Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А




Скачать 484,41 Kb.
НазваниеОтдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А
страница1/5
Дата публикации29.05.2013
Размер484,41 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5

Проект "Одаренные дети"



ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА
МОУ «Кодинская СОШ №2»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Работа Осиповой Е.Г.

Евдокимовой Н. А.

 


2011 год
ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

МОУ «Кодинская СОШ №2» Кежемского района Красноярского края.
В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как системы, образующей личность, формирующей образ жизни народа, передающей новым поколениям ценности нации и обеспечивающей мотивацию личности к познанию и инновациям. Подобное идеологическое понимание образования дает исторический шанс реализовать творческий потенциал ведущих научных школ отечественной психологии и педагогики, рассматривающих образование как ведущую социальную деятельность и условие социокультурной модернизации российского общества. Перефразируя применительно к развитию общества известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, миссия инициативы «Наша новая школа» может быть определена словами: «Наша новая школа – это школа, ведущая за собой развитие общества».

В связи с этим для достижения поставленной Президентом цели представляется целесообразным рассматривать инициативу «Наша новая школа» как социальный проект развития личности, общества и государства, затрагивающий интересы самых широких слоев российского общества.

Разработка социального проекта «Наша новая школа» требует решения трех следующих задач:

- анализ социальных установок, сложившихся в российской ментальности как барьеров массового сознания, влияющих на современную государственную политику, в том числе на политику в сфере образования

- выделение предпосылок, определяющих обретение конкурентоспособности России и ее движение к гражданскому обществу;

- разработка проекта «Наша новая школа» как условие реализации стратегии социокультурной модернизации общества.
^ 5 направлений образовательной инициативы

«Наша новая школа»


Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

^ Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Цель программы:

  • Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

  • Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

  • реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создавать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей;

  • изучать факторы целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

  • совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  • внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

  • создать банк данных «Одаренные дети», включающий информацию об образовательном учреждении и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

  • установить сотрудничество в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами (ЦДТ, ЦДОД, ДЮСШ, РДК «Рассвет»).

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.

^ Цель данной проектной работы: Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

  1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними;

  2. Обучение учителей через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

  4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  5. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

  6. Выбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  7. Предоставление возможности учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу.

  8. Овладение элементами исследовательской деятельности;


Направления:

  • работа с учащимися;

  • работа с родителями;

  • работа с педагогическим коллективом.


Этапы:

1.Подготовительный

2.Аналитический;

3.Организационно-деятельностный;

4.Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – подготовительный

Цель:Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.

  • Планирование работы с одаренными учащимися.

  • Распределение обязанностей

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.


Диагностика: (см. приложение 1)

Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социального педагога и заместителя директора по УВР школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.

Учащиеся диагностируются по следующим направлениям: (см. приложение 2)

  • интеллектуальное;

  • творческое;

  • академическое;

  • художественно изобразительное;

  • музыкальное;

  • литературное;

  • артистическое;

  • техническое;

  • лидерское;

  • спортивное.

Диагностируются также учителя (см. приложение 3) на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики психолога, социального педагога.

Социальный педагог проводит обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формированию умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организует индивидуальную работу с учителями, направленную на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

По итогам данного этапа работы в нашей школе можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
^ Список одарённых детей по классам

Классы

ФИО учащихся

Направления












^ II этап – аналитический

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

1 ступень (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим необходимо организовать дополнительные занятия (кружки) с учащимися.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

2 ступень (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д).

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает - игра.

3 ступень. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:

  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

  • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

  • четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.


Условия успешной работы с одаренными учащимися

Намечены принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества


^ III этап - организационно - деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

В нашей школе начал работу образовательный проект Одарённые дети». Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Социальный педагог предварительно провела анкетирование по выявлению нетрадиционного мышления детей. Затем каждый ребёнок собирал своё личное дело, куда входили грамоты за достижения в учёбе, а также участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах. Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости ребёнка и делаются соответствующие выводы.

Организация работы проводится по результатам диагностики:

ФИО учащихся

Направление

Результат диагностики










Работа с родителями

Цель: оказание методической помощи родителям, для поддержки одаренных детей.

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

  1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

  2. Чтение лекций для родителей.

  3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

  4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

  5. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

  6. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

  • Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.

  • Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.

  • Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconСистема работы с одаренными детьми
Дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся, работа с родителями, работа с вузами
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconСистема работы с одарёнными детьми в мбоу сош с. Тулучи
В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconПрограмма факультатива по математике 6 класса Разработала учитель...
«Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета,...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconПрограмма работы с одаренными детьми составлена учителем математики...
Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconОтдел образования администрации Ивнянского района
Внеклассная работа по иностранному языку в условиях личностно ориентированного обучения как средство развития познавательных интересов...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А icon[Боги древнего египта.] Научно исследовательская работа по истории
Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconОтдел образования администрации воскресенского муниципального района...
Отдел образования администрации воскресенского муниципального района саратовской области
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconКонспект урока по окружающему миру литературному чтению во 2 классе...
Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconОтдел образования администрации Волгодонского района моу: Побединская...
Нормативно-правовые акты (федерального, регионального, муниципального и школьного уровней), регламентирующие методическую деятельность...
Отдел образования администрации кежемского района моу «Кодинская сош №2» проектная работа работа с одаренными детьми работа Осиповой Е. Г. Евдокимовой Н. А iconИсследовательская работа «Слово о настоящем человеке» ( о выпускнике...
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница