Специфика психического развития подростков ю-14 лет




Скачать 66,97 Kb.
НазваниеСпецифика психического развития подростков ю-14 лет
Дата публикации11.06.2013
Размер66,97 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
Родителям о подростках СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ Ю-14 ЛЕТ

Центральное событие, "запускающее" цепь качественных изменений в поведении подростков, - открытие собственного "Я" как хозяина, творца собственной биографии.

Группы причин трудностей, связанных с переходом из начальной в среднюю школу:

  1. меняющиеся условия обучения: переход к предметному обучению, предъявляющему
    более высокие требования к уровню интеллектуального и личностного развития, к степени
    сформированности учебных умений и навыков;

  2. трудности в общении детей со значимыми другими.

Изучаемый период связан с "двойным переходом": с одной стороны, переход в учебном плане, где требуется наличие теоретического мышления для успешной деятельности. С другой стороны, это переход, характеризующийся сменой видов ведущей деятельности. У подростков ведущая деятельность - интимно-личностное общение; учебная деятельность реализуется в процессе общения. Возрастает роль невзрослого, сверстникового общения.

Подросткам присущи: эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность к критическим замечаниям, проявления упрямства и негативизма, потребность в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны "значимых"' людей. высокая подверженность внешним воздействиям, неустойчивость самооценки.

Дисциплинарный контроль становится ключевым словом в описании отношений учителей и учащихся. Усиление негативных эмоциональных проявлений в домашнем поведении, вне семьи могут выглядеть иначе — дружелюбными, жизнерадостными, благовоспитанными. Р школе - неровность в усердии и успешности, низкий уровень внимательности, взрывчатость, уход в фантазии. Нормально функционирующие семьи обеспечивают плавный переход от ассиметричных детско-взрослых отношений авторитета -послушания ко все более симметричным, партнерским отношениям.

Оптимальный стиль общения взрослых с подростком - партнерский, демократический, строящийся на уважении к личности (мыслям, чувствам, чертам характера) подростка.

Сфера влияния родителей - выбор профессии, образования; сверстников - стиль одежды, отдыха.

Сверстниковое сообщество обеспечивает подростку тот жизненный опыт, который табуирован в семейном общении. Дружба мальчиков более напоминает дружбу девочек более младшего возраста: она строится вокруг совместных дел, а не вокруг обсуждения чувств и мыслей. Мальчики стремятся к самоутверждению деятельностного типа: к достижениям, независимости, свободе выборов. Отсюда - интерес к азартным играм (карты, фишки, «ножички» и т.п.). Самоопределение девочек строится вокруг межличностных отношений и установления эмоционального взаимопонимания. Отсюда - интерес к косметике, нарядам; актуальными становятся сплетни, межгрупповые «войны» и конфронтации.

Разнополые группы подростков представляют собой нечто вроде групп взаимообучения: партнеры передают друг другу свои разнонаправленные, но равнодостойные ценности и устремления.

^ Другой "обучающий" фактор состоит в том, что в интервале 10-14 лет школьный класс представляет собой типичную разновозрастную группу. Относительная однородность психофизического возраста учащихся наблюдается в начальных и старших классах (до 10 лет и после 16 лет). В промежутке отмечается наибольший разброс между учениками в степени психофизической зрелости. Наступление подросткового возраста знаменуется отчетливым ускорением роста, который у девочек начинается около 10 лет, а у мальчиков - 11. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Тем самым заостряется проблема

2

поиска себе подобных и осознания телесного аспекта собственного Я. Часты случаи негативных переживаний по поводу происходящих физических изменений и на этой основе - снижение самооценки, уверенности в себе и самоуважения. Поэтому важным аспектом воспитательной работы является индивидуальный подход к каждому ребенку, направленный на принятие его коллективом сверстников и самим собой.

15-20% детей испытывают школьную дезадаптацию.

Главным фактором дезадаптации младших школьников и подростков в переходный период являются нарушения в общении со значимыми людьми, для младших подростков характерно преобладание неблагополучия в школьных отношениях (конфликты со сверстниками и учителями).

При работе с подростками 10-14 лет важно учитывать потребности возраста, составляющие его психологический портрет, а именно:

  • потребность в самовыражении (проявляется в повышенном интересе и уважении к себе,
    стремлении отстоять свое мнение, защититься от грубости omeertttiuu грубостью, а не
    молчанием и смирением);

  • усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся
    демонстрировать «мужское» поведение, а девочки - «женское», что в условиях феминизации
    школы создает конфликтные ситуации;

  • потребность что-то делать, а не только учиться. Оценка умения что-то делать для
    подростка более значима, чем оценка его учебной работы;

  • потребность что-то значить для других, быть кому-то нужным со всеми своими
    индивидуальными качествами, достоинствами и недостатками, не чувствовать себя
    «ничтожеством» в глазах взрослых и сверстников;

  • потребность в равноправном общении со взрослым - выражается в протесте против
    приказных форм разговора;

  • потребность иметь право на ошибку при активном самостоятельном действии в силу
    меньшего опыта поведения и общения.

^ Индикаторы гармонии или нарушений в общении со значимыми людьми: положение

в структуре межличностных отношений, принятие или отвержение группой, удовлетворенность общением, степень эмоционального благополучия. Как правило, неблагополучные дети имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, неэффективны как партнеры по общению.

Наиболее распространенные проблемы:

  • Потеря учебной мотивации, снижение познавательной активности;

  • Снижение успеваемости;

  • Низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении
    родителями и обструкции педагогов:

Конфликтные отношения с учителями и сверстниками; нарушение образа "Я", выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний; чаще самооценка понижена;

Соотношение мальчиков и девочек, подверженных дезадаптации, колеблется в пределах 4-6 :1, те. на одну дезадаптированную девочку приходится четыре дезадаптированных мальчиков.

Разница не сводима только к биологическим (более высокая уязвимость нервной системы мальчиков, предрасполагающая к пограничным расстройствам психики) факторам. Сильнее она связана с полоролевыми особенностями развития и воспитания:

^ 3

□ воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире;

- мужской стереотип поведения не предполагает открытого появления чувств на негативную ситуацию и поиска эмоциональной поддержки;

□ субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер;

- компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентации достигается легче;

□ женский - в основном педагогический состав школы создает для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия.

^ СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА

Старшеклассник является социально вовлеченной, полноправной личностью; проявляет интерес к происходящим в обществе событиям на пороге выбора своей гражданской позиции. При этом изменение происходит стремительнее, чем обновляется опыт учителей-авторитариев.

В поисках своего места в жизни подростки пытаются реально оценить свои возможности, действовать в соответствии с собственными убеждениями, проверить на практике реальность нравственных норм, предложенных им в процессе воспитания.

Несоответствие собственного внутреннего образа «Я» принятым в обществе социально-ценностным установкам, оценкам окружающих и самооценке сопровождается внешней маской развязности, шутовства, иронии. Наличие маски, неадекватности в доведении говорит о повышенной ранимости и внутреннем напряжении.Для данного возраста характерен долгий и мучительный поиск себя через примеривание различных социальных ролей, определение своего места во взаимоотношениях с окружающим миром. При этом моральные принципы их неустойчивы, ситуативны, отношения с людьми порой непредсказуемы. Это тернистый путь формирования своей активной позиции и социальной ответственности. «Благополучные», отказывающиеся от стремления к самостоятельной активной деятельности отодвигают во времени решение этой задачи, что ведет к задержке психического развития, т.е. к инфантилизму. В этой ситуации воспитатель может помочь ребенку, если через индивидуально-личностное общение с подростком попытается понять причину внутренней неудовлетворенности и даст ему право на поиск выхода из кризиса.

Опыт неформальных отношений в среде сверстников старшеклассник стремится перенести на арену взрослой жизни через взаимоотношения с учителем как представителем общества для демонстрации новых возможностей в личностном общении и приобретения опыта взаимоотношений со взрослыми людьми вообще.

В этот период подростки проявляют особый интерес к личностным качествам взрослых, пытаясь встать с ними в равную позицию. Только в этой позиции идет формирование образа «Я - взрослый» (гражданская позиция, выбор профессиональных и нравственных ориентиров, стремление к личностной неповторимости и оригинальности). Поведение учителя является моделью поведения взрослого человека. Поэтому избегание взрослым равной позиции со старшеклассником искажает в сознании последнего образ идеального взрослого. Отсюда формируется «двойная» мораль, позиция «прав тот, у кого больше прав», «я - начальник, ты -дурак», «не хочешь - заставим», «Ты - мне, я - тебе».

Похожие:

Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconС нормой психического развития и умственно отсталых подростков
I. теоретическое обоснование проблемы формирования учебной мотивации подростков
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconВоспитание культуры питания у подростков
Формирование основ культуры питания у подростков важная педагогическая задача, обеспечивающая условия для сохранения и укрепления...
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconДисциплины «Психология развития»
Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
Специфика психического развития подростков ю-14 лет icon1. Задачами психологической службы образовательного учреждения являются
Психологическая служба является структур­ным подразделением системы образования школы-интерната, предназначенным для обеспе­чения...
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconОдной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости...
Психолого – педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconОсобенности речевого развития у детей с задержкой психического развития
Изучение детей с задержкой психического развития (зпр) — важнейшее направление в исследовании этой проблемы
Специфика психического развития подростков ю-14 лет icon1 лекция Сурдо психология психология глухих
Наука, которая изучает закономерности психического развития лиц с нарушением слуха и особенности их психического развития
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconВозрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны...
Специфика психического развития подростков ю-14 лет iconСодержание введение глава 1
Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Специфика психического развития подростков ю-14 лет icon2. Обоснованность значимости исследовательской инициативы
Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница