по литературе в 7 классе iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Урок по литературе в 7 классе iconРабочая программа по литературе 9 класс
Издательство «Учитель», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Урок по литературе в 7 классе iconУрок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «М. Горький....
Открытый интегрированный урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм...
Урок по литературе в 7 классе iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Урок по литературе в 7 классе iconУрок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. Истинный...
Эффективное усвоение учащимися программного материала по темам: история «Декабристы: истоки, социальный состав, программные требования,...
Урок по литературе в 7 классе iconРабочая программа по литературе в 5 классе с расширенным изучением литературы
Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2008) и программы по литературе Г. И. Беленького...
Урок по литературе в 7 классе iconУрок по литературе в 11 классе на тему: «Деревенская проза»
В. М. Шукшина и на примере его произведений с особенностями «деревенской прозы» 2-ой половины ХХ века
Урок по литературе в 7 классе iconУрок по литературе в 9 классе Тема: М. А. Шолохов "Судьба человека"
Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница