Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики




Скачать 229,66 Kb.
НазваниеРекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики
Дата публикации30.10.2013
Размер229,66 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Психология > Пояснительная записка


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Рекомендации
для студентов и преподавателей
по организации и проведению


психолого-педагогической практики

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

г. Нижний Тагил

2012 г.

Пояснительная записка
Цель практики: способствовать развитию наблюдательности как профессиональной компетенции будущих педагогов.
Задачи практики:

  1. Актуализация знаний о наблюдении как методе исследования.

  2. Формирование умения анализировать примерную программу наблюдения содержательных характеристик психологических явлений у учащихся.

  3. Изучение особенностей познавательных процессов младших школьников (подростков).

  4. Развитие техники наблюдения и целенаправленного восприятия деятельности педагога-практика.

  5. Формирование умения анализировать наблюдаемые психолого-педагогические явления.

  6. Формирование умения составлять характеристику познавательной сферы ребенка (подростка, младшего школьника).

  7. Формирование умения грамотно оформлять документацию по практике.


Отчётность по практике:

  1. Дневник практики: титульный лист, рекомендации по практике, протоколы наблюдений, анализ наблюдений, вывод по практике.

  2. Выступление на «круглом столе» по итогам практики.


Форма проведения практики: концентрированная. Практика рассчитана на 9 дней. По итогам практики студенту, выполнившему программу практики, выставляется зачёт.
Перечень приложений:

  1. Схема вывода по итогам практики.

  2. Рекомендации по психологическому анализу уроков.

  3. Примерные программы наблюдений за познавательными процессами детей.


Содержание практики


Задания

Виды и формы деятельности

^ Формы отчетности


1 день.

а) Ознакомление с программой практики.
б) Актуализация знания о наблюдении как методе исследования.


Участие в работе установочного совещания.

Работа в малых группах.


Дневник практики.
Технология наблюдения.

Протокол наблюдения.

2 день.

а) Анализ примерных программ наблюдения.
б) Ознакомление с планом характеристики конкретного ребенка.


Работа в малых группах.
Консультация преподавателя по вопросам студента.



Примерные профессиональные наблюдения, их уточнение.

План характеристики особенностей познавательной сферы конкретного ребенка.

3 – 7 день.

1. Изучение особенностей познавательных процессов учащихся.
2.Анализ наблюдаемых психолого-педагогических явлений.

3. Анализ особенностей познавательного процесса конкретного ребенка.


Наблюдение в ОУ (пассивное).

Заполнение протокола наблюдения (индивидуальная работа студента).

Психолого-педагогический анализ занятия по примерной программе (работа в малых группах и консультация преподавателей).



Протокол наблюдения.

Анализ занятия.


Характеристика особенностей познавательной сферы конкретного ребенка.

8 – 9 день.

1. Оформление характеристики особенностей познавательной сферы конкретного ребенка.

2. Подведение итогов и результативности практики.

3. Подготовка дневника практики к проверке.


Индивидуальная работа с консультацией преподавателя.

Рефлексия (круглый стол).
Индивидуальная работа с конспектами.


Характеристика

Вывод по практике (по предложенной схеме).
Дневник практики.


Приложения
Приложение 1. Схема вывода по итогам практики:

  1. Чему вы научились в ходе практики?

  2. Что вызвало затруднения?

  3. Достигнуты ли цель и задачи практики?


Приложение 2. Рекомендации по психологическому анализу уроков.
Психологические задания на основе метода наблюдения

^ Психологический анализ урока

Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учёта этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, а именно то, как они воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения.

Чтобы судить о том, как ученики осуществляют познавательную учебную деятельность, нужно знать, как она проявляется внешне в их движениях, мимике, речи, позе, которые затем следует психологически истолковать.

Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться и за всем классом, и за отдельными учащимися. По ходу урока наблюдения могут меняться. Учебная деятельность школьников на уроке во многом обусловлена педагогической деятельностью учителя, поэтому объектом наблюдения будет также и деятельность педагога.

Чтобы сделать содержательным психологический анализ урока, необходимо четко и полно его зафиксировать по следующей схеме записи урока:
Школа____________________________ Класс__________________________________________

Дата___________________ Смена_______________ Урок по счету_____________________________

Тема урока____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


^ Деятельность учителя (студента – практиканта)

Деятельность класса

Деятельность отдельных школьников (выделяющихся из общего фона)

Психолого – педагогические примечания по ходу урока

1

2

3

4














В первой графе фиксируют различные моменты деятельности педагога (кроме описания учебного материала урока): тип урока, его особенности, записывают способы организации внимания, мотивации, поощрения и наказания. Можно фиксировать реплики учителя. Отслеживается динамика ведения урока, темп деятельности преподавателя, вербальные и невербальные средства в его арсенале и т.д.

Во второй графе необходимо отметить различные реакции класса на организуемую педагогом учебную ситуацию: темп, активность (пассивность), утомление, динамику реакций и т.д.

В третьей графе следует зафиксировать деятельность учеников, которые иначе, чем класс в целом, отвечают на воздействия учителя. Это могут быть те, кто не успевает выполнять учебные действия или, наоборот, делают задания быстрее, чем другие; те, кто слишком бурно реагируют на действия педагога или слишком пассивны, проявляют на уроке грубость, слишком «зажаты» или неадекватно ведут себя и т.д.

В четвертой графе фиксируются психолого-педагогические замечания, гипотезы, идеи, которые возникают у вас непосредственно на уроке.

На основе записи хода урока необходимо дать его развернутый психологический анализ по следующей программе.

^ Программа психологического анализа урока
1. Создание положительной мотивации

Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчеркивание важности материала; эмоциональности изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся; вопросы к учителю, активная работа учащихся; высказывание собственных суждений; инициативное обсуждение вопросов учащихся; рабочая обстановка в классе и т.д.
^ 2. Организация внимания

Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО, эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие советов поставленным вопросам; деятельность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.
^ 3.Организация деятельности мышления

Создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности, обобщенности и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с различных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов к учителю и товарищам.
^ 4. Организация восприятия учебного материала

Четкая постановка учителем целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; четкость инструкций относительно заданных видов работ (упражнения, использование ТСО и т.д.).
^ 5. Организация работы памяти

Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, сопоставление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенного или второстепенных фактов и деталей.
^ 6. Эмоциональная сторона урока

Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке (подавленное, пассивное, скучающее, спокойное, оживленное, веселое, возбужденное). Уровень увлеченности у учащихся деятельностью (высокий, средний, низкий). Причины указанных явлений (настроение и увлеченность уроком самого педагога, характер его общения с учениками, особенности его речи, используемые им приемы и методы организации урока и т.д.).
^ 7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке

Владение техникой речи. Темп речи; тон: доброжелательный, резкий, ласковый, теплый, сухой, холодный, повелительный; точность, логичность – неумение точно выразить мысль; выразительность речи; широта использования шуток, юмора.

Организация взаимодействия. Стремление к сотрудничеству – доминирование, монолог; оптимальная требовательность – чрезмерная требовательность; стимулирование инициативы – подавление инициативы; оценочные суждения в адрес ученика – оценочные суждения в адрес ученика не допускаются.

Эмоциональный потенциал урока. Доброжелательность неприветливость; улыбка, смех – хмурость, озабоченность; заинтересованность – безразличие; доверие, открытость – скептицизм; эмпатия – черствость.

Невербальные способы общения. Чаще всего используются средства, выражающие одобрение – неодобрение; симпатию – антипатию; интерес – безразличие; поддержку – угрозу; активное слушание – пренебрежение; «поддерживающие знаки» - снисхождение.

Педагогическая этика. Принятие / непринятие ученика, обида; дифференцированная оценка или поверхностная, неаргументированная; лояльность, гибкость / категоричность; умение / неумение конструктивно разрешать конфликт; преобладание ободряющих высказываний – преобладание запретов, приказов, порицаний; форма предъявления порицаний и замечаний мягкая, спокойная или строгая, резкая, оскорбительная; форма выражения похвалы и одобрения восторженная или сдержанная, сухая.

Сделать вывод о стиле педагогического общения учителя (мягкий, жесткий, смешанный).

^ Приложение 3. Примерные программы наблюдений за познавательными процессами детей.
Цель: выявить особенности познавательных процессов детей, способы их организации и развития учителем.
Примерная программа наблюдения
за восприятием учащихся на уроке



  1. Подготовка детей к восприятию нового материала:

    • актуализация прошлого опыта и знаний учащихся;

    • активизация подсознательных интересов.

  2. Какие условия были созданы педагогом для обеспечения полного и точного восприятия детьми нового содержания:

    • постановка задачи (установка на восприятие);

    • создание эмоционального отношения к воспринимаемому;

    • возбуждение интереса;

    • привлечение внимания.

  3. Как учитель руководил восприятием наглядных пособий (предметов, картин, схем и т.д.).

  4. Какую роль играли вопросы учителя? На что они были направлены?

  5. Какими средствами пользовался учитель для выделения главного в воспринимаемой (интонация голоса, вопросы, записи на доске и в тетради и др.).

  6. Как учитывались индивидуальные различия восприятия учащихся?


Примерная программа наблюдения
за вниманием учащихся на уроке



  1. Внимание школьников в начале урока:

    • вид внимания;

    • время, необходимое для переключения внимания учащихся на учебный предмет;

    • отвлекаемость, ее причины;

    • средства, используемые педагогом для мобилизации внимания класса и отдельных учеников.

  2. Внимание учащихся к ответам товарищей во время опроса. Приемы учителя. Причины отвлечения внимания.

  3. Подготовка учеников к восприятию нового материала:

    • постановка задачи (цели), ответная реакция учащихся;

    • приемы стимулирования интереса к содержанию урока (яркость, образность, элементы речи и др.);

    • связь с ранее пройденным материалом;

    • случаи отвлечения внимания у детей, их причины.

  4. Внимание учеников при объяснении нового материала, его закреплении:

    • способы, используемые учителем для привлечения внимания, его устойчивости, концентрации у всего класса, отдельных детей;

    • чем вызывались наиболее частые и длительные отвлечения внимания от содержания урока;

    • как организуется активность учащихся (постановка вопросов, смена видов деятельности, темп ведения урока, использование наглядных пособий и т.д.);

    • условия развития произвольного внимания.

  5. Организация внимания детей в конце урока, при сообщении домашнего задания.

  6. Внимание учителя:

    • какие свойства внимания учителя проявились на уроке;

    • внимательность учителя к детям, в чем она проявилась? (личность, стиль общения, манера поведения.)


Примерная программа наблюдения
мнемической деятельности детей на занятии



  1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

  2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что нужно запомнить?

  3. Какие виды памяти учащихся актуализируются учителем?

  4. Как учитываются возрастные и индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности?

  5. Как организуется материал для смыслового запоминания: структурирование, языковое оформление, дозировка по объему, выделение смысловых опор.

  6. Как организуется повторение (разнообразие приемов, связь с мышлением, характер вопросов и пр.)


Схема характеристики особенностей познавательной сферы
младшего школьника (дошкольника, подростка)



  1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание, осмысленность, опора на личный опыт).

  2. Особенности внимания (постоянство, активность, сосредоточенность, распределение, частота и причины отвлечений).

  3. Особенности памяти (запоминание, постоянство, точность, готовность, механическая – логическая, к чему особенно).

  4. Особенности мышления (быстрота, ширина, понятливость, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, концентрации, абстрагирования, обобщения).

  5. Особенность речи (ясность, яркость, выразительность, объективность, словарный запас).

  6. Педагогические выводы.


План наблюдения

  1. Тема наблюдения.

  2. цель наблюдения:

  • изучение содержательных характеристик психических явлений, свойств, признаков;

  • изучение людей как носителей психических особенностей, сопоставление наблюдаемого с известными признаками;

  • изучение причин, лежащих в основе проблем;

  • изучение особенностей поведения деятельности общения.

  1. Предмет наблюдения:

  • познавательные процессы;

  • состояния свойства личности.

  1. Показатели критерии предмета наблюдения.

  2. Ситуация наблюдения.

  3. Форма регистрации наблюдения:

  • тело и его движения: туловище, резкие, выразительные черты лица, автоконтакты рук и головы, рук и предметов и т.д.; использование тела по отношению к собственной оси и к различным предметам (повороты, изгибы, наклоны и т.д.);

  • речь и голос: содержание, темп, ритм, интонации, пауза, скорость, экспрессия, характер реакций (крик, визг), характеристика голоса (высокий – низкий, звонкий – глухой);

  • движения и действия: скорость, темп, координация, точность, уверенность;

  • внешний вид.

  1. Обработка полученных результатов по каждому показателю.

  2. Анализ, выводы и рекомендации.


План наблюдения
за индивидуальными особенностями ребенка в учебной деятельности



Параметр сравнения

Позитивный тип

Негативный тип

Мотивация

Охотно

Добровольно

По собственному желанию

Активно, включено, увлечено

Старательно, усердно, изо всех сил

Неохотно

По обязанности

Под давлением

Пассивно, вяло, безучастно

Нерадиво, лениво

Скорость

Быстро

Легко, без труда

Прочно, устойчиво во времени
Легко переучивается

Обладает гибкостью

Медленно

С трудом, напряженно, тяжело

Поверхностно, мимолетно, быстро забывает

С трудом переучивается

Характеризуется ригидностью, застылостью

Тщательность

Добросовестно

Аккуратно

Основательно

Халатно

Небрежно, неряшливо

Поверхностно

Регуляция действий

Самостоятельно

Автономно, независимо

Планомерно, целенаправленно
Настойчиво, постоянно

Несамостоятельно

Подражая

Бесцельно, бессистемно, без плана

Периодически, неустойчиво

Когнитивная организация

Осознанно, с пониманием
Направленно, предвидя последствия

Рационально, экономно

Механически, не понимая, методом проб и ошибок

Случайно, непреднамеренно

Нерационально, неэффективно

Общая оценка

Хорошо

Плохо


^ Примерный план наблюдения
за мыслительной деятельностью учащихся на уроке при формировании понятий



  1. Какие понятия необходимо сформировать учителю у учеников на данном уроке?

  2. Как была поставлена перед учениками мыслительная задача? Какое значение в мыслительной деятельности имеет ясность задачи? Вызвал ли учитель у детей интерес к данной задаче? Каково значение эмоционального отношения школьников к мыслительной деятельности для ее успешного выполнения?

  3. С чего началась работа по овладению понятием? Была ли использована наглядность? Как учитель организовал восприятие школьников? Были ли выделены при восприятии существенные признаки предметов? Как учитель работал над выделением существенных признаков? Какие представления образовались у учащихся после восприятия наглядных пособий?

  4. Как использовал учитель имеющиеся у детей представления и ранее сформированные понятия из той области действительности, к которой относятся формируемые на данном уроке понятия? Какое значение имеют представления в процессе формирования понятий?

  5. Какие мыслительные операции помогли ученикам овладеть новыми понятиями? Какова роль анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения в этом процессе? Какие свойства предметов, выделяли ученики в процесс анализа? Как учитель направлял мысль учащихся на выделение существенного? Как ученики пользовались сравнениями и какую задачу ставили перед собой в процессе сравнения? Чем были вызваны затруднения при обобщении? Как учитель помог школьникам абстрагироваться, отвлечься для обобщения существенных свойств данных предметов?

  6. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?

  7. Какую роль в мыслительной деятельности школьников играли вопросы учителя (ставили перед детьми задачи, направляли на выполнение нужной мыслительной операции)? Формируется ли в ходе урока мотивы мышления?

  8. Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

  9. Как учитель проверял усвоение учащимся понятий? В чем проявилась мыслительная операция конкретизации?

  10. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою собственную мыслительную деятельность?

  11. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

  12. Учитываются ли различия школьников по основным качествам мышления (глубине ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, осознанности)?

  13. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?

  14. Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?

  15. Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные здания? Какова степень подготовленности, продуманности этих заданий?

  16. Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности педагога?

  17. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?

  18. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельности учащихся на уроке?

  19. Какое значение в процессе мыслительной деятельности учащихся имела речь учителя и самих учащихся? Четко ли была сформулирована учителем задача? Поняли ли ее ученики? Как сказывалась на ответах учеников формулировка вопроса учителем?

  20. Как в словесной формулировке выводов, сделанных школьниками, отразились их знания?


^ Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Поведение

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность…………………………....1

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.)……………………………………………………………………………………………......2

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования…………………………………………………………………...………….3

Частая смена настроения, раздражительность……………………………………...………………..4

^ Мимика, пантомимика

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты……………………………………………...1

Мимика и пантомимика не отличаются от обычных………………………………………………...2

В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре…………………………………….…………………………………………..3

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция……………………………………………………………………………………………..…..4

Движения

Движения замедленные, вялые………………………………………………………………………..1

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно………………………………………...……...2

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет…………………………….3

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела…………………………………………………...…...…4

^ Статические позы

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения………………………..1

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами…………………………….….2

Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене…….………………………3

Позы неудобные, частая их смена…………………………………………………………………….4

Речь

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос………………………………………...1

Обычная речь…………………………………………………………………………………………...2

Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно………………...….3

Речь короткая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса…………………………………………………………………………………………….……………4

^ Вегетативные сдвиги

Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их………………………………………………………………………….…………………………1

Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный……………………2

Пульс несколько учащен (на 5 – 10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен............................................................................................................................................................3

Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены………………………………………………………………………………………….…………4

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому-эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (предстрессовой апатии); оценка 3 балла - повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию боевой готовности); оценка 4 балла – состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения


Внешние признаки эмоционального возбуждения

Условная оценка

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Чрезмерное эмоциональное возбуждение

Недостаточное эмоциональное возбуждение

Поведение

Мимика, пантомимика

Движения

Статические позы

Речь

Вегетативные сдвиги

Сумма баллов











Шкала для измерения реактивности ученика

Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработанная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной системе, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем варианте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50баллов, минимум – 10. при этом уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактивности, 10 – о максимальной.

Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкций, позволяющей читателю попытаться применить ее для своих целей.
Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названий свойств поведения ученика. При оценке следует из конкретных форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаем движения ученика совсем лишены энергичности.

^ Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных затрат времени, суммируйте полученные результаты.


  1. Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)?

Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.

1 2 3 4 5

Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления

  1. Способен ли к устойчивой концентрации внимания?

Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий.

1 2 3 4 5

Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего задания.

  1. Обладает ли стойкостью перед неудачами?

При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует.

1 2 3 4 5

При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.

  1. Охотно ли выполняет ответственную работу?

Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется.

1 2 3 4 5

Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.

  1. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке?

Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учиться в полной изоляции от окружения.

1 2 3 4 5

Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.

  1. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий?

Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы.

1 2 3 4 5

Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.

  1. Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства?

В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных помещений.

1 2 3 4 5

Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.

  1. Проявляет ли нервозность перед важным заданием?

Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач.

1 2 3 4 5

Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя, как обычно, не нервничает.

  1. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий?

Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.

1 2 3 4 5

Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.

  1. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию?

Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие.

1 2 3 4 5

Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя».



Похожие:

Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconИнтернет-ресурсы для учителя немецкого языка
Методический материал для преподавателей: стихи и песенки, пьесы, загадки, скороговорки, считалки, методические рекомендации. Отчетная...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconРекомендации по подготовке к летней практике, по организации и проведению...
Цель практики: формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях загородного оздоровительного...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических...
Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики для получения...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации по подготовке документов в целях организации...
Методические рекомендации по подготовке документов в целях организации и проведения тренировки по экстренной эвакуации учащихся,...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной...
«Положения об организации практики студентов спбГУ», утвержденного приказом ректора от 04. 02. 2002г. Они содержат формальные и содержательные...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconИнструкция по охране труда для преподавателей руководителей учебной практики иот -2009
Руководитель практики от филиала устанавливает связь с руководителем практики от организаций и совместно с ним устанавливает рабочую...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации по летней педагогической практике для студентов...
Лето это маленькая жизнь. Составители: Якунина Л. Л., Афанасьева Т. А., Величко Л. Н., Колчанова А. И., Овчелупова Г. К., Локтионов...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconМетодические рекомендации учителям / Сост. А. Д. Барбитова. Ульяновск:...
Методические рекомендации предназначены оказать помощь учителям по проведению психолого-педагогической подготовки учащихся и их родителей...
Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики iconПрограмма по организации и проведению учебно-ознакомительной практики
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница