Тема. Лесные опасности. 2 Класс




Скачать 130,04 Kb.
НазваниеТема. Лесные опасности. 2 Класс
Дата публикации29.05.2013
Размер130,04 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Туризм > Урок
Урок окружающего мира 2,4 класс.

Учитель начальных классов Лесникова Т.А.
ТЕМА. ЛЕСНЫЕ ОПАСНОСТИ. 2 КЛАСС.
Цель. Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить детей правилам поведения, учить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчёлы, осы, шмели, шершни).

ТЕМА. ЖИЗНЬ ЛЕСА. 4 КЛАСС.
Цель. Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: для учителя: плакат-схема «Смешанный лес», запись голосов птиц, магнитофон, мультимедийный проектор, диск, карточки (деревья, кустарники, травы), картинки (ель, сосна, берёза, осина, малина, смородина, шиповник, волчье лыко, костяника, кислица, ландыш, грушанка, пчела, оса, шмель, шершень), кроссворд, маркеры разного цвета;

для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков – 2 класс ч. 2, 4 класс ч. 1, карточки с изображением грибов, ножницы, клей.
Ход урока.
I. Организация класса. Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари.

-Во время путешествия по лесу со вторым классом мы выясним, какие опасности могут подстерегать нас в лесу, поговорим о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, познакомимся с правилами поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчёлы, осы, шмели, шершни), а с четвёртым классом мы рассмотрим лес как природное сообщество, познакомимся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, а также выделим роль грибов в лесу.

II. Проверка домашнего задания.

Вспомним солнечное лето,

Вспомним вольную пору!

-Как вы отдыхали летом? (Ответы детей).

-Давайте представим, что сейчас лето, август месяц. Мы с вами отправимся на прогулку в лес на несколько часов. Как же нам подготовиться к такому путешествию? (Необходимо продумать какие продукты, медикаменты взять с собой и как лучше одеться.)

Заслушиваются ответы детей и учитель делает выводы:

-люди давно заметили, что лучше всего утоляет жажду чай. Причём не обычный чай, а зелёный. А ещё минеральная вода;

-из медикаментов нужно взять вату, бинт, перекись водорода или спирт, йод или «зелёнку», бактерицидный лейкопластырь. Необходимые таблетки (взрослые подберут их сами), мыло, чистую воду в пластмассовой бутылке, чистый носовой платок, иголки или булавки;

-одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинным рукавом и спортивные брюки. На ноги – носки и удобную обувь: кроссовки или кеды; на голову – панаму или бейсболку. Взять с собой лёгкую куртку без подкладки или ветровку.

-Как же мы понесём все эти вещи и предметы? (уложим в сумки, полиэтиленовые пакеты и рюкзаки.)

-Что удобно взять с собой на прогулку: сумку, пакет или рюкзак? Почему? (Рюкзак носится на спине, поэтому руки свободны; он тщательно завязывается и застёгивается, изготовлен из специального плотного материала.)

-Почему люди называют землю «кормилицей»?

Конкурс стихов о земле.

-Кого из чтецов вам хочется отметить? Почему?

Игра-конкурс между классами. Побеждает класс, знающий больше пословиц и загадок о земле-кормилице.

-Внимание, слушают меня и второй, и четвёртый класс.

III. Работа по теме.

1.На доске: плакат-схема «Смешанный лес».

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

(Н. Никитин).

Звучит запись голосов птиц.

-Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх).

-Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом).

-А какой этот дом? (Большой, многоэтажный).

-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники).

2.Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы).

3.Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья).

-Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы).

-Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, берёзы, осины и т.д.)

-В среднем ярусе? (Малина, смородина, шиповник, волчье лыко и т.д.)

-Что растёт в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, грушанка и т.д.)

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что у вас под ногами? (Трава).

-А знаете ли вы, что некоторые растения опасны для человека?

2. Работа по учебнику (2 класс).

-Об этом 2 класс узнает из учебника на с.32. Прочитайте самостоятельно текст учебника. Рассмотрите рисунки.

3. Работа с классом (4 класс).

-4 класс, внимание. Под ногами у нас старые листья, сквозь них пробивается трава. Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку).

-А именно? (Ежам, медведям, разным жукам).

4. Коллективная работа.

-Внимание. А сейчас все вместе, второй и четвёртый класс, мы поговорим ещё об одних обитателях леса. Догадайтесь, о чём идёт речь. (Ответы детей 2 класса).

И на горке, и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(грибы)

-Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Да).

5. Работа по учебнику (4 класс).

-На этот вопрос 4 класс найдёт ответ в учебнике на с. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?» самостоятельно.

6. Работа с классом (2 класс).

-Внимание, 2 класс. А знаете ли вы, какие грибы съедобные, а какие нет. О чём вы узнали, прочитав в учебнике? Какие грибы опасны для человека? (Бледная поганка, мухомор). А какие ягоды несъедобные? (Волчье лыко, вороний глаз).

-Давайте отгадаем кроссворд и выделим: съедобный гриб – несъедобный гриб.








1



















2

























3





































О







4




























5

























Н







6




























7

























И




8























1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их … (опята).

2. А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

3. Серенькие шапки.

Рябенькие ножки.

Под берёзою растут.

Как их зовут? (Подберёзовик)

4. Средь молодых сосёнок

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок … (маслёнок).

5. Растут в лесу сестрички.

Рыжие … (лисички).

6. Люблю я в разных шапках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай,

Это - … (сыроежки).

7. Я стою на ножке толстой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой. (Боровик)

8. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит.

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют … (поганка).

-Давайте посмотрим, какое слово получилось в середине кроссворда? (Подосиновик).

-Почему гриб назвали подосиновиком? (Потому, что он растёт под осинками).

-Растёт подосиновик не только под осинами, но и под берёзами, и в еловом, и в сосновом лесах. А подосиновиком он называется, наверное, потому, что в сухое лето, когда в березняке или хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках всегда найдётся этот красноголовый гриб.

-Какие грибы мы можем отнести к съедобным, а какие к несъедобным (те грибы, какие были в кроссворде).

-Перед вами картинки грибов. Расположите грибы по названиям и приклейте их. Выполните эту работу самостоятельно. Затем обменяйтесь листочками и проверьте работу соседа.

7. Работа с классом (4 класс).

-Внимание, 4 класс. Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков).
Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба на месте)

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

(Наклон вперёд,

руками коснуться пола)

Тихо птенчика берём

И назад его кладём.

(Выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(Бег на носочках)

На полянку мы выходим

Много ягод там находим.

Земляника так видна!

Мы едим её с куста.

(Наклоны вперёд)

IV. Продолжение работы по теме урока.

-2 класс продолжает работать самостоятельно, а 4 класс, скажите, легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удаётся сделать сразу).

-А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве).

-Мы выяснили, что лес для животных является домом. А ещё чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).

-Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

-Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьёй, помогая друг другу).

-Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена).

2. Коллективная работа.

-Работаем вместе, и второй, и четвёртый класс. Внимание!

Что такое лето?

Это – море света!

Если солнце – зной и сушь,

Если дождик – звонкий душ.

Скрип сверчков.

И щебет птичий.

Носит ветер смоляной.

В травах – пчёлы хороводом:

Всё цветёт и пахнет мёдом.

-Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми». Почему? (У них есть жало. Они могут ужалить).

-К жалящим насекомым можно отнести … (учитель показывает картинки: пчела, оса, шмель, шершень).

3. Работа по учебнику (2 класс).

-Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты. Как защитить себя от укуса жалящего насекомого, это вы узнаете, 2 класс, в учебнике на с.33. Прочитайте текст самостоятельно.

4. Работа с мультимедийным проектором (4 класс).

Текст для просмотра.

-Приглашаю вас посетить лес. В нём мы встретим филина. Он населяет глухие места в лесах, степях и пустынях. В сумерки филин охотится на зайцев, грызунов, ежей, птиц, хватая добычу острыми когтями.

Болотный лунь. Встречается вблизи водоёмов, а также в низинных лугах. Это довольно крупная птица. Питается лягушками, водоплавающими птицами, грызунами, насекомыми. Гнездится в густых зарослях тросняка.

Обыкновенная выдра. Питается рыбой, лягушками, мелкими зверьками и водоплавающими птицами. Ценный пушной зверёк.

Кабан или дикая свинья.

Ондатра – растительноядное животное, но может питаться раками и моллюсками. Живёт в норах, вход в которые устраивает под водой, а на низких берегах строит невысокие хатки из стеблей камыша.

Бобр – ведёт полуводный образ жизни, плавает и ныряет, может по долгу оставаться под водой. Занесён в Красную книгу.

Сойка – относится к семейству врановых. Сойки всеядны, ловят насекомых и даже птиц, а также ящериц, лягушек и мышей, разоряет гнёзда.

Зубр – занесён в Красную книгу.

Обыкновенный ёж – на зиму впадает в спячку. Убежищем ему служит гнездо из травы и веточек в каком-нибудь укрытии или неглубокая нора.

Крот – отыскивает свою главную добычу – дождевых червей.

Обыкновенная лисица – ведёт одиночный образ жизни. Хищник.

Барсук – он всеяден. К зиме заготавливает большое количество жира и впадает в зимний сон.

Волк – способен приспособиться к любым условиям. Волки совместно охотятся. От волка произошли все домашние собаки.

Пустельга – в большом количестве истребляет вредных грызунов: полёвок, мышей, крыс, а также саранчу.

Вяхирь – дикий европейский голубь.

Дрозд-белобровик.

Чёрный хорёк – селится по опушкам, берегам болот и речек, оврагам, часто недалеко от человеческого жилья.

Бурый медведь – питается грызунами, лягушками, насекомыми, улитками, а также рыбой. Ягоды, орехи поедает в большом количестве.

Большой пёстрый дятел. Он легко долбит древесину, извлекая насекомых. Его называют «доктор леса».

Пеночка-трещётка – питается насекомыми, вредителями лесных растений.

Зелёный дятел.

Благородный олень.

Заяй-беляк.

Кукушка – поедает ядовитых волосатых гусениц – вредителей леса.

Иволга – питается насекомыми и ягодами.

Выхухоль – питается моллюсками, личинками насекомых, пиявками, мелкой рыбой, корневищами растений.

Лось – питается листьями и побегами деревьев и кустарников.

Лесная кошка – питается мышами и птицами.

-Второй класс, расскажите, что вы узнали из учебника, как защитить себя от укуса жалящего насекомого? (Нужно стараться их не тревожить. Держаться подальше от гнёзд жалящих насекомых. Если пчела или оса залетела в дом, не надо гоняться за ней и не стараться убить. Лучше открыть окно пошире и подождать, пока насекомое улетит. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не попала в рот. Она может ужалить в язык, а это очень опасно).

V. Итог урока.

-Итак, что вы, 4 класс, можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных).

-Вот и подошла к концу наша прогулка. Я думаю, что вы узнали для себя что-то новое и интересное. Спасибо за урок. А за хорошую работу на уроке я хочу вам всем подарить маленький подарок. (Каждый ученик получает в подарок книжечку о лесе).

VI. Домашнее задание.

Похожие:

Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconТема урока «Лесные опасности» (урок-путешествие)
Цели: выяснить, какие опасности могут подстерегать ребят в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconЛесные опасности
Цепи: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconУрок окружающего мира Тема: «Лесные опасности»
Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые могут быть в лесу и правилами безопасного поведения; познакомить с понятиями «съедобные»,...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconКонспект урока, 4 класс Тема: Рисование на тему: "Лесные тропинки"
...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconПлан-конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»
Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconЛесные и торфяные пожары, их последствия. Меры безопасности в зоне лесных и торфяных пожаров
Из множества чрезвычайных ситуаций наиболее многочисленными являются лесные пожары, на долю которых приходится до 70% всех чрезвычайных...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconЗакон Украины от 18 января 2003 года №2245-ш "Об объектах повышенной опасности"
Осуществление государственного надзора за состоянием гражданской защиты и техногенной безопасности потенциально опасных объектов...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconТема: «Безопасное обращение с электроприборами»
Цель: познакомить детей с правилами безопасности при пользовании электроприборами,об опасности игры с ними
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconСкутер — источник опасности
Это негативно влияет на безопасность дорожного движения. Любое транспортное средство является источником повышенной опасности, а...
Тема. Лесные опасности. 2 Класс iconСоставы суда и проблемы борьбы с коррупцией
В статье рассматриваются составы суда, предусмотренные ст. 30 Упк рф, с точки зрения их коррупционной опасности. Предлагаются меры...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница