Скачать 229,66 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики Специальность 050709 Преподавание в начальных классах г. Нижний Тагил 2012 г. Пояснительная записка Цель практики: способствовать развитию наблюдательности как профессиональной компетенции будущих педагогов. Задачи практики:
Отчётность по практике:
Форма проведения практики: концентрированная. Практика рассчитана на 9 дней. По итогам практики студенту, выполнившему программу практики, выставляется зачёт. Перечень приложений:
Содержание практики
Приложения Приложение 1. Схема вывода по итогам практики:
Приложение 2. Рекомендации по психологическому анализу уроков. Психологические задания на основе метода наблюдения ^ Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учёта этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, а именно то, как они воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения. Чтобы судить о том, как ученики осуществляют познавательную учебную деятельность, нужно знать, как она проявляется внешне в их движениях, мимике, речи, позе, которые затем следует психологически истолковать. Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться и за всем классом, и за отдельными учащимися. По ходу урока наблюдения могут меняться. Учебная деятельность школьников на уроке во многом обусловлена педагогической деятельностью учителя, поэтому объектом наблюдения будет также и деятельность педагога. Чтобы сделать содержательным психологический анализ урока, необходимо четко и полно его зафиксировать по следующей схеме записи урока: Школа____________________________ Класс__________________________________________ Дата___________________ Смена_______________ Урок по счету_____________________________ Тема урока____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
В первой графе фиксируют различные моменты деятельности педагога (кроме описания учебного материала урока): тип урока, его особенности, записывают способы организации внимания, мотивации, поощрения и наказания. Можно фиксировать реплики учителя. Отслеживается динамика ведения урока, темп деятельности преподавателя, вербальные и невербальные средства в его арсенале и т.д. Во второй графе необходимо отметить различные реакции класса на организуемую педагогом учебную ситуацию: темп, активность (пассивность), утомление, динамику реакций и т.д. В третьей графе следует зафиксировать деятельность учеников, которые иначе, чем класс в целом, отвечают на воздействия учителя. Это могут быть те, кто не успевает выполнять учебные действия или, наоборот, делают задания быстрее, чем другие; те, кто слишком бурно реагируют на действия педагога или слишком пассивны, проявляют на уроке грубость, слишком «зажаты» или неадекватно ведут себя и т.д. В четвертой графе фиксируются психолого-педагогические замечания, гипотезы, идеи, которые возникают у вас непосредственно на уроке. На основе записи хода урока необходимо дать его развернутый психологический анализ по следующей программе. ^ 1. Создание положительной мотивации Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчеркивание важности материала; эмоциональности изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся. О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся; вопросы к учителю, активная работа учащихся; высказывание собственных суждений; инициативное обсуждение вопросов учащихся; рабочая обстановка в классе и т.д. ^ Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО, эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д. О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие советов поставленным вопросам; деятельность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому. ^ Создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ. О самостоятельности, эвристичности, обобщенности и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с различных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов к учителю и товарищам. ^ Четкая постановка учителем целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; четкость инструкций относительно заданных видов работ (упражнения, использование ТСО и т.д.). ^ Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, сопоставление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО. О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенного или второстепенных фактов и деталей. ^ Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке (подавленное, пассивное, скучающее, спокойное, оживленное, веселое, возбужденное). Уровень увлеченности у учащихся деятельностью (высокий, средний, низкий). Причины указанных явлений (настроение и увлеченность уроком самого педагога, характер его общения с учениками, особенности его речи, используемые им приемы и методы организации урока и т.д.). ^ Владение техникой речи. Темп речи; тон: доброжелательный, резкий, ласковый, теплый, сухой, холодный, повелительный; точность, логичность – неумение точно выразить мысль; выразительность речи; широта использования шуток, юмора. Организация взаимодействия. Стремление к сотрудничеству – доминирование, монолог; оптимальная требовательность – чрезмерная требовательность; стимулирование инициативы – подавление инициативы; оценочные суждения в адрес ученика – оценочные суждения в адрес ученика не допускаются. Эмоциональный потенциал урока. Доброжелательность неприветливость; улыбка, смех – хмурость, озабоченность; заинтересованность – безразличие; доверие, открытость – скептицизм; эмпатия – черствость. Невербальные способы общения. Чаще всего используются средства, выражающие одобрение – неодобрение; симпатию – антипатию; интерес – безразличие; поддержку – угрозу; активное слушание – пренебрежение; «поддерживающие знаки» - снисхождение. Педагогическая этика. Принятие / непринятие ученика, обида; дифференцированная оценка или поверхностная, неаргументированная; лояльность, гибкость / категоричность; умение / неумение конструктивно разрешать конфликт; преобладание ободряющих высказываний – преобладание запретов, приказов, порицаний; форма предъявления порицаний и замечаний мягкая, спокойная или строгая, резкая, оскорбительная; форма выражения похвалы и одобрения восторженная или сдержанная, сухая. Сделать вывод о стиле педагогического общения учителя (мягкий, жесткий, смешанный). ^ Цель: выявить особенности познавательных процессов детей, способы их организации и развития учителем. Примерная программа наблюдения за восприятием учащихся на уроке
Примерная программа наблюдения за вниманием учащихся на уроке
Примерная программа наблюдения мнемической деятельности детей на занятии
Схема характеристики особенностей познавательной сферы младшего школьника (дошкольника, подростка)
План наблюдения
План наблюдения за индивидуальными особенностями ребенка в учебной деятельности
^
^ Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов. Поведение Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность…………………………....1 Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.)……………………………………………………………………………………………......2 Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования…………………………………………………………………...………….3 Частая смена настроения, раздражительность……………………………………...………………..4 ^ Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты……………………………………………...1 Мимика и пантомимика не отличаются от обычных………………………………………………...2 В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре…………………………………….…………………………………………..3 Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция……………………………………………………………………………………………..…..4 Движения Движения замедленные, вялые………………………………………………………………………..1 Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно………………………………………...……...2 Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет…………………………….3 Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела…………………………………………………...…...…4 ^ Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения………………………..1 Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами…………………………….….2 Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене…….………………………3 Позы неудобные, частая их смена…………………………………………………………………….4 Речь Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос………………………………………...1 Обычная речь…………………………………………………………………………………………...2 Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно………………...….3 Речь короткая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса…………………………………………………………………………………………….……………4 ^ Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их………………………………………………………………………….…………………………1 Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный……………………2 Пульс несколько учащен (на 5 – 10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен............................................................................................................................................................3 Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены………………………………………………………………………………………….…………4 В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому-эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (предстрессовой апатии); оценка 3 балла - повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию боевой готовности); оценка 4 балла – состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности. Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
Шкала для измерения реактивности ученика Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработанная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной системе, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем варианте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50баллов, минимум – 10. при этом уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактивности, 10 – о максимальной. Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкций, позволяющей читателю попытаться применить ее для своих целей. Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названий свойств поведения ученика. При оценке следует из конкретных форм и способов поведения. Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаем движения ученика совсем лишены энергичности. ^ – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень энергичны). Цифра 3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства. Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных затрат времени, суммируйте полученные результаты.
|
![]() | Интернет-ресурсы для учителя немецкого языка Методический материал для преподавателей: стихи и песенки, пьесы, загадки, скороговорки, считалки, методические рекомендации. Отчетная... | ![]() | Рекомендации по подготовке к летней практике, по организации и проведению... Цель практики: формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях загородного оздоровительного... |
![]() | Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических... Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических... | ![]() | Методические рекомендации по прохождению учебной практики для получения... Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности... |
![]() | Методические рекомендации по подготовке документов в целях организации... Методические рекомендации по подготовке документов в целях организации и проведения тренировки по экстренной эвакуации учащихся,... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной... «Положения об организации практики студентов спбГУ», утвержденного приказом ректора от 04. 02. 2002г. Они содержат формальные и содержательные... |
![]() | Инструкция по охране труда для преподавателей руководителей учебной практики иот -2009 Руководитель практики от филиала устанавливает связь с руководителем практики от организаций и совместно с ним устанавливает рабочую... | ![]() | Методические рекомендации по летней педагогической практике для студентов... Лето это маленькая жизнь. Составители: Якунина Л. Л., Афанасьева Т. А., Величко Л. Н., Колчанова А. И., Овчелупова Г. К., Локтионов... |
![]() | Методические рекомендации учителям / Сост. А. Д. Барбитова. Ульяновск:... Методические рекомендации предназначены оказать помощь учителям по проведению психолого-педагогической подготовки учащихся и их родителей... | ![]() | Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике |