Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год




Скачать 132,47 Kb.
НазваниеШкольный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год
Дата публикации20.04.2013
Размер132,47 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Спорт > Документы
Школьный этап олимпиады

по БИОЛОГИИ 2011-2012 учебный год.

10 - 11 класс.

Время выполнения 120 минут.
Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы.
Задание 1.

Задание включает в себя 40 вопросов, к каждому предложены 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Около индекса выбранного ответа поставьте чёткий знак «+».


  1. Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, -

А) эмбриология; Б) биотехнология; В) генетика; Г) анатомия.

2. Клетки грибов и растений по своему строению сходны с клетками:

А) молочнокислых бактерий; В) бактериофагов;

Б) клубеньковых бактерий; Г) беспозвоночных животных.

3. Репликация ДНК происходит в:

А) синтетический период интерфазы; В) в начале профазы;

Б) постсинтетический период интерфазы; Г) в конце профазы.

4. Какой триплет тРНК комплементарен кодону ГЦУ на иРНК?

А) ЦГТ; Б) АГЦ; В) ЦГА; Г) ГЦТ.

5. Белком богаты семена покрытосеменных растений семейства:

А) розоцветных; Б) пасленовых; В) бобовых; Г) крестоцветных.

6. Мхи и хвощи относятся к:

А) одному семейству; В) разным классам одного отдела;

Б) разным семействам одного класса; Г) разным отделам.

7. У двоякодышащих рыб лёгкие сформировались в процессе эволюции из:

А) жабр; В) стенок глотки;

Б) жаберной полости; Г) плавательного пузыря.

8. Одна из причин близорукости -

А) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий;

Б) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну;

В) помутнение хрусталика;

Г) повреждение зрительного нерва.

9. Расщепление крупных молекул белков, жиров и углеводов до более мелких происходит под воздействием:

А) гормонов; Б) витаминов; В) ферментов; Г) антител.

10. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися состоит в:

А) появлении правого и левого лёгкого; В) увеличении носовой полости;

Б) наличии трахеи и бронхов; Г) появлении множества альвеол.

11. Образование второго зародышевого листка происходит на стадии

А) овогенеза; Б) дробления; В) бластулы; Г) гаструлы.

12. Лекарственные вещества при введении в кровь разбавляют:

А) дистиллированной водой; В) 2% - ным раствором NaCl;

Б) 0,9% - ным раствором NaCl; Г) 9% - ным раствором NaCl.

13. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А) передают импульсы в центральную нервную систему;

Б) воспринимают раздражения и преобразуют их в нервные импульсы;

В) передают импульсы с чувствительных нейронов на исполнительные;

Г) передают нервные импульсы к исполнительным нейронам.

14. Какое число нуклеотидов кодирует последовательность расположения 14 аминокислот в белке?

А) 7; Б) 14; В) 28; Г) 42.

15. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

А) структуры хромосомы; В) числа групп сцепления;

Б) доминантности или рецессивности гена; Г) расстояния между генами.

16. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

А) печеночной вене; В) капиллярах малого круга кровообращения;

Б) лимфатических сосудах; Г) капиллярах большого круга кровообращения.

17. Вход в органы дыхания человека во время проглатывания пищи закрывается:

А) голосовыми связками; В) надгортанником;

Б) щитовидным хрящем; Г) языком.

18. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема.

Р: Аа х Аа

F1: АА, Аа, Аа, аа.

А) закон расщепления; В) закон сцепленного наследования;

Б) правило единообразия; Г) хромосомную теория наследственности.

19. При распаде белков в клетках тела образуется ядовитое вещество – аммиак, который обезвреживается, превращаясь в мочевину:

А) в тонкой кишке; Б) в толстой кишке; В) в почках; Г) в печени.

20. В процессе свёртывания крови НЕ принимает(ют) участия:

А) тромбопластин; Б) витамин К; В) соли калия; Г) соли кальция.

21. Какие организмы в оболочках клеток содержат хитин?

А) растения; Б) животные; В) бактерии; Г) грибы.

22. Примером приспособленности поведения животных служит:

А) изменения окраски тела у хамелеона;

Б) выход ящериц в пустыне на охоту ночью при отсутствии жары;

В) различие в размерах и массе тела у самцов и самок птиц;

Г) уплощенность тела у рыб, ведущих придонный образ жизни.

23. Сохранение в Новой Зеландии древнейшего пресмыкающегося – гаттерии – пример проявления в эволюции:

А) стабилизирующего отбора; В) дизруптивного отбора;

Б) искусственного отбора; Г) движущего отбора.

24. Какой генотип имеет человек, страдающий дальтонизмом?

А) XDY; Б) XDXd; B) XdY; Г) XDXD.

25. Сколько аутосом содержит яйцеклетка человека?

А) 46; Б) 44; В) 23; Г) 22.

26. На каком этапе жизненного цикла хроматиды становятся хромосомами?

А) интерфаза; Б) профаза; В) метафаза; Г) анафаза.

27. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся находки:

А) археоптерикса и стегоцефала; В) гоацина и гаттерии;

Б) стегоцефала и гоацина; Г) гаттерии и археоптерикса.

28. При скрещивании гетерозиготной яблони с гомозиготной рецессивной доля гомозигот в потомстве составит:

А) 75%; Б) 25%; В) 100%; Г) 50%.

29. Клубень картофеля – это видоизмененный

А) корнеплод; Б) главный корень; В) придаточный корень; Г) подземный побег.

30. Сужение ареала вида служит показателем:

А) общей дегенерации; Б) ароморфоза; В) идиоадаптации; Г) биологического регресса.

31. Область распространения северного оленя в тундре – это критерий:

А) экологический; Б) генетический; В) морфологический; Г) географический.

32. Какая изменчивость НЕ влияет на генотип?

А) модификационная; Б) мутационная; В) цитоплазматическая; Г) внеядерная.

33. Кареглазый и черноволосый мужчина (оба признака доминантные) болен гемофилией (признак рецессивный). Определите его генотип, если он гетерозиготен по аутосомным генам.

А) AABBXHXh Б) AaBBXhXh В) AaBbXhY Г) AaBbXHY.

34. В отличии от углеводов некоторые липиды содержат в своём составе атомы:

А) водорода; Б) углерода; В) фосфора; Г) кислорода.

35. К половому способу размножения относят:

А) почкование; Б) клонирование; В) партеногенез; Г) спорообразование.

36. Для изучения наследственности человека, выявления наследственных заболеваний НЕ применяют … метод:

А) генеалогический; Б) близнецовый; В) цитогенетический; Г) гибридологический.

37. Внешнее и внутреннее строение органов цветкового растения представляют собой его:

А) фенотип; Б) генотип; В) генофонд; Г) генетический код.

38. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как

А) их клетки не делятся митозом;

Б) в клетках гибридов не образуются хроматиды;

В) родительские хромосомы не конъюгируют;

Г) гаметы родительских форм различаются по размерам.

39. К какому изменению в экосистеме хвойного леса может привести увеличение численности хищных насекомых?

А) к сокращению численности растительноядных насекомых;

Б) к увеличению численности насекомоядных птиц;

В) к уменьшению численности хищных млекопитающих;

Г) к уменьшению численности лягушек и ящериц.

40. Выберите верное определение понятия аллельные гены:

А) гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в двух разных участках одной хромосомы;

Б) гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в двух разных участках одной хромосомы;

В) гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в негомологичных хромосомах;

Г) гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом.
Задание 2.

^ В заданиях 1 – 3 выберите три верных ответа.


  1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:

А) оформленное ядро; В) цитоплазму; Д) митохондрии;

Б) гликокаликс; Г) рибосомы; Е) плазматическую мембрану.

  1. Какова роль испарения воды в жизни растений?

А) защищает от перегрева;

Б) способствует двойному оплодотворению;

В) увеличивает тургор клеток;

Г) ускоряет процесс дыхания;

Д) всасывание воды корнями;

Е) способствует передвижению веществ в растении.

  1. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

А) формирование грызущего ротового аппарата у майского жука;

Б) появление трахей у членистоногих;

В) появление третьего зародышевого листка у червей;

Г) складчатость коры головного мозга млекопитающих;

Д) развитие клыков у хищных млекопитающих;

Е) сокращение до двух числа пальцев у страусов.
^ При выполнении заданий 4 – 6 установите соответствие между содержанием

первого и второго столбцов. Выпишите последовательность букв верных ответов.

  1. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки.

ПРИЗНАК ОРГАНОИД

1. Накапливает воду А) ВАКУОЛЬ

2. Содержит кольцевую ДНК Б) ХЛОРОПЛАСТ

3. Обеспечивает синтез органических веществ

4. Содержит клеточный сок

5. Поглощает энергию солнца

6. Синтезирует молекулы АТФ

  1. Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ

1. Посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре. А) Соматический

2. Контролирует деятельность внутренних органов. Б) Вегетативный

3. Влияет на сокращение гладкой мускулатуры.

4. Регулирует работу сердца.

5. Регулирует произвольные движения.



  1. Установите соответствие между видом насекомого и тиром его развития.

ВИДЫ НАСЕКОМЫХ ТИПЫ РАЗВИТИЯ

1. Водомерка А) с неполным превращением

2. Божья коровка Б) с полным превращением

3. Капустная белянка

4. Комар-пискун

5. Саранча

6. Рыжий лесной муравей.

^

При выполнении заданий 7 – 8 установите правильную последовательность


биологических процессов, явлений, практических действий.


  1. Установите последовательность действий при оказании первой помощи утопающему.

А) ритмично надавливать на спину пострадавшему, чтобы вызвать удаление воды из легких;

Б) сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

В) очистить полости носа и рта пострадавшего от грязи;

Г) положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги спасающего

  1. Установите последовательность развития и смены экосистем на голых скалах.

А) травянисто – кустарниковое сообщество;

Б) накипные кустарники и бактерии;

В) мхи и кустистые лишайники;

Г) лесное сообщество;

Д) травянистые цветковые растения.

Задание 3.

Решите, правильно ли суждение.


  1. Медузы – это трехслойные животные.

  2. В процессе фотосинтеза растения выделяют углекислый газ.

  3. В состав АДФ входит рибоза.

  4. Генетический код универсален для всех организмов.

  5. Животные с трехкамерным сердцем и реберным дыханием относятся к классу пресмыкающихся.

  6. Блуждающий нерв является частью симпатической нервной системы.

  7. Зеленый кузнечик относится к консументам первого порядка.

  8. Экологическая система включает в себя сообщество живых организмов и абиотические факторы среды.

  9. Главное отличие грибов от бактерий заключается в том, что они имеют клеточное строение.

  10. Для растений семейства Астровые характерно формирование различных сростнолепестных цветков.

  11. Мутагенный организм практически сразу же становится родоначальником сорта.

  12. Мономеры белков играют самостоятельную роль в организме.

  13. Ловчие сети пауки ткут ногочелюстями.

  14. Почки деревьев в зимнее время называют спящими.

  15. Водоросли обитают только в водной среде жизни.


Практический тур

школьной олимпиады.

10 – 11 класс.


  1. Полипептид имеет следующую последовательность аминокислот: гли – три – сер – арг - мет – асн – асп – лиз. Определите: А) последовательность участка ДНК, кодирующий данный белок;

Б) сумму водородных связей, удерживающих цепи ДНК;

В) процентное содержание каждого нуклеотида ДНК.

Для решения задачи воспользуйтесь таблицей генетического кода.


Первое

основание

Второе основание

Третье основание

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)

У (А)

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир





Цис

Цис



Три

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)

Ц (Г)

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)

А (Т)

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)

Г (Ц)

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)



  1. Упрямство – рецессивный признак, сцепленный с полом, а высокая прочность зубной эмали находится под контролем рецессивного аутосомного гена. Покладистый мужчина, который с детства часто ходит к зубным врачам, женится на женщине с хорошим характером, у которой во рту уже нет ни одного зуба без пломбы. Сын пошел не в родителей, упрямый по характеру, но при этом не нуждается в услугах стоматолога.

А) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

Б) С какой вероятностью в этой семье родится упрямый ребенок?

В) С какой вероятностью в этой семье родится девочка с хорошими зубами?

Ответы на задания

школьной олимпиады

по биологии 2010 года

10 – 11 класс.
Задание 1.

1. А 11. Г 21. Г 31. Г

2. Г 12. Б 22. Б 32. А

3. А 13. В 23. А 33. В

4. В 14. Г 24. В 34. В

5. В 15. Г 25. Г 35. В

6. Г 16. В 26. Г 36. Г

7. Г 17. В 27. А 37. А

8. Б 18. А 28. Г 38. В

9. В 19. Г 29. Г 39. А

10. Г 20. В 30. Г 40. Г
Задание 2.

  1. В,Г,Е 5. АБББА 1 – 3 задания оценивается в 3 балла

  2. А,В,Д 6. АБББАБ 4 – 8 задания по 2 балла за правильный ответ

  3. Б,В,Г 7. ВГАБ

  4. АББАББ 8. БВДАГ Итог – максимум - 19 баллов.


Задание 3.

Правильные суждения под номерами – 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12.

За каждый правильно выбранный и правильно невыбранный ответ – 1 балл.


Практический тур.

  1. Белок: гли – три – сер – арг – мет – асн – асп – лиз.

иРНК: ГГУ УГГ УЦУ ЦГУ АУГ ААУ ГАУ ААА

ДНК : ЦЦА АЦЦ АГА ГЦА ТАЦ ТТА ЦТА ТТТ

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

ГГТ ТГГ ТЦТ ЦГТ АТГ ААТ ГАТ ААА

НС : 332 233 232 332 223 222 322 222 = 57

Аденина – 15 нуклеотидов, что составляет 31,25%.

Тимина - 31,25%

Цитозина - 9 нуклеотидов, что составляет 18,75%

Гуанина - 18,75%.
2. Ответы: А) 12 генотипов; Б) W = 25%; B) W = 12,5%.

Максимальный балл за работу: теоретический тур: 74 балла;

практический тур : 6 баллов.

ИТОГ : 80 баллов.

Похожие:

Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconСправка о результатах проведения школьного этапа Всероссий ской олимпиады...
Всероссийской олимпиады школьников в Нижегородской области, на основании графика проведения муниципального этапа предметных олимпиад...
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconШкольный этап Всероссийской олимпиады по биологии для 11 класса 2012 2013 учебный год
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2011-2012 учебный год
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconШкольный этап олимпиады по географии 2012-2013 учебный год Задания для 10-11 классов Разминка
Швейцарский ученый и инженер, изобретатель батискафа, на котором его сын достиг дна глубочайшей в мире Марианской впадины
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconШкольный этап Всероссийской олимпиады по географии для обучающихся...
Школьный этап Всероссийской олимпиады по географии для обучающихся 9 – Х классов в 2011 – 2012 учебном году
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconШкольный тур олимпиады по географии 2011/2012 учебный год
Какой император впервые повелел учитывать при переписи населения и мужчин и женщин? Списки населения стали называть «сказками», а...
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2011 – 2012 учебном году
Задание включает в себя 20 вопросов, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите один...
Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии...

Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии...

Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год iconАнализ учебного плана за 2011-2012 учебный год
Учебный план на 2011-2012 учебный год был разработан в соответствии со следующими документами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница