Рабочая программа к умк «Гармония»




НазваниеРабочая программа к умк «Гармония»
страница1/14
Дата публикации01.08.2013
Размер2,07 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Согласовано Утверждаю

Методический кабинет отдела образования Директор МОАУ «СОШ № 2»

Заведующая РМК ___________Т.В.Черткова _____________ Н.А.Бычкова «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.


Рабочая программа

к УМК «Гармония»

1 класс.

Рассмотрено на заседании

ШМО начальных классов

Руководитель __________В.Н.Жданова

Протокол № 5от «17» мая 2012 г

Пояснительная записка

Программа «Гармония» соотносится с основными идеями развивающего обучения, и в частности, с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина (автор программы) сама очень долго работала.

^ Целью программы является многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению, преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

В процессе реализации программы «Гармония» обеспечивается понимание ребенком изучаемых вопросов, создаются условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создаются для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.

^ Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта.

^ Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

^ Вторая особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения).

^ Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.

Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

Среди этих мер авторы учебников отмечают:

  • ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;

  • формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;

  • использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы;

  • включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологические характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Также специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике обучения. Комплект «Гармония» обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

Данная программа адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс.

Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты.

Таким образом, комплект «Гармония» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

- соблюдение баланса между интуицией и знанием;

- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

- опору на опыт ребенка;

- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;

- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

- единство интеллектуальных и специальных умений;

- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

^ Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания – умения- навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям.

Ключевые компетенции школьника включают в себя сформированные организационные, интеллектуальные, коммуникативные и оценочные умения.

Рассматривая ключевые компетенции младшего школьника через призму дидактических средств УМК «Гармония», можно сказать, что требования современных образовательных стандартов реализуются в учебниках данного комплекта. По мнению авторов (Истоминой Н.Б., Соловейчик М.С.) работа по формированию универсальных учебных действий, ключевых компетенций изначально была заложена в учебный комплект, в авторских образовательных технологиях.

^ Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Согласовано Утверждаю

Методический кабинет отдела образования Директор МОАУ «СОШ № 2»

Заведующая РМК ___________Т.В.Черткова _____________ Н.А.Бычкова «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

^ Рабочая программа

к учебному предмету «Обучение грамоте»,

1 класс.

Программа «Гармония»

Рассмотрено на заседании

ШМО начальных классов

Руководитель __________В.Н.Жданова

Протокол № 5 от «17» мая 2012 г

«Обучение грамоте» 1 класс

(для четырёхлетней начальной школы)
^ I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2007). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Для реализации Рабочей программы в объеме 200 часов (9 час в неделю на 22—23 учебные недели) используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:

Букварь («Мой первый учебник» для 1 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. / М. С. Соловейчик, И. М. Бетенькова, Н.С. Кузьмснко, О. Е Курлыгииа. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 );

Прописи (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч./ Под ред. М.С. Соловейчик. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011)

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н. М., Курлыгииа О.Е, Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.)

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В программу внесены следующие изменения: на завершающем этапе обучения грамоте на уроке письма провести контрольное списывание с печатного текста.

Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период — сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Однако это условие тесно связано с другим.

Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других — нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте — учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес.

Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния — одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.

Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.

^ Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления — способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого — ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.

Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.

Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений — читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.

Данная программа обеспечивает:

- появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;

- формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;

- фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;

- формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;

- первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;

- становление каллиграфических умений;

- знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [и'];

- знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости — умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);

- знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи-ши и др., переноса слов.

Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) — звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.

Букварь состоит из 2 частей, прописи — из 4 тетрадей.

Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику — кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии — волосяные сплошные, а в двух следующих — пунктирные с постепенно увеличивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для больших букв снимается; от восьми до двух уменьшается и количество наклонных линий. Такое изменение разлиновки обеспечивает последовательное возрастание самостоятельности первоклассников.

^ II. Содержание изучаемого материала.

Кратко охарактеризуем общую структуру и содержание обучения грамоте по данной программе и названным букварю и прописям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1-а классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании Примерной основной образовательной умк «Гармония» в соответствии с требованиями фгос начального...
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония»
Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 2б класса по умк «Гармония»
Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по окружающему миру в 1-а классе на 2012-2013 учебный год
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Рабочая программа к умк «Гармония» iconПрограмма умк «Гармония» Учитель Восканян О. В. Тема: «Ф. Тютчев «Листья»
Концептуальная цель преподавания чтения: развитие нравственных качеств личности, связной, правильной, выразительной речи
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по математике, составленная на основе умк «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по предметам для учащихся 4 класса разработана в соответствии с нижеуказанными документами
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по технологии умк «Школа 2100» учителей сош №27 Жировой С. В., Павловой Н. В
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; авторской программы...
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по английскому языку 10-11 класс умк «English»
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса;...
Рабочая программа к умк «Гармония» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа к умк «Гармония» iconРабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной...
Рабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной И. Н. 2011-2012 учебный год
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница