Скачать 480,46 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Воронеж 2009 Оглавление Введение стр. 3 Задания для 9 класса стр. 4 Задания для 10 класса стр. 10 Задания для 11 класса стр. 17 Ответы к заданиям для 9 класса стр. 24 Ответы к заданиям для 10 класса стр. 27 Ответы к заданиям для 11 класса стр. 30 Введение. Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию ^ Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится в один тур. Муниципальный этап проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады. Здания отражают основные содержательные линии интегративного курса обществознания: общество, человек и деятельность, познание, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, правовая сфера, духовная сфера. Олимпиада рассчитана на учащихся ^ . Участникам предлагается выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа. В работе представлены задания:
Часть тестов предполагает один ответ из предложенных вариантов, другие – несколько правильных ответов. Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов. Максимальное количество баллов: ^ В 10 классе – 117 баллов В 11 классе – 147 баллов Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри. Областной оргкомитет при подведении итогов муниципального этапа олимпиады рекомендует определить: 1 победителя и до 3 призеров в каждой параллели. Желаем успехов участникам олимпиады! Оргкомитет. ^ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. 1.Выберите верный ответ (10 баллов): 1.1.Общество в широком смысле слова включает в себя: 1)объединение футбольных болельщиков; 2)население крупнейшей страны мира; 3)совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей; 4)весь окружающий человека мир в его многообразии. ^ 1)полным доминированием общества над природой; 2)неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории; 3)зависимостью общественных процессов от природной среды; 4)поглощением природой общественных отношений. ^ 1)взаимными правами; 2)взаимными обязанностями; 3)признанием основных прав и свобод человека и гражданина; 4)всем перечисленным. 1.4.Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ? 1)референдум; 2)плебисцит; 3)митинг; 4)петиция. 1.5.Политикой древние греки называли: 1)искусство ведения домашнего хозяйства; 2)ораторское искусство; 3)искусство управления государством; 4)политический талант. 1.6.Слово «республика» переводится с латинского как: 1)общее дело; 2)полезное дело; 3)наше дело; 4)власть народа. 1.7.Частная собственность и свободная конкуренция являются основой экономической системы: 1)любой; 2)традиционной; 3)командно-административной; 4)рыночной. 1.8.Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются Х, предлагаемые к продаже для мобилизации финансовых ресурсов среди всех слоев населения. Что вы поставите вместо Х? 1)лотереи; 2)акции; 3)деньги; 4)казначейские билеты. ^ 1)неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности; 2)произвольно установленные национально-территориальные границы; 3)опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения; 4)развитие культурных связей нации с другими народами. 1.10.В отличие от больших социальных групп к малым группам не относятся: 1)крестьяне страны; 2)бригада полеводов; 3)работники фермы; 4)ученики класса. 2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (9 баллов) Большое распространение в ___________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____________ членства кадровые и ___________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных_____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ____________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных __________ движений, отражающих интересы различных социальных ______________ .
^ 1)В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности. 2)Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. 3)Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товара. 4)Для государственного органа в правовом государстве действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом». 5)Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. 6)Первоначальное значение слова «культура» - это правила поведения людей в обществе. 7)Чем масштабнее конфликт, тем реже он случается. 8)Все перечисленные религии: христианство, иудаизм, ислам – относятся к мировым монотеистическим религиям. 9)Образование – это процесс передачи обществом ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому. 10.Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.
^ 4.1.Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.2.Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально – исторических типов общества. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки типов обществ. Выполните это самостоятельно. Для этого: ^ 2)впишите в них порядковые номера предложений, отражающих характерные черты соответствующих типов. (15 баллов). 1.Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2.Происходит переход от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3.Господство собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4.Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5.Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6.Классовое деление уступает место профессиональному. 7.Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8.Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9.По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10.В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11.Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.
^ (12 баллов). 6.1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т.Гоббс) _____________________________________________________________________________ 6.2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г.Зиммель) ____________________________________________________________________________ 6.3. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I) _____________________________________________________________________________ 7.Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. (7баллов)
|
![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических... | ![]() | Администрации бежецкого района прика з Бежецкого района №163 от 02. 11. 2012г. «О проведении второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников» с 15 по... |
![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии... Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2011-2012 учебный год | ![]() | Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по... Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием... |
![]() | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии Поздравляем вас с участием в II этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Олимпиада важнейшее средство не только проверки... | ![]() | Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебного года |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской... Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году в городе Брянске пройдет 10 декабря... | ![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по Какое государство мира граничит с большим числом российских субъектов из данного списка? |
![]() | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Выпишите слова, в которых есть звук [й]. Подчеркните букву (буквы), которая (-ые) его обозначают. (10 баллов) | ![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 11 Класс Задание Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду |