Скачать 98,45 Kb.
|
Харченко Е.И., х.Ленинский Абинского района, МОУООШ №34 Учитель начальных классов. Патриотическое воспитание младших школьников через песню. «МУЗЫКА - ЯЗЫК ЧУВСТВ» С.И.Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса , большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями, казачьими обрядами, промыслами.На своих кружках , факультативных занятиях, на уроках ,опираясь на эти традиции, воспитываем в наших детях чувства гражданские, нравственные , чувство глубокого патриотизма к своей Родине , к своей «малой Родине.» Работая над темой « Патриотическое воспитание младших школьников через песню», я пыталась показать , как можно воздействовать на формирование патриотических чувств ребёнка песней, народным фольклором. С этой целью я привожу в пример фрагменты уроков чтения. , окружающего мира , предлагаю разработку внеклассного мероприятия «Встреча с песней». У каждого человека есть Родина, и каждый любит место , где он родился и живёт. Любит родные просторы , поля, леса. Формирование любви к своей Родине начинается с раннего детства , с картинки в твоём букваре, с колыбельной песни матери , с того уголка , где дети живут . В своей работе я расскажу о том и приведу примеры , как я прививаю своим воспитанникам любовь к Родине , к своей « малой Родине» через песню , народную , лирическую , военно-патриотическую , бардовскую. Я не имею специального музыкального образования , но петь любила всегда и , как мне кажется ,умею понимать песню. Поэтому дети в моём классе тоже обычно « певчие». Один из видных российских мыслителей , Сергей Иринеевич Миропольский, будучи музыкально образованным человеком был сторонником взгляда , согласно которому процесс образования и воспитания должен осуществляться согласно природе человека. По его мнению, призвание школы состоит в том , чтобы «образовать целого человека, всесторонне и равномерно развивать все его силы , наравне с умом воспитывать и чувство»(№1,с.96). Среди факторов , способствующих развитию человеческих чувств , Миропольский на первое место ставил музыкальное искусство. Называя музыку языком чувств , он отмечал , что « именно это искусство с наибольшей силой выражает переживания, настроения человека и является могущественным средством воспитания разнообразных человеческих чувствований.» (№1,с.96) Далее педагог обращает внимание на то « что музыка помогает человеку познать себя и нередко , слушая музыку , мы слушаем самих себя , пение делает возможным даже ребёнку прочувствовать свою жизнь, сочувствовать своему детскому миру».(№1с.96) К сожалению , в последнее время сложилась такая ситуация, что музыка , в том числе и песенный жанр, встала на путь примитизизации. Ребёнок начинает воспринимать искусство на уровне незамысловатых мелодий , зарифмованных выражений и сюжетных штампов. Какое же эстетическое и духовное развитие он получит в дальнейшем , если его уже в раннем детстве программируют на упрощённое стандартизированное миросозерцание. Сейчас доступность музыки не означает , что она имеет высокую художественную ценность .Поэтому, как никогда остро встаёт проблема музыкального воспитания детей. Потребительское отношение к музыкальному искусству , нежелание узнать и услышать что –то новое ,безынициативность детей порождает тревогу за их будущее и за будущее их детей. Чтобы избежать подобной ситуации , наш коллектив в условиях нашей маленькой сельской школы пытается осуществлять первоначальное музыкальное воспитание с опорой на традиции народной музыки , казачьей песни и народных инструментов. Традиционность , олицетворяя в себе лучшие культурные достижения народа, опыт многих поколений , как нельзя лучше влияет на развитие ребёнка. Идёт урок Окружающего мира во втором классе . Тема урока : Родина . Что это такое? Цель : подвести детей к осознанию понятия РОДИНА и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми , так и детьми .Обсуждается текст учебника « О чём рассказал папа», (стр. 50) , и дети понимают, что чувство привязанности к родному дому , родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному . человеку . Звучат вопросы учителя - Как человек может передать свои чувства к Родине? (своим трудом , заботой о благополучии Родины). - Как передают свою любовь к Родине поэт , художник ,композитор? ( пишут стихи , картины, музыку) . - Какие стихи , песни о Родине вы знаете? Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о Родине .Называется оно «Умывает красно солнышко руки тёплые в росе « Написал его замечательный поэт -песенник И . Шаферан .( читаю стихотворение наизусть ) . - О чём это стихотворение? ( о любви к России ) - С чем сравнивает поэт красоту Россию ? ( с красотой Алёнушки из сказки ) - Какими словами говорит поэт о своей любви к России? - Ни вблизи , ни вдали Я не знаю Земли Лучше той , что меня растила. Синих рек рукава В небе синь , синева И светла от берёз Россия. ( Показываю фото Г. Пономаренко и Л . Г. Зыкиной) - Ребята, а вы знаете кто это ? Я назвала поэта И. Шаферана поэтом – песенником, потому , что на его стихи очень легко писать музыку и написано очень много замечательных песен . Перед вами .портрет нашего известного кубанского композитора Г. Пономаренко ,который положил эти слова на музыку , а всемирно известная Заслуженная артистка России , песенный символ России, Л. Г . Зыкина её исполнила .И вот что получилось . Звучит песня . Дети слушают , затаив дыхание, некоторые от нахлынувших чувств даже прослезились .Этот пример ещё раз подтверждает , как велико влияние музыки на чувства ребёнка. А следующий урок , который является продолжением предыдущего , будет просто не полным без замечательной песни В. Баснера и М . Матусовского « С чего начинается Родина ?» После проверки и обсуждения домашнего задания я беру гитару и говорю детям : « А сейчас послушайте»( исполняю песню Баснера и Матусовского «С чего начинается Родина») С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей , Живущих в соседнем дворе. В классе тишина , а потом взрыв апплодисментов ( так мы поощряем всё и всех , что нам нравится : будь то выразительное чтение домашнего рассказа , стихотворения, какой -то творческой работы и т. д. ) -Ребята , вы только что послушали песню .Я вижу , что она вам очень понравилась .О чём она? -(Это размышления о том , с чего начинается Родина для каждого человека .И для каждого она начинается по – своему.Для кого – то с картинки в букваре, для другого с колыбельной песни матери , а ещё для кого- то с первой песни , что запел скворец .А что вам представляется , когда вы слышите слово РОДИНА? Дети отвечают) И так , тема сегодняшнего урока «Мой родной край - частица Родины моей»(продолжается урок) . Тогда , когда это уместно , звучат песни и на уроках чтения. Я пятый год работаю по программе Н.Ф. Виноградовой. На первом уроке литературного чтения во 2 классе изучается стихотворения о Родине . Ф. Савинова «Родина» Учебные задачи урока : *формировать представления о Родине; * воспитывать уважение к своей стране ; * закрепить понятие «стихотворение» ( жанр) * наблюдать за рифмой ,тоном и текстом; * познакомить с песней , написанной на эти слова. После работы над стихотворением спрашиваю , не слышали ли вы песню , написанную на слова этого стихотворения? Рассказываю детям о том , что когда они ещё не были учениками , в нашей школе в рамках всекубанского конкурса « Казачий край , казачья песня » в нашей школе также проходил одноимённый конкурс, и на нём ученица Куксенко Настя исполняла эту песню.Я пригласила сегодня Настю к нам на урок с просьбой исполнить для вас эту песню Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля - Это русское раздолье , Это Родина моя.! Уже несколько лет в школе работает кружок «Сохрани песню», которым я руковожу. Помню , очень волновалась , когда он только открывался: придут ли ко мне дети, интересен ли будет репертуар , который хочу им предложить.И уже после первого же занятия поняла : кружок будет. Дети с удовольствием знакомились , разучивали и исполняли песни своих бабушек, мам., песни 70-х, 80-х годов. Без выступления нашего кружка не обходится ни один школьный праздник , мы с ребятами часто выступаем перед родителями , участвуем в различных музыкальных конкурсах. Репертуар разнообразный :от весёлых шуточных песен до серьёзных военно – патриотических произведений Наш кружок продолжает жить.С этого года он превратился в объединение «Нотка», и сейчас ,когда вся наша страна готовится встретить 65 -летний юбилей Великой Победы, мы с ребятами -кружковцами не остались в стороне. Нами проведена большая поисково-исследовательская работа по изучению военного фольклора в нашем хуторе . Были собраны и записаны редкие малоизвестные песни такие , как «Среди гор , среди Алтая», «С польского боя шли три героя», « Не вейтеся , чайки , над морем» и другие. Огромное количество военных частушек было собрано нами. Они очень понравились девочкам и как только появилась возможность , мы запели их сами. Вот некоторые, самые полюбившиеся : Проводила я милого За Отчизну воевать . Наказала ему строго Больше фрицев убивать Ох , проклятая война , Сразу три набора . Взяли брата и отца Берут и ухажора. Девочки, конец войне , Девочки, Победа! Девочки, кого любить? В хуторе два деда! И т. д. Результатом этой работы стал научно- исследовательский проект «Фольклор на хуторе Ленинском в годы Великой Отечественной войны», который представляла ученица 5-го класса Галета Дарья на научно –практической конференции учащихся Абинского района. Проект занял призовое место ( Даша была награждена Дипломом 2 степени ) и был направлен в г. Краснодар для участия в краевой научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика» Но самым ценным в проделанной работе считаю непосредственное общение с людьми . Ведь мы с девочками побывали в гостях у многих пожилых певунь хутора, которые и напели нам эти частушки и песни . Более того , мы пригласили их всех к нам в школу , чтобы их замечательное пение услышали как можно больше людей. Встреча была организована по сценарию известной радиопередачи 70-х годов «Встреча с песней»И , когда вместе со своими бабушками старинные и военные песни пели наши девочки, это было так трогательно , так волнительно . Это было так здорово! Именно в такие моменты рождается в наших детей любовь к Родине , уважение к традициям , желание их продолжать. Заметка об этом празднике Песни была напечатана в газете «Восход» называется «Бабушки- певуньи») И ещё отдельно несколько слов о песнях военно- патриотических ..Дети очень любят их,. с удовольствием поют,. инсценируют. Уже давно стали любимыми такие песни, как «Враги сожгли родную хату», «Журавли» и т. д.А ещё очень интересуются темой «Подвиг в мирное время». Сейчас у нас в школе период подготовки к месячнику патриотического воспитания. Я рассказала детям о подвиге двух лётчиков – курсантов Армавирского Высшего лётного военного училища.В далёком 1971 году на учебных полётах в самолёте отказал двигатель .Перед ребятами встал выбор : катапультироваться , и тогда на город рухнет самолёт , или отвести самолёт за город , но времени на прыжок нет .Они выбрали второе…Звали их Павел Шклярюк и Сергей Астапьев . Друзья по части посвятили им песню .( к сожалению , автора не удалось установить) Не пожелай ни дождика, ни снега, А пожелай , чтоб было нам светло. В полглобуса локаторное небо , Полмира проплывает под крылом . Плывут леса и города . А вы куда ,.ребята, вы куда? А хоть куда, а хоть в десант … Такое звание - курсант. И, рассекая синие пространства, Пересекая жёлтый след луны, Выходят на задание курсанты Летающие парни –летуны. * * * Пропали , пропали все звуки , И странная , странная тишь Как- будто не крылья , а руки Ка к ласточка выгнув летишь. Как будто идёшь по песку ты, А двигатель, правда, стоит. Секунды, секунды , секунды Последние шансы твои . Случись же такое вот дело Я сам же хотел в небеса. Я лётчик, товарищ Гастелло, Я –Пашка, обычный курсант. Я падаю взрывчатым телом , А крыши согнулись и ждут . Я, кажется, знаю , что делать, Чтоб эту не сделать беду. * * * И никому об этом не расскажешь , Как ветер гимнастёрку теребя, Как двигатель взвывает на форсаже , Отталкивая землю от себя. Мелькнёт далёкая звезда … А вы куда , ребята, вы куда? А хоть куда , а хоть в десант… Такое звание -курсант. Это ли не пример глубочайшего патриотического и гражданского долга для наших мальчишек? 4.Библиографический список. 1. Адищев В. И. Музыка - это язык чувств. Теоретико –методические взгляды С.И.Миропольского. Начальная школа, №1,2004 г. С. 96. 2.Интервью с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии В.Н. Мининым. Запоёт школа –запоёт и народ. Начальная школа,№2, 2001г. С. 3. 3.Лебедева Е.М. Маленький уголок далёкого детства. Начальная школа №5, 2006, С.3 4.Лютиков А.Г. Сборник песен. Милые сердцу песни России. С – Пт.: Диамант, 1995 |
![]() | Программа пресс центра «Пятый элемент» В условиях монопрофильности города и удалённости его от крупных центров средняя школа №5 представляет собой синтез образовательного... | ![]() | Публичный отчёт о деятельности моу "Гришенская средняя общеобразовательная школа" Она расположена в центральной части с. Гришенское Мамонтовского района Алтайского края. Школа является самостоятельным юридическим... |
![]() | 4. Микробиолог и яивирусология 23 Колхоз им. “Луначарского” расположен в северо-западной части Лопатинского района. Административным и хозяйственным центром является... | ![]() | Зам директора по увр «Наша новая школа» отмечается, что одной из мер по обеспечению современной школьной образовательной инфраструктуры является развитие... |
![]() | Публичный отчет моу сош № моу «Средняя общеобразовательная школа №5» Моу «Средняя общеобразовательная школа №5» является новым образовательным центром Чусовского муниципального района | ![]() | Публичный доклад «Итоги работы за 2008-2009 учебный год» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Городище расположена в центре с. Городище Тавдинского... |
![]() | Доклад о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и комплекса мер по модернизации общего образования Псковской... | ![]() | В. Г. Белинский Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий |
![]() | А. П. Чехов Если театр начинается с вешалки, то школа со школьного двора В школе есть база, где обучающиеся могут реализовать свои способности, запросы, интересы, позволившая стать ей социокультурным центром... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Школа расположена в районном центре, по количеству работников и учащихся является одной из крупных школ района |