Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка




Скачать 240,99 Kb.
НазваниеУрок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка
страница1/2
Дата публикации16.07.2013
Размер240,99 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
  1   2
Урок по теме

«Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг)

( 2 часа)

10 класс

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка выполнения заданий в форме ЕГЭ

Работа с интерактивной доской.
План урока:
I) Повторение теоретического материала.

1) Внутренняя политика и общественные отношения.

2) Влияние политика

3) Хозяйство

4) Культура.

II) Работа с хронологией

III) Работа с персоналиями

IV) Работа со схемой

V) Работа с исторической картой

VI) Работа с понятиями

VII) Работа с источниками

VIII) Тестирование

IX) Работа с частью С по тексту.

X ) Подведение итогов, выставление оценок.

^ Ход урока:
I. Повторение теоретического материала.

1) Внутренняя политика и общественные отношения. Поражение России в Крымской войне показало отсталость социально-политического строя страны и заставило приступить к проведению реформ. Первой крупной реформой стала отмена крепостного права в 1861г. Но она вызвала не радость, а резкий всплеск крестьянского недовольства, т.к. условия освобождения были очень тяжелыми (выкупные платежи, уменьшение крестьянских наделов в пользу помещиков и пр.).

Вслед за отменой крепостного права были проведены реформы местного самоуправления – земская (1864)и городская (1870). Их результатом стало появление выборных всесословных органов местного самоуправления (земств и городских дум), которые, однако, получили очень ограниченные полномочия и находились под жестким контролем полиции и губернаторов.

Судебная реформа (1864) создала в России гласный бессословный независимый суд с участием присяжных заседателей и состязательностью сторон. Военная реформа, проводившаяся на протяжении длительного времени, привела к введению всеобщей воинской повинности в 1874. Ослаб цензурный гнет.

В условиях реформ и переживания Крымской катастрофы оживилось оппозиционное (революционно-демократическое и либеральное) движение. Революционные демократы группировались вокруг журнала «Современник» (Чернышевский, Некрасов, Добролюбов) и газеты «Колокол» (издавалась в Лондоне Герценом и Огаревым и нелегально распространялась в России). Они возлагали надежду на ожидавшееся ими крестьянское восстание, которое стремились вызвать с помощью революционных прокламаций. Готовясь к восстанию, рев. демократы создали подпольную организацию «Земля и воля» (1861-1863). Однако надежды на массовое выступление крестьян не оправдались, и эта организация самораспустилась.

Власть отвечала на действия революционных демократов репрессиями – закрытием «Современника», гражданской казнью и ссылкой Чернышевского и пр. Из-за пассивности крестьян и репрессий власти в революционной среде стали нарастать отчаяние и экстремизм, выражением чего стало неудачное покушение на Александра II революционера Каракозова в 1866г. После этого покушения власть свернула некоторые намечавшиеся реформы и еще более усилила репрессии. В 1869 была разоблачена созданная С.Г. Нечаевым крайне радикальная организация «Народная расправа».

В 1870-е гг. в оппозиционном движении России начинает преобладать народничество. Народники полагали, что Россия должна, опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти к социализму. Первоначально наиболее влиятельными были революционные народники, верившие, что путь к социализму возможен только через крестьянскую революцию. В революционном народничестве выделялись три течения: анархистское (Бакунин: крестьяне уже готовы к бунту); пропагандистское (Лавров: крестьян надо убедить восстать); заговорщическое (Ткачев: революционеры должны захватить власть и провести преобразования для народа, но без народа).

В 1874 народники, вдохновленные прежде всего идеями Бакунина. предприняла «хождение в народ», стремясь поднять крестьян на революцию. Однако эта затея провалилась. Тогда в 1876 была создана подпольная организация «Земля и воля» для ведения длительной пропагандистской работы в деревне в духе идей Лаврова.

Несмотря на то, что главное внимание народники уделяли крестьянам, они обратили внимание и на быстрорастущий рабочий класс. Под влиянием революционной пропаганды во второй половине 1870-х гг. создаются первые тайные рабочие организации – Южнороссийский союз рабочих, Северный союз русских рабочих и др.

Однако и пропагандистская работа не давала тот результат, о котором мечтали революционеры. Часть землевольцев стала склоняться к использованию террора против власти как средства ее деморализации и приближения революции. В 1879 «Земля и воля» раскололась: сторонники террора создали «Народную волю» (Желябов, Перовская, Михайлов и пр.), а противники – «Черный передел» (Плеханов и пр.). «Черный передел» был вскоре разгромлен полицией, его деятели эмигрировали, а «Народная воля» обрушила на власть волну террора, поставив своей целью убить Александра II и совершив на него ряд неудачных, но громких покушений.

Террор вызвал растерянность власти и оживление всех оппозиционных сил. Либералы создали свою нелегальную организацию «Земский союз», которая, впрочем, не смогла развернуть деятельность. Император наделил чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, который пытался сочетать подавление революционного движения с отдельными реформами. Он, в частности, предложил привлечь выборных представителей населения к участию в работе Государственного Совета. Однако этому замыслу не было дано осуществиться, т.к. 1 марта 1881 народовольцы убили императора Александра II.

^ 2)Внешняя политика России имела три основных направления: 1) европейско-балканское (восстановление позиций России в Европе и, прежде всего, на Черном море и на Балканах); 2) дальневосточное; 3) среднеазиатское.

Парижский мир 1856г, завершивший Крымскую войну, был очень тяжелым для России, поскольку запретил ей держать военный флот и строить укрепления на Черном море, сделав беззащитной перед нападением с юга. Борьба за отмену этих ограничений стала главной задачей нового министра иностранных дел А.М. Горчакова. Первоначально главные надежды возлагались на союз с Францией. Однако помощь Франции польскому восстанию 1863г вызвала резкое охлаждение русско-французских отношений и сближение России с Пруссией, занявшей дружественную России позицию.

В 1870 Пруссия разгромила Францию во франко-прусской войне. Воспользовавшись этим, Россия объявила о денонсации Парижского мира. В 1873 между Россией, Австро-Венгрией и Германской империей был заключен «Союз трех императоров».

В середине 1870-х гг. в балканских владениях Османской империи развернулось национально-освободительное движение, вызвавшее большое сочувствие России. Обеспечив благожелательный нейтралитет Германии и Австро-Венгрии, Россия начала новую русско-турецкую войну (1877-1878) и одержала в ней победу. Однако очень благоприятные для России условия Сан - Стефанского мира были по требованию великих держав пересмотрены на Берлинском международном конгрессе в худшую для России сторону. Конгресс осложнил отношения России с Германией и Австро-Венгрией.

На Дальнем Востоке Россия, воспользовавшись слабостью Китая, по договорам 1858 и 1860 получила Приамурье и Приморье. С Японией в 1855 был подписан договор, по которому Южно-Курильские острова отходили к Японии, а северные – к России; вопрос о Сахалине не был решен. В 1875 по новому договору Япония отказывалась от своих претензий на Сахалин, но получала все Курильские острова. В 1866 Россия, опасаясь агрессии Англии, продала США Аляску.

Пленение имама Шамиля (1859) и завершение Кавказской войны (1864)высвободило значительные силы, которые были нацелены на завоевание Средней Азии. В ходе этого завоевания Россия покорила Хивинское ханство и Бухарский эмират (стали протекторатами), Кокандское ханство (ликвидировано) и племена туркмен.

3)Хозяйство. Отмена крепостного права привела к ускорению развития промышленности, т.к. в стране появился рынок свободной рабочей силы. Напротив, сельское хозяйство развивалось плохо из-за тяжелых условий освобождения крестьян и сохранения множества пережитков крепостничества (отработки и пр.)

В начале 1860-х гг. была проведена финансовая реформа: создан Государственный банк, отменены откупа и пр.

4)Культура. Реформа образования 1863-1864 гг. создала в России четкое деление на классические гимназии (гуманитарные) и реальные училища (технические), а также расширила автономию университетов). Русская наука вышла на мировой уровень (самый яркий пример – открытие Менделеевым периодического закона химических элементов в 1869).

В художественной культуре господствовал критический реализм и стремление опереться на народные традиции. В живописи это нашло воплощение в творчестве художников-передвижников, в музыке – в деятельности композиторов «Могучей кучки», в театре – в постановках пьес А.Н. Островского, в литературе – в произведениях писателей – критических реалистов. В архитектуре преобладала эклектика (сочетание различных стилей).


  1. Работа с хронологией


Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата



Введение всеобщей воинской повинности






Вторая «Земля и воля»






Городская реформа






Денонсация Россией Парижского мира






Заявление Александра II о необходимости отменить крепостное право «сверху»






Земская реформа






Начало правления Александра II






Парижский мир






Пекинский и Айгунский договора с Китаем






Первая «Земля и воля»






Подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян (точная дата)






Покушение Д.В. Каракозова на Александра II






Польское восстание






Продажа Аляски






Раскол второй «Земли и воли»






Русско-турецкая война






Сан-Стефанский мир и Берлинский трактат






Судебная реформа






Убийство Александра II






«Хождение в народ»







  1. Работа с персоналиями


Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)


Исторический

деятель

Кто такой(ие)?


Что сделал? Что с ним произошло?


А.М. Горчаков




1.


В.И. Засулич




1.


Г.В. Плеханов




1.


Д.А. Милютин




1.


Д.В. Каракозов




1.


Кавелин, Чичерин, Петрункевич







М.А. Бакунин




1.


М.Д. Скобелев




1.


М.Т. Лорис-Меликов




1.

Михайлов, Желябов, Перовская




1.

Н.К. Михайловский




1.


Осман-паша






Отто Бисмарк






П.Л. Лавров




1.


П.Н. Ткачев




1.


Рысаков, Гриневицкий




1.


С.Г. Нечаев




1.


Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Писарев







^ IV. Работа со схемой

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

государство

помещики

крестьяне
^ 2. Заполните схему

Течения

Акции и организации

2

1

3

4

5

6

7

Лидер:

Лидер:

Лидер:

8

9

10

Предшественники

«Народничество».


^ V. Работа с картой
Найдите на карте:

1) территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса;

2) Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию;

3) Шипкинский перевал, Плевну, Сан - Стефано, Адрианополь, Батум;

4) территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850-е—1870-е гг.;

5) территориальные приобретения России в Средней Азии;

6) города Коканд, Бухара, Хива, Ташкент.

^ VI. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.

  1. Уставные грамоты —

  2. Мировые посредники —

  3. Отрезки —

  4. Временнообязанные —

5. Земские собрания —

6. Земские управы —

7. Земские гласные —

8. Курии —

9. Присяжные заседатели —

10. Присяжные поверенные —

11. Вердикт —

12. Прокурор —

13. Мировой суд —

14. Реальное училище —

15. Либерализм —

16. Народничество —
VII. Работа с источниками (работа по группам).
К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример».

2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством…».

4. Русский мужик – «бунтарь по природе».

5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе».


^ Работа с суждением историка

Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?

«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.

В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность… Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» − его главное опасение».

^ VIII. Тестирование (А, В)

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.


A1



Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?

1

1861 г., 1866 г.

2

1864 г., 1874 г.

3

1870 г., 1877 г.

4

1871 г., 1881 г.


A2



Внешняя политика Александра II характеризуется

1

намерением с помощью вооруженного вмешательства не допустить объединения Германии

2

поддержкой революционной борьбы против правительств западных стран

3

стремлением вернуть выход России к Черному морю

4

большими территориальными приобретениями


A3



Последствие отмены крепостного права в России

1

ускорение экономического развития страны

2

быстрое разрушение крестьянской общины

3

ликвидация помещичьего землевладения

4

упадок русской промышленности


A4



Народовольчество характеризуют суждения

1

Участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны

2

Террор нужен для дезорганизации правительства

3

Крестьянство – не революционная, а консервативная сила

4

В России развивается капитализм


A5



В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан - Стефанского мира.

1

Россия не получила право строить крепости на Черном море

2

Сербия, Черногория и Румыния получили независимость

3

была уменьшена территория Болгарии

4

создавалась независимая Албания


A6



Петрункевич и Чичерин – это

1

революционные демократы 1860-х гг.

2

революционные народники

3

первомартовцы

4

либералы


A7



И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения

1

Индивидуальный террор необходим для дезорганизации правительства

2

Русская буржуазия — враг революции и служанка самодержавия

3

Нужен прочный союз крестьянства с рабочими

4

Интеллигенция должна «уплатить долг» народу


A8



В Средней Азии Россия ликвидировала государство

1

Кокандское ханство

2

Хивинское ханство

3

Бухарский эмират

4

Ташкентский эмират


A9



Земские управы – это

1

распорядительные органы земского самоуправления, избиравшиеся населением

2

суды по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб.

3

исполнительные органы земского самоуправления

4

собрания земских гласных


A10



Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

1

1856

2

1860

3

1861

4

1864


A11



Н.Г. Чернышевский

1

создал подпольную террористическую организацию

2

проповедовал свои взгляды в основном через легальную печать

3

был казнен по приговору царского суда

4

организовал «Хождение в народ»


A12



Обе организации с названием «Земля и воля» объединяло то, что они

1

действовали в тесном союзе с европейским рабочим движением

2

возлагали главную надежду на крестьянскую революцию

3

занимались террористической деятельностью

4

были раскрыты и уничтожены полицией


A13



Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II

1

выборность

2

независимость

3

всесословность

4

публичность


A14



Польское восстание

1

1855-1858 гг.

2

1863-1864 гг.

3

1874-1875 гг.

4

1879-1881 гг.


A15



Генерал Гурко командовал

1

подавлением Польского восстания

2

взятием Ташкента

3

обороной Шипки

4

осадой Плевны


A16



Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?

А

Туркмения

Б

Армения

В

Камчатка

Г

Забайкалье

Д

Приморье

Е

Батум

Укажите верный ответ.

1

АБД

2

АДЕ

3

АВД

4

ВГЕ


A17



Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вопрос о… разделе был поставлен, наконец, ребром и решен утвердительно… По соглашению, ни одна из двух фракций… не должна была пользоваться прежним названием, уже завоевавшим известность и симпатии в революционных кругах; обе стороны оспаривали друг у друга это право, и ни одна не хотела уступить другой всех преимуществ продолжателя и наследника раньше действовавшей организации».

1

1862 г.

2

1876 г.

3

1879 г.

4

1881 г.


A18



Последствие судебной реформы в России при Александре II

1

замена суда присяжных судом народных заседателей

2

создание Верховного Суда

3

появление прокуратуры

4

создание адвокатуры


A19



С. Халтурин совершил покушение на императора

1

в ходе заграничного путешествия в 1864 г.

2

во время прогулки в 1866 г.

3

в Зимнем дворце в 1880 г.

4

1 марта 1881 года


A20



Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II

1

Северный союз русских рабочих

2

Южнорусский союз рабочих

3

Союз освобождения

4

Земский союз

  1   2

Похожие:

Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconТема: Применение производной к исследованию функций. (11 класс) Тип урока
Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме. Повторить и закрепить тему исследования функции. Ликвидировать пробелы в...
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconУрок в 7 классе по теме : «Путешествие по северным материкам»
Цель урока: Систематизировать и проконтролировать ранее полученные знания учеников по данной теме
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconКонспект урока Общие сведения. Класс: 9 Раздел
Цели: – образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Структура по»; вспомнить и обобщить знания учащихся,...
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconКонспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни»
Образовательные цели: -повторить и закрепить знания по теме «Атомы химических элементов», обобщить единичные знания в систему
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconУрока- систематизировать и обобщить лексику по теме «Зоопарк»
Цель урока- систематизировать и обобщить лексику по теме «Зоопарк». развивая умения говорения учащихся на уровне подготовленного...
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconУрок Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Основы генетики»
Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать...
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconКонтрольная работа по теме «южные материки»
Цели: -обобщить, закрепить и проверить полученные знания и умения по данной теме
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconУрок биологии в 6 классе Тема урока : Обобщение знаний по теме «Лес как растительное сообщество»
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о растительном сообществе леса, взаимосвязи растений с условиями внешней среды
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconУрок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"
Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания
Урок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка iconПлан урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница