Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая




Скачать 132,28 Kb.
НазваниеКнига пророка Иоиля Цели урока. Обучающая
Дата публикации03.04.2013
Размер132,28 Kb.
ТипКнига
pochit.ru > Военное дело > Книга
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 11 КЛАССЕ

Тема: Советский Союз накануне войны.

«Передайте об этом детям вашим;

а дети ваши пусть скажут своим

детям, а их дети – следующему

роду...» Книга пророка Иоиля

Цели урока.

Обучающая: познакомить учащихся с м –н положением СССР в предвоенные годы, охарактеризовать основные цели и направления внешнеполитической деятельности Советского Союза в 1939 – 1941 гг., показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии.

Развивающая: совершенствовать навыки работы с историческими документами, картой, видеофильмом, обобщать и систематизировать материалы, доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательная: формировать отношения в классе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве, патриотические качества.

Оборудование: Левандовский и Загладин «История Отечества XXXXI век», учебная карта «Советский Союз 30 – 40 годы», видеофильмы «Идеология фашизма», «Советско – финская война», «План Барбаросса», портреты исторических деятелей – Гитлер, Сталин, Риббентроп, Молотов, Жуков, Тимошенко, Ворошилов, Тухачевский, Альфред Розенберг (идеолог фашизма).

Раздаточный материал: подборка документов о подписании советско – германского пакта о ненападении 1939г. (из книги «Документы внешней политики СССР» Москва 1971г.), таблица для заполнения по советско – финской войне, исторический календарь, оценочный лист и территории включенные в состав СССР в 1939 – 1940 гг. таблички Германии СССР.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rusempire.ru/istoriya-sovetskogo-soyuza/sssr-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

  2. http://www.dofa.ru/open/book/1_history/IRTema15.htm

  3. http://johnhistorywar.narod.ru/history.htm

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0



Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.

  2. Международная обстановка в мире.

  3. Международное положение СССР в начале второй мировой войны

  4. Советско – финская война.

  5. СССР и Прибалтика.

  6. Советско – германские отношения в 40 – 41 годы.

  7. Завершающий контроль.

  8. Рефлексия. (слайд 1)


Учитель. На предыдущих уроках мы с вами проследили, как менялось положение СССР на международной арене в 30 – е годы.

На сегодняшнем уроке мы должны оценить глубину опасности, нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии, ознакомиться с мероприятиями советского государства по подготовке страны к войне. Исторический календарь поможет проследить хронологию происходящих событий того периода. На прошлом уроке мы с вами провели линии сравнения трех групп государств накануне войны: участников Тройственного пакта – Германии, Италии, Японии; Великобритания, Франция, США; Результаты были внесены в таблицу.
Вопросы классу:

  1. Какие государства являлись виновниками развязывания 2–й Мировой войны?

  2. Какие цели преследовали эти государства? (слова учащихся подтверждаются кадрами видеофильма «Об идеологии фашизма»)(слайд 6)

  3. Что вы думаете о предотвращении 2-й Мировой войны?


Учитель. Давайте познакомимся с мнениями современных историков по этому вопросу. Эти высказывания еще раз подтвердят правильность ваших ответов поставленные выше вопросы.
(Учащиеся делают короткие сообщения)

  1. Вызов, брошенный человечеству фашизмом, составлял реальную основу для широкого объединения самых различных сил, готовых противостоять надвигавшейся катастрофе….

…Но все же решающего сдвига не произошло. Руководящие деятели Англии с самого начала блокировали выработку совместной системы безопасности. Германия явно форсировала осуществление своей программы мирового господства, а возможности образования антифашистского фронта становились все более иллюзорными. (Чубарьян А.О. «В период второй мировой войны»).


  1. С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо – франко – советского договора го взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, второю мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несет главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счет Советского Союза. (Якушевский А.С. «Советско – германский договор о ненападении: взгляд через годы».)




  1. Мир един, и неразрывна взаимозависимость государств, какими бы могущественными и влиятельными они себя не считали. Мир был взаимозависим уже тогда, в 39 году, и именно поэтому попытки наших будущих союзников по Антигитлеровской коалиции строить свою безопасность на эгоистических началах «умиротворения» агрессора за счет безопасности других стран и тем более при этом играть с огнем окончились мировым пожаром. (Ковалев Ф.Н., Ржешевский О.А. «Уроки истории: так начиналась вторая мировая война»).Война была подготовлена историческим ходом событий.


Учитель: На основании вышесказанного делаем вывод, что Гитлер умышленно идет на подписание договора с СССР о ненападении. Вопрос классу: Как вы думаете, каковы причины подписания этого договора и секретного протокола к нему? Что послужило поводом?
(Стол переговоров: СССР – Германия)(слайд7)

Переговоры, которые проходили в июле – августе 1939 году в Москве, выявили жестокие, бескомпромиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. Сталин располагал сведениями об одновременных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берлином, а в западно – европейских столицах знали о негласных контактах советских и германских дипломатов самого высокого ранга. Примерно 25 -26 мая 1939 года Гитлер и министр иностранных дел Германии И. Риббонтроп составили документ для отправки в Москву, где сообщили, что Берлин хочет установить более терпимые отношения между Германией и Советским Союзом. При этом учитывалось и то, что к кону 39 года истекало торговое советско – германское экономическое соглашение и становился вопрос о его продлении. Однако ни в Лондоне, ни в Париже об этом не знали.
(Германия. Из заявления Гитлера верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 года. «Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направленно против России. Если запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду вынужден договориться с русскими. Затем я ударю по западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского Союза». Но Гитлер все более утверждался в мысли, что начать войну в Европе он сможет только при условии, если добьется нейтралитета со стороны СССР,

Документ 1.14 августа 1939 г. Устное послание министра иностранных дел Германии Риббентропа наркому иностранных дел В.М. Молотову. «Я готов нанести визит в Москву, чтобы от имени фюрера изложить взгляды господину Сталину. На мой взгляд, только посредством такого прямого обсуждения можно добиться перемен… и тем самым заложить основу для окончательного урегулирования германо – русских отношений».

Документ 2.16 августа 1939 года. Гитлер – Молотову:»Германия готова заключить пакт о ненападении с Советским Союзом сроком на 25 лет. Кроме того, Германия готова гарантировать вместе с Советским Союзом суверенитет прибалтийских государств. Германия также готова оказать влияние на Японию в целях улучшения и нормализации русско – японских отношений».

Документ 3. 20 августа 1939г. Гитлер – Сталину: «Я искренне приветствую подписание нового германо – советского торгового соглашения как первый шаг к перестройке германо-советских отношений… Содержание дополнительного протокола, которого хочет Советский Союз, может быть уточнено возможно в кратчайший срок, если ответственный германский деятель сможет лично прибыть в Москву для переговоров. Поэтому я еще раз предлагаю принять моего министра самое позднее в среду, 23 августа. Более длительное пребывание министра…

Чем один день или самое большое два дня невозможно ввиду международного положения».
СССР. Документ 4. от 31 августа 1939г. Сталин _Гитлеру: «Я благодарю вас за письмо. Я надеюсь, что советско – германский договор о ненападении приведет к решительному повороту, к лучшему в политических отношениях между нашими странами. …Советское правительство поручило мне сообщить вам, что оно согласно, чтобы господин фон Риббентроп прибыл в Москву 23 августа».
23 августа Риббентроп вылетел в Москву. Советско-германский договор о ненападении и секретный протокол к нему были подписаны.

(Из секретного протокола»: В случае территориально – политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств(Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. Граница сфер интересов Германии и СССР в Польше будет приблизительно проходить по линии рек Нарвы и Вислы, а также подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этой области. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».
^ Дети отвечают на поставленный выше вопрос

Учитель. Советское правительство предпринимает следующие действия на западных границах и насильственным образом подчиняет себе следующие государства. Перед тем, как вы услышите сообщения, вы должны подумать на вопросом: Каковы последствия этих действий СССР для обеих сторон. и заполнить таблицу:

Территории, включенные в состав СССР в 1939 – 1940 гг.


Событие

Территория

Вступление Красной Армии в Польшу




Советско-Финская война




Предъявление СССР ультиматума государствам Прибалтики




Предъявление СССР ультиматума Украине






Демонстрация слайдов 8, 9, 10.11


  1. На рассвете 1 сентября 1939 года пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом Вайс внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя превосходство в силах, сумели быстро добиться успеха в операции. Франция, Великобритания и страны британского содружества, объявив войну Германии, не оказали реальной помощи истекавшей кровью Польше. От разгрома ее не смогли спасти ни стойкость польских воинов под Млавой и у Модлина, ни 20-дневная оборона Варшавы. 17 сентября польскую границу пересекла Красная Армия. Почти не встречая сопротивления, советские войска Украинского и Белорусского фронтов к исходу сентября вышли на демаркационную линию, которая была заранее определена советским и германским командованием в соответствии с секретными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 года. 28 сентября в Москве представители СССР и Германии подписали договор «о дружбе и границе».



  1. В октябре в Западной Белоруссии и Западной Украине, территории которых контролировались Красной Армией, были проведены «выборы» в Народные собрания. Эти органы власти незамедлительно провозгласили советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять Западную Украину и Западную Белоруссию в состав Советского Союза.




  1. Советский Союз предпринял попытку советизации Прибалтики как путем дипломатических, так и военных мер. Нажим на Эстонию вынудил ее 28 сентября подписать пакт о взаимопомощи СССР. 5 октября подобный пакт была вынуждена подписать Латвия, а 10 октября – Литва. В результате Советский Союз получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях военно-морских и военно-воздушных баз. А 17 июня 1940 года три республики правительства вошли в состав СССР. Тогда же по требованию советского правительства Румыния в пользу СССР отказалась от Бессарабии и Северной Буковины, где образовалась Молдавская ССР. Раздел сфер влияния в Европе. Отодвижение границ, новые ресурсы, простор для обороны, исчезновение буферных государств.


Учитель. Таким образом, Гитлер, обезопасив свой тыл на востоке, 9 октября 1939 года подписал директиву о подготовке к нападению на Францию. А через 10 дней утвердил план стратегического развертывания германской армии для проведения наступательных операций на западе (план Гельб). Сталин, в свою очередь, усилил нажим на Финляндию, с целью обеспечения «сферы безопасности» на северо-западе, стремясь реализовать договоренность о возможных территориальных и политических изменениях в Финляндии, изложенные в секретном протоколе к договору от 23 августа 1939г.
(В процессе демонстрации кадров видеофильма «Советско–финская война 39 – 40 гг.» учащиеся заполняют таблицу, затем отвечают на вопросы)(слайд

Советско-Финская война 1939 -1940 гг. (слайд 12)


Повод для начала военных действий




Направление главного удара




Причины неудач советских войск




Реакция мирового сообщества на войну




Итоги войны





1. какие последствия имела советско-финская вона для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?

2. Какие уроки извлечены из этой войны?

3. Был ли СССР готов к войне?

Советско – финская война 1939 – 1940 гг.



Повод для начала

Военных действий

Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду(или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда

Направления

Главного удара

Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера

Причины неудач

Советских войск

Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков.

Реакция мирового

Сообщества на войну

Исключение СССР из Лиги Наций

Итоги войны

Подписание между СССР и Финляндией московского договора (март1940г). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии.


Учитель. После разгрома Франции германское высшее политическое и военное руководство ускорило работы по подготовке к войне против СССР. 31 июля 1940 года Гитлер поставил задачу начать операцию в мае 1941 года и закончить ее в течении 5 месяцев. 27 сентября 1940 года в Берлине Германия, Италия и Япония подписали тройственный пакт, к которому впоследствии присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария и Хорватия. С целью скрыть военные приготовлении, Риббентроп 13 октября 1940 года предложил Сталину принять участие в разделе сфер интересов в мировом масштабе. Совещание по этому вопросу состоялось в Берлине с участием Молотова, но из–за выдвижения обеими сторонами взаимонеприемлемых условий оно успеха не имело. К осени 1940 года раздел «сфер влияния» между СССР и Германией был окончательно завершен. Был реализован целый ряд экономических соглашений. В течении 17 месяцев после подписания пакта о ненападении германия получила от СССР: (слайд 13)

865 тыс. тонн нефти

140 тыс. тонн марганцевой руды

14 тыс. тонн меди

3 тыс. тонн меди

101 тыс. тон хлопка

Более 1 млн. тон лесоматериалов

11 тыс. тонн льна

Фосфаты, платину

1 млн. тонн зерна

А Германия поставила в СССР промышленное оборудование, оказала помощь в строительстве военных кораблей и подлодок.
Вопрос классу: определите уровень экономического взаимодействия этих стран.
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21 под условным наименованием «вариант Барбаросса» на развертывание военных действий против Советского Союза. Директива предусматривала его разгром в ходе одной кратковременной кампании еще до того как будет закончена война против Англии. Конечной целью операции являлось создание «защитного барьера против азиатской России по общей линии Волга – Архангельск».

(кадры видеофильма о сосредоточении немецких войск на границе (слайд 14).

Принимая решение о походе на восток, Гитлер полагал, что его армия не встретит серьезного сопротивления. Он учитывал международную изоляцию СССР после пакта 1939 года, советско-финской войны и советизации Прибалтики. Его убедили в антисоветских настроениях крестьянства и неизбежности взрыва межнациональной розни в СССР после первых же поражений Красной Армии. Он был уверен: «дело Тухачевского» и массовые репрессии в высшем комсоставе подорвали ее боеспособность. Считая Советский Союз колосом на глиняных ногах, Гитлер не сомневался в его скором поражении. Поэтому он решил использовать, как ему казалось, уникальную историческую возможность раз и навсегда покончить с Россией именно в 1941 году. (Демонстрация видеокадров о плане Барбаросса)

Обобщающая беседа. Подводя итоги нашего урока, давайте попробуем ответить на следующие вопросы и сделать определенные выводы:

  1. какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР?

  2. какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?

  3. как повлияли договоры СССР с Германией, война с Финляндией, присоединение Прибалтики на международный престиж и положение СССР?


Вывод: План Барбаросса должен был закончиться установлением фашистского «нового порядка», который предполагал фактическую ликвидацию суверенитета или государственности завоеванных стран, их экономическое ограбление и использование всех ресурсов в интересах Германии, расовую дискриминацию и геноцид, террор и репрессии против прогрессивных сил.
Рефлексия. (Сбор оценочных листов, таблиц)

Оценочный лист

Дал(а)полный аргументированный ответ (3 балла)

Дал(а) неполный ответ (2 балла)

Внес (ла) справедливое дополнение (1 балл)











Итог урока. (Предварительно оценить работу учащихся на уроке)

Домашнее задание: п.52,вопросы, даты

Похожие:

Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconКнига пророка Иезекииля (Йехезкееля). Модель Храма по Иезекиилю....
Модель Храма по Иезекиилю. Сравнение модели Храма с текстом книги пророка Иезекииля. Комментарий к книге пророка Иезекииля
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconКнига Хвалений». По-гречески: «Псалтирион»
В новом Завете из Псалтири приводится 50 цитат. Это вторая по частоте цитирование книга (после пророка Исаии)
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconОкружающий мир 3 класс Почва. Образование почв. Охрана почв. Цели урока: Обучающая
Обучающая: Выяснить как образуется почва, что является необходимым условием для образования почвы; дать понятия: перегной, плоородие,...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconТема урока: «Серебряный век русской культуры» Цели
Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconКонспект урока литературы Учитель Батыгина Светлана Юрьевна, учитель...
Цели урока: 1 обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconПлан-конспект урока по информатике тип урока
Обучающая: научить отличать векторную графику от растровой, ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconВаххабитская фитна
В этой связи были организованы многочисленные акции протеста, поскольку члены семьи Пророка и близкие дорогого Пророка ислама (Да...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconЦели: -обучающая
При подготовке к уроку педагог первым делом продумывает чему он хочет научить подростков на уроке, как этого достичь, как будет проходить...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconУрока: «История развития эвм». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров; познакомиться учащихся с изобретателями...
Книга пророка Иоиля Цели урока. Обучающая iconТема урока. Печать Каина на Раскольникове (Роман «Преступление и...
Цели урока. Рассмотреть роман в контексте библейского рассказа о Каине и Авеле, отметить параллельные мотивы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница