Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения




Скачать 107,22 Kb.
НазваниеОтчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения
Дата публикации29.10.2013
Размер107,22 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год.
В рамках программы развития учреждения медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы-интерната осуществлялось специалистами учреждения, объединенных в консилиум. Работа консилиума школы тесно переплеталась с работой Центра психологического сопровождения, под руководством педагога – психолога школы Севрюкова Л.С

С целью обеспечения своевременной социально психолого-педагогического сопровождения детям с нарушениями в обучении, развитии, социальной адаптации была запланирована работа МСППК школы-интерната. Работа консилиума школы тесно переплеталась с работой Центра психологического сопровождения, поскольку вся диагностическая, индивидуальная и групповая коррекционо- развивающая работа, а так же консультативная осуществлялась в рамках психологического сопровождения центром.

Одним из основных направлений деятельности центра является диагностика. За 2011-2012 учебный год по разным направлениям было протестировано: 51 воспитанник, данные диагностических обследований были представлены на МСППК школы. В соответствии с планом в течение года было проведено: 6 заседаний и 1 заседание в неплановое МСППК.

В 1 четверти было проведено 2 заседания МСППК. Первое заседание организационное, на котором обсуждался и был утвержден годовой план работы консилиума. Второе заседание было посвящено готовности первоклассников к школе, рассматривался актуальный уровень их развития и социализации. Здесь были предоставлены результаты диагностического обследования познавательной, мотивационной, эмоционально-личностной, речевой сферы, физического развития и здоровья первоклассников. Они показали, что большинству первоклассников требуется коррекция эмоционально-волевой сферы( у них отмечаются страхи, повышенная конфликтность, агрессивность, склонность к истерикам). У 30% обучающих развитие познавательных процессов очень низкое. В результате были определены направления коррекционной работы и за ребенком, требующим повышенного внимания, был закреплен ведущий специалист.

Много внимания специалистами МСППК было уделено вопросам адаптации детей. Именно этой теме, адаптация пятиклассников, первоклассников и вновь прибывших воспитанников, было посвящено очередное заседание во 2 четверти. На нем рассматривались результаты адаптации к новым условиям обучения вновь прибывших воспитанников(10 детей в 1 класс),(2 ребенка в 2 класс), а так же осуществлялось сопровождение перехода в основную школу- уровень школьной адаптации пятиклассников(12 детей). Было установлено, что адаптация прошла в легкой степени у 70% и с легкой негативно-протестной реакцией 30%. С помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. С ними была определена специальная коррекционная работа по снижению уровня тревожности, преодолению конфорного поведения, по снижению агрессивности и овладению навыкам саморегуляции, формированию адекватной самооценки и реального уровня притязаний.
По результатам диагностики на начало, и конец года выявлены следующие результаты:
^ Адаптация обучающихся 1,5 класса и вновь прибывших за 2011-2012 учебный год.




Начало года

Конец года

Легкая степень адаптации

70%

90%

Положительное отношение к школе

79%

83%

Благополучие взаимоотношений со сверстниками

23.8%

48.5%

Тревожность, агрессивность

29%

20%


Адекватная самооценка и уровень притязаний

33.4%

41%










По истечению адаптационного периода, была повторно проведена диагностика уровня адаптированности воспитанников. Результаты диагностики в конце года свидетельствуют о положительной динамике как в эмоционально-личностном самочувствии воспитанников, так и характере их взаимоотношений с воспитателями и сверстниками. То есть практически адаптация прошла удовлетворительно, что позволяет сделать вывод о правильно выбранных путях коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы у воспитанников. Но, тем не менее для обучающихся с повышенной степенью тревожности, агрессивности необходим дальнейший комплексный психолого- медико-педагогический подход, для коррекции нервно психического состояния.

В 3 четверти было проведено 2 заседание одно из них внеплановое. Оно было посвящено направлению воспитанников на областное МСППК, с целью подтверждения, уточнения и снятия диагноза. На втором заседании рассматривался вопрос по профессиональной профориентации 9 классников.

Результаты профессиональной направленности показали, что 16% выпускников выявлена склонность к работе с техникой, 67% ребят желают заниматься строительным и отделочными работами, у 8%-склонность к работе в сфере «человек-природа», 9%-« человек-человек». В результате обсуждения всех данных специалистами были определены примерные места устройства выпускников. Было вынесено решение провести серию занятий на отработку навыков эффективного взаимодействия с окружающими в новых социальных условиях и снятия тревожности с целью успешной адаптации выпускников.

Так же, на заседании МСППК, (в 4 четверти) рассматривалась готовность учащихся четвертого класса к переходу на новую ступень обучения. В результате анализа полученных психолого-педагогических данных можно сделать следующие выводы.

С программным материалом за 4 класс школы VIII вида справляются на достаточно хорошем уровне 31.%; средний уровень имеют 38.4%; низкий уровень-30.6%. У обучающихся с низким уровнем усвоения школьного материала результаты показали: активность и темп работы низкий. Кратковременная мобилизация в начале работы сменяется постепенным снижением активности, что связанно с быстрой утомляемостью. Внимание рассеянное, малодифференцированное.

Результаты диагностики эмоционально-личностного развития показали что, у 30% нервно-психическое состояние плохое( повышенная утомляемость, не уравновешенность, наличие негативных эмоциональных переживаний), у остальных 70% обучающихся нервно-психическое состояние удовлетворительное.

В целом можно отметить, что обучающиеся к переходу в среднее звено готовы. В целях обеспечения успешности школьной адаптации для учителей и воспитателей были разработаны рекомендации, а так же закреплены ведущие специалисты, за обучающими требующими особого внимания.

На итоговом заседании, ведущие специалисты отчитались в письменном виде о, проделанной коррекционной работе и представили ее результаты. В результате для всех детей, требующих повышенного внимания, были намечены пути помощи конкретного специалиста для преодоления насущных проблем.

Согласно годовому плану диагностическая работа была так же проведена с воспитанниками «группы риска» (15 человек). С помощью цветового теста Люшера изучались неосознаваемые, глубинные проблемы личности, их актуальное состояние, базисные потребности, компенсаторные возможности, степень выраженности болезненно заостренных черт характера. Педагогам были даны рекомендации по целенаправленному воспитательному воздействию на подростков с осложненным поведением. Определены направления коррекционной работы и составлены индивидуальные занятия по коррекции эмоционально-личностной сферы, на развитие образа «Я», формирование адекватной самооценки, коммуникативных способностей, развитие навыков саморегуляции поведения и контроля отрицательных эмоциональных состояний. Как правило, ребята этой группы с трудом идут на контакт, не желают заниматься, это затрудняет проведение психологической коррекции.

Положительный эмоциональный отклик и результат у ребят дали такие программные обеспечения как, компьютерная программа «Волна». Она является программно-аппаратным комплексом, предназначенным для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления, что значительно расширяет социально-адаптационные возможности человека в обществе. Комплексный тренажер функциональной активности головного мозга «Визард» повышает эффективность обучения, снижение психоэмоциональной напряженности.

В результате контрольной диагностики, положительную динамику можно отметить у 40% ребят. У воспитанников повысилась концентрация внимания и работоспособность, произвольный контроль поведения, повышение стрессоустойчивости. Воспитанники лучше стали осознавать личностную ответственность за свое поведение и выбор жизненного пути.

Так же в течение года было проведено изучение социального статуса каждого ребенка (100% охват воспитанников), в результате чего были определены положение ребенка в группе, удовлетворенность отношениями, сформированность микрогрупп, сплоченность коллектива. Результаты диагностики помогли воспитателям увидеть изолированных детей и лидеров в группе, определить вхожесть воспитанников в группировки и среду влияния. На их основе были составлены рекомендации по сплочению коллективов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми проходит при активном участии специалистов и педагогов центра в форме индивидуальных и групповых занятий

С прибывшими воспитанниками, в течение всего адаптационного периода, психологом и воспитателями групп проводились тренинговые занятия по сплочению группы, снятию психоэмоционального напряжения. Для учителей и воспитателей были даны рекомендации по использованию двигательных- игр-разминок на уроках и в режиме дня с целью снижения эмоционального и физического напряжения, полноценного участия процессов восприятия, саморегуляции в учебном процессе. Данная работа способствовала тому, что у всех воспитанников адаптация прошла в легкой степени.

^ На протяжение учебного года проводились групповые занятия:

1-4 класс психопрофилактические коррекционные занятия направленные на формирование и профилактику нарушений психологического здоровья. Так же с детьми проводились занятия на коррекцию эмоционально-волевой сферы по программе « Я в мире эмоций».

5-8 класс занятия по формированию коллективизма и навыков гуманных межличностных отношений; коррекция эмоционально-волевой сферы по программе «Учусь управлять собой»

Для выпускников проводились занятия направленные на воспитание ответственного отношения к институту семьи и подготовке к семейной жизни, целью которых является содействие успешному вхождению в социум учащихся на этапе подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни.

Представленная таблица помогает увидеть динамику в эмоционально-личностном развитии воспитанника.

С воспитанниками старшего звена совместно с социальным педагогом проводились психологические занятия по профилактике девиантного поведения.

На индивидуальных занятиях с психологом работа проводилась по коррекции познавательной сферы, а также индивидуальная работа была направлена на коррекцию поведения, эмоционально-чувственной сферы( снятия страхов, снижение агрессивности, конфликтности, тревожности).

Осуществляя контрольное направление в своей деятельности, педагоги ЦПС при подготовке к методической неделе « Реализация здоровье сберегающего обучения направленное на обеспечение психического здоровья через создание благоприятного психологического фона на уроках» разрабатывали параметры тематического контроля. В рамках контроля за реализацией учителями здоровье сберегающего обучения направленное на обеспечение психического здоровья была проведена тематическая проверка работы учителей по данному направлению. В ходе недели посещен ряд уроков, на которых можно было увидеть разнообразные методы и приемы, способствующие созданию благоприятной психологической атмосферы. Задания и упражнения запланированы с учетом возможностей и способностей учащихся.

Направление организационно-методической работы центра было представлено в форме консультирования, участия в работе методических объединений и центров.

Индивидуальное консультирование педагогов проводилось по вопросам установления взаимоотношений с воспитанниками, в решении проблем личного характера. Групповые консультации прошли по темам: «Формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся в адаптации». « Как строить отношения с воспитанниками, которых мы не любим, или еще немножко о мстительном поведении». «Психотерапевтический потенциал педагога».

Один раз в четверть проводились психологические семинары по темам: «Современный подросток, кто он?», «Развитие личности и коррекция недостатков личностного развития», «Эффективное общение».

Перед неделей психического здоровья для повышения уровня знаний, умений, навыков педагогов об особенностях развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья и путях их развития и коррекции педагогом-психологом и учителем-логопедом была проведена консультация для педагогов на тему « Использование психокоррекционных упражнений на уроках», где даны были методические рекомендации и предложена подборка упражнений на развитие познавательных процессов.

На протяжении учебного года осуществлялась работа по оформлению индивидуальных карт развития воспитанников, карт сопровождения, а также заполнение заключений, рекомендаций, протоколов.

Исходя из вышеперечисленного, педагогами Центра в перспективе (согласно программе развития) на следующий учебный год можно определить основным направлением:
1. Апробация:

  • дидактического материала методических разработок программы по коррекции эмоционально-личностного развития «На пути к совершенству»

  • Блок 2. «Жизненные навыки» коррекция асоциального поведения; (6-9 кл)

  • Блок 3. «Я во времени» -коррекция эмоционально-личностного развития (5-7 кл)

  • Блок 4. профориентация и подготовка к семейной жизни «Жизненные перспективы» (8-9 кл)

  • форм фиксации результатов мониторинга программы по коррекции эмоционально-личностного развития «На пути к совершенству» (блоки №2,3,4)

коррекционно-развивающих занятий и упражнений в работе воспитателя по блоку 1. «Учись играя» - коррекция школьной дезадаптации и развитие познавательной сферы, коммуникативных навыков (для детей 1-4 классов).

2. Корректировка:

  • методических разработок: блок № 4 направленных на формирование полоролевого образа «Я» (6-9 кл), №3 - коррекция эмоционально-личностного развития (пояснительная, структура разработок, методические и дидактические материалы)

  • содержания индивидуальных занятий блока №2, направленных на коррекцию асоциального поведения

  • форм фиксации результатов диагностирования и мониторинга в рамках программы по коррекции эмоционально-личностного развития «На пути к совершенству» (блока № 2, 3)

3. Анализ результативности:

  • занятий по блоку «Учись играя» коррекция школьной дезадаптации и развитие познавательной сферы, коммуникативных навыков ( для детей 1-4 классов)

  • Элементов занятий блока №3 «Я во времени» -коррекция эмоционально-личностного развития (5-7 кл.)

  • Элементов занятий блока № 2 «Жизненные навыки» коррекция асоциального поведения; (6-9 кл.)




  • индивидуальных занятий с использованием новых компьютерных программ «Волна», «Светозвуковая стимуляция» по программе ТО


4. Организация и проведение работы, направленной на сохранение психического и

социального здоровья педагогов и воспитанников через:

  • проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска», фронтальных и индивидуальных занятий по коррекции нервно-психического состояния.

  • по профилактике синдрома эмоционального выгорания (в комнате психологической разгрузки)

  • Консультации психолога

Похожие:

Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconСтатистический отчет педагога-психолога Фадеенко О. В. о работе за 2011-2012 учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса в мбоу дод «дюсш» осуществлялось в соответствии с планом психолого-педагогического...
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconОтчет о результатах опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности...

Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconДоклад Государственного образовательного учреждения дополнительного...
Вная цель нашего публичного доклада – это широкое информирование родителей, общественности о результатах деятельности центра за 2011-2012...
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconПрограмма социально-психологического сопровождения
Паспорт программы социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на фгос
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconОтчет по работе над методической темой за 2011-2012 учебный год
На 2011-2012 учебный год мною была выбрана следующая методическая тема: «Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивной...
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconЦентр научно – методического сопровождения по иностранным языкам...
Цель работы центра: Формирование компетенций учителя и учащихся, как средство повышения качества образования
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconПубличный отчет мкоу бутурлиновская средняя общеобразовательная школа...
Личный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского...
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconПодпрограмма психологического сопровождения образовательного процесса...
Ешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом школьной психологической практики...
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconПубличный отчёт за 2011-2012 учебный год. Содержание
Основные направления работы школы по сохранению физического и психологического здоровья школьника 
Отчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012 учебный год. В рамках программы развития учреждения iconПубличный отчёт об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности...
Проблемы функционирования и основные направления развития муниципальной системы образования на 2011-2012 учебный год
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница