Музыка «С чего начинается Родина»




Скачать 252,07 Kb.
НазваниеМузыка «С чего начинается Родина»
Дата публикации10.08.2013
Размер252,07 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
" Шла война, а музы не молчали…."

Литературно - музыкальная композиция.

Музыка «С чего начинается Родина»

Чтец 1: Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

И немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!

Звучит песня А.Александрова «Священная война».

Ведущий 1: Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день в календаре чёрным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил. Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой и Отечественной назовёт её народ, вставший от мала до велика на защиту Родины от фашистских захватчиков.

Ведущий 2: Есть поговорка «Когда гремит оружие, музы молчат». Шла война, а музы не молчали. Писатели, поэты, художники, композиторы создавали и творили свои произведения, которые поддерживали народ, потому что люди не только воюют, но и мыслят и чувствуют, и мечтают и ждут, любят и ненавидят.

Звучит песня «Священная война». На фоне песни ведущий.

Ведущий 2: В первые дни войны на вокзале перед воинами, которые отправлялись на фронт, прозвучала песня «Священная война». Слова к ней написал поэт Лебедев-Кумач В., музыку композитор Александров А.В. «Священная война» - песня-призыв, песня-клич, она точно и полно выразила всё то, о чём думали, что переживали советские люди в это трудное время. Мелодия песни тревожная, суровая. У слушателей иногда создаётся иллюзия, что это марш. Но нет, не время тогда было маршировать, надо было торопиться на сборные пункты, грузиться в эшелоны, надо было во всеоружии встретить противника. Скупыми, но очень выразительными музыкальными средствами композитор передаёт чувства советских людей. Песня «Священная война» стала как бы народным гимном того времени.
Ведущий. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. Самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души людей в начале войны, было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Музыка

Чтец 2: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- «Господь вас спаси!»-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

«Мы вас подождём!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождём» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

Слайд: фото К. Симонова

Ведущий 2: Поэт Константин Симонов все четыре года войны был военным корреспондентом газеты. Он был на всех фронтах на территории нашей страны и потом в Польше, Румынии, Болгарии. В качестве корреспондента он присутствовал при подписании капитуляции Германии.

В стихах Константина Симонова чувствуется дыхание тех грозных военных лет, он говорит о человеке на войне.

Ведущий 1:Многие поэты, взяв в руки оружие, воевали и погибли. Среди них 23-х летний Павел Коган. Поэт – фронтовик Сергей Наровчатов вспоминает о нём.

Слайд: фото П.Когана.

Чтец 1: « Московские поэты моего поколения хорошо помнят сухощавого и угловатого юношу, жизнелюбивого и страстного, резкого в своих жестах и суждениях. Удивительно из-под густых, сросшихся бровей пытливо и оценивающе глядели на собеседника глубоко запавшие тёмные глаза. У него была поразительная память. Он знал наизусть не десятки, а сотни стихотворений самых разных поэтов, не считая своих собственных. Читал он их всегда вдохновенно и страстно. Но особенно звучал его голос тогда, когда он читал стихи, близкие ему по духу. Это были стихи, осмысляющие время. Не ошибусь, если скажу, что он жил поэзией».

Ведущий 1: В жизни Павел был самокритичным, в его оценках преобладали чёрная и белая краски. О себе сказал коротко: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Когда началась война, Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учёта. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Из воспоминаний товарища:

Чтец 1: «Мы стоим на пороге института. Зашёл разговор о войне. Прищурившись на солнце, Павел как-то просто и тихо сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу».

Ведущий 1: Из писем с фронта:

Чтец 1: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь-жизнь…Нам всегда казалось, что мы всё понимаем. Мы понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем».

Ведущий 1: Лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском в 1942 году.

Чтец 1: Мы были всякими, любыми

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась.

Мы были всякими. Но, мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всё – таки побьёмся мы!

Слайд: фото С.Гудзенко.

Ведущий 2: Поэт Семён Гудзенко в самом начале войны записался добровольцем и ушёл на фронт. В 1942 году его тяжело ранен и после госпиталя работал в газете .

Чтец 2 : Я в гарнизонном клубе за Карпатами

читал об отступлении, читал

о том, как над убитыми солдатами

не ангел смерти, а комбат рыдал.

И слушали меня, как только слушают

друг друга люди взвода одного.

И я почувствовал, как между душами

сверкнула искра слова моего.

У каждого поэта есть провинция.

Она ему ошибки и грехи,

все мелкие обиды и провинности

прощает за правдивые стихи.

И у меня есть тоже неизменная,

на карту не внесённая, одна,

суровая моя и откровенная

далёкая провинция –

Война…

Ведущий 2: Семён Гудзенко умер от ран уже после войны как и предсказывал он сам «мы не от старости умрём, от старых ран умрём». Война как бы догнала его.

Ведущий 1: Много лет прошло с тех грозных времён,но стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

Чтец 1: Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом….
В них были вера и доверье,

А их повыбило железом,

А леса нет – одни деревья…
А я всё слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая.

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Музыка

Ведущий 1: Искусство должно служить народу. В полной мере эти слова можно отнести к художникам, жившим во время войны, Они стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Слайд: картина П.Корина «Александр Невский».

Ведущий 2: В 1942 году художник Павел Корин создал картину «Александр Невский». Вспоминает художник.

Чтец 2: «Писал в мастерской куда еле пробивался свет из маленького окна, стёкла были выбиты взрывом бомбы, рамы забиты…Писал и думал об одном не раз виденном в юности эпизоде, так ярко воскресшем в памяти в те дни. Я вспоминал, как в Палех приходили на сезонные работы мужики. Вечером, после тяжёлого дня, шли они по улицам с вилами на плечах - рослые, крепкие, могучие, как богатырская рать, Шли и пели. Да как пели! Они остались в моём сознании героями народных былин. Это они выстояли и вражеские нашествия, и крепостное рабство, выстояли, сохранив нетленной возвышенную, благородную душу. «Александр Невский» связан с воспоминаниями о них, с живой болью за Родину, терзаемую врагами, со страстной верой в победу…»

Ведущий 2: Насколько прочно были спаяны богатырский дух защиты Русской земли в 13 веке с народным героизмом 1941 года, говорит один из эпизодов войны. Перед освобождением Новгорода несколько бойцов, среди них оказались художники, сделали с цветной репродукции копию «Александра Невского» почти в размер подлинника. И при въезде в освобождённый древний город установили картину на огромном щите с надписью: «Кто с мечом к нам войдёт, - от меча и погибнет».

Ведущий 1: Действительно могучая фигура и грозный лик князя-воина Александра Невского, решительно сжимающего рукоятку карающего меча,- взывает к возмездию за поруганную землю, а красный плащ на чёрном воспринимается как колокол всенародной тревоги.

Ведущий 2: К 1943 году враг не только уже был остановлен, но и испытал всю сокрушительную мощь Советской Армии. Огромна заслуга в этом не только бойцов, но и народных мстителей- партизан. Этой теме художник Сергей Васильевич Герасимов посвятил свою картину «Мать партизана».

Слайд: картина С.Герасимова «Мать партизана».

Ведущий 1: Центральная фигура картины Герасимова - советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опалённая и осквернённая врагами, но не сломленная, не покорённая. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека. По сравнению с простой русской женщиной – крестьянкой немецкий офицер выглядит жалким. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. В его облике есть что-то животное, звериное.

Чтец 1 : Под вечер в гестапо её привели.

Прикладами били сначала.

Стояла она чернее земли,

Как каменная молчала.

Когда ей руки стали ломать

На исходе бессонной ночи,

Плюнула партизанская мать

Немцу в бесстыжие очи.

Сказала (были остры, как нож,

Глухие её слова):

-Труд твой напрасный. Меня убьёшь-

Россия будет жива.

Россия тысячу лет жила,

Множила племя своё.

Сила твоя, ледащий, мала,

Чтобы убить её.

( А. Сурков).

Ведущий 1: После войны картина Герасимова «Мать партизана» на Международной выставке была награждена золотой медалью.

Слайд: картина Дейнеки «Оборона Севастополя».

Ведущий 2: Ненавистью к врагам дышат произведения художника Дейнеки. Одна из его полотен «Оборона Севастополя» посвящена мужественным морякам Отечественной войны. Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал её в 1942 году, в самый тяжёлый момент войны, когда город был в руках врага.

Ведущий 1: Рушатся здания. Чёрные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнём, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идёт жестокий рукопашный бой. На первом плане в полный рост, в стремительном движении изображён черноморец, бросающий связку гранат. Это своеобразный символ мужества, храбрости, стремления к победе. Группа матросов, встречает штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск.

Ведущий 2: Картина написана страстно, темпераментно, её писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города. Она несёт в себе дух Отечественной войны.

Музыка

Ведущий 1: Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. У многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
Ведущий 1: Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Звучит песня «Катюша». На фоне песни ведущий 2 продолжает:

Это песня была написана в конце 30-х годов, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни-всё то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась ещё ближе ещё нужнее.

Звучит песня «Катюша» и стихает.

Ведущий 2: Перенесёмся мысленно в прошлое. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Её накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звёзды. В окопах распрямляют затёкшие спины солдаты, и начинаются негромкие беседы. А потом слышится песня.

Звучит песня «В землянке»

Ведущий 1: Один из легендарных городов выстоявших во время войны - Ленинград. Город был окружён огневым кольцом блокады, которая длилась девятьсот дней и ночей, и унесла сотни тысяч жизней. В осаждённом городе оставался профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал композитор. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду. Все его чувства, мысли воплотились в звуках. Так родилась великая Седьмая симфония, посвящённая ленинградцам.

Звучит Седьмая симфония Д.Шостаковича.

Ведущий 1(на фоне музыки): Впервые эту симфонию исполнил оркестр Большого театра.

Чтец Им ветер кровавит застывшие губы,

Смычки вырывает из рук скрипачей,

Но флейты поют, заливаются трубы

И арфа вздыхает, как горный ручей.

И пальцы на лёд западающих клавиш,

Бросает не чувствуя рук пианист.

Над вихрем бушующих вьюг и пожарищ

Их звуки победно и скорбно лились.

Ведущий 2 (на фоне музыки): В музыке чувствуется по - звериному жестокая разрушительная сила. Сила зловещая, безобразно уродливая. Разрастаясь до гигантских размеров, она движется вперёд всё более стремительно и грозно.

Чтец: Над выжженной землёю пыль клубится,

На пепелищах пляшет вороньё…

Где ты прошёл – там кровь и трупов горы

И явь страшней, чем бредовые сны…

Где ты прошёл, там слёзы, кровь и злоба.

И проклят миром твой разбойный род.

Когда б великий Гёте встал из гроба,

Он не узнал бы свой родной народ.

Подслушав сердцем жалобы и стоны

В кромешной тьме коричневых ночей,

Он проклял бы родительское лоно

Извергшее убийц и палачей.

(А. Сурков).

Ведущий 2: Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – великое произведение. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве и героизме людей нашей страны, об их страданиях и о стойкости в борьбе с врагом, их уверенности в победе.

Звучит Седьмая симфония Д.Шостаковича громко и постепенно стихает.

Ведущий 1: Давно отгремелели бои Великой Отечественной войны, очевидцев тех суровых лет становиться меньше и меньше, но память о ней останется на века в стихах поэтов, рассказах писателей, в музыке композиторов, в полотнах художников, в кинокартинах режиссёров, в мемориалах скульпторов. Память останется в сердцах людей.

Чтец: И день настал. До памятного года

Он был обычным, незаметным днём,

А стал великим праздником народа –

Веками будет память жить о нём.

И день настал. Во след за первым мая

Весеннее девятое число

Под гром стволов, что длился нескончаем,

Знамёнами Победы расцвело…

(К.Ваншенкин. Сердце матери.)
Музыка
Использованная литература.

  1. Азаров В. А музы не молчали! Эстафета памяти.- Москва: Советская Россия, 1987.

  2. И поёт мне в землянке гармонь: Фольклор Великой Отечественной Войны. - Москва: Просвещение, 1995.

  3. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр: Беседы о русской и советской живописи. – Москва: Просвещение, 1982.

  4. Мадер Р.Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. – Москва: Просвещение, 1986.

  5. Старкова З.С. Литература и живопись: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение,1985.

  6. «Строки, опалённые войной»: В книге «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе»: Книга для учителя. – Москва: Просвещение,1985.

  7. Третьякова Л.С. Советская музыка: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1987.

  8. Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. – Москва: Просвещение, 1990.



КОПИЯ
" Шла война, а музы не молчали…."

Литературно - музыкальная композиция.

Чтец 1: Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

И немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!


^ Звучит песня А.Александрова «Священная война».




Ведущий 1: Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день в календаре чёрным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил. Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой и Отечественной назовёт её народ, вставший от мала до велика на защиту Родины от фашистских захватчиков.

Ведущий 2: Есть поговорка «Когда гремит оружие, музы молчат». Шла война, а музы не молчали. Писатели, поэты, художники, композиторы создавали и творили свои произведения, которые поддерживали народ, потому что люди не только воюют, но и мыслят и чувствуют, и мечтают и ждут, любят и ненавидят. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. Самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души людей в начале войны, было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Чтец 2: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- «Господь вас спаси!»-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

«Мы вас подождём!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождём» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

Слайд: фото К. Симонова

Ведущий 2: Поэт Константин Симонов все четыре года войны был военным корреспондентом газеты. Он был на всех фронтах на территории нашей страны и потом в Польше, Румынии, Болгарии. В качестве корреспондента он присутствовал при подписании капитуляции Германии.

В стихах Константина Симонова чувствуется дыхание тех грозных военных лет, он говорит о человеке на войне.
Ведущий 1:Многие поэты, взяв в руки оружие, воевали и погибли. Среди них 23-х летний Павел Коган. Поэт – фронтовик Сергей Наровчатов вспоминает о нём.

Слайд: фото П.Когана.

Чтец 1: « Московские поэты моего поколения хорошо помнят сухощавого и угловатого юношу, жизнелюбивого и страстного, резкого в своих жестах и суждениях. Удивительно из-под густых, сросшихся бровей пытливо и оценивающе глядели на собеседника глубоко запавшие тёмные глаза. У него была поразительная память. Он знал наизусть не десятки, а сотни стихотворений самых разных поэтов, не считая своих собственных. Читал он их всегда вдохновенно и страстно. Но особенно звучал его голос тогда, когда он читал стихи, близкие ему по духу. Это были стихи, осмысляющие время. Не ошибусь, если скажу, что он жил поэзией».

Ведущий 1: В жизни Павел был самокритичным, в его оценках преобладали чёрная и белая краски. О себе сказал коротко: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Когда началась война, Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учёта. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Из воспоминаний товарища:

Чтец 1: «Мы стоим на пороге института. Зашёл разговор о войне. Прищурившись на солнце, Павел как-то просто и тихо сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу».

Ведущий 1: Из писем с фронта:

Чтец 1: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь-жизнь…Нам всегда казалось, что мы всё понимаем. Мы понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем».

Ведущий 1: Лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском в 1942 году.

Чтец 1: Мы были всякими, любыми

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась.

Мы были всякими. Но, мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всё – таки побьёмся мы!

Слайд: фото С.Гудзенко.

Ведущий 2: Поэт Семён Гудзенко в самом начале войны записался добровольцем и ушёл на фронт. В 1942 году его тяжело ранен и после госпиталя работал в газете и.

Чтец 2 : Я в гарнизонном клубе за Карпатами

читал об отступлении, читал

о том, как над убитыми солдатами

не ангел смерти, а комбат рыдал.

И слушали меня, как только слушают

друг друга люди взвода одного.

И я почувствовал, как между душами

сверкнула искра слова моего.

У каждого поэта есть провинция.

Она ему ошибки и грехи,

все мелкие обиды и провинности

прощает за правдивые стихи.

И у меня есть тоже неизменная,

на карту не внесённая, одна,

суровая моя и откровенная

далёкая провинция –

Война…

Ведущий 2: Семён Гудзенко умер от ран уже после войны как и предсказывал он сам «мы не от старости умрём, от старых ран умрём». Война как бы догнала его.

Ведущий 1: Много лет прошло с тех грозных времён,но стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

Чтец 1: Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом….
В них были вера и доверье,

А их повыбило железом,

А леса нет – одни деревья…
А я всё слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая.

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Музыка

Ведущий 1: Искусство должно служить народу. В полной мере эти слова можно отнести к художникам, жившим во время войны, Они стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Слайд: картина П.Корина «Александр Невский».

Ведущий 2: В 1942 году художник Павел Корин создал картину «Александр Невский». Вспоминает художник.

Чтец 2: «Писал в мастерской куда еле пробивался свет из маленького окна, стёкла были выбиты взрывом бомбы, рамы забиты…Писал и думал об одном не раз виденном в юности эпизоде, так ярко воскресшем в памяти в те дни. Я вспоминал, как в Палех приходили на сезонные работы мужики. Вечером, после тяжёлого дня, шли они по улицам с вилами на плечах - рослые, крепкие, могучие, как богатырская рать, Шли и пели. Да как пели! Они остались в моём сознании героями народных былин. Это они выстояли и вражеские нашествия, и крепостное рабство, выстояли, сохранив нетленной возвышенную, благородную душу. «Александр Невский» связан с воспоминаниями о них, с живой болью за Родину, терзаемую врагами, со страстной верой в победу…»

Ведущий 2: Насколько прочно были спаяны богатырский дух защиты Русской земли в 13 веке с народным героизмом 1941 года, говорит один из эпизодов войны. Перед освобождением Новгорода несколько бойцов, среди них оказались художники, сделали с цветной репродукции копию «Александра Невского» почти в размер подлинника. И при въезде в освобождённый древний город установили картину на огромном щите с надписью: «Кто с мечом к нам войдёт, - от меча и погибнет».

Ведущий 1: Действительно могучая фигура и грозный лик князя-воина Александра Невского, решительно сжимающего рукоятку карающего меча,- взывает к возмездию за поруганную землю, а красный плащ на чёрном воспринимается как колокол всенародной тревоги.

Ведущий 2: К 1943 году враг не только уже был остановлен, но и испытал всю сокрушительную мощь Советской Армии. Огромна заслуга в этом не только бойцов, но и народных мстителей- партизан. Этой теме художник Сергей Васильевич Герасимов посвятил свою картину «Мать партизана».

Слайд: картина С.Герасимова «Мать партизана».

Ведущий 1: Центральная фигура картины Герасимова - советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опалённая и осквернённая врагами, но не сломленная, не покорённая. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека. По сравнению с простой русской женщиной – крестьянкой немецкий офицер выглядит жалким. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. В его облике есть что-то животное, звериное.

Чтец 1 : Под вечер в гестапо её привели.

Прикладами били сначала.

Стояла она чернее земли,

Как каменная молчала.

Когда ей руки стали ломать

На исходе бессонной ночи,

Плюнула партизанская мать

Немцу в бесстыжие очи.

Сказала (были остры, как нож,

Глухие её слова):

-Труд твой напрасный. Меня убьёшь-

Россия будет жива.

Россия тысячу лет жила,

Множила племя своё.

Сила твоя, ледащий, мала,

Чтобы убить её.

( А. Сурков).

Ведущий 1: После войны картина Герасимова «Мать партизана» на Международной выставке была награждена золотой медалью.

Слайд: картина Дейнеки «Оборона Севастополя».

Ведущий 2: Ненавистью к врагам дышат произведения художника Дейнеки. Одна из его полотен «Оборона Севастополя» посвящена мужественным морякам Отечественной войны. Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал её в 1942 году, в самый тяжёлый момент войны, когда город был в руках врага.

Ведущий 1: Рушатся здания. Чёрные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнём, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идёт жестокий рукопашный бой. На первом плане в полный рост, в стремительном движении изображён черноморец, бросающий связку гранат. Это своеобразный символ мужества, храбрости, стремления к победе. Группа матросов, встречает штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск.

Ведущий 2: Картина написана страстно, темпераментно, её писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города. Она несёт в себе дух Отечественной войны.

Музыка

Ведущий 1: Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. У многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Звучит песня «Священная война». На фоне песни ведущий.

Ведущий 2: В первые дни войны на вокзале перед воинами, которые отправлялись на фронт, прозвучала песня «Священная война». Слова к ней написал поэт Лебедев-Кумач В., музыку композитор Александров А.В. «Священная война» - песня-призыв, песня-клич, она точно и полно выразила всё то, о чём думали, что переживали советские люди в это трудное время. Мелодия песни тревожная, суровая. У слушателей иногда создаётся иллюзия, что это марш. Но нет, не время тогда было маршировать, надо было торопиться на сборные пункты, грузиться в эшелоны, надо было во всеоружии встретить противника. Скупыми, но очень выразительными музыкальными средствами композитор передаёт чувства советских людей. Песня «Священная война» стала как бы народным гимном того времени.
Ведущий 1: Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Звучит песня «Катюша». На фоне песни ведущий 2 продолжает:

Это песня была написана в конце 30-х годов, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни-всё то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась ещё ближе ещё нужнее.

Звучит песня «Катюша» и стихает.

Ведущий 2: Перенесёмся мысленно в прошлое. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Её накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звёзды. В окопах распрямляют затёкшие спины солдаты, и начинаются негромкие беседы. А потом слышится песня.

Звучит песня «В землянке»

Ведущий 1: Один из легендарных городов выстоявших во время войны - Ленинград. Город был окружён огневым кольцом блокады, которая длилась девятьсот дней и ночей, и унесла сотни тысяч жизней. В осаждённом городе оставался профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал композитор. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду. Все его чувства, мысли воплотились в звуках. Так родилась великая Седьмая симфония, посвящённая ленинградцам.

Звучит Седьмая симфония Д.Шостаковича.

Ведущий 1(на фоне музыки): Впервые эту симфонию исполнил оркестр Большого театра.

Чтец Им ветер кровавит застывшие губы,

Смычки вырывает из рук скрипачей,

Но флейты поют, заливаются трубы

И арфа вздыхает, как горный ручей.

И пальцы на лёд западающих клавиш,

Бросает не чувствуя рук пианист.

Над вихрем бушующих вьюг и пожарищ

Их звуки победно и скорбно лились.

Ведущий 2 (на фоне музыки): В музыке чувствуется по - звериному жестокая разрушительная сила. Сила зловещая, безобразно уродливая. Разрастаясь до гигантских размеров, она движется вперёд всё более стремительно и грозно.

Чтец: Над выжженной землёю пыль клубится,

На пепелищах пляшет вороньё…

Где ты прошёл – там кровь и трупов горы

И явь страшней, чем бредовые сны…

Где ты прошёл, там слёзы, кровь и злоба.

И проклят миром твой разбойный род.

Когда б великий Гёте встал из гроба,

Он не узнал бы свой родной народ.

Подслушав сердцем жалобы и стоны

В кромешной тьме коричневых ночей,

Он проклял бы родительское лоно

Извергшее убийц и палачей.

(А. Сурков).

Ведущий 2: Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – великое произведение. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве и героизме людей нашей страны, об их страданиях и о стойкости в борьбе с врагом, их уверенности в победе.

Звучит Седьмая симфония Д.Шостаковича громко и постепенно стихает.

Ведущий 1: Давно отгремелели бои Великой Отечественной войны, очевидцев тех суровых лет становиться меньше и меньше, но память о ней останется на века в стихах поэтов, рассказах писателей, в музыке композиторов, в полотнах художников, в кинокартинах режиссёров, в мемориалах скульпторов. Память останется в сердцах людей.

Чтец: И день настал. До памятного года

Он был обычным, незаметным днём,

А стал великим праздником народа –

Веками будет память жить о нём.

И день настал. Во след за первым мая

Весеннее девятое число

Под гром стволов, что длился нескончаем,

Знамёнами Победы расцвело…

(К.Ваншенкин. Сердце матери.)
Музыка
Использованная литература.

  1. Азаров В. А музы не молчали! Эстафета памяти.- Москва: Советская Россия, 1987.

  2. И поёт мне в землянке гармонь: Фольклор Великой Отечественной Войны. - Москва: Просвещение, 1995.

  3. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр: Беседы о русской и советской живописи. – Москва: Просвещение, 1982.

  4. Мадер Р.Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. – Москва: Просвещение, 1986.

  5. Старкова З.С. Литература и живопись: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение,1985.

  6. «Строки, опалённые войной»: В книге «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе»: Книга для учителя. – Москва: Просвещение,1985.

  7. Третьякова Л.С. Советская музыка: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1987.

  8. Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. – Москва: Просвещение, 1990.

Похожие:

Музыка «С чего начинается Родина» iconЗадумывались ли вы над вопросом: «Что такое Родина?» Место, где ты...
Исполняется песня «С чего начинается Родина». Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского. Поют все присутствующие
Музыка «С чего начинается Родина» iconСценарий литературно-музыкального досуга
...
Музыка «С чего начинается Родина» iconС чего начинается Родина
Цели: способствовать воспитанию у учащегося уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства
Музыка «С чего начинается Родина» iconС чего начинается Родина…
Всероссийскую научно- практическую конференцию «Школьный проект как интеграция учебной и внеурочной деятельности», проводимой издательским...
Музыка «С чего начинается Родина» iconС чего начинается Родина?
Этот вопрос глобально, то субкультуры могут привести и к расколу общества. Тогда уже, наверное, будет и федерация Эмо, Готов и др....
Музыка «С чего начинается Родина» iconКлассный час «С чего начинается Родина?»
Изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные...
Музыка «С чего начинается Родина» iconКлассный час в 5 классе на тему: с чего начинается Родина? Символы нашей Родины
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной...
Музыка «С чего начинается Родина» iconПрограмма формирования этнической идентичности «С чего начинается Родина…»
Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны,...
Музыка «С чего начинается Родина» iconЗвучит фонограмма песни «С чего начинается Родина», на сцену выходят ученики начальной школы
В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе...
Музыка «С чего начинается Родина» iconВопросы
Земли и лозунг – название вечера: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!». Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?» композитор...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница