Женский вопрос в Кузнецке




Скачать 51.99 Kb.
НазваниеЖенский вопрос в Кузнецке
Дата публикации31.03.2013
Размер51.99 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы



(21) Женский вопрос в Кузнецке

Город Кузнецк, основанный в 1618 году, в течение всего XVII века выполнял функции укрепленного пункта, выдвинутого далеко на юг от основной линии русского освоения. Кроме того, он находился в стороне от главного торгово-транспортного пути рус­ских, который проходил в Сибири через Тобольск, Томск и Енисейск.

Таким образом, в XVII веке Кузнецк и его окрестности представляли собой глухой, слабо обжитый пока район, да еще и подвергавшийся постоянным напа­дениям кочевников. Поэтому если сюда русские люди и попадали, то, как правило, не по своей воле: либо это были военные, которых присылали сюда на службу, либо ссыльные. Последние были политиче­скими или уголовными преступниками, и здесь их записывали, как правило, "в пашню". Кроме того, в Кузнецк XVII века иногда присылали бывших иностранных военнопленных из европейских государств, которые пополняли местный гарнизон. Они, находясь в ссылке в различных рус­ских городах и острогах, несли военную службу, переходили в русское подданство и очень часто принимали православие.

Большинство населения города состав­ляли люди военные. Здесь также жили ссыльные крестьяне и небольшое число крестьян вольных. В XVII веке Кузнецк был городом, где мужское население пре­обладало над женским. Здесь в это время очень остро стоял так называемый "жен­ский вопрос".

Женатые русские служилые, полу­чившие назначение в Кузнецк, находили любую возможность для того, чтобы доставить сюда своих жен. Они, например, использовали для этого свои поездки с ясаком в Москву. Ясак - это дань, которую собирали служилые люди с местных сибирских народов.

Так вот, имеется документ, а именно так называемая "челобитная" кузнецких конных казаков Федора Петрова и Кирилла Афанасьева от 15 ноября 1629 года. В ней они обращаются "на царское имя" с просьбой о разрешении взять на обратном пути из Москвы в Кузнецк своих жен. Вот как они об этом писали: "Присланы мы холопи твои к тебе ко государю к Москве с твоею государевою соболиного казною; и у меня, государь, у Федки женишка мое прямая подвенешная на Устюге Великом. А у меня, государь, Кирилка женишка мое у Соли Вычегоцкой; а нам государь, холопям твоим в Куз­нецком остроге без жен жить немощно. Милосердый государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии, сми­луйся, пожалуй нас холопей своих, вели, государь, нам женишка свои везти на тех же своих подводках. Царь государь, смилуйся, пожалуй".

Собственный гарнизон в Кузнецком остроге начал формироваться с, 20-х годах XVII века. До этого сюда присылали только "годо-валыциков" из Томска. Они несли здесь службу в течение года, а затем возвращались назад. Им на смену приходили другие "годовалыцики". Названные выше служилые люди, таким образом, были одними из первых представителей собственно кузнецкого гар­низона. То обстоятельство, что их жены находились в городах Северной Руси, говорит либо о последнем

месте службы этих конных казаков перед отправкой в Кузнецкий острог, либо о месте их рождения. Вообще, в течение всего ХVII века в составе кузнецкого гар­низона было очень много выходцев из северорусских уездов.

Как мы уже говорили, в Кузнецк в XVII веке присылали и бывших иностранных военнопленных из европейских госу­дарств, которые переходили в русское под­данство и несли военную службу. Так вот, некоторые из них обзаводились в России женами и детьми и потом их "выписывали" в Кузнецк. Например, в конце 60-х годов XVII века сюда были направлены пять бывших подданных Польско-Литов­ского государства, которые попали в плен в ходе русско-польской войны 654 -1667 годов. Степан Бутрнмов и Андрей Буяновский успели обзавестись только женами, Марко Борковский и Андрей Чернавский - женами и сыно­вьями, у каждого имелось по одному сыну. А у Федора Гат-^Ц левского были жена и четверо детей - два сына и две дочери. У всех жены и дети находи­лись в Уржуме (в настоящее ™ время - город в Кировской области. - А.К.)- Скорее всего, там они ждали пере­езда в Кузнецк, В Кузнецке XVII века ыли и ссыльные женщины, в сновном уголовные преступ­ницы. Их присылали сюда для того, чтобы "оженить" ссыльных крестьян и тем самым их "от побегу унять и укрепить". А бегство ссыльных крестьян из Кузнецка в XVII веке носило массовый характер. Но

таких женщин здесь было очень мало, и, например, в 1652 году воевода Федор Баскаков в очередной раз просил при­слать сюда ссыльных "женок (женщин постарше. - А.К.) и девок".

Как показали археологические раскопки Кузнецка XVII века, в городе того вре­мени очень часто заключались так назы­ваемые "смешанные" браки. При этом русские жители Кузнецка женились на представительницах местного сибирского населения, на "кузнецких татарках" (так русские в XVII веке называли женщин-шорок. - А.К.), в основном из рода Аба.

Практически в 70 процентах раско­панных к настоящему времени домов XVII века была найдена "татарская" глиняная посуда, которая отличалась от русской тем, что лепилась вручную (русскую посуду изготовляли на гончарном круге) и укра­шалась орнаментом. Кроме того, русскую гончарную посуду изготовляли мужчины, и она шла в основном на продажу. Татар­скую лепную посуду делали женщины "про свой обиход". Отсюда можно сделать вывод, что в 70 процентах домов Кузнецка XVII века жили кузнецкие татарки. И в большинстве случаев они жили совместно с русскими людьми - служилыми, крестья­нами и посадскими. До вступления в брак кузнецкие татарки, как правило, крести­лись, и их дети становились православ­ными.

О том, что "смешанные браки" были обычным явлением в то время не только в Кузнецке, но и в Сибири в целом, говорят и письменные источники. Например, 18 сентября 1624 года в Тобольск были присланы царская грамота и "статейный список", в которых, кроме всего прочего, относительно ясачных людей было ука­зано: "...а будет кто и женскова полу, жонки или девки похотят креститца, и тех жонок и девок велено жа крестити и выдавать


«Женский вопрос» в Кузнецке XVII века
// Кузнецкий рабочий 8 марта 2008 г. (№27), с. 2

замуж за служивых людей". А практи­чески через месяц после этого "Кузнец-кова острогу юртовская татарка Тоибика" пожелала принять православную веру, воз­можно, для того, чтобы вскоре выйти здесь замуж за русского служилого человека.

Женщин иногда просто покупали на местном рынке. Торговля людьми -"ясырем" - была в XVII веке обычным делом. Продавали, как правило, пленных, захваченных во время военных походов. Цена на "ясырь" в Кузнецке, например, в конце XVII века была стойкой и прак­тически одинаковой как при продаже мужчин, так и при продаже женщин, и рав­нялась 10 рублей за человека. Например, 16 октября 1697 года продал "выезжый белый кол мак" (так русские называли часть телеутов, которые перешли в рус­ское подданство. - А.К.) Тайбак казачьему сыну Ивану Трофимову "калмыцкую свою девку" Кубекей. Для сравнения: лошади и коровы стоили тогда по 2 - 3 рубля, а, например, денежное жалование рядового пешего казака составляло 5 рублей в год, а рядового конного казака - чуть более 7 рублей в год. Но продажа людей на местном рынке не была массовым явле­нием, в конце XVII века, например, сделки с "ясырем" в Кузнецке составляли около 3 процентов от всех торговых операций.

Купленную на местном рынке "ясырку" можно было убедить перейти в право­славие, а затем жениться на ней. Но иногда всего этого не происходило и, как писал еще в 1622 году патриарх Филарет пер­вому сибирскому архиепископу Киприану о некоторых сибирских служилых людях: "...а иные живут с татарскими с некреще­ными как есть с своими женами, и дети с ними приживают..."

Как мы смогли убедиться, "женский вопрос" представлял для Кузнецка XVII века весьма острую социальную проблему,



которая решалась в соответствии с реа­лиями того времени. Женатые мужчины, переехавшие в Кузнецк, как правило, через некоторое время находили способ перепра­вить сюда и свои семьи. Гораздо сложнее было с холостыми. Неженатые служилые люди в основном женились на кузнецких (абинских) татарках. А холостые ссыльные крестьяне находили свою "вторую поло­винку" среди ссыльных женщин и опять же среди кузнецких татарок.

Андрей Кауфман,

старший научный сотрудник музея

"Кузнецкая крепость".

Похожие:

Женский вопрос в Кузнецке iconВведение: Познание семьи Глава I. Габитус семьи
Перспектива отмирания семьи. — Кризис семьи. — Женский вопрос. — Порнократия. — Мужской вопрос. — Проблема любви. — Детский вопрос....
Женский вопрос в Кузнецке iconГим­нА­зиЯ март 2012 года Га­зе­та из­да­ет­ся моу «Гим­на­зия №1» с ок­тяб­ря 1996г
Казалось бы, такой родной и популярный праздник, а как темна и запутана его история. Вопрос даже не в том, почему появился Женский...
Женский вопрос в Кузнецке iconНачалось всё в Нью-Йорке весной 1857 года, когда текстильщицы прошлись...
«Женский день» вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по...
Женский вопрос в Кузнецке iconВ сем известно, что 8 марта это международный женский день. Правда,...
Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта. И хотя у иудеев время празднования Пурима скользит почти также как...
Женский вопрос в Кузнецке iconЕсть в начале весны замечательный праздник 8 Марта. Мужчины заранее...
Женский День, бывает только раз в году. В этот день надо всех женщин поздравить – и тётю, и бабушек, и учительницу, и, конечно, маме...
Женский вопрос в Кузнецке iconВопрос 1 Предмет истории экономики. Периодизация экономического развития...
Вопрос 3 Проявление азиатского способа производства в экономике Древнего Египта 4
Женский вопрос в Кузнецке iconПол женский Профессия
...
Женский вопрос в Кузнецке iconНародная мудрость гласит: Муж пьет полдома горит, жена пьет- весь...
Народная мудрость гласит: Муж пьет полдома горит, жена пьет- весь дом горит. Женский алкоголизм приносит много бед: разрушается семья,...
Женский вопрос в Кузнецке iconПолитические партии соединенных штатов америки
Женский политический и социальный союз, 1890 # ■Национальная американская ассоциация за женское избирательное право /1920
Женский вопрос в Кузнецке iconРегламент открытого лично-командного соревнования по картингу «Женский День 8 марта»
Председатель областной общественной организации «Федерация автомобильного спорта Псковской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница