Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2




Скачать 151,48 Kb.
НазваниеРекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2
Дата публикации30.10.2013
Размер151,48 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Часть 2

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации? Давайте попробуем перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но и необходимо. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо.

Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста.

Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие Речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т. п. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Безусловно, если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых — обязательное условие успеха.

Очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется “разрываться” в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: “Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты пойми и меня, я чувствую ...”. После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: “Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится”.

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали “да”, а завтра “нет”, не объясняя причин, или после детских приставаний вы “сдались!”, тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать “новые кнопки”.

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает “можно” и “нельзя”? На помощь приходит игра “Солнышки”, в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: “Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь, и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз”. (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Это удобно делать в письменном виде. Возможно, семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть “хорошим” трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — “Если сделаем так, то будет еще лучше”, в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

^ ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИИ

1. Игра “ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ” (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и “превращаются” в драчливых “воробьев” (приседают, обхватив колени руками). “Воробьи” боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (“лечат крылышки и лапки у доктора Айболита”). “Драки” начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

2. Игра “МИНУТА ШАЛОСТИ” (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

3. Игра “ЗЛЫЕ— ДОБРЫЕ КОШКИ” (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это “волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из “волшебного круга” выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: “Сильнее, сильнее, сильнее ...”, — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более “злые” движения.

^ По повторному сигналу ведущего “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в “волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

^ По повторному сигналу “кошки” останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает “злым кошкам” стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

4. Игра “КАРАТИСТ” (снятие физической агрессии) 

Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в “волшебном круге” происходит “превращение” в каратиста (движения ногами).

Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: “Сильнее, сильнее, сильнее...”, — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

5. Игра “БОКСЕР” (снятие физической агрессии)

Это вариант игры “Каратист”, и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

6. Игра “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК” (преодоление упрямства и негативизма)

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: “Сильнее, сильнее, сильнее ...”. Затем дети разбиваются на пары “родитель и ребенок”: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

7. Игра “УПРЯМАЯ ПОДУШКА” (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают “волшебную, упрямую подушку” (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: “Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки”.

^ Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: “Сильнее, сильнее, сильнее!” (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

^ Взрослый предлагает послушать “упрямки” в подушке:

Все ли упрямки вылезли и что они делают?” Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что “упрямки шепчутся”, другие ничего не слышат. “Упрямки испугались и молчат в подушке”, — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

8. Игра “КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ” (снятие вербальной агрессии)

Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на Друга “овощами и фруктами”. Например: “Ты, — говорит клоун, — капуста!” А ребенок отвечает ... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). “А ты, — продолжает клоун, - клубника”. Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, “ругаться” вместе или по очереди “ругать” всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. “Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось”. Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: “Ты—колокольчик...” (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

9. Игра “ЖУЖА” (снятие общей коллективной агрессии)

Ведущий выбирает “Жужу”, которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить “Жужу”, кривляться перед ней.

^ Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!”

Жужа” смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за “волшебную черту” выбегает и ловит детей. Кого “Жужа” поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен “Жужи”).

10. “Брыкание”

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “Нет”, увеличивая интенсивность удара.

^ Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

11.Совместные настольные игры

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые "предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра “Конструктор”. Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей “Конструктора”. По ходу игры

взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

12. “Взаимоотношения”

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина “Дом с колокольчиком”.

^ Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь, То поверь,

Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет:

^ Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если,

Но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

13. “Кулачок”

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

^ Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

14. “Карикатура”

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им ”не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии “предметом” обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность “посмотреть на себя со стороны”.

15. “Лепим сказку”

Детям предлагается всем вместе слепить какую - нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка “Три медведя”.

Работа с пластилином дает возможность сместить “энергию кулака”. Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной, деятельности.

16. “Клеевой дождик”

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столами.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Прятаться от “диких животных”. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

17. “Строители”

Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

^ Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

Где ты разместить приехавших к тебе гостей?

Кто будет жить в этом доме кроме тебя? Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

18. Кукла “Бобо”

Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла “Бобо”. Эта кукла не продается, но вы можете очень легко сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте “лицо” — и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, также прикрепите к нему “ручки”, “ножки” и “лицо”, набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

^ Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь, сделайте это и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

19. “Связующая нить”

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

^ Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

20. “Спина к спине”

Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: “Было ли вам Удобно?”, “Не хотелось ли что-нибудь изменить?” Лучше, если тему для разговора придумают сами

^ Дети, но и взрослый может им в этом помочь. Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

21. “На кого я похож”

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: “На какое животное он похож?”, “На какую птицу?”, “На какое дерево?”, “На какой цветок?” и т. п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т. п.

22. Рисунок “Мои друзья”

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок “ колется ”.

В качестве варианта этого упражнения можно использовать рисунок “Наша группа”, который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

23. Встреча сказочных героев

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т. п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

^ Каждому ребенку волшебник дает по пять “жизней”, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

_ Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?

^ Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.

24. Сказка наоборот

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:

1-я часть — с привычными образами сказочных героев;

2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

^ Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

^ Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

Как в жизни люди относятся к разным характерам?

Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

Бывают ли в жизни такие ситуации? Эта игра направлена на расширение понятия о Разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального
Продолжение следует
Материал представлен педагогом-психологом

Регионального социопсихологического центра

в МБУ СОШ № 23 Центрального района г.о. Тольятти

Фадеевой М.П.





Похожие:

Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconРекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconМетодические рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи...
Ка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении процесса адаптации принадлежит родителям и педагогам,...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconВ этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания
Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconРекомендации педагогам и родителям «Одарённый ребёнок» Как учить...
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одним из...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconАнкета для родителей будущих первоклассников
Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его развития и жизни. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Наши рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе, и...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconПрограмма детской организации имени Саши Лысянского «Восхождение»...
«Саморазвитие в самоуправлении». Особое место в каждом разделе программы отводится заданиям самому себе. Программа предлагается воспитателям...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconА. В. Бояринцева Мы вступили в новое тысячелетие, наблюдаем очередной...
Мы вступили в новое тысячелетие, наблюдаем очередной быстро раскручивающийся виток социальных изменений во всех странах мира. Педагогам...
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconПамятка педагогам, родителям
Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства)
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2 iconКак работать с агрессивным ребенком
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Актуальность этой проблемы несомненна, поскольку число...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница