Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская




Скачать 275,13 Kb.
НазваниеОбластной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская
Дата публикации30.04.2013
Размер275,13 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Военное дело > Конкурс


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева


Областной конкурс творческих работ

«Имя Симбирского – Ульяновского края»


Литературно-творческая мастерская

Название номинации: Литературоведение

Изображение гусар в творчестве

Д.В. Давыдова

Наименование вида работы: исследовательская работа
Сведения об авторе: Алферьев Данил Владиславович,

МОУ СОШ №81, 11 класс Б

432059, г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 30-11, тел. 21-57-49
^ Сведения о руководителе: Денисова Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №81, тел. 21-85-94


Ульяновск, 2009

Содержание

Биография Д.В-Давыдова................................................................1
Начало военной карьеры.................................................................3
Первые произведения………………………………………….............3
Гусарщина как явление эпохи..........................................................4
1906. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………… . . . . . . . …….. .5
1909-1912. . . . . . . . . . ……………………………….... . . . . . ……... ..6
Портрет В-Д-Давыдова, выполненный Дюбургом...........................8
Портрет Давыдова -партизана, как символ Отечественной

войны.................................................................................................10

Поэтический талант Д.Давыдова.....................................................13
Завершение войны………………………………………………...........14
Последние годы жизни поэта-партизана........................................15
Самобытный талант поэта……………………………………………..17
"Гусарщина" в творчестве Д.В. Давыдова......................................18
Статьи Д.Давыдова……………………………………………………...19
Приложение 1
Генеалогическое дерево Д.В Давыдова.........................................20
Военная карьера…………………………………………………..........21
Творчество……………………………………………………………......22

Приложение 2 Произведения Д. Давыдова
ГОЛОВА И НОГИ………………………….........................................24
ГУСАРСКИЙ ПИР………………………………………………….........25
БУРЦОВУ..……………………………………………………………......26

Поведай подвиги усатого героя………............................................28
ПЕСНЯ…………..…………………………………………………..........29
ПЕСНЯ СТАРОГО ГУСАРА…………………………………………….30
РЕШИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ГУСАРА……….........................................31

Приложение 3 Гусары
История………….…………………………………………………..........33
Гусары в России……………………………………………………........38
Форма гусар………………………………............................................39
Полковая расцветка униформы русских гусар 1812 года…..........41
Список известных русских гусар…………………………………......43
Французские гусары наполеоновских войн……………………......44

^ Жизнь и творчество Д.В. Давыдова
Поэтическое наследие Д.В. Давыдова не очень велико - всего несколько десятков стихотворений, однако его имя вошло не только в военную историю России, но и в историю её литературы. "Давыдов как поэт решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии...

Талант Давыдова не великий, но замечательный, самобытный и яркий", - писал В.Г. Белинский (писал в годы небывалого расцвета русской литературы). Декабрист М.В. Юзефович вспоминал такой разговор с Пушкиным: "Я раз сделал Пушкину вопрос, всегда меня занимавший: как он не поддался тогдашнему обаянию Жуковского и Батюшкова и даже в самых первых своих опытах не сделался подражателем ни того, ни другого? Пушкин мне отвечал, что этим он обязан Денису Давыдову, который дал ему почувствовать ещё в Лицее возможность быть оригинальным".

Давыдова любили, уважали, посвящали стихи Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, Языков. Портрет "Чёрного капитана" висел в кабинете Вальтера Скотта.
Д.В. Давыдов родился 16 июля 1784 года в Москве. Род Давыдовых восходит к началу XV века, когда татарский мурза Минчак поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. Отец будущего поэта-партизана всю свою жизнь отдал военной службе. С детства мечтал стать военным и Денис Васильевич.
"Страсть эта, - вспоминал он, - получила высшее направление в 1793 году от нечаянного внимания к нему графа Александра Васильевича Суворова, который, благословив его, сказал: "Ты выиграешь три сражения!"" Слова эти запомнились Давыдову и окончательно определили его жизненный путь.
''Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека. Розга обратила его к миру и к учению. "
Так было представлено сие событие в жизнеописание Дениса Давыдова, составленное якобы неким "сослуживцем" автора.

Современники не сразу распознали в этой биографии остроумную и художественно яркую автобиографию.
Итак, Денис Давыдов говорит о себе в третьем лице: ''Его благословил великий Суворов: благословение это ринуло его в боевые случайности на полное тридцатилетие... Мир и спокойствие и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете,' но повеет войною - и он уже тут, торчит средь битв как казачья пика. Снова мир - и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты.. "

Военная карьера Дениса Давыдова началась в 1801 году. Не имея природных данных кавалергарда (Денис был небольшого роста, а в полк обычно брали людей высоких и статных), он все же пробился в гвардию и стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка.

"Привязали недоросля нашего к огромному

палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыл и святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою", - писал "сослуживец". Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго.
Вольнолюбивый дух, независимость натуры, лютая ненависть к бездарным подхалимам и невежественным выскочками на всю жизнь обрекли его на недоверие со стороны властей. Да еще проявилось немалое поэтическое дарование Дениса Васильевича, которое придало настроениями и мыслям острую, сатирическую, художественно яркую форму.

Написанные им в 1804 году крамольные басни (''Голова и ноги", "Река и зеркало", "Орлица, Турухтан и Тетерев") прервали быстрое продвижение по службе. Вряд ли за этими стихами двадцатилетнего Давыдова стояла какая-нибудь политическая программа. Однако басня "Орлица, Турухтан и Тетерев" содержала оскорбительные для Александра I намёки на убийство императора Павла (Турухтана) - а в заговоре участвовал и Александр, сам же Александр был представлен Тетеревом - "разиней бестолковым" и "глухой тварью" (император был глух на левое ухо).


Написанные в молодости басни на всю жизнь закрепили за Давыдовым репутацию неблагонадёжного человека. Денис Васильевич был вынужден оставить столицу и перевестись из гвардии в Белорусский гусарский полк. Здесь он окунулся в среду армейской гусарской вольницы, с её лихостью и разгулом.

Однополчанином Давыдова стал прославленный им Бурцов, имевший репутацию "величайшего гуляки и самого отчаянного забулдыги из всех гусарских поручиков".


Гусарщина, или гусарство, - одно из характернейших бытовых и психологических явлений той эпохи.

"Отличительную черту характера, дух и тон кавалерийских офицеров...

составляли удальство и молодечество, - писал м.и. Пыляев.

- Девизом и руководством в жизни были три стародавние поговорки: "двум смертям не бывать, а одной не миновать'; "Последняя копейка ребром'; ''Жизнь - копейка, голова ничего!"Эти люди и в войне, и в

мирное время искали опасностей, чтобы отличиться бесстрашием и удальством.

Любили кутить, но строго помнили поговорку: "Пей, да дело разумей", "Пей, да не пропивай разума". Попировать, подраться на саблях, побушевать, где бы иногда и не следовало - всё это входило в состав военно-офицерской жизни мирного времени... Буйство, хотя и подвергалось наказанию, но не считалось пороком и не помрачало чести офицера, если не выходило из известных условных границ.

Стрелялись редко, только за кровные обиды, за дело чести, но рубились за всякую мелочь.
После таких дуэлей обыкновенно следовала мировая, шампанское и так далее. Дуэль ещё больше скрепляла товарищескую дружбу. По мнению современников, в те годы не каждый решился бы говорить дурно про товарища, клеветать заочно и распространять клевету намёками. За офицера одного полка сразу вступались по десятку товарищей.

Офицеры в полку принадлежали одной семье, у них всё было общее - честь, дух, время, труды, деньги, наслаждения, неприятности и опасность. Офицерская честь ценилась очень высоко. Офицер, который бы изменил своему слову, не вступился бы в потребную минуту за однополчанина или обманул кого бы то ни было, положительно не был терпим в полку". Эта лихость имела и определённое идейное содержание. Такой тип поведения, по словам Ю.М. Лотмана, "воспринимался не в качестве нормы армейского досуга, а как вариант вольномыслия. Элемент вольности проявлялся здесь в своеобразном бытовом романтизме, заключавшемся в стремлении отменить всякие ограничения, в безудержности поступка... Смысл поступка заключался в том, чтобы совершить неслыханное".

Дух "гусарства" с его лихостью, независимостью и благородством навсегда усвоил себе Д.В. Давыдов.

В 1806 году благодаря стараниям друзей Давыдов был переведён в лейб-гвардии гусарский полк. Однако столичная служба не радовала его - ведь в это время Россия вела войну с наполеоновской Францией. Главнокомандующим русской армии был назначен известный своей оригинальностью граф М.Ф. КаменскиЙ. Чтобы добиться расположения графа и отправиться на войну, Давыдов предпринял "набег" на квартиру фельдмаршала в четыре часа утра.
В конце концов ему всё же удалось добиться назначения на должность адъютанта командующего авангардом русской армии П.И.Багратиона. В первом же сражении, возвращаясь к своему начальнику,

Денис Васильевич решил разгромить французов и тем прославиться.Подговорив нескольких гусар и казаков, он бросился на неприятельские пикеты и опрокинул их. К французам подоспело подкрепление, и храбрецы вынуждены были спасаться бегством.
Давыдов принимал участие в важнейших сражениях этой кампании при Прейсиш-Эйлау и Фридланде, был награждён несколькими орденами и золотым оружием. В 1809 году Денис Васильевич под началом генерала ял. Кульнева сражался уже со шведами в Финляндии. Именно здесь он приобрёл первый опыт партизанских действий, совершив несколько смелых набегов на неприятеля. В 1809-1810 годах Давыдов находился в Задунайской армии и принимал участие во всех крупных сражениях с турками. 1812 год стал важнейшим в жизни Давыдова, имя его неразрывно связано с событиями Отечественной войны.
Накануне Бородинского сражения Денис Васильевич получил в командование небольшой отряд, состоявший из 130 казаков и гусар (впоследствии отряд был увеличен), и, оставив главную армию, отправился на пути сообщения французов. Здесь Давыдов истинный поэт, с его энергией, независимостью, любовью к импровизации - оказался на своем месте.

«^ Поэтическое отношение между кораблями линейными и разбойничьими, - писал он, - то же, что между армией и партизанами.»

К движениям и сражениям армии, однообразным до утомления, поэзия нейдёт". Что же касается партизанских действий, то это "поприще, исполненное поэзии, требует... пламенного воображения, врождённой страсти к смелым предприятиям" и не "довольствуется лишь одним хладнокровным мужеством".
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей армейского партизанского движения. Денис Давыдов своим русским чутьем глубоко постиг народный, национально-освободительный характер этой войны.

"План партизанских действий" он представил Кутузову в августе 1812 года, накануне Бородинского сражения. Кутузов выделил в распоряжение полковника Давыдова 50 гусаров Ахтырского гусарского полка и 80 казаков и благословил партизанскую войну.

^ Много в этот год кровавый,

В эту смертную борьбу,

у врагов ты отнял славы, Ты - боец чернокудрявый

С белым локоном на лбу -
М.Н.Языков

Этот портрет исполнен английским гравером Дюбургом по оригиналу известного рисовальщика А.о.
Орловского. Лист был издан в Лондоне еще в 1814 г. С любопытной надписью: "Полковник Давыдов, прозванный черным капитанов, полковник русских ахтырских гусар.
Первый офицер, который был отражен как партизан в кампании 1812 года. Он наводил ужас на общего врага по всей линии

французской коммуникации под именем черного капитана. Владелец деревни Бородино, где разыгралось известное сражение. Также выдающийся поэт".Давыдов изображен на коне, в казачьем чекмене, с казачьей шашкой, с большой бородой, на фоне палаточного лагеря.
За ним едут два гусара Ахтырского полка, которым он командовал.Сам Давыдов в записках "Дневник партизанских действий 1812 г." Объясняет, почему он был вынужден сменить свой гусарский мундир на казачий чекмень. Крестьяне часто принимали его за француза и встречали топорами да вилами. "Сколько раз, пишет Давыдов, - я спрашивал жителей по заключении между нами мира: 'Отчего вы полагали нас французами?' Каждый раз отвечали они мне: 'Да, вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежду схожо.' - 'Да разве я не русским языком говорю?'. - 'Да ведь у них всякого сбора люди!' - Тогда я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком народа, но приноравливаться к нему в его обычаях и в его одежде. Я надел чекмень, стал отпускать бороду и заговорил языком ему понятным".
Слава о боевых подвигах Давыдова вышла далеко за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах.
Лучшие граверы запечатлели его облик.

Другое не менее известное изображение (народный лубок) легендарного героя, партизанского вождя Дениса Давыдова на лошади долгие годы можно было встретить в России буквально повсюду - от крестьянской избы до знатного дома.

В далеком заточении декабрист Вильгельм Кюхельбекер вспоминал об этой картине:

^ ... Софа, в углу комод а над софою

Не ты ль гордишься рамкой золотою,

Не ты ль летишь на ухарском коне,

В косматой бурке в боевом огне,

Летишь и сыплешь на врагов перуны,

Поэт наездник, ты, кому и струны

Волшебные и меткий гром войны

Равно любезны и равно даны.

Более того, портрет Давыдова-партизана, как символ Отечественной войны и народного гнева перед которым не устояла наполеоновская армия, вышел за пределы российские и украсил, например, кабинет шотландского поэта и романиста Вальтера Скотта. Давыдов, состоявший с ним в переписке, писал: "Горжусь весьма, милостивый государь, что гравированный портрет мой давно уже находится в вашем кабинете оружий, столь тщательно вами собираемых".


Успех партизанских действий Дениса Давыдова превзошел все ожидания. Партизаны громили обозы неприятеля,смело вступали в боевые схватки, брали пленных и трофеи, формировали из крестьян партизанские дружины и снабжали их оружием, захваченным у противника.

Оценив почин гусарского полковника, Кутузов организовал еще несколько армейских партизанских отрядов. В том числе под командованием Фигнера, и Сеславина.
Литературная известность поэта-гусара, бездумного храбреца и безудержного гуляки, как-то слилась с партизанской славой Давыдова и превратилась в своеобразную легенду - пожалуй, оправданную с точки зрения чисто поэтической, но не выдерживающую проверки биографией Дениса Васильевича. Даже "сослуживец" характеризует литературные занятия Давыдова в эмоционально-приподнятом тоне:


«Большая часть стихов его пахнет биваком. Они были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн,' это пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов... Стихи эти были завербованы в некоторые московские типографии тем же средством, как некогда вербовали разного рода бродяг в гусарские полки: за шумными трапезами, за веселыми пирами, среди буйного разгула»
За примерами далеко ходить не надо:
"Стукнем чашу с чашей дружно,

Нынче пить еще досужно". ..
или
«Ни полслова, дым столбом,

ни полслова, все мертвецки

пьют и преклонясь челом

засыпают молодецки».
Или так:
«Ради бога, трубку дай

Ставь бутылки перед нами,

Всех наездников сзывай

Закрученными усами»...

Невольно складывается впечатление, что автор был неисправимым, бесшабашным гулякой. Однако на сей счет имеется объективное свидетельство Вяземского: "Не лишним будет заметить, что певец вина и веселых попоек в этом отношении несколько поэтизировал.

Радушный и приятный собутыльник, он на самом деле был довольно скромен и трезв.

Он не оправдывал собою нашей пословицы: пьян да умен, два угодья в нем.

Умен он был, а пьяным не бывал".
Столь же преувеличены были слухи о любовных победах Давыдова, хотя, как герой войны, человек обаятельный и остроумный, он в самом деле пользовался успехом у женщин (в него была влюблена, например, не слишком скрывая это, Ольга Сергеевна Пушкина).
Успешные партизанские действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает себе репутацию "певца-воина", действующего в поэзии "наскоком", как на войне. Эта репутация поддерживалась и друзьями Давыдова, в том числе и Пушкиным. Однако "военная" поэзия Давыдова ни в какой мере не отражает войны: он воспевает быт тогдашнего гусарства. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь - вот содержание их.

В таком духе написаны "Послание Бурцову", "Гусарский пир", "Песня", "Песня старого гусара".

Важно заметить что именно в вышеперечисленных работах своих Давыдов проявил себя как новатор русской литературы, впервые использовав в рассчитанном на широкий круг читателей произведении профессионализмы (например, в описании

гусарского быта используются гусарские названия предметов одежды, личной гигиены, названия оружия). Это новаторство Давыдова напрямую повлияло на творчество А. Пушкина, который продолжил эту традицию.
Наряду с стихотворениями вакхического и эротического содержания у Давыдова были стихотворения в элегическом тоне, навеянные, с одной стороны, нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой, с другой - впечатлениями природы. Сюда относится большая часть лучших его произведений последнего периода, как-то: "Море", "Вальс", "Речка".

Кроме оригинальных произведений, у Давыдова были и переводные - из Арно, Виже, Делиля, Понс-де-Вердена и подражания Вольтеру, Горацию, Тибуллу.

Поэтический талант Дениса Давыдова почитали все: от признанных литераторов, до простых книгочеев. Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Языков и многие другие посвящали отважному партизану свои стихи. Пушкин, лично познакомившийся с гусарским поэтом зимой 1818-1819 года в Петербурге, через всю жизнь пронес восторженное увлечение "Денисом-храбрецом". И даже всерьез утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости влиянию модных поэтов (Жуковского и Батюшкова) и "почувствовал возможность быть оригинальным".


Лицеист второго выпуска и художник-любитель Валериан Платонович Лангер (1802 - после 1865) изобразил Дениса Давыдова на портрете "прямым поэтом" - в романтическом плаще, закинутом на плечо, со знаменитым белым локоном на лбу.

Вернувшись в армию в 1826 году и прослужив В чине генерала до 1831 года, Давыдов окончательно вышел в отставку. С семьей (Давыдов женился в 1819 г. на дочери генерала) жил в своих симбирских И оренбургских имениях, занимался хозяйством, воспитывал детей (10 детей !), влюблялся в молоденьких соседок, посвящал им лирические стихи. В поздних своих сочинениях он резко критиковал и осуждал аракчеевщину и ее наследие, негодную военную систему царизма, утвердившуюся при Николае 1.
Естественно, что эти сочинения сильно страдали от вмешательства цензуры или вовсе не попадали в печать.

После победоносного завершения войны Давыдов занимал должности начальника штаба различных пехотных корпусов, непременно отстаивая право носить усы (усы в то время могли носить лишь офицеры гусарских полков). Занимался и литературой, писал стихи, исторические и военные произведения ("Военные записки", "Опыт теории партизанского действия" и другие). В 1819 году он женился на Софье Николаевне Чирковой. Брак оказался счастливым.

Но мирная служба и атмосфера, установившаяся в армии, не нравились Давыдову.

Попытки перевестись на Кавказскую пограничную линию не увенчались успехом, и в 1823 году Денис Васильевич вышел в отставку. Придерживаясь консервативных политических взглядов, Давыдов не примкнул ни к одному из тайных обществ и в движении декабристов участия не принимал. После начала русско-персидской войны (1826) он вернулся в строй, вновь командовал отдельным отрядом, одержал ряд побед. Выйдя в отставку после заключения мира, Денис Васильевич жил в одном из своих имений, посвящая досуг семье, хозяйству и творчеству. "Мир и спокойствие - и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете; но повеет войною - и он уже тут, торчит среди битв, как казачья пика. Снова мир - и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклон ник красоты во всех её отраслях..." - писал поэт в "Автобиографии".

В 1831 году вспыхнуло восстание в Польше. Во главе отдельного кавалерийского отряда Давыдов громил польских повстанцев. За победы он удостоен чина генерал-лейтенанта. Война закончена - и Давыдов уже навсегда "распоясался и повесил шашку свою на стену".

Самым ярким воспоминанием для Дениса Васильевича в конце жизни оставался славный 12-й год. В 1838 году с ним встречался н.полевоЙ: "Два утра просидел я с Денисом Давыдовым, который стареет ужасно и живет в прошлом, или, лучше сказать, в одном:

1812-м годе и Наполеоне".

22 апреля 1839 года Денис Давыдов тихо умер от удара на пятьдесят пятом году жизни в своей деревне Верхняя Маза.

Похоронен поэт-партизан на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен гранитный бюст героя.

Лучшие произведения Дениса Давыдов остались в памяти и на языке народа. Энергичная, призывная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги, о нем ставят фильмы.
И хочется закончить эту биографию словами Ярослава Смелякова:
^ Утром, вставая ногу в стремя,

ах, какая благодать!

ты в теперешнее время

умудрился доскакать.

Денис Васильевич Давыдов был самобытным и талантливым поэтом. Ему принадлежат сатирические басни, любовные элегии, но самой яркой и оригинальной частью его литературного наследия стала, без сомнения, "гусарщина". Громкие, славные события русской истории конца XVIII начала XIX века требовали своего поэтического отображения. В русской литературе существовала традиция военно-патриотической, батальной поэзии, представленная одами Ломоносова и Державина.
Однако в начале XIX века жанр классицистической оды уже устарел и не отвечал новым литературным вкусам. Существовала военная, гвардейская поэзия (известнейшим представителем её был С.Н.

Марин), но это была поэзия дилетантская, не ставившая перед собой серьёзных эстетических задач, отличавшаяся стремлением к стилизации.

Анакреонтическая же лирика XVIII века, интимные элегии и послания поэтов начала XIX века имели камерный, "домашний" характер, были чужды политической, военно-патриотической тематики.
В "гусарщине" Давыдову удалось соединить анакреонтику с героикой, интимность и патриотический пафос. Такой неофициальный поворот героики, тёплый, задушевный патриотизм были чрезвычайно созвучны славной эпохе 1812 года с её национальным подъёмом.

В стихотворениях Давыдова практически отсутствуют описания сражений, боёв или смелых партизанских набегов. Главное в них - не сама война, а внутренний мир, чувства и переживания военного человека. По словам Б.М. Эйхенбаума, Давыдов "не поэтизировал, а эротизировал войну, воплощая её в конкретной фигуре героя и изображая как предельный разгул чувств".
Лирический герой произведений Давыдова индивидуален и прекрасно узнаваем (как, наверное, ни у кого из поэтов той поры - до Пушкина). Невозможно не узнать стиль Давыдова.
"Гусарщину" действительно отличали "резкие черты неподражаемого слога". Вся она построена на контрастах и дисгармонии. Давыдов с лёгкостью меняет тон, интонацию, ритм своих стихотворений. Он широко использует простонародную лексику, военный жаргон. Всё это и позволяет создать оригинальный, неповторимый, обаятельный образ пылкого, порывистого поэтагусара, любящего покутить, погулять, но при этом - прямого, искреннего, умеющего взглянуть на себя с иронией.

Портрет гусара, созданный в стихах Д.В. Давыдова, с одной стороны, отражал мировоззрение, традиции, нормы поведения военного человека эпохи наполеоновских войн, с другой - давал образец для подражания и оказывал влияние на образ жизни военной молодёжи того времени. Интересно, что сам Давыдов делал всё, чтобы его отождествляли с лирическим героем его же стихов.

Недаром он разъезжал во главе своего партизанского отряда не в обычном армейском мундире, а в казачьем чекмене, алых чикчирах и с образом Николы Угодника на груди (дело здесь, конечно, не только в том, что крестьяне принимали его в гусарском мундире за француза). Не случайно, перейдя на службу в пехоту, он добивался права носить усы. Давыдов всегда заботился о своём образе поэтапартизана. Для утверждения этого образа он написал автобиографию "Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова", которую выдавал за чужое произведение (хотя все прекрасно знали, кто истинный автор, и обвиняли Давыдова в хвастовстве).

Автобиография эта предшествовала сборнику его произведений и повествовала не столько о реальном Денисе Васильевиче, сколько о герое его стихов.

Конечно, в "гусарщине" нашли отражение в упрощённом и гиперболизированном виде многие черты автора, но всё же отождествлять Дениса Давыдова и героя его стихов неверно. Певец гусарских кутежей был умерен в питии, а в карты вообще не играл.

Утверждение, что "Давыдов не искал авторского имени", что "большая часть стихов его пахнет биваком" и что это лишь "пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов", также относится к "литературному" Давыдову. Известно, как тщательно работал Денис Васильевич над своими стихами. Он даже просил Жуковского их "поправить".
Прозаические статьи Давыдова делятся на две категории: статьи, носящие характер личных воспоминаний, и статьи историкополемические. Из первых наиболее известны: "Встреча с великим Суворовым", "Встреча с фельдмаршалом графом Каменским", "Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау", "Тильзит в 1807 г.", "Дневники партизанских действий" и "Записки о польской кампании 1831 г.". По ценности сообщаемых данных эти военные воспоминания и до сих пор сохраняют значение важных источников для истории войны той эпохи. Ко второй категории относятся: "Мороз ли истребил французскую армию", "Переписка с Вальтер-Скоттом", "Замечания на некрологию Н. Н. Раевского" и нек. др.
Собрания сочинений Давыдова выдержали шесть изданий; из них наибольшею полнотой отличаются трёхтомные изд. 1860 и 1893, под ред. Д, О. Круглого (прил. к журн. "Север")

Творчество Д.В. Давыдова являет собой яркую и самобытную страницу в истории русской литературы XIX века, оно оказало влияние на молодого Пушкина. "Как в полевых действиях Давыдова, писал П.Д, Вяземский, - так и в... языке Тугуты военные и литературные (Тугут - бездарный австрийский военачальник. – А.Т.) найдут, вероятно, погрешности непростительные, ибо для них успех ничего не значит, когда он не выведен из поставленных правил, а вспыхнул под внезапным вдохновением".

Приложение
Генеалогическое дерево Д.В.Давыдова




Родился


16 июля (27 июля н.с.) 1784 года в Москве

Умер


22 апреля (04 мая н.с.) 1839 года в селе Верхняя Маза (Мыза) Сызранского уезда Симбирской губернии

Отец


Давыдов Василий Денисович

Мать


Щербинина Елена Евдокимовна

Женитьба



13 апреля 1818 года на Чирковой Софье Николаевне

Дети



1.Денис Денисович Давыдов,

2.ВасилиЙ Денисович Давыдов,

3.Николай Денисович Давыдов,

4.Вадим Денисович Давыдов,

5.Юлия Денисовна Давыдова,

6.Ахилл Денисович Давыдов,

7.Мария Денисовна Давыдова,

8.Екатерина Денисовна Давыдова,

9.Софья Денисовна Давыдова


Военная карьера


1801 г.


поступление в Кавалергардский полк эстардтюнкером

1802 г

первый офицерский чин - корнет


1804 г.


переведен в Белорусский гусарский полк


1806 -1807 гг.


Франко-русская война (сражался с французами в Пруссии)


1808 - 1809 гг.


Русско-шведская война (сражался со шведами в Финляндии)


1809 - 1810 гг.

Русско-турецкая война (сражался с Турками в Молдавии и на Балканах)


1812 – 1814 гг.


Отечественная война (инициатор армейского партизанского движения, сражался с французами в России и гнал их до Парижа)


1814 г.


произведен в генералы


1815 г.


генерал-майор, занимал место начальника штаба 7 -го, а затем 3-го корпусов


1818 - 1819 гг.


начальник штаба 7 и 8 армейских корпусов


1823 г

вышел в отставку


1826 г.


вернулся на службу

1826 - 1827 гг.


участник Персидской кампании

1831 г.


участник подавления польского восстания


1832 г.

окончательно покинул службу в звании генераллейтенант



Творчество:
Давыдов Денис Васильевич писал стихи, военно-исторические мемуары и статьи, печатался в лучших журналах и альманахах.

^ 1816 г. стал членом литературного общества "Арзамас"


1811-го году

25 октября

Bout-rime

NN

А кто он?- Француз, германец...

Ахтырские гусары...

Богомолка Бородинское поле
Бурцову (В дымном поле, на биваке...)
Бурцову: призывание на пунш
В альбом (На вьюке, в тороках... )
В былые времена она меня любила...
В.А.Жуковскому (Жуковский,

милыи друг...)



Вальс

Вечер в июне

Вечерний звон

Вольный перевод из Парни Вы хороши!- Каштановой волной...

Выздоровление

Генералам, танцующим на бале

Гераков! прочитал твое я сочиненье.. .

Герою битв, биваков, трактиров и б.......

Голова и Ноги

Голодный пес

Графу П.А.Строганову за чекмень

Гусарская исповедь

Гусарский пир

Гусар

Договоры

Другу-повесе

Душенька

Ей

Если б боги милосердия...

3айцевскому, поэту-моряку

И моя звездочка

К Е. Ф. С-ну, убеждавшему меня...

К моей пустыне

К портрету N.N.

К портрету Бонапарте

Как будто Диоген с зажженным фонарем...

Когда я повстречал красавицу мою...

Листок

Логика пьяного

Маша и Миша

Меринос собакой стал...

Моя песня

Мудрость

На голос русской песни

На монумент Пожарского

На смерть N.N.

Надпись к портрету Багратиона

Неверной

Нет, кажется, тебе не суждено...

О ты, убивший жизнь в ученом кабинете...

О, кто, скажи ты мне, кто ты...

Орлица, Турухтан и Тетерев

Ответ женатым генералам, служащим не на войнах

Ответ на вызов написать стихи

Ответ

Партизан(Отрывок) Пастушка Лиза, потеряв...

Песня (Я люблю кровавый бой...)

Песня старого гусара Племяннице

Поведай подвиги усатого героя...

Полусолдат Поэтическая женщина При виде Москвы, возвращаясь с персидской войны

Река и Зеркало

Речка

Решительный вечер Романс (Жестокий друг, за что мученье?.) Романс (Не пробуждай, не пробуждай...)

С. А. Кушкиной

Современная песня

Сон (Кто столько мог...) Счастлив, кто заплатил щедротой за щедроту...

Тебе легко - ты весела...

Товарищу 1812 года, на пути в армию

Тост на обеде донцов Унеслись невозвратимые...

Ученый разговор

Челобитная

Чиж и Роза

Что пользы мне в твоем совете...

Элегия 1 (Возьмите меч...)

Элегия 2 (Пусть богамстителя...)

Элегия 3 (О милый друг, оставь...)

Элегия 4 (В ужасах войны кровавой...) Элегия 9 (Два раза я...) Элегия 5 (Всё тихо! и заря...)

Элегия 6 (О ты, смущенная...)

Элегия 7 (Нет! полно пробегать. ..)

Элегия 8 (О пощади!..) Эпиграмма (Он с цветочка на цветок...) Эпиграмма (Остра твоя, конечно, шутка...) Эпитафия (Под камнем сим лежит...)

Я вас люблю так...

Я помню - глубоко...


^ СТИХИ Д.В. ДАВЫДОВА ПУБЛИКОВАЛИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ СБОРНИКАМИ:


  • "Стихотворения Дениса Давыдова" 1832 г. - единственный прижизненный сборник поэта.

  • Д. Давыдов "Собрание сочинений" - подготовкой этого сборника Давыдов начал заниматься в 1837 году. Однако из-за цензурной волокиты книга вышла только в 1840, после смерти поэта.

  • Д.В. Давыдов. "Полное собрание стихотворений"/ под ред. В.Орлова.- Л., 1933 ("Библиотека поэта. Большая серия") ·

  • Д.В. Давыдов "Стихотворения""/ под ред. в.Орлова. - Л., 1950 ("Библиотека поэта. Малая серия") · Д.В. Давыдов "Сочинения"/ под ред. В.Орлова. - М., "Худ. Лит", 1962.

  • Давыдов Д.В. Стихи и проза./Вступит. ст. Вл.Орлова; Ил. и оформление Д.Бисти.- М.: "Детская литература", 1979 Г.-190 С.,ил.

  • · Давыдов Д.В. Стихотворения. Военные записки / Сост., вступит.лист. и примеч. В.И. Сахарова. - М.:ОЛМАПРЕСС, 1999.- 543 с., ил.-(б- ка классической поэзии)




Похожие:

Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconПоложение о региональном этапе Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного...
Региональный этап Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвящённого...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconМбоу сош №16 города Белово
...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconРоссийской федерации
«Об организации и проведении областного фестиваля – конкурса детских творческих работ «Символы России и Воронежского края среди общеобразовательных...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconКонкурс творческих работ учащихся «Права человека глазами ребенка»
Довожу до вашего сведения, что в 2012 -2013 учебном году проводится Московский областной конкурс творческих работ учащихся «Права...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconПоложение об областной выставке творческих работ преподавателей и учащихся
Настоящее Положение определяет порядок организации, проведения и подведения итогов областной выставки творческих работ преподавателей...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconКонкурс творческих и исследовательских работ «Новые таланты 2011»
Областной краеведческий конкурс творческих и исследовательских работ «Новые таланты – 2011»
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconОбластной конкурс творческих работ обучающихся, посвященный 65- летию...
...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconКонкурс проводится в два этапа городской/районный, областной. Сроки...
Областной конкурс фоторабот «Мой любимый край в объективе», посвященный Году охраны окружающей среды (далее – Конкурс), проводится...
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconПобедитель краевого конкурса проектов «Молодежная творческая мастерская»2012 года
Проект, представленный на конкурс: «Нецензурная лексика и ее влияние на здоровье человека»
Областной конкурс творческих работ «Имя Симбирского Ульяновского края» Литературно-творческая мастерская iconКонкурс «узнай россию»
В соответствии с календарём массовых мероприятий моудод «Центр внешкольной работы» на 2009-10 учебный год с 01 октября по 10 марта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница