Тема «Восстановление исторической памяти»




Скачать 206,66 Kb.
НазваниеТема «Восстановление исторической памяти»
Дата публикации26.07.2013
Размер206,66 Kb.
ТипТворческая работа
pochit.ru > Военное дело > Творческая работа
XII Всероссийская акция «Я – гражданин России».
Тема «Восстановление исторической памяти».
Номинация «Гражданская инициатива».

Проект:

«Создание Интернет-страницы «Ваня Усков – наш земляк, наш Соловушка», посвященной памяти В. Ускова – выпускника Дивенской школы № 1, юного партизана, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Авторский коллектив, выполнивший проект:

детско-юношеское объединение «Юником» МКОУ СОШ № 1 (с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края).


Содержание
Вступление

1. Цель и значение исследования 4 стр.

2. Все мы родом из детства 5-9 стр.

3. «Уходили в поход партизаны…» 10-11 стр.

4. Боевые будни 12-13 стр.

5. Смерть «Соловушки» 14-15 стр.

Заключение

Примечание

Приложение



Вступление



Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед – внуку, одно поколение – другому, - это память. Память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи дела и творения умножали славу Отечества и возвышали свой народ. Память неотделима от сущности человека, без нее немыслима сама жизнь. На Руси всегда чтили воинов-защитников. В их честь возводили церкви, часовни и памятники, устанавливались общенациональные дни поминовения. Есть такие дни и в историческом календаре новой России, нашего края, родного Апанасенковья. Одна из таких дат – 17 января 1943 года, когда войска 248-й стрелковой Одесской краснознаменной дивизии освободили Дивное от немецко-фашистских оккупантов.

Великая Отечественная внесла свои коррективы в жизнь нашего села. За первые три дня войны от граждан Дивного поступило 140 заявлений о направлении на фронт. Всего же с 1941 по 1945 годы Апанасенковским РВК было призвано 14 тысяч человек, из них шесть тысяч погибли или пропали без вести.

К лету 1942 года военно-стратегическое положение на юге СССР осложнилось, у немцев появилась возможность для наступления на Северный Кавказ, Сталинград, которой они и воспользовались. Девятого августа вражеские войска заняли Дивное. Началась оккупация. Ее последствия трагичны: за пять месяцев были убиты 660 мирных жителей райцентра, экономике села, района нанесен серьезный урон.

Вместе с тем, суровые испытания, выпавшие на долю наших земляков, не сломили их. В период оккупации они проявили лучшие человеческие качества: мужество, патриотизм, стойкость духа. На территории Апанасенковья, близлежащих районов было организовано партизанское движение. Один из отрядов, передислоцировавшийся позднее на Левокумье, был сформирован в селе Рагули. В его состав вошли и жители Дивного. Среди них – отец и сын Усковы. Их светлой памяти и посвящена эта исследовательская работа.

  1. Цель и значение исследования


Творческая работа выполнена в рамках федеральной программы «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, планами основных мероприятий по реализации молодёжной политики в Ставропольском крае, Апанасенковском районе на 2011 год, а также на основе внутришкольной комплексной программы «Наследие».

Используя различные документальные источники (письма, книгу Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…», воспоминания из личных архивов очевидцев), ознакомиться со славными и трагическими страницами в истории родного села, отдельно взятой семьи, изучить характер этих событий; расширить представления об образе жизни людей, попавших в экстремальную ситуацию; проследить, как формировались чувства патриотизма, любви к родному краю, мировоззренческие убеждения и семейные ценности у детей того времени.

Работа имеет прикладное значение, поскольку материалы, собранные в ходе поисковой деятельности, стали основой одноименной экспозиции, имеющейся в школьном музее истории и экологии Апанасенковья. Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, помогают включиться в процессы выработки новых ценностей, накопления устойчивого смыслового потенциала, благотворно влияют на процессы социализации и воспитания творческой личности.
2. Все мы родом из детства
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни их родных и близких. Россиянам свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. У нашего народа живо убеждение, что истинный человек и сын Отечества - есть одно и то же.

Из Всероссийской книги Памяти
Ваня Усков родился 4 сентября 1926 года в селе Митрофановском (ныне Апанасенковское). Семья была большая: отец – Кондрат Каллистратович, мать – Анна Ивановна, брат – Федор, сестры – Александра, Анастасия, Антонина и Надежда. В школу Ваня пошел с шести лет и был прилежным учеником. До 1934 года занимался в Митрофановской школе. Затем, в связи с переходом отца на работу в Дивное, Ваня перевелся в Дивенскую среднюю школу № 1, где и проучился до 1939 года. Он был любознательным, перенял от родителей трудолюбие, терпение и крестьянскую мудрость.

«Знойным летом пересыхала речка Хамхута в селе Митрофановском. И Комсомольский пруд мелел. Оставалась глубокая яма с зеленоватой водой. Она была спасением для детишек. Несколько огольцов* ныряли в теплую, липкую воду. На минуту успокоившаяся вода снова начинала волноваться, образовывая круги. Из воды выныривала чья-то мальчишечья макушка, а с берега кричали:

- Минька! Минька проиграл!

- Павлуша, эх ты, а еще старше всех!

- Ваня Усков! Победитель!

Его младшая сестренка Тося (они были погодки) хлопала в ладоши и захлебывалась от счастливого смеха.

- Братик победил! Молодец, Ваня! – нёсся с кручи её звонкий голос…»1

Так начинается рассказ «Соловушка», который написала ставропольская писательница Людмила Харченко. В нем она повествует о судьбе семьи Усковых, приводит интересные факты из жизни Вани, его братьев и сестер. Впрочем, интересна и история появления этой книги в одной из экспозиций нашего школьного музея. 12 сентября 1973 года Людмила Харченко подарила ее Анне Ивановне Усковой, маме славного Соловушки. А в январе 2002 года книга была передана на хранение в Дивненскую среднюю школу № 1. По поручению родных это сделала Антонина Кондратьевна Ускова, та самая Тося (сейчас она проживает в Москве). На протяжении ряда лет она поддерживала переписку с учащимися МОУ СОШ № 1.

В одном из писем Антонина Кондратьевна сообщила, что их отец К.К. Усков – участник Гражданской войны, кавалерист знаменитой Первой конной армии С.М. Буденного. А вот что об этом написано в рассказе Л. Харченко: «Но больше всего любили говорить о приезде в село Семена Михайловича Буденного. Село-то их непростое, а командирское. В нем родились и выросли Иосиф Родионович Апанасенко и Василий Иванович Книга – командиры первых отрядов Красной гвардии, а затем и Первой конной армии Буденного».2 Нам удалось установить, что в Дивное на 15-летие со дня образования Первой конной приезжал С.М. Буденный и командиры бригад И.Р. Апанасенко, В.И. Книга. По этому случаю были проведены митинги, а затем - конноспортивные соревнования. В программу скачек входили: джигитовка*, упражнения с холодным оружием. Присутствующие с интересом наблюдали за действиями ловких кавалеристов.

«Семен Михайлович почему-то посмотрел влево, где сидели Усковы, и поманил Ваню указательным пальцем. Большие, светло-серые глаза мальчика сделались еще больше. Ваня растерялся. Он не знал, что ему делать? Но мать подтолкнула его в спину и тихонько прошептала: - Иди же! Тебя кличет сам товарищ Буденный. Подошел Ваня ни жив ни мертв. За ним – не растерявшаяся Тося. Семен Михайлович сгреб Ваню одной рукой, Тосю другой, и, к великой радости ребятишек, посадил их к себе на колени.

- Смотрите, дети, как скачут кавалеристы! Когда-то и ваш отец был таким лихим наездником. Только тогда была гражданская война, и смерть за каждым ездоком гонялась быстрее коня.

Вечером Ваня спросил у отца:

- Куда делся Буденный?

  • Уехал в Москву.

  • На чем? На коне?

  • Нет, на поезде, по железной дороге.

  • А что такое поезд?

  • Это, Ваня, большая машина. К ней прицеплены вагоны. Вот вырастешь, поедешь учиться куда-нибудь, все увидишь. Город увидишь. Там много людей живет, и ты останешься, городским станешь.

  • Не-е, я люблю нашу степь. Учиться, может, и поеду, но все равно вернусь домой»3.

Кондрат Каллистратович Усков был добрым человеком, совестью села. В Митрофановке и стар и млад называли его Батькой. Когда приезжал кто-нибудь в потребкооперацию, которой он заведовал, то непременно вел его к себе покормить. Знал, что столовой в селе нет, и человек будет голодать. А голод 1933 года еще помнила вся семья Усковых. Анна Ивановна тоже была гостеприимной. Ценила людскую доброту и угощала от души, чем могла. «Чем богаты. Не гневайтесь», - говорила она гостю. Была она хорошей хозяйкой. Чтобы как-то свести концы с концами, держала корову, поросенка, птицу. Сама большая труженица, она и детей сызмальства приучила к труду. А было их в семье шестеро, младшенькие – Тося с Ваней».4 Однажды Кондрат Каллистратович поехал в командировку. В одном из сел встретил сослуживцев-буденновцев, разговорились. Он рассказал о своей большой семье, о том, как трудно живется. Друзья тут же собрали гостинцы детям – хлеб и сухари. Отец долго потом повторял своим ребятишкам: «Бачите*, не имей сто рублей, а имей сто друзей».

На одной из встреч с учащимися нашей школы не менее поучительную историю рассказала Надежда Кондратьевна Ускова: «Как-то мы прибежали с улицы в хату*. За столом сидит гость – папин однополчанин по фамилии Голик. Худой, заросший щетиной, одет в старенькую рубашку. Отец посмотрел на нас, потом на него и сказал:

  • Маты*, дай мени* ту сорочку, шо* ты вышила.

Мама молча открыла полупустой сундук, достала эту сорочку и передала отцу. Мы с детства видели и ценили бескорыстную щедрость отца, знали, что голодному он отдаст последний кусок хлеба, раздетому – одежду. Мы очень гордились этим»5.

В ходе поисковой работы нам удалось узнать еще несколько эпизодов из жизни, свидетельствующих о трудолюбии, об особых и доверительных отношениях, сложившихся в семье. В письме А.К. Усковой, датированном 18 мая 1987 года и адресованном учащимся нашей школы, читаем: «Как-то мама попросила нас помочь ей помазать сарай. Сборы были недолгими, поскольку с раннего детства мы уяснили: мамина просьба – закон. Ваня носил в ведре глину, а я нашлепывала ее на стенку, затем – разглаживала щеткой. К вечеру работу закончили, к ужину пришли уставшие, измазанные глиной. Мама улыбнулась, сказала: «Спасибо». А потом добавила: «Знать Акулину, что пекла пироги, и ворота все в тесте».6

Старший брат Федор тоже вспоминал: «Уже в мае вместе с отцом ходили косить сено. Девочки ворошили скошенное, а папа и мы с Ваней складывали в копны. По вечерам все садились под развесистой акацией и начинали петь. Любимая Ванина песня – «Славное море, священный Байкал».7

В. Усков хорошо учился в школе. Одним из первых стал пионером. Отлично играл в футбол. «Летом 1939 года сияющий Ваня принес домой свидетельство об окончании седьмого класса, положил на полку учебники и, обращаясь к отцу, совсем по-взрослому сказал: «Все, больше в школу не пойду. Буду заочно учиться и работать» 8. Так Ваня Усков стал помощником счетовода на хлебоприемном пункте, а позднее поступил на заочное отделение Ростовского финансового техникума. Первую свою зарплату он отдал матери. На эти деньги ей купили новое пальто. Вечерами 15-летний подросток читал, писал, считал на счетах. По несколько раз проверял контрольную работу, прежде чем ее отправить в техникум. О любознательности Вани, особой усидчивости хорошо сказано в рассказе «Соловушка». Вот один из отрывков: «Давно уже Ваня Усков познал мир по учебникам. Учебники открывали перед ним континенты, страны и города. Он брал книги в библиотеке, у товарищей и читал их запоем. Выучит уроки, сядет возле мамы и рассказывает ей и Тосе содержание прочитанного».9 Весной 1941 года по решению местного райкома ВКП(б) Кондрат Каллистратович был назначен председателем колхоза «Знамя Ленина», находившемся в селе Малая Джалга. Ваня тоже устроился на работу – вновь счетоводом. Учеба на заочном факультете Ростовского техникума продолжалась…

3. «Уходили в поход партизаны…»
Утро 22 июня 1941 года было теплым и солнечным. Ваня помог маме по хозяйству, сел почитать любимую книгу – «Овод». Ее подарили ему на день рождения. В кухню вбежал отец: «Война! Гитлер на нас напал!» На третий день семья провожала на фронт Федора – старшего брата. Ваня не выдержал – заплакал. «Не плачь, братишка, ты провожал меня на войну с белофиннами* и тоже волновался. А помнишь, я сказал, что через три месяца вернусь с победой. Вернулся же! И теперь вернусь через три-четыре месяца. Прогоним захватчика и вернемся».10 В своих письмах домой Федор писал о злодеяниях фашистов, о погибших товарищах. Ване и в голову не приходило, что через некоторое время и он встретится с врагом лицом к лицу. Позже пришло извещение - Федор пропал без вести. Сводки, сообщаемые по радио, были неутешительными: враг приближался к Северному Кавказу и к родному Ставрополью. Анна Ивановна, тяжело переживая это, заболела, но проболела недолго: «только сознание того, что надо работать, что надо помогать фронтовикам, убирать до зернышка хлеб, заставило ее встать»11.

В начале августа 1942 года стало ясно: Апанасенковью тоже грозит оккупация. Воспоминания очевидцев, которые нам удалось собрать, позволяют восстановить картину событий. Опасаясь прихода немцев, мирное население спешно покидало Дивное, другие населенные пункты района. Райком ВКП(б), правоохранительные органы попытались не допустить массовых грабежей продовольствия, предметов первой необходимости, находящихся на складах торговых баз, предприятий и магазинов, предотвратить панику. К сожалению, это не всегда удавалось.

Вот что вспоминает о тех трагических днях Л.Е. Школьникова, жительница райцентра, ребенком пережившая оккупацию: «Летом 1942 года на Апанасенковье был организован партизанский отряд «Сергей». Командиром назначен начальник районного отдела милиции Никита Абрамович Попов, комиссаром – секретарь райкома партии Иван Михайлович Несмачный. В короткие сроки проведена мобилизационная работа. Особое внимание уделялось вопросам вооружения добровольцев, подготовке специалистов-подрывников. Партизаны, особенно разведчики, изучали основы минного дела, конспирации»12.

По воспоминаниям Антонины Кондратьевны Усковой, отец не хотел, чтобы Ваня уходил вместе с ним. Так об этом сказано в книге Л. Харченко: «Заскочил домой Кондрат Каллистратович, бледный, неузнаваемый.

- Немец уже в Большой Джалге. Поезжайте в Вознесеновку.

Приехала Анна Ивановна в Вознесеновку, а Кондрат Каллистратович с Ваней уже там.

- Ну, маты,* прощай! – Первый раз в жизни при детях Кондрат Каллистратович поцеловал жену.

- Папа, и я с вами.

- Ты еще мал, сынок! Мы в партизанский отряд.

- Папа, вы же знаете, как я метко стреляю. – И Ваня побежал к линейке,* вскочил.

- Мама, мы скоро вернемся. Не плачьте!»13

4. Боевые будни
В селе Рагули Апанасенковского района, куда прибыли Усковы, завершался процесс формирования отряда. Кондрат Каллистратович и Ваня Усковы попали во второй взвод (командир Василий Тарасович Дрищов). Отряд передислоцировался в село Левокумское, затем – в Кизлярские буруны. Здесь «Сергей» соединился с отрядом «Максим» из Благодарненского района (командир Василий Трофимович Жерлицын). Вскоре партизаны были включены в состав Восточной группы (командир А.Г. Однокозов, комиссар М.И. Золотухин), входившей в состав Моздокского фронта.

Начались суровые военные будни. Ваня был самым молодым в отряде, прекрасно разбирался в оружии, не раз ходил в разведку, участвовал в боевых операциях. Однажды к партизанам прибыл первый секретарь крайкома партии, член Военного Совета фронта Михаил Андреевич Суслов. Вот как об этом вспоминал впоследствии Н.А. Попов, командир отряда «Сергей»: «М.А. Суслов прилетел на самолете. Подошел к бойцам, представился и пожал каждому партизану руку. Увидел стоящего в шеренге Ваню Ускова:

- О, у вас маленький партизанчик! – воскликнул Михаил Андреевич. – Как твоя фамилия?

- Партизан Усков Иван. Прибыл в отряд для защиты Родины!

- Ну, здравствуй! – и пожал руку «партизанчику».

Потом Суслов поинтересовался: «В чем нуждаются бойцы?»

Ответ короткий: «В оружии».

Через день из Кизляра прибыли две машины с оружием. Ваня получил карабин и две гранаты. Очень быстро он освоил и пулемет «Максим»14.

А вот один из ярких отрывков из рассказа «Соловушка»: «Несколько дней партизаны потратили на изучения оружия. Ваня хоть и был самым молодым в отряде, а в оружии разбирался лучше некоторых взрослых. Окружающие видели старания мальчишки и промеж себя говорили:

- Хороший хлопец у Кондрата: работящий скромный, смелый. А поет как! Настоящий соловей! Закончит чистить оружие Усков–младший, положит карабин на колени и, глядя в степную холмистую даль прищуренными глазами, запоет:

На заре, во поле у кургана,

Прижимая стремя у седла,

Провожала в армию Татьяна

Своего любимого орла.

Партизаны тихо, стараясь не вспугнуть песню, подходили, садились вокруг. А Ване было очень-очень грустно. Наверно, воспоминания о маме, Наде, Тосе потянули на песню».15 В конце октября разведчики партизанского отряда выяснили, что к Ачикулаку – основной вражеской базе Моздокского фронта - стягиваются крупные бронетанковые соединения. Стала ясна и суть предстоящей военной операции. Немцы намеревались выйти к берегам Каспийского моря, овладеть железной дорогой, связывающей через Астрахань фронт на Волге с нефтяными районами Кавказа.

Командование Красной Армии решило сорвать тактические планы фашистов. В район Ачикулака направлялись партизанские подразделения, кавалерийский корпус Кириченко, 30-я отдельная Краснознаменная кавалерийская дивизия. Задача одна - уничтожить Ачикулакский гарнизон. Однако внезапного удара нанести не удалось. Первого ноября 1942 года начался ожесточенный бой. Немцы бросили против партизан танки. В ходе четырех атак погибли многие бойцы из отряда «Сергей», в том числе и отец Вани - Кондрат Каллистратович (он находился в обозе, который был обстрелян немцами). К сожалению, его место гибели так и не удалось установить. С этих пор Ваню будто подменили. Он не шутил, не пел своих песен. И все время рвался в бой.

5. Смерть Соловушки
Декабрь 1942 года. Партизаны не дают покоя врагу, совершают рейды, устраивают диверсии. После проведения очередной боевой операции примерно в 30 километрах от Величаевки они наскочили на вражеский отряд. Завязалась перестрелка. Силы были неравные. Раздалась команда: «Отступать в камыши!». На пулеметной тачанке* Ваня с товарищами мчался к реке. Еще немного и … Ваня упал в тачанку (шальная пуля догнала его). Товарищи взяли его на руки, понесли в камыши. «Метрах в трехстах от берега Кумы, на песчаном островке, партизаны вырыли могилу. Положили Ваню у холмика. Кудрявые волосы шевелили ветер. Не скрывая слез, смотрели на парнишку в последний раз. Эх, Ваня! Ваня! Соловушка! Накрыли Ваню белым полотном, положили сверху душистой полыни и засыпали могилу песком»17. Произошло это 18 декабря 1942 года. Обстоятельства гибели В. Ускова подтверждает в своем письме и Р.В. Симоненко, бывший боец партизанского отряда «Сергей» (ксерокопия письма имеется в приложении к исследовательской работе).

Дополнительную информацию о последних минутах жизни героя удалось найти совсем недавно в публикации «Партизанский отряд» Степан» (газета «Александровская жизнь», № 27 за 5.04.2003 года). В ней приведены воспоминания об Анне Павловне Бачуриной, среди боевых друзей которой был и В.Усков. «Ваня был радистом в группе. Однажды разведчики по камышам уходили от погони. Ваня мчался на тачанке, где находилась и рация. Аня Бачурина бежала рядом. В это время вражеская пуля и сразила Ваню Ускова. Он, словно подкошенный, упал в тачанку. А группе все-таки удалось скрыться от погони».17 Спустя две недели Красная Армия изгнала фашистов. Партизаны у могилы своего любимца провели митинг и поклялись сурово отомстить за смерть юного бойца и своих товарищей. Раздался прощальный ружейный салют, и отряд ушел на запад – бить врага. 17 января 1943 года регулярные части Красной Армии освободили село Вознесеновское. В клубе состоялся митинг. Перед его началом, вспоминали очевидцы, в зал вошла взволнованная Анна Ивановна Ускова, вглядываясь в лица партизан, она спросила:

- Как же так? Все тут, а моих двоих нету?

Секретарь райкома партии Михаил Владимирович Любченко сообщил ей скорбную весть о гибели Кондрата Каллистратовича и Вани.

- Анна Ивановна! Мы так жалеем Ваню. Он был нашим любимцем, нашим Соловушкой! – сказал он.

Следопыты средней школы № 1 села Левокумского разыскали могилу юного партизана, и в 1961 году в торжественной обстановке его останки были перезахоронены. Был поставлен памятник. Именем Вани Ускова назвали пионерский отряд. В свое время это имя носила и пионерская дружина нашей школы. В 1973 году исполком Дивненского сельсовета решил Степную улицу переименовать в улицу имени Вани Ускова. В 1987 году в Дивном торжественно открыли памятник юному партизану. На церемонии присутствовали родные В. Ускова.

Заключение
В 2000 году нами возобновлена переписка с Антониной Кондратьевной Усковой-Трофименко. С ее помощью удалось узнать много дополнительной информации, обновить экспозиции музейного зала истории района и села. К примеру, мы выяснили, что Кондрат Каллистратович Усков Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 02.09.1965 года награжден (посмертно) медалью «За отвагу». Иван Кондратьевич Усков удостоен медали «Партизану Отечественной войны» II степени (тоже посмертно). Наградной лист и приказ подписал М.А. Суслов, начальник краевого штаба, секретарь Старопольского крайкома ВКП(б).

В ходе исследования удалось проследить послевоенную историю других членов семьи Усковых. Анна Ивановна Ускова – мама Вани – умерла 17.02. 1984 года. Похоронена в Москве, на Хованском кладбище (сектор 207 «Б», могила № 1581). Так как место захоронения К.К. Ускова неизвестно, родственники решили увековечить его память, поместив на могильной плите рядом с портретом жены и его портрет.

Старший брат Федор Усков проживал в городе Михайловске (пер. Ульяновский, дом 32). Участник Сталинградской битвы, освобождения Берлина, ветеран Великой Отечественной войны. Его жена Мария Ивановна - уроженка села Рагули. Умер Ф.К. Усков в декабре 2002 года в возрасте 88 лет.

Антонина Кондратьева Ускова - выпускница ДСШ № 1, Ставропольского СХИ. Получила профессию ветврача. По специальности проработала 33 года. Была главным ветеринарным врачом Советского района Ставропольского края. А.К. Ускова – активный селькор, печаталась в краевых и районных газетах. С 1964 по 1970 годы – член Союза журналистов СССР. Литературный псевдоним – А. Ефименко. Вышла замуж за В.С. Трофименко - участника Великой Отечественной войны. В 1970 году семья переезжает в Москву. Сейчас Антонина Кондратьевна и Василий Семенович находятся на заслуженном отдыхе.

В.С. Трофименко – ветврач-зоотехник, кандидат экономических наук. На Ставрополье работал начальником управления сельского хозяйства и секретарем РК КПСС Советского района, в Москве - в Министерстве сельского хозяйства СССР. Сейчас ведет активную общественную деятельность в совете ветеранов войны и труда, созданном при Минсельхозе РФ. Он – неоднократный участник парадов Победы ветеранов войны.

Их сын - Юрий Васильевич - родился в 1952 году. Сейчас он профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой МГУ, автор учебника по экологии. Его жена Оксана - кандидат технических наук, работает в одном из московских институтов усовершенствования кадров. Внук Константин – выпускник МГУ. Дочь – Трофименко Юлия Васильевна - кандидат медицинских наук, работает в клинике Московского мединститута.

В канун 9 мая 2008 года на здании нашей школы была установлена мемориальная доска в честь юного партизана. Она была изготовлена при активном содействии Ставропольского краевого отделения ВООПИК. На торжественной церемонии открытия присутствовала Светлана Полянская – внучка Надежды Кондратьевны, сестры Вани (проживает в Железноводске). В книге посетителей школьного музея она оставила запись, в которой, в частности, есть и такие слова: «Честно говоря, я была приятно удивлена тому, что в сельской местности отношение к истории, к памяти защитников Отечества очень серьезное. Спасибо за это ребятам и их педагогам».

По просьбе А.К. Усковой мы начали сбор сведений о Леониде Заикине – друге детства В. Ускова. Для этого в школьной газете «Большая перемена» и в районной - «Приманычские степи» - были опубликованы обращения Антонины Кондратьевны к жителям Апанасенковья. Уверены, что продолжение поисково-исследовательской работы позволит нам составить более полное и объективное представление о событиях Великой Отечественной войны, об участии в них наших земляков, семьи Усковых.

Приложение

  1. Фотокопия эсклибриса книги Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору…» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973.

  2. Автограф писательницы Л.И. Харченко. Автограф-посвящение А.К. Усковой- Трофименко.

  3. Копия архивной справки о гибели К.К. Ускова и награждении его медалью «Партизану Отечественной войны» II степени (посмертно).

  4. Копия архивной справки о гибели И.К. Ускова и награждении его медалью «Партизану Отечественной войны» II степени (посмертно).

  5. Копия письма Р.В. Симоненко к А.К. Усковой -Трофименко.

  6. Копия письма А.К. Усковой -Трофименко (с фотографией могилы А.И. Усковой).

  7. Копия письма-обращения А.К. Усковой-Трофименко к жителям Апанасенковья.

  8. Копия аттестата зрелости ученицы А.К. Усковой.

  9. Копия фотографии коллектива Апанасенковского райпотребсоюза (1936 год), где работал К.К. Усков. Ваня Усков среди детей – крайний справа.

10. Страницы из дневника пионерской дружины имени В. Ускова (ДСШ № 1).

Словарь диалектных и малознакомых слов, используемых

в исследовательской работе
*Огольцы – мальчики, подростки.

*Маты – звательная форма имени существительного «мама». Обращение к жене, к женщине.

*Линейка - вид гужевого транспорта, легкая телега на резиновом ходу.

*Бачить – видеть.

*Хата – дом, жилище.

*Тачанка – четырехколесная телега, на которой устанавливался пулемет. Принята на вооружение в годы Гражданской войны.

*Джигитовка – система упражнений, используемых в кавалерии и демонстрирующих силу, ловкость наездника, его взаимодействие с лошадью.

Примечание


  1. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 81.

  2. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 81-82.

  3. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 83.

  4. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 84.

  5. Из воспоминаний Н.К. Усковой (личный архив).

  6. Из письма А.К. Усковой коллективу МОУ СОШ № 1 (личный архив).

  7. Из воспоминаний Ф.К. Ускова (личный архив).

  8. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 92.

  9. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 92.

  10. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 95.

  11. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»)), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 95.

  12. Из воспоминаний Л.Е. Школьниковой, жительницы с. Дивного (архив музея истории и экологии Апанасенковья).

  13. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 96.

  14. Из воспоминаний Н.А. Попова, командира партизанского отряда «Сергей» (архив музея истории и экологии Апанасенковья).

  15. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 97.

  16. Л.И. Харченко «Шел ребятам в ту пору» (рассказ «Соловушка»), Ставропольское книжное издательство, 1973 г., стр. 101.

  17. П. Захаров «Партизанский отряд «Степан». (Из газеты «Александровская жизнь» № 27 за 05.04. 2003 г.).

Похожие:

Тема «Восстановление исторической памяти» iconАвторская программа элективного курса по историческому краеведению...
Родине, ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям, одной из важнейших сторон образования...
Тема «Восстановление исторической памяти» iconПрограмма по уровню создания и действия: региональная по типу: авторская...
Общество в целом и индивидуум в частности, лишенные исторической памяти, легко становятся объектом для любых манипуляций. История...
Тема «Восстановление исторической памяти» iconИсследовательская работа Долг памяти
Великая Отечественная война. Проходят десятилетия, но война остается важнейшей частью исторической памяти народа
Тема «Восстановление исторической памяти» iconТема “Святые Древней Руси” в вузовском курсе “Русская духовная культура”
Александре Ошевенском)* // Культура исторической памяти: Материалы научной конференции (19-22 сентября 2001 года)
Тема «Восстановление исторической памяти» iconСтаница Каневская Каневского района Краснодарского края
Формирование у учащихся гордости за Отечественную историю, народных героев; сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков....
Тема «Восстановление исторической памяти» iconРассказ о ветеране
Воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа
Тема «Восстановление исторической памяти» iconУрок 10 Тема: Виды памяти компьютера
Цель: ознакомить учащихся с видами памяти в компьютере, сформировать представление о различиях внутренней и внешней памяти компьютера,...
Тема «Восстановление исторической памяти» iconРефератпофилософии тема : Рене Декарт и его трактат
Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование...
Тема «Восстановление исторической памяти» iconРабота библиотек района по сохранению исторической памяти
Сегодня даже самая малая сельская библиотека старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории
Тема «Восстановление исторической памяти» iconВосстановление ос: текущие затраты или капвложения?
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница