Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием




Скачать 150.49 Kb.
НазваниеПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Дата публикации23.10.2013
Размер150.49 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Туризм > Программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 имени С.П.Шпунякова»

173013 Великий Новгород, мкр.Кречевицы, д.79

тел./факс(8162) 793-389



ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

зам.директора по ВР

Мацева Е.В.

Пояснительная записка
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Солнышко». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Организация летнего отдыха по программе «Солнышко» осуществляется по направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,

  • содержательно-досуговое,

  • нравственное,

  • гражданско-патриотическое.


Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы


  1. Создавать условия для организованного отдыха детей.

  2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  3. Создать условия для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, знаний по краеведению.

  4. Способствовать формированию культурного поведения.

  5. Способствовать формированию санитарно-гигиенической культуры.

  6. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

  7. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  8. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

^ Концепция программы
Концептуальные основы деятельности

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
^ Принципы программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» опирается на следующие принципы:

^ Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

^ Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

^ Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности.

^ Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

^ Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;

  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов


Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.

  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

  3. ^ Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.

  4. ^ Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

  5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

  6. Здоровьесберегающие технологии

^ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.




  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Солнышко»;

  • формирование органов самоуправления,

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

^ Механизм реализации программы

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра «Солнышко» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.

^ Игровая легенда

Ребята и педагоги в течение всего сезона на борту корабля совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальник порта (старшая вожатая), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.

Игра развивается в течение 21дня, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.

^

Методическое сопровождение программы



Для эффективной работы в лагере активно используются:

  1. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

^ Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)

  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)

  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)

  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)

  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)




  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;

  • Консультационный;

  • Прогностический

  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.


Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,

  • организация активного досуга,

  • профилактическое,

  • нравственное,

  • краеведческо-патриотическое.



Спортивно – оздоровительное направление

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе

  2. Проведение спортивных мероприятий

  3. Проведение С-витаминизации питания детей.

  4. Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе различной тематики;

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;

  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные соревнования по бегу «Самый быстрый», военная игра «Зарница», праздник «Сильные и ловкие», соревнование по квадрату, праздник «Ярмарка народных игр», футбол .

  • участие в летней спартакиаде лагерей: Легкоатлетический кросс, «Весёлые старты», соревнования по шашкам, «Веселый светофор».

  • подвижные спортивные игры.


Организация активного досуга

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

          1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

    1. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

  • Открытие смены. Игра: «Расскажи о себе»

  • Беседа о здоровье и гигиене: «Друзья Мойдодыра».Операция «Уют».

  • Конкурс рисунков на асфальте: «Здравствуй, лето!»

  • Представление в ДК ВАСИЛЬЕВА «Двери в лето открываем», «Счастливая планета детства»

  • «Неуловимый Фунтик» Театр Драмы

  • «Мисс лето» Конкурсная программа для девочек

  • «А ну-ка, мальчики!» Конкурсная программа для мальчиков

  • Колмовская городская библиотека: «Через тернии к звездам», «Пуговкомания»

  • «Лето в гости нас зовёт!» Конкурс - караоке

  • Киноцентр «Три богатыря и Шамаханская царица

  • Конкурс плакатов «Мир без вредных привычек!»

  • Конкурс поделок из природных материалов «Открываем красоту природы»

  • Викторина: «Лекарственные растения нашего края»

  • Конкурс букетов «Цветочная симфония»

  • Новгородский музей «В гостях у мальчика Онфима».

  • Конкурс юных художников «Наш лагерь»

  • Конкурс рисунков «Миру-мир»

  • «На свете все нужны-и мушки, и слоны» Детская библиотека

  • Кукольный спектакль театра «Дорофей»-«Помогите обезьянке»

  • Концертная программа «Таланты среди нас»


Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.


Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

  • Альтернативного провождения времени

  • Свободного времени

  • Совместного планирования досуговой деятельности.


Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • Уровень целостного детского коллектива смены;

  • Уровень отряда;

  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.


Профилактическое направление

Виды профилактических работ

  • Профилактическая работа по противопожарной безопасности

  1. Беседы в отряде по противопожарной безопасности.

  2. Создание отрядного уголка безопасности.

  3. Викторина «Огонь – враг, огонь - друг»




  • Профилактическая работа по правилам дорожного движения

  1. Профилактические беседы в отряде по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря.

  2. «Весёлый светофор». Познавательная игра по правилам дорожного движения

  3. . Викторина по ПДД «Красный, Желтый, Зеленый»

  4. Беседа с инспектором отдела профилактической работы ГИБДД «Профилактика дорожной безопасности»

  5. Создание отрядного уголка безопасности.


Профилактическая работа по правилам поведения возле воды и на воде.

  • Викторина: «Не зная броду – не суйся в воду». Правила поведения на воде.


^ Краеведческо-патриотическое направление

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины, знающего историю своего края

Формы:

  • Конкурс рисунков «Миру-мир», посвященный 70-й годовщине начала Великой Отечественной Войны

  • Возложение цветов на братское захоронение

  • Экскурсия – игра на Ярославовом дворище «Новгород и Ганза».

  • Посещение музея - тематика: «Мой любимый город!»

  • Мероприятие по истории Великого Новгорода «Господин Великий Новгород».

Похожие:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря отдыха с дневным пребыванием детей «Сказочная страна»
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря отдыха с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconОтчет о работе профильного летнего оздоровительного лагеря с дневным...
Отчет о работе профильного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма лагеря дневного пребывания «Солнышко»
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconЛагерь с дневным пребыванием детей и подростков «растишка»
...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма детского пришкольного оздоровительного лагеря
Информационная карта программы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей мбоу «Гимназия» г. Суворова Тульской...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу «Лицей №12», город Курган
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «друзья маленького принца»
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма муниципального оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Программа муниципального оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Станция Тихонькая»
Включение детей в новую, порой непривычную для них деятельность, происходит во время их пребывания в летних оздоровительных лагерях...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием iconДолжностная инструкция №1 по охране труда для начальника летнего...
Начальник лагеря в своей деятельности по обеспечению охраны труда руководствуется настоящей должностной инструкцией и следующими...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница