Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании»




Скачать 172,13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании»
Дата публикации24.10.2013
Размер172,13 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Спорт > Пояснительная записка
Модель организации внеурочной деятельности

в рамках ФГОС второго поколения в МОУ «СОШ № 11» г. Оренбурга

2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Устав общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ № 11», Программа развития Школы, Концепция воспитательной системы Школы.

Модель программы внеурочной деятельности обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Общие задачи данной программы систематизированы по основным направлениям:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

^

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

^ Основные задачи:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Одной из главных проблем школы для организации ВУД является отсутствие расположенных рядом учреждений дополнительного образования, специалистов с музыкальным, техническим, хореографическим и другим специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.

Программы по организации внеурочной деятельности разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.

            Внеурочная работа реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:

- дети еще маленькие;

- отсутствие центров дополнительного образования;

- родители заняты на работе, и возить детей на занятия в учреждения дополнительного образования нет возможности.

            Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме.

Первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак, а затем посещают кружки.

            В течение дня с детьми находятся учителя начальных классов. Они проводят занятия в кружках и регулируют посещение учащимися других кружков и мероприятий.   

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом  внеурочной деятельности.   Подготовка к участию и участие в общешкольных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие обучающихся в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с их интересами и склонностями.

^ ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Внеурочная деятельность


Направления внеурочной деятельности


Творческие объединения

Учреждение,

осуществляющее внеурочную деятельность

Ответственные

Общеинтеллектуальное направление

Проектная деятельность «Узнаем сами»

1 «А» класс

МОУ «СОШ № 11»

Чебыкина Л.И., учитель 1 «А» класса

Кружок «Смекай-ка»1 «Б» класс

МОУ «СОШ № 11»

Пискарева В.В., учитель 1 «Б» класса

Коррекционный курс «Школа развития»

МОУ «СОШ № 11»

Пьянкова Л.В., педагог-психолог

Художественно-эстетическое направление

Кружок по вязанию «Веселая петелька»

ЦТДИЮ на базе

МОУ «СОШ № 11»

Гайша Н.Г.

Кружок по вокалу «Музыкальная шкатулка»

ЦТДИЮ на базе

МОУ «СОШ № 11»

Воропаева С.Н.

Духовно - нравственное направление

«Школа вежливых наук» 1 «А» класс

МОУ «СОШ № 11»

Чебыкина Л.И., учитель 1 «А» класса

Час общения

1 «А» класс

МОУ «СОШ № 11»

Чебыкина Л.И., учитель 1 «А» класса

Час общения

1 «Б» класс

МОУ «СОШ № 11»

Пискарева В.В., учитель 1 «Б» класса

Социальное направление

Проектная деятельность

«Мир, в котором я живу» 1 «Б» класс

МОУ «СОШ № 11»

Пискарева В.В., учитель 1 «Б» класса

Спортивно-оздоровительное направление

Вольная борьба

СДЮСШ № 6 на базе

МОУ «СОШ № 11»

Сапожников Е.В.

Плавание

Спортивный комплекс «Факел» п. 9 января





                                    
РАСПИСАНИЕ


Направления внеурочной деятельности


Творческие объединения

Понедельник

Вторник


Среда

Четверг

Пятница

Общеинтеллектуальное направление

Проектная деятельность

«Узнаем сами»

1 «А» класс

12.10 -12.40













Кружок

«Смекай-ка»

1 «Б» класс

12.10 -12.40













Коррекционный курс «Школа развития»




12.10 -12.40

1 «Б»

I группа

12.10 -12.40

1 «А»

I группа

12.10 -12.40

1 «А»

II группа

12.10 12.40

1 «Б»

II группа

Духовно - нравственное направление

Кружок «Школа вежливых наук»

1 «А» класс




12.10 -12.40










Час общения

1 «1» класс




12.45 -12.15

Час общения

1 «Б» класс




12.45 -13.15

Художественно-эстетическое направление

Кружок по вязанию «Веселая петелька»

12.20-14.05

12.20-14.05




12.20-14.05

12.20-14.05

Кружок по вокалу «Музыкальная шкатулка»

12.10-12.40

12.10-12.40

12.10-12.40




12.10-12.40

Социальное направление

Проектная деятельность

«Мир, в котором я живу»

1 «Б» класс







12.10 -12.40







Спортивно-оздоровительное направление

Вольная борьба

12.20 -14.05




12.20 -14.05




12.20 -14.05

Плавание

1 «А», 1 «Б» классы

13.00-13.45








^ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

Спортивные секции:

Вольная борьба;

Плавание

Занятия в специальном помещении, в бассейне, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

Декоративно-прикладное искусство:

Кружок по вязанию «Веселая петелька»

Музыкальное искусство:

Кружок по вокалу «Музыкальная шкатулка»

Создание творческих проектов, посещение выставок. Занятия в музыкальном кружке, посещение концертов, участие в концертах и конкурсах

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Духовно - нравственное

Кружок «Школа вежливых наук»;

Часы общения


Беседы, , экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми,


Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Научно-познавательное

Проектная деятельность

«Узнаем сами»;

Кружок «Смекай-ка»

Коррекционный курс «Школа развития»

Работа со справочной литературой, занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной.


Социальное

Проектная деятельность

«Мир, в котором я живу»


Беседы, встречи с людьми, проектирование, экскурсии; фотосъемки, знакомство с историей своей семьи, родного края

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Проектная деятельность

Будет реализована через все направления внеурочной деятельности


Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов



^ РИСКИ, ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:


^ Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из дополнительного фонда

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования, ДЮСШ

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в Интернет-форумах ФГОС, прохождение курсовой подготовки, в т.ч. дистанционно


^ РЕСУРСЫ

А) Педагогические ресурсы:

педагоги школы, педагоги дополнительного образования, тренеры СДЮСШ и спортивного комплекса, социальный педагог школы, педагог-психолог, классные руководители, библиотекари.

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через занятия, посещение кружков школы, библиотеки, объединений дополнительного образования, спортивной школы.
^ Б) Научно-методическое обеспечение проекта:

научно-методическую поддержку при реализации проекта будут оказывать институт повышения квалификации учителей, муниципальный ресурсно-методический центр.

^ В) Материально-техническое обеспечение:

для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на втором), имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров с выходом в Интернет, в пяти кабинетах школы есть проекторы, экраны, в двух кабинетах интерактивные доски. Кабинет первого класса будет оснащен компьютером, проектором.

^ Г) Информационное обеспечение

Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).


  1. ^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Общий ожидаемый результат: 

Повышение качества  образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.
^ ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.



^ Мониторинг компетентностей учащихся


Компетенции ученика

Показатели

^ Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

1.Познавательная активность учащихся.

2.Произвольность психических процессов.

3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое наблюдение.

3.Оценка уровня тревожности Филипса

«Шкала тревожности».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность.
2.Знание этикета.

3.Комфортность ребёнка в школе.

4.Сформированность совместной деятельности.

5.Взаимодействие со взрослыми, родителями, педагогами.

6.Соблюдение социальных и этических норм.


1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся.

2. Педагогическое наблюдение.

3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».

4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе».

5.Анкета «Ты и твоя школа».
6.Наблюдения педагогов.



Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

3.Развитость чувства прекрасного.

1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».
3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».

^ Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

            Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

            Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Ожидаемые результаты

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю,  чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

  Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности

                                                                                                    

Похожие:

Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Гоу сош №199 до г. Москвы являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Модели программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании» iconНормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного...
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница