Рассказ, при необходимости




Скачать 101,66 Kb.
НазваниеРассказ, при необходимости
Дата публикации20.08.2013
Размер101,66 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Военное дело > Рассказ
9 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 3 часа.

I. Интерпретация художественного текста.

Проанализируйте рассказ М.М. Пришвина «Голубая стрекоза». Анализируя рассказ, при необходимости опирайтесь на следующие вопросы:

1. Какие проблемы поднимаются в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» ?

2. Какое значение приобретает в рассказе пейзаж?

3. Как характеристика главного героя связана с идеей рассказа?

4. Почему рассказ называется «Голубая стрекоза»? (20 баллов)
М.М. Пришвин

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все свои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью; то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, и все же шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

- Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и
увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами
было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел
выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у
него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие
минуты заниматься своими пустяками?

- Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его
решительным тоном,

- Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы
скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых ...

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

- Вот бы водицы!..

Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне:

- Водицы, водицы, ручья!..

С изумлением поглядел я на него и вдруг вес понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли ею на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным, зеленым светом, как бы

исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.

Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

- Спасибо, - прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

- А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.

-Летает, - ответил я, и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

- Все еще летает?

- Летает, - сказал я, не глядя, не думая.

- Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить, её па фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли - остается светлой, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

- Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогли песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
^ II. Интерпретация лирического текста.

Проанализируйте стихотворение И.Ф. Анненского «Третий мучительный сонет», опираясь на предложенные вопросы:
1. Почему сонет назван «мучительным»? О каком неравном бое идет в нем речь?

2. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и

почему?

3. Какие особенности поэтической формы сонета помогают понять его содержание?

И.Ф. Анненский

^ Третий мучительный сонет

Строфы

Нет, им не суждены краса и просветленье;

Я повторяю их на память в полусне,

Они - минуты праздного томленья,

Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого — туман их появленья,

Их нарастание в тревожной тишине,

Без плана, вспышками идущее сцепленье:

Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,

Труда кошмарного над грудою листов,

Я духом пасть, увы! Я плакать был готов,

Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи – и чувства мне святей:

Так любит только мать, и лишь больных детей. (20 баллов)
^ III. Теория и история литературы.

1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ямб», приведите три примера из художественных текстов. (5 баллов)

2. Кто из русских поэтов так сказал о значении своего творчества

(назовите автора и произведение):
А) …первый дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.
Б) …чувства добрые я лирой пробуждал,

…в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.
В) Я знак бессмертия себе воздвигнул… (по 2 балла)
^ IV. Литературная эрудиция.

1. Какому из героев русской литературы принадлежат эти объяснения в любви? Назовите автора, произведение и героев.

А) - Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни ... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня ... сей же час ... Но прежде я должен вам открыться, чтобы вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о ... Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить как никогда…

Б) - Я тебя люблю, чернобровый казак! За то люблю, что у тебя карие очи, и как поглядишь ты ими - у меня как будто на душе усмехается: и весело, и хорошо ей; что приветливо моргаешь черным усом своим; что ты идешь по улице, поешь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя.

В) Отвечай мне, чего тебе надобно,

Моя милая, драгоценная!

Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать,

Лишь не дай мне умереть смертью грешною:

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание! (по 3 балла)

2. Кому посвящены эти произведения русской литературы?

А) И.С. Тургенев «Первая любовь».

Б) А.С. Пушкин «Борис Годунов». (по 1 баллу)

У. Литературное творчество.

Составьте загадки, ответами на которые были бы слова «сонет», «эпиграмма», «портрет». (9 баллов)

Максимальное количество баллов - 71

Похожие:

Рассказ, при необходимости iconРассказ Сиамских Близнецов Рассказ Смирного рыболова Рассказ Блудной...
Фима Жиганец. «Тюремные байки. Жемчужины босяцкой речи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999
Рассказ, при необходимости iconОборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя
Методические приемы: рассказ учителя, рассказ ученика, выразительное чтение, анализ стихотворений
Рассказ, при необходимости iconУроков. Домашнее задание
Прочитать стр. 37-39 учебника. Составить тезисный план «Биография Фонвизина» (индивидуальное домашнее задание: Рассказ о Цифиркине....
Рассказ, при необходимости iconРассказ повествование, рассказ о собственном опыте или опыте другого...
Шелестюк Е. В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия...
Рассказ, при необходимости iconРезультаты, полученные больными
Чжан-Цзю терапии, так и в комбинации с другими лечебными мероприятиями. Непосредственные точки, указанные в отчёте и применявшиеся...
Рассказ, при необходимости iconСнятие главного тормозного цилиндра
При удалении воздуха из системы нужно следить за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и, при необходимости, ее доливать....
Рассказ, при необходимости iconФантастический рассказ «сон смешного человека» в контексте «дневника писателя»
В «Дневнике писателя» Федора Михайловича Достоевского за 1877 год напечатан фантастический (как он сам назвал его) рассказ – «Сон...
Рассказ, при необходимости iconРассказ чехова «студент»
Менее из­вестны предыдущие приезды Чехова в Крым: летом 1888 года в Феодосию, в июле 1889-го и марте 1894-го — в Ялту. Наиболее плодотворным...
Рассказ, при необходимости iconРассказ повествовательный, прозаический жанр, характерные черты которого...

Рассказ, при необходимости iconУрока
Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» не о себе, не...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница