Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика» по дисциплине (название читаемого курса) Экономика международного туризма в условиях глобализации. Код курса: 143Э631-В302
Кафедра зарубежной экономики
Лектор и руководитель семинаров: Восколович Нина Александровна, профессор Контактный телефон: 9392940
e-mail: 9392916@mail.ru
Год обучения, семестр: второй год обучения, четвертый триместр
Общая трудоемкость (кредиты / часы) 2/72 час
Аудиторная работа, общая (часы): 24, в том числе лекции – 12, семинары и практические занятия – 12
Индивидуальная аудиторная работа (час) – 12
Самостоятельная работа (час) – 36
Итоговая форма отчетности: экзамен. ^
лекции
Дата (№ недели)
| Темы для изучения
| Количество часов
| 1
| Специфика проявления глобализации в мировом туризме
| 2
| 2
| Влияние глобализации на мировую туриндустрию
| 2
| 3
| Рынок международных туристских услуг
| 2
| 4
| Регулирование развития международного туризма
| 2
| 5
| Формирование современного турпродукта
| 2
| 6
| Использование технологий в международной туризме
| 2
|
| Итого
| 12
| ^
Дата (№ недели)
| Темы для изучения
| Количество часов
| 1
| Индустрия туризма и специфика ее развития в разных странах
| 2
| 2
| Тенденция развития международного рынка туристских услуг
| 2
| 3
| Регулирование развития международного туризма
| 2
| 4
| Маркетинг услуг выездного и въездного туризма
| 2
| 5
| Особенности продвижения турпродукта на мировом рынке
| 2
| 6
| Минимизации рисков туристских услуг
| 2
|
| Итого
| 12
|
^
Дата (№ недели)
| Темы для изучения
| Форма выполнения
| Количество часов
| 1
| Обзор законодательно-правовых актов ВТО
| текст
| 4
| 2
| Анализ статданных о развитии туризма и состояния мирового рынка туристских услуг
| таблицы графики
| 4
| 3
| Анализ состояния и развития рынка услуг въездного и выездного туризма
| таблицы и графики
| 4
| 4
| Разработка программы маркетинга услуг въездного туризма в РФ (по одному из видов туризма)
| таблицы и пояснительная записка
| 4
| 5
| Подготовка двух реферативных докладов
| текст
| 20
|
| Итого
| 36
|
^
Дата
| Темы для изучения
| Форма проведения занятий
| Количество часов
| 1
| Международные и национальные классификации средств размещения, предприятий питания, транспорта
| дискуссия
| 4
| 2
| Международное сотрудничество в туризме
| дискуссия
| 4
| 3
| Маркетинг услуг въездного и выездного туризма
|
| 4
|
| Итого
| 12
| Программа
Цели курса.
^
разработка стратегий и планов интеграции туризма, как одной из приоритетных сфер национальной экономики России, в глобализирующееся мировое хозяйство;
подготовка проектов, предложений и разработка планов мероприятий по присоединению России к ВТО и проведению отечественного законодательства о туризме и соответствующей хозяйственной практики в соответствие с нормами ВТО;
разработка стратегии участия России в деятельности Всемирной туристской организации и Международном олимпийском движении;
разработка планов и стратегии деятельности туристической фирмы с учетом глобализации мирового рынка, рынка услуг туризма, рынков финансовых и инвестиционных ресурсов;
подготовка заданий на разработку системы экономических показателей, характеризующих состояние въездного туризма на национальном и региональном уровнях;
Аналитическая деятельность:
разработка, обоснование и оценка экономических показателей, характеризующих развитие мирового, национальных, региональных рынков туристских услуг, и функционирование российских туроператоров и турагентов в условиях глобализации;
анализ состояния, коньюктуры и тенденций перспективного развития глобализирующихся мирового и национального рынков туристских услуг;
разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме и стимулированию туристской активности населения с учетом вызовов глобализации мирового хозяйства и присоединения к ВТО;
анализ выгод и обоснование преимуществ для отечественной экономики, активизации деятельности в сфере въездного и выездного туризма в условиях присоединения России к ВТО;
анализ информационного обеспечения для осуществления экономических расчетов и определения эффективности туристской деятельности фирм (компаний), конкурирующих на мировых рынках в условиях интеграции России в глобализирущееся мировое хозяйство.
^
организация функционирования, выработка направлений усиления конкурентных преимуществ и рыночной стратегии специализированных и диверсифицированных фирм (компаний), их отдельных подразделений в сфере туризма на глобализирующихся мировых рынках;
управление туристскими фирмами (компаниями), их подразделениями, в т.ч. отечественными компаниями с участием иностранного капитала, компаниями, входящими в мировые глобальные сети;
организация работы в структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях, профессиональных ассоциациях (объединениях) для решения проблем развития въездного и выездного туризма в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство.
^
преподавание специальных дисциплин и спецкурсов по проблемам экономики туризма в высших учебных заведениях , в учебных структурах по повышению квалификации, переподготовке, дополнительному образованию для специалистов и управленческого персонала;
разработка учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин по проблематике туризма в высших учебных заведениях, в учебных структурах по повышению квалификации, переподготовке, дополнительному образованию для специалистов и управленческого персонала.
^
разработка рабочих планов, заданий для исполнителей, программ проведения научных исследований по проблемам развития туризма в условиях глобализации мирового хозяйства;
сбор, обработка, систематизация и анализ информации по проблематике развития туризма в условиях глобализации, обоснование выбора инструментария и методы исследования;
организация и проведение эмпирических исследований по проблемам интеграции туристского комплекса России в мировой рынок туристских услуг с использованием выборочных обследований и наблюдений;
подготовка материалов для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
разработка экономических моделей международных, национальных, региональных рынков туристских услуг во взаимодействии их с рынками первичных ресурсов в условиях глобализации.
^ успешное освоение в рамках программы бакалавриата соответствующих базовых курсов по экономической теории, макроэкономике, микроэкономике, экономике общественного сектора, экономике социальной сферы, финансам, статистике.
Аннотация: курс ориентирован на изучение мировой индустрии туризма, международного рынка туристских услуг в условиях глобализации, влияния международного туризма на экономику принимающих стран и стран-поставщиков туризма.
^ Тема I. Специфика проявления глобализации в мировом туризме.
Субъекты международного туризма. Классификация международного туризма. Международный туризм как социально-экономическое явление.
Тенденция развития мирового туристского рынка в условиях глобализации. Международные туристские потоки и международные туристские прибытия. Экспорт и импорт туристских услуг.
^ . Современная туристская индустрия и динамика ее структуры. Транснациональные компании в туристской и гостиничной индустрии. Мультипликативное воздействие туризма на мировую и национальную экономику.
Различие систем классификации средств размещения туристов и подходы к их гармонизации. Особенности классификации предприятий питания и досуга. Системы информационно-экскурсионного обслуживания. Транспортное обслуживание туристов. Инвестиции в туристскую (гостиничную) индустрию.
^
Особенности рынка туристских услуг и специфика конкуренции на нем. Услуги туроператоров и турагенств. Сегментирование рынка услуг международного туризма. Рынки въездного и выездного туризма. Методические подходы к изучению и оценке туристского спроса.
Экономико-географические и природно-исторические факторы формирования рынков отдельных видов туризма (рекреационного, спортивного, делового, экологического, паломнического и др.).
^
Международное сотрудничество в области туризма. Международные туристские организации. Общественные объединения в туризме: международные неправительственные, региональные, молодежные, профсоюзные организации.
Специфика законодательства разных стран о туризме. Политика Европейского союза в сфере туризма. Различия государственной политики в поддержке въездного туризма. Налоговое и неналоговое регулирование предпринимательской деятельности в туризме. Лицензирование, сертификация и стандартизация в международном туризме. Инвестиционная политика в отношении международного туризма. Международный опыт проведения экологической политики.
^
Национальный туристский продукт и маркетинговые подходы к его формированию. Основные модели потребительского поведения и факторы роста спроса на услуги международного туризма. Методы продвижения туристского продукта на мировом рынке.
Себестоимость туристских услуг. Ценообразование на услуги въездного и выездного туризма. Риски в туризме. Медицинское и имущественное страхование в туризме. Страхование профессиональной ответственности турфирмы перед потребителем.
^
Информационное обеспечение потребителей и предпринимателей в туризме. Использование международных систем резервирования и бронирования. Рекламная деятельность в международном туризме.
Интеграция глобальных дистрибьюторских систем в Интернет. Чип-технологии и электронная поддержка платежных карт. Применение цифровых технологий. Рекомендуемая для изучения литература
Восколович Н.А., Морозов В.Н. и др. Экономика въездного / выездного туризма. – М.:МГУ, 2003.
Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. – М.: ТЕИС, 2001.
Экономика и организация туризма. Международный туризм. Под ред. Рябовой И.А. и др. – М.: КНОРУС, 2005.
Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспекст-пресс, 2002.
Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Енджейчик И. Современный туристский бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Уваров В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации. – М.: Международные отношения, 1990.
Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы. – М.: МАТГП, 2005
Дворниченко В.В. История международного и национального туризма. – М.: МЭСИ, 2001.
Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: 2002.
Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Академия, 2004.
Морозов В.А. Взаимодействие отраслей туризма со смежными отраслями национальной экономики. – М.: ТЕИС, 2004.
Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Макроэкономика туриндустрии. – М.: 2002.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организации деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.: Мастерство, 2002.
Харрис Г, Хац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Compendium of Tourism Statistics. – Madrid, WTO, 2000.
International Tourism: A Global Perspective. – Madrid, WTO, 1999.
Vellas F., Bechered L. International Tourism. An Economic Perspective. Macmillan Press Ltd. 1995.
Cooper C., Fletcher Y., Gilbert D.., Wanhilt S. Tourism/ Principles. Practice. 1996.
Методы обучения: лекции, дискуссии, деловые игры, ситуационные задачи. Критерии оценок: успешное освоение программы курса, в т.ч. выступление в дискуссиях, подготовка 2-ух рефератов, курсовой работы, сдача тестового зачета. ^ промежуточного – рефераты, домашние задания; итогового – тестовый зачет, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Язык обучения: русский. Темы выпускных квалификационных работ
Современные тенденции в развитии мирового (национального) туристского рынка;
Туристская индустрия в условия глобализации мировой экономики;
Глобальные сети в туристской (гостиничной) индустрии;
Особенности формирования гостиничного хозяйства в условиях глобализации туристической сферы;
Инвестиции в туристскую (гостиничную) индустрию;
Особенности посреднической деятельности в туризме в условиях глобализации;
Специфика изучения спроса на услуги въездного (выездного) туризма в условиях глобализации;
Особенности формирования рынков отдельных видов туризма (рекреационного, спортивного, горнолыжного, делового, экологического, паломнического и др.) в условиях глобализации;
Специфика государственной политики (государственного регулирования) в поддержке въездного туризма в условиях глобализации;
Международное сотрудничество в проведении экологической политики в сфере туризма;
Маркетинговые подходы к формированию национального туристского продукта (либо туристского продукта в конкретном виде туризма, например, спортивном) в условиях глобализации;
Минимизация рисков в туризме в условиях глобализации;
Ценообразование на услуги туризма в условиях глобализации;
Использование современных информационных технологий в международном туризме;
Электронная коммерция в туризме;
Глобальная система бронирования и резервирования в международном туризме;
Рекламная (выставочная) деятельность международного туризма.
д.э.н., профессор
кафедры экономики социальной сферы Н.А. Восколович |