С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями




Скачать 98,45 Kb.
НазваниеС. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями
Дата публикации11.04.2013
Размер98,45 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
Харченко Е.И.,

х.Ленинский Абинского района,

МОУООШ №34

Учитель начальных классов.

Патриотическое воспитание младших школьников через песню.

«МУЗЫКА - ЯЗЫК ЧУВСТВ»

С.И.Миропольский

Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса , большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями, казачьими обрядами, промыслами.На своих кружках , факультативных занятиях, на уроках ,опираясь на эти традиции, воспитываем в наших детях чувства гражданские, нравственные , чувство глубокого патриотизма к своей Родине , к своей «малой Родине.»

Работая над темой « Патриотическое воспитание младших школьников через песню», я пыталась показать , как можно воздействовать на формирование патриотических чувств ребёнка песней, народным фольклором. С этой целью я привожу в пример фрагменты уроков чтения. , окружающего мира , предлагаю разработку внеклассного мероприятия «Встреча с песней». У каждого человека есть Родина, и каждый любит место , где он родился и живёт. Любит родные просторы , поля, леса.

Формирование любви к своей Родине начинается с раннего детства , с картинки в твоём букваре, с колыбельной песни матери , с того уголка , где дети живут .

В своей работе я расскажу о том и приведу примеры , как я прививаю своим воспитанникам любовь к Родине , к своей « малой Родине» через песню , народную , лирическую , военно-патриотическую , бардовскую. Я не имею специального музыкального образования , но петь любила всегда и , как мне кажется ,умею понимать песню. Поэтому дети в моём классе тоже обычно « певчие».

Один из видных российских мыслителей , Сергей Иринеевич Миропольский, будучи музыкально образованным человеком был сторонником взгляда , согласно которому процесс образования и воспитания должен осуществляться согласно природе человека. По его мнению, призвание школы состоит в том , чтобы «образовать целого человека, всесторонне и равномерно развивать все его силы , наравне с умом воспитывать и чувство»(№1,с.96). Среди факторов , способствующих развитию человеческих чувств , Миропольский на первое место ставил музыкальное искусство. Называя музыку языком чувств , он отмечал , что « именно это искусство с наибольшей силой выражает переживания, настроения человека и является могущественным средством воспитания разнообразных человеческих чувствований.» (№1,с.96)

Далее педагог обращает внимание на то « что музыка помогает человеку познать себя и нередко , слушая музыку , мы слушаем самих себя , пение делает возможным даже ребёнку прочувствовать свою жизнь, сочувствовать своему детскому миру».(№1с.96)

К сожалению , в последнее время сложилась такая ситуация, что музыка , в том числе и песенный жанр, встала на путь примитизизации. Ребёнок начинает воспринимать искусство на уровне незамысловатых мелодий , зарифмованных выражений и сюжетных штампов. Какое же эстетическое и духовное развитие он получит в дальнейшем , если его уже в раннем детстве программируют на упрощённое стандартизированное миросозерцание. Сейчас доступность музыки не означает , что она имеет высокую художественную ценность .Поэтому, как никогда остро встаёт проблема музыкального воспитания детей. Потребительское отношение к музыкальному искусству , нежелание узнать и услышать что –то новое ,безынициативность детей порождает тревогу за их будущее и за будущее их детей.

Чтобы избежать подобной ситуации , наш коллектив в условиях нашей маленькой сельской школы пытается осуществлять первоначальное музыкальное воспитание с опорой на традиции народной музыки , казачьей песни и народных инструментов. Традиционность , олицетворяя в себе лучшие культурные достижения народа, опыт многих поколений , как нельзя лучше влияет на развитие ребёнка.

Идёт урок Окружающего мира во втором классе .

Тема урока : Родина . Что это такое?

Цель : подвести детей к осознанию понятия РОДИНА и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми , так и детьми .Обсуждается текст учебника « О чём рассказал папа», (стр. 50) , и дети понимают, что чувство привязанности к родному дому , родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному . человеку . Звучат вопросы учителя
- Как человек может передать свои чувства к Родине?

(своим трудом , заботой о благополучии Родины).
- Как передают свою любовь к Родине поэт , художник ,композитор?

( пишут стихи , картины, музыку) .
- Какие стихи , песни о Родине вы знаете?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о Родине .Называется оно «Умывает красно солнышко руки тёплые в росе « Написал его замечательный поэт -песенник И . Шаферан .( читаю стихотворение наизусть ) .
- О чём это стихотворение?

( о любви к России )
- С чем сравнивает поэт красоту Россию ?

( с красотой Алёнушки из сказки )
- Какими словами говорит поэт о своей любви к России?
- Ни вблизи , ни вдали

Я не знаю Земли

Лучше той , что меня растила.

Синих рек рукава

В небе синь , синева

И светла от берёз Россия.

( Показываю фото Г. Пономаренко и Л . Г. Зыкиной)

- Ребята, а вы знаете кто это ?

Я назвала поэта И. Шаферана поэтом – песенником, потому , что на его стихи очень легко писать музыку и написано очень много замечательных песен . Перед вами .портрет нашего известного кубанского композитора Г. Пономаренко ,который положил эти слова на музыку , а всемирно известная Заслуженная артистка России , песенный символ России, Л. Г . Зыкина её исполнила .И вот что получилось . Звучит песня . Дети слушают , затаив дыхание, некоторые от нахлынувших чувств даже прослезились .Этот пример ещё раз подтверждает , как велико влияние музыки на чувства ребёнка.

А следующий урок , который является продолжением предыдущего , будет просто не полным без замечательной песни В. Баснера и М . Матусовского « С чего начинается Родина ?»

После проверки и обсуждения домашнего задания я беру гитару и говорю детям : « А сейчас послушайте»( исполняю песню Баснера и Матусовского «С чего начинается Родина»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей ,

Живущих в соседнем дворе.

В классе тишина , а потом взрыв апплодисментов ( так мы поощряем всё и всех , что нам нравится : будь то выразительное чтение домашнего рассказа , стихотворения, какой -то творческой работы и т. д. )

-Ребята , вы только что послушали песню .Я вижу , что она вам очень понравилась .О чём она?

-(Это размышления о том , с чего начинается Родина для каждого человека .И для каждого она начинается по – своему.Для кого – то с картинки в букваре, для другого с колыбельной песни матери , а ещё для кого- то с первой песни , что запел скворец .А что вам представляется , когда вы слышите слово РОДИНА? Дети отвечают)

И так , тема сегодняшнего урока «Мой родной край - частица Родины моей»(продолжается урок) . Тогда , когда это уместно , звучат песни и на уроках чтения.

Я пятый год работаю по программе Н.Ф. Виноградовой. На первом уроке литературного чтения во 2 классе изучается стихотворения о Родине . Ф. Савинова «Родина»

Учебные задачи урока :

*формировать представления о Родине;

* воспитывать уважение к своей стране ;

* закрепить понятие «стихотворение» ( жанр)

* наблюдать за рифмой ,тоном и текстом;

* познакомить с песней , написанной на эти слова.

После работы над стихотворением спрашиваю , не слышали ли вы песню , написанную на слова этого стихотворения?

Рассказываю детям о том , что когда они ещё не были учениками , в нашей школе в рамках всекубанского конкурса « Казачий край , казачья песня » в нашей школе также проходил одноимённый конкурс, и на нём ученица Куксенко Настя исполняла эту песню.Я пригласила сегодня Настю к нам на урок с просьбой исполнить для вас эту песню

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Это русское раздолье ,

Это Родина моя.!

Уже несколько лет в школе работает кружок «Сохрани песню», которым я руковожу. Помню , очень волновалась , когда он только открывался: придут ли ко мне дети, интересен ли будет репертуар , который хочу им предложить.И уже после первого же занятия поняла : кружок будет. Дети с удовольствием знакомились , разучивали и исполняли песни своих бабушек, мам., песни 70-х, 80-х годов. Без выступления нашего кружка не обходится ни один школьный праздник , мы с ребятами часто выступаем перед родителями , участвуем в различных музыкальных конкурсах. Репертуар разнообразный :от весёлых шуточных песен до серьёзных военно – патриотических произведений Наш кружок продолжает жить.С этого года он превратился в объединение «Нотка», и сейчас ,когда вся наша страна готовится встретить 65 -летний юбилей Великой Победы, мы с ребятами -кружковцами не остались в стороне.

Нами проведена большая поисково-исследовательская работа по изучению военного фольклора в нашем хуторе . Были собраны и записаны редкие малоизвестные песни такие , как «Среди гор , среди Алтая», «С польского боя шли три героя», « Не вейтеся , чайки , над морем» и другие. Огромное количество военных частушек было собрано нами. Они очень понравились девочкам и как только появилась возможность , мы запели их сами. Вот некоторые, самые полюбившиеся :
Проводила я милого

За Отчизну воевать .

Наказала ему строго

Больше фрицев убивать
Ох , проклятая война ,

Сразу три набора .

Взяли брата и отца

Берут и ухажора.
Девочки, конец войне ,

Девочки, Победа!

Девочки, кого любить?

В хуторе два деда! И т. д.
Результатом этой работы стал научно- исследовательский проект «Фольклор на хуторе Ленинском в годы Великой Отечественной войны», который представляла ученица 5-го класса Галета Дарья на научно –практической конференции учащихся Абинского района. Проект занял призовое место ( Даша была награждена Дипломом 2 степени ) и был направлен в г. Краснодар для участия в краевой научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика»

Но самым ценным в проделанной работе считаю непосредственное общение с людьми . Ведь мы с девочками побывали в гостях у многих пожилых певунь хутора, которые и напели нам эти частушки и песни . Более того , мы пригласили их всех к нам в школу , чтобы их замечательное пение услышали как можно больше людей. Встреча была организована по сценарию известной радиопередачи 70-х годов «Встреча с песней»И , когда вместе со своими бабушками старинные и военные песни пели наши девочки, это было так трогательно , так волнительно . Это было так здорово! Именно в такие моменты рождается в наших детей любовь к Родине , уважение к традициям , желание их продолжать. Заметка об этом празднике Песни была напечатана в газете «Восход» называется «Бабушки- певуньи»)

И ещё отдельно несколько слов о песнях военно- патриотических ..Дети очень любят их,. с удовольствием поют,. инсценируют. Уже давно стали любимыми такие песни, как «Враги сожгли родную хату», «Журавли» и т. д.А ещё очень интересуются темой «Подвиг в мирное время». Сейчас у нас в школе период подготовки к месячнику патриотического воспитания. Я рассказала детям о подвиге двух лётчиков – курсантов Армавирского Высшего лётного военного училища.В далёком 1971 году на учебных полётах в самолёте отказал двигатель .Перед ребятами встал выбор : катапультироваться , и тогда на город рухнет самолёт , или отвести самолёт за город , но времени на прыжок нет .Они выбрали второе…Звали их Павел Шклярюк и Сергей Астапьев .

Друзья по части посвятили им песню .( к сожалению , автора не удалось установить)
Не пожелай ни дождика, ни снега,

А пожелай , чтоб было нам светло.

В полглобуса локаторное небо ,

Полмира проплывает под крылом .

Плывут леса и города .

А вы куда ,.ребята, вы куда?

А хоть куда, а хоть в десант …

Такое звание - курсант.

И, рассекая синие пространства,

Пересекая жёлтый след луны,

Выходят на задание курсанты

Летающие парни –летуны.

* * *

Пропали , пропали все звуки ,

И странная , странная тишь

Как- будто не крылья , а руки

Ка к ласточка выгнув летишь.

Как будто идёшь по песку ты,

А двигатель, правда, стоит.

Секунды, секунды , секунды

Последние шансы твои .

Случись же такое вот дело

Я сам же хотел в небеса.

Я лётчик, товарищ Гастелло,

Я –Пашка, обычный курсант.

Я падаю взрывчатым телом ,

А крыши согнулись и ждут .

Я, кажется, знаю , что делать,

Чтоб эту не сделать беду.
* * *

И никому об этом не расскажешь ,

Как ветер гимнастёрку теребя,

Как двигатель взвывает на форсаже ,

Отталкивая землю от себя.

Мелькнёт далёкая звезда …

А вы куда , ребята, вы куда?

А хоть куда , а хоть в десант…

Такое звание -курсант.

Это ли не пример глубочайшего патриотического и гражданского долга для наших мальчишек?

4.Библиографический список.
1. Адищев В. И. Музыка - это язык чувств. Теоретико –методические взгляды С.И.Миропольского. Начальная школа, №1,2004 г. С. 96.

2.Интервью с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии В.Н. Мининым. Запоёт школа –запоёт и народ. Начальная школа,№2, 2001г. С. 3.

3.Лебедева Е.М. Маленький уголок далёкого детства. Начальная школа №5, 2006, С.3

4.Лютиков А.Г. Сборник песен. Милые сердцу песни России. С – Пт.: Диамант, 1995

Похожие:

С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconПрограмма пресс центра «Пятый элемент»
В условиях монопрофильности города и удалённости его от крупных центров средняя школа №5 представляет собой синтез образовательного...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconПубличный отчёт о деятельности моу "Гришенская средняя общеобразовательная школа"
Она расположена в центральной части с. Гришенское Мамонтовского района Алтайского края. Школа является самостоятельным юридическим...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями icon4. Микробиолог и яивирусология 23
Колхоз им. “Луначарского” расположен в северо-западной части Лопатинского района. Административным и хозяйственным центром является...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconЗам директора по увр
«Наша новая школа» отмечается, что одной из мер по обеспечению современной школьной образовательной инфраструктуры является развитие...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconПубличный отчет моу сош №   моу «Средняя общеобразовательная школа №5»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №5» является новым образовательным центром Чусовского муниципального района
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconПубличный доклад «Итоги работы за 2008-2009 учебный год»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Городище расположена в центре с. Городище Тавдинского...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconДоклад о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и комплекса мер по модернизации общего образования Псковской...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconВ. Г. Белинский Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconА. П. Чехов Если театр начинается с вешалки, то школа со школьного двора
В школе есть база, где обучающиеся могут реализовать свои способности, запросы, интересы, позволившая стать ей социокультурным центром...
С. И. Миропольский Наша школа расположена на окраине Абинского района. В хуторе нет спортивного комплекса, большого культурного центра. Центром досуга ребят является школа. Но зато наш хутор богат народными традициями iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Школа расположена в районном центре, по количеству работников и учащихся является одной из крупных школ района
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница