Программа курса по выбору Автор составитель




Скачать 275,69 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору Автор составитель
страница1/2
Дата публикации05.08.2013
Размер275,69 Kb.
ТипПрограмма курса
pochit.ru > Военное дело > Программа курса
  1   2


МОУ «Чернокурьинская средняя общеобразовательная школа»

Программа курса по выбору

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\изображение 002.jpg

Автор – составитель:

Подсадных Ольга Давыдовна, организатор ВР, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «ЧернокурьинскаяСОШ»

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\изображение 003.jpg

Утверждена на заседании

Педагогического совета (протокол № 9 от 3.08. 2009)

Директор школы: Г.Е. Иванов

с. Чёрная Курья

2009 г.

Пояснительная записка.

Знание прошлого Отечества делает

человека богаче духом,

твёрже характером и сильнее разумом…

Патриотизм – страстное до ярости чувство

своей огромной Родины, за которую

человек готов драться и отдать жизнь.

В. Пикуль

… Идет время, но не тускнеют в памяти людей

годы войны. Великая Отечественная!

С.Михалков

Программа предпрофильного курса предназначена для общеобразовательных школ.

^ Актуальность курса:

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников становится ведущей. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

Духовное обновление нашего общества требует восстановления нравственных ценностей: сердечности, душевности, человечности. Этой задаче соответствует содержание курса «Музы в военной шинели».

Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 годов многогранна и вызывает большой интерес у учащихся. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Учитывая огромный нравственный и патриотический потенциал данной темы для воспитания и формирования духовных ценностей у учащихся, считаю, что отведённых на её изучение часов в общеобразовательной Программе по предмету недостаточно. Предлагаемая программа расширяет базовый компонент литературного образования учащихся 9 класса.

Цель курса:

  • развитие интереса к предмету в условиях предпрофильного образования;

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

  • повышение уровня литературного образования, читательской культуры учащихся, развитие творческих способностей;

  • формирование чувства патриотизма и любви к Родине;

  • воспитание в учащихся таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм.

Задачи курса:

  • формировать систему нравственных ценностей, развивать у учащихся стремление изучать историю духовной жизни народа, потребность в чтении патриотической литературы;

  • совершенствовать умения и навыки работы с первоисточниками, наглядностью, музыкальными произведениями;

  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  • развивать умение самостоятельно выполнять творческие, исследовательские проекты;

  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, бережное отношение

к культурному наследию;

Программа курса «Музы в военной шинели» дает возможность подробно изучить духовную жизнь народа в годы тяжелых испытаний.

В результате изучения программного материала данного курса учащиеся постигают истинную глубину народного подвига в годы Великой Отечественной войны.  Знают, что духовность народа не была сломлена: творчество композиторов,писателей , поэтов, художников вдохновляло всех на защиту своего Отечества

Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • выразительное чтение лирического произведения;

  • выявление характерных черт миропонимания художника, его стиля;

  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературы о ВОВ;

  • активно участвовать в дискуссиях, грамотно строить монологическую речь;

  • выполнять творческие, исследовательские, проектные работы;

  • применять полученные знания на практике;

  • видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свои гипотезы, находить пути решения проблемы.

Программа методически ориентирована на сочетание историко – теоретических знаний с системой учебно – творческих заданий.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволит создать особый эмоциональный настрой, развивать эстетический вкус, языковую культуру. Использование форм работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.

Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность

Разные формы учебных занятий, использование инновационных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, даст возможность реализовать личностно ориентированный подход к обучению.

 Программа рассчитана на 17 часов, рекомендована для учащихся 9 класса предпрофильной подготовки в средних учебных заведениях.

Программа включает в себя:

  • жанровую классификацию и анализ произведений;

  • краткие аннотации к темам;

  • формы работы , контроля и отчетности;

  • библиографический список

Содержание учебной программы.
(17 часов)

I. Введение. Цели и задачи курса.

«Историческое значение каждого... человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма» ( Н.Г.Чернышевский)

Великая отечественная война – трагедия всего народа. Справедливый характер войны. Патриотизм народа и величие его духа. 

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом.

II. Литература военных лет.

1. Публицистика 1941 – 1946 гг.

Обескровленная репрессиями, духовно искалеченная в 30 - е годы литература в годы войны не создала шедевров эпического плана. Самые главные и искренние слова были сказаны в публицистике и поэзии. Публицистика – оперативный, актуальный, эмоциональный жанр, показывающий «войну без блеска, угрюмую, тяжелую, честную войну». Публицистические статьи М. Шолохова «Наука ненависти», А.Толстого «Родина». Очерки И.Эренбурга, К.Симонова, А.Гроссмана.

2. Поэзия.

«У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…» (А. Сурков )

Раньше других в «солдатскую шинель оделись поэзия и песня» (К. Кочетков). 

Мотив жертвенности в стихах начинающих поэтов Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Всеволода Багрицкого.

  Военное творчество О. Бергольц («Февральский дневник», А. Ахматовой («Мужество»). М. Алигер ( «Зоя» 1942 г.). А.Сурков «Человек склонился над водой…», М.Светлов «Итальянец», С.Орлов «Его зарыли в шар земной». Соединение гражданского и интимного в поэзии в годы войны. К. Симонов «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»…. Стихи М. Исаковского. Поэма К. Симонова «Сын артиллериста» - «зовет к подвигу». Поэма Н. Тихонова «Слово о 28 гвардейцах». Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» - энциклопедия фронтовой жизни. 

3. «Песня тоже может разить врага, как любое оружие».

 «Когда люди перестают петь, они перестают жить» (А. Луначарский).
  Роль песни в годы войны. Песня, созданная на третий день войны и ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача. А. История первого исполнения песни. В. Соловьев – Седой и его военные песни («Соловьи», «Давно мы дома не были» и др.). М.Исаковский. Песни о солдатской дружбе («В лесу прифронтовом», «Огонек» и др.), о патриотизме («Ой, туманы мои растуманы»).
  Выступления концертных бригад на передовой, в госпиталях, в трудовых коллективах (Лидия Андреевна Русланова, Клавдия Ивановна Шульженко и др.).
  Песня - друг, помощник, воспитатель.

4.Пьеса.

Пьесы «Русские люди» К.Симанова, «Фронт» А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова (1942 г)

Пьеса Евгения Шварца «Дракон» (1943 г)

5. Проза. «Сражающаяся литература».

  Военные корреспонденты в горниле сражений. Задача прозаиков – помочь художественным словом в битве с врагом.

  • Рассказ

Рассказы К.Симонова, М.Шолохова, Л.Соболева, Н.Тихонова. Циклизация рассказов. «Ничего, мы сдюжим!», «Ничего… Мы люди русские» - рефрен цикла «Рассказы Ивана Сударева» (1942) А.Толстого

  • Повесть

«Ведь в войне принимает участие вся нация, которая приходит в движение» (Гегель)

Повесть Э.Казакевича «Звезда». «Без авторской грусти о погубленном человеческом богатстве… нельзя понять «Звезду» Э.Казакевича. Эта грусть не ослабляет впечатления от героизма, а безмерно увеличивает его ценность. Ибо герои гибнут, осознанно отдав свою жизнь ради общей победы» (А.Бочаров)

Проблема поступка и подвига на войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»

А. А. Бек «Волоколамское шоссе» (1943 г.). К. Симонов «Дни и ночи» (1944 г.).

  • Роман

А. Фадеев «Молодая гвардия» (1943, 1945, 1951 г.). В. Гроссман «Народ бессмертен» (1942 г.). Исторические романы воспитывают чувство ответственности перед прошлым. С. Бородин «Дмитрий Донской» (1941 г.). А. Степанов «Порт – Артур» (1941 г.). С. Голубев «Багратион» (1943 г.). 

^ III. «Лейтенантская проза». Военная тема периода «оттепели» (50 - 60- годы)

«Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке» (В.Быков)
Авторы - фронтовики «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке» (А.Твардовский).
Выстраданная, кровавая правда о войне Ю.Бондарева (« Батальоны просят огня», «Последние залпы»), Г.Бакланова («Южнее главного удара», «Пядь земли»), Б.Балтера («До свидания, мальчики»), В.Быкова («Журавлиный крик», «Третья ракета»),В.Астафьева («Звездопад»), К.Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой»)

IV. Судьба женщины на фронте.

Б.Васильев «А зори здесь тихие», С.Алексиевич «У войны – не женское лицо», И.Грекова «Вдовий пароход». Ю. Друнина. Размышления о несостоявшихся женских судьбах.

V. Презентация проектов литературного вечера «И помнит мир спасенный…»

^ Учебно – тематический план



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Виды деят-ти
















1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Патриотизм народа и величие его духа в годы ВОВ

1

Лекция

Беседа

2.

«Угрюмая, тяжелая, честная война» В.Гроссмана и И.Эренбурга

1

Лекция

Выразительное чтение

3.

«Родина» А.Толстого – обзор истории земли «оттич и дедич»

1

Урок - открытие

Обзор книг о ВОВ

4.

Поэзия Подвига. Предчувствуя свою судьбу и судьбу страны… (Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий).



1

Урок – пресс - конференция поэзии подвига

Анализ стихотворений, выразительное чтение; «литераторы» готовят сообщения о поэтах, «журналисты» пишут статьи.

5.

Горькая и жестокая правда войны (А.Ахматова, М.Алигер, С.Щипачев

1

Урок – литературно - музыкальная композиция

Интерпретация стихотворений

6.

…Как заклинание, как молитва (К.Симонов «Жди меня»)

1

Урок - анализ

Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть

7.

«Бой идет святой и правый…» (А.Твардовский «Василий Теркин» - энциклопедия фронтовой жизни)

1

Урок - практикум

Инсценирование эпизодов поэмы, беседа, анализ.

8.

.. «Песня тоже может разить врага»

1

Урок- концерт

Конкурс на лучшую солдатскую песню

9.

Пьесы войны

1

Урок - аналитическая беседа

Просмотр видео; анализ, беседа, комментирование

10.

«Русским званием – гордись» (Рассказы К.Симонова, М.Шолохова, Л.Соболева, Н.Тихонова. А.Толстого)

1

Урок – презентация

Комментирование презентаций; выразительное чтение эпизодов.

11.

Проблема поступка и подвига на войне (Повести В.Некрасова и Э.Казакевича )

2

Урок - раздумье

Сопоставительный анализ

12.

Выстраданная правда о войне в «лейтенантской прозе».

2

Урок - встреча

Индивидуальные задания, краткий пересказ.

13.

У войны «не женское лицо» Б.Васильев «А зори здесь тихие», С.Алексиевич «У войны – не женское лицо», И.Грекова «Вдовий пароход». Ю. Друнина

1

Литературная гостиная

Чтение наизусть, выразительное чтение.

14.

«И помнит мир спасенный…»

2

Урок – презентация проектов литературного вечера

Защита презентаций



Библиографический список: 
1. Агатов М. Об авторах военных книг. Молодая гвардия 1972
2. Алигер М. Да и нет. Избранное. М. 1967  
3. Ахматова А. Лирика. М. 1990  
4. Бек А. А. Волоколамское шоссе (любое издание).
5. Бергольц О. т. 1,2. Ленинград. 1972
6. Гроссман В. Народ бессмертен (любое издание). 
7. Коган А.Г. Слова, пришедшие из боя. –М.: Книга, 1980

8.Леонов Л. Нашествие. (Любое издание).

9. Лирика Великой Отечественной войны: Сб. стихов. – М.,1943
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М. 1997
11. Поликанов А. Михаил Исаковский. М. 1989
12. Романова Р. М. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. Книга для учащихся. М. 1989
13. Русская советская поэзия. Под редакцией Беленького Г. И. М. 1990  
14. Русская советская проза. Хрестоматия в 2-х частях. Под редакцией Журавлевой А. А. Ленинград 1989
15. Симонов К. Стихотворения и поэзия. М. 1990
16. Симонов К. Дни и ночи (любое издание).
17. Симонов К. Честь мундира (любое издание).
18. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М. 1976

19. Строка, оборванная пулей: Сб. статей. М.: Московский рабочий, 1985  
20. Сурков А. Стихи в строю. Живая память поколений. М. 1965
21. Твардовский А. Василий Теркин (любое издание).
22. Фадеев А. Молодая гвардия (любое издание).
23. Шолохов М. Наука ненависти (любое издание).
24. Шолохов М. Они сражались за родину (любое издание).
25. Шонин В. А. Николай Тихонов. Книга для учащихся. М. 1990  
26. Энциклопедия. Искусство ХХ века. М. 2003
  
 


Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающих чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить

что необходимо воспитывать в школьниках проблемы эстетического самосовершенствования, развивать умения оценивать явления действительности с точки зрения гуманистических принципов и умения анализировать художественные произведения. В этой программе доминирующим фактором является приобщение школьников к богатствам отечественной литературы.

Из программы Т.Ф. Курдюмовой важными меня являются такие цели как формирование представления о художественной литературе как искусстве слова; овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений, воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении.

Всё вышесказанное и составило предпосылки моего опыта, а именно необходимости введения произведений военной тематики, воспитывая у учеников чувства патриотизма, оставляя неизгладимый след в сердцах учащихся.

Для изучения произведений в разделе краеведения на первый план предлагаю такие произведения, которые направлены на военно-патриотическое воспитание учащихся, понятия таких терминов, как гражданственность, честь и достоинство; почитанию символов государственности (герба, флага, гимна); справедливости, взаимовыручки, дружбы.

Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:

следующие задачи:

- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

При этом для детей младшего возраста организую совместную работу:

- отбор произведений для литературного чтения,

- чтение и обсуждение тематики произведений,

- определение ключевых слов и понятий,

В 7-8-х классах – актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно:

- усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,

- дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,

- познакомить с важнейшими понятиями,

- выработать умения применять полученные знания на практике.

В этих классах организую:

- самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации

- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.

Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.

В 9-11-х классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России;

- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

Для ребят старшего возраста предлагаю такие формы работы, как

- лекции,

– показ кинофильмов,

- туристические походы с изучением истории прошлого, посредством пропидефтического ознакомления заслуг ветерана, солдата,

- военно-патриотические экспедиции, позволяющие лично “прикоснуться” к истории

, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии. Как защитник Отечества.

- ребята получили прочные знания о военно-патриотическом воспитании и научились анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. способные самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературе о ВОВ,

- учащиеся стали понимать то, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,

- школьники научились видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы, проверять, насколько я решил проблему,

- ученики после моих уроков научились отстаивать свою точку зрения о необходимости регулярно проводить практические конференции, семинары, дискуссии, совещания по организации военно-патриотического воспитания молодёжи,

- всемирно содействовать развитию сети учреждений патриотического направления

  1. К.Акимов “Подвиг юных”

  2. И.Таяновский “Верность” (Тема бессмертного подвига во имя Родины. Дети-герои войны. Смертельная, жестокая и кровавая борьба в рядах своего народа)

  3. В.Соколов “Подвиг трёх”, “Обелиск над Ильменем” (Нравственные истоки подвига Советского народа, патриотического воинского долга, боевой дружбы, ненависти к фашизму)

  4. П.Шубин “Трое” (Прославление героев, их жертвенная преданность Родине)

  5. Н.Тихонов “Три коммуниста” (Подвиг русских воинов Герасименко, Красилова, Черемнова. Условия формирования героических характеров).

  6. В.Никитин “Песня старорусских партизан” “Песня о Лёне Голикове”

  7. П.Шубин “Волховская застольная”.(Признательность любимой песне, помогавшей жить, бороться, побеждать).

9-11-е классы

  1. К. Акимов “Гроза над Шелонью” (Патриотический долг, боевая дружба, ненависть к фашизму).

  2. А. Чаковский “Крик ребёнка”, “Я-Чиж”. (Неприкрашенная правда о войне).

  3. И. Савинова “Ты прости, что опять про войну…” (Историческая документальность).

  4. В. Кулагин “22 июня”, “С мешком заплечным”, “Играл парнишка на гармошке”.

  5. В.М. Лукин “Подполье возглавил Васькин” (Документальность повести. Герои незримого фронта. Жизнь и деятельность подпольщиков).

  6. Л.А. Осипова “Огненные строки” (Борьба партизан и подпольщиков на оккупационной территории. Важная роль газет, листовок, в героической борьбе. Партизаны и подпольщики в советском тылу.

  7. Б. Гусев “Имя на камне” (Безвестные герои ВОВю Выдающиеся подвиги этих людей. Человек на войне, правда о нём.

  8. С. Щипачёв “Арсений Дмитриев”, “Снайпер” (Тема отмщения за поругание родной земли).

  9. Г. Бакланов “Навеки-девятнадцотилетние” (Проблема долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира. Проблема нравственного выбора и исторической памяти. Раздумья героя о военных событиях, об истории, памяти, бесценности человеческой жизни).

  10. К. Воробьёв “Крик”, “Убиты под Москвой” (Реалии и романтика в описании войны. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях).

  11. В. Быков “Сотников”, “Обелиск” (Тема проверки истинных качеств человека. Проверка человека безысходностью. Правдивые картины войны в повести).

  12. А. Чивилихин “Битва на Волхове” (Героическая победа русских солдат. Изображение воинов-победителей).

  13. Н. Барулин “Там, где пал солдат” (Песни новгородских композиторов о войне).

  14. В. Рождественский “Волховская битва”, “Господин Великий Новгород”, “Колыбель русской славы” (Новгородская земля. Слово правды через фронт. Сила патриотизма).

  15. А. Прокофьев “Россия”, “В августе 1944 года”.

Учебно – тематический план



Тема задания

Кол-во часов

Форма занятий

Виды деят-ти

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.













8.













9.













10.













11.













12.













13.













14.















ЛИТЕАТУРА:

  1. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63

Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. - С. 93- 101

0

Логин

"А музы не молчали !" - элективный курс для предпрофильной подготовки


















  1   2

Похожие:

Программа курса по выбору Автор составитель iconУчебная программа курса по выбору Автор-составитель
Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество»...
Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов, относится к предметной области «обществознание». Курс рассчитан на17 часов
Программа курса по выбору Автор составитель iconРабочая программа курса по выбору «Деловой русский язык»
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Программа курса по выбору Автор составитель iconРабочая программа курса по выбору «Секреты написания эссе» 9 класс
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма элективного профильного курса по литературе для учащихся...
Программа курса «Комедии Н. В. Гоголя в свете проблемы автора» предназначена для углубления литературоведческих знаний, а также развития...
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма курса «Международное частное право» Г. Н. Новгород 2005 Автор (составитель)
Учебно-методические материалы по курсу «Международное частное право» подготовлены в соответствии с учебным планом юридического факультета...
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма курса. Проблемно-тематический курс для студентов факультета экономики и финансов
Организационное поведение: Программа курса. Проблемно-тематический курс / Автор-составитель Э. А. Понуждаев. – М.: Миэп, 2003. –...
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма курса «Физиологии Центральной нервной системы»
Автор и составитель программы – кандидат биологических наук, доцент А. В. Ковалева
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма курса «Анатомия Центральной нервной системы»
Автор и составитель программы кандидат биологических наук Ковалева Анастасия Владимировна
Программа курса по выбору Автор составитель iconПрограмма элективного курса «Ржевская битва. История и современность»
Автор-составитель В. М. Кудряшов, учитель истории и обществознания моу трубинская оош ржевский район
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница