Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию




Скачать 480,46 Kb.
НазваниеМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
страница1/5
Дата публикации17.05.2013
Размер480,46 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Спорт > Анализ
  1   2   3   4   5
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Воронеж 2009

Оглавление

Введение стр. 3

Задания для 9 класса стр. 4

Задания для 10 класса стр. 10

Задания для 11 класса стр. 17

Ответы к заданиям для 9 класса стр. 24

Ответы к заданиям для 10 класса стр. 27

Ответы к заданиям для 11 класса стр. 30

Введение.
Рекомендации

для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников по обществознанию

^ 2009 - 2010 учебного года
Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится в один тур.

Муниципальный этап проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Здания отражают основные содержательные линии интегративного курса обществознания: общество, человек и деятельность, познание, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, правовая сфера, духовная сфера.

Олимпиада рассчитана на учащихся ^ 9, 10, 11 классов. Участникам предлагается выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа.

В работе представлены задания:


1.

Объяснение логического ряда

2.

Определение лишнего в ряду

3.

Работа с текстами

4.

Установление соответствия

5.

Выбор верного ответа

6.

Лингвистический конструктор

7.

Анализ таблиц, диаграмм

8.

Определение обществоведческих терминов

9.

Вопросы открытого типа (закончить предложения)

10.

Работа с текстами, содержащими преднамеренно сделанные ошибки

11.

Работа с литературными источниками

12.

Определение правильности или ошибочности утверждений

13.

Решение задач


Часть тестов предполагает один ответ из предложенных вариантов, другие – несколько правильных ответов.

Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов.

Максимальное количество баллов:

^ В 9 классе – 156 баллов

В 10 классе – 117 баллов

В 11 классе – 147 баллов

Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри.

Областной оргкомитет при подведении итогов муниципального этапа олимпиады рекомендует определить: 1 победителя и до 3 призеров в каждой параллели.

Желаем успехов участникам олимпиады!

Оргкомитет.

^ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
1.Выберите верный ответ (10 баллов):

1.1.Общество в широком смысле слова включает в себя:

1)объединение футбольных болельщиков;

2)население крупнейшей страны мира;

3)совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей;

4)весь окружающий человека мир в его многообразии.

^ 1.2.Отношения общества и природы характеризуются:

1)полным доминированием общества над природой;

2)неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;

3)зависимостью общественных процессов от природной среды;

4)поглощением природой общественных отношений.

^ 1.3.Гражданство как устойчивая связь человека с государством характеризуется:

1)взаимными правами;

2)взаимными обязанностями;

3)признанием основных прав и свобод человека и гражданина;

4)всем перечисленным.

1.4.Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

1)референдум;

2)плебисцит;

3)митинг;

4)петиция.

1.5.Политикой древние греки называли:

1)искусство ведения домашнего хозяйства;

2)ораторское искусство;

3)искусство управления государством;

4)политический талант.

1.6.Слово «республика» переводится с латинского как:

1)общее дело;

2)полезное дело;

3)наше дело;

4)власть народа.

1.7.Частная собственность и свободная конкуренция являются основой экономической системы:

1)любой;

2)традиционной;

3)командно-административной;

4)рыночной.

1.8.Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются Х, предлагаемые к продаже для мобилизации финансовых ресурсов среди всех слоев населения. Что вы поставите вместо Х?

1)лотереи;

2)акции;

3)деньги;

4)казначейские билеты.

^ 1.9.К причинам межнациональных конфликтов не относятся:

1)неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности;

2)произвольно установленные национально-территориальные границы;

3)опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения;

4)развитие культурных связей нации с другими народами.

1.10.В отличие от больших социальных групп к малым группам не относятся:

1)крестьяне страны;

2)бригада полеводов;

3)работники фермы;

4)ученики класса.
2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

(9 баллов)

Большое распространение в ___________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____________ членства кадровые и

___________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных_____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ____________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных __________ движений, отражающих интересы различных социальных ______________ .


1)социология

7)массовый

13)партийный

2)общественный

8)импичмент

14)парламентский

3)фактор

9)политология

15)консенсус

4)избирательный

10)группа

16)идеологический

5)национальный

11)выборы

17)система

6)социум

12)норма

18)лидер


^ 3. «Да» или «нет» ? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов).

1)В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.

2)Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

3)Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товара.

4)Для государственного органа в правовом государстве действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом».

5)Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

6)Первоначальное значение слова «культура» - это правила поведения людей в обществе.

7)Чем масштабнее конфликт, тем реже он случается.

8)Все перечисленные религии: христианство, иудаизм, ислам – относятся к мировым монотеистическим религиям.

9)Образование – это процесс передачи обществом ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому.

10.Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































^ 4.Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. (6 баллов).

4.1.Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2.Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально – исторических типов общества. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки типов обществ. Выполните это самостоятельно. Для этого:

^ 1)озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив социально – исторические типы обществ;

2)впишите в них порядковые номера предложений, отражающих характерные черты соответствующих типов. (15 баллов).

1.Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2.Происходит переход от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3.Господство собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4.Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5.Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6.Классовое деление уступает место профессиональному. 7.Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8.Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9.По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10.В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11.Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.
















^ 6.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

(12 баллов).

6.1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т.Гоббс)

_____________________________________________________________________________

6.2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г.Зиммель)

____________________________________________________________________________

6.3. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I)

_____________________________________________________________________________
7.Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. (7баллов)


Характер самостоятельности человека

Показатели самостоятельности

1.Экономическая

2.Социальная

3.Политическая

А.Вступление в брак

Б.Допуск к голосованию на выборах

В.Самостоятельность в выборе образа жизни

Г.Способность обеспечить себя средствами существования

Д.Проживание независимо от родителей

Е.Распоряжение деньгами независимо от других

Ж.Способность отвечать перед законом.




1

2

3










  1   2   3   4   5

Похожие:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории
Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconАдминистрации бежецкого района прика з
Бежецкого района №163 от 02. 11. 2012г. «О проведении второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников» с 15 по...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2011-2012 учебный год
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconВторой, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по...
Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Поздравляем вас с участием в II этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Олимпиада важнейшее средство не только проверки...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconВторой, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебного года

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМетодические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году в городе Брянске пройдет 10 декабря...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по
Какое государство мира граничит с большим числом российских субъектов из данного списка?
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Выпишите слова, в которых есть звук [й]. Подчеркните букву (буквы), которая (-ые) его обозначают. (10 баллов)
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 11 Класс
Задание Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница