Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития




Скачать 213.87 Kb.
НазваниеИсследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития
Дата публикации27.10.2013
Размер213.87 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Психология > Исследование
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ В СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алипова Н.Т.

Директор Песчанской СОШ №2

Качирского РОО
В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся предметными знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, умениям, навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

Проблемой мотивации и ее формированием занимались представители различных походов в психологии, такие как А. Маслоу, З.Фрейд, М. Дауголл, А.К. Маркова, Э. Толмен, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Г, Леонтьев и другие.

Исследование мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития.

Формирование мотивации – это создание определенных условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций); осознание их и дальнейшее саморазвитие человеком своей мотивационной сферы. Тогда в формировании мотивации не последнюю роль играет эмоциональное состояние (переживания в процессе деятельности).

Широкий спектр педагогических технологий и образовательных практик, используемых педагогами в образовательном пространстве лицея, задает многомерность действующей модели, позволяет решать весь комплекс учебных и воспитательных задач.

С 2009 года в ряде сельских школ Павлодарской области реализуется программа по внедрению лицейского и гимназического образования. Основной проблемой внедрения данной модели образования является низкий уровень учебной мотивации учащихся сельских школ.

Целью данной работы является исследование влияния мотивации учения на познавательную активность учащихся класса-лицея.

ПСОШ №2 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их способностей, наиболее полную реализацию образовательных потребностей. Это достигается путем целенаправленного моделирования и организации образовательной среды школы, создания благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Культуру личности лицеиста, ее ядро, составляют пять базовых элементов:

1. Психическое и физическое здоровье.

2. Системные предметные знания.

3. Культура мышления и речи.

4. Коммуникативная культура.

5. Навыки проектной и/или творческой деятельности.

В работе с учащимися класса-лицея мы используем следующие регулятивные принципы.



Рисунок 1. Уровни лицейской образовательной модели
Принцип открытого лицейского пространства. Этот принцип является самым объемным и всеобщим. Он включает в себя все остальные и их предполагает. Этот принцип заключается в формировании открытого пространства для каждого, кто в него входит, – лицеистов, родителей, педагогов, консультантов, партнеров, представителей вузов, науки и бизнеса. Любой участник взаимодействия, входящий в партнерские отношения с лицеем, становится полноправным субъектом публичного обсуждения и принятия решений. Этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечиваться соответствующими процедурами, нормами и традициями.

Принцип самоопределения. В открытом лицейском пространстве процесс самоопределения лицеиста, педагога, управленца становится реальностью. Этот принцип предполагает активный, сознательный и ответственный выбор собственных целей развития, предъявление своей позиции, ее открытое отстаивание. Этот принцип предполагает личную ответственность за свои слова и действия.

Принцип партнерства. Этот принцип является естественным продолжением предыдущих. В ситуации взаимной ответственности, открытости и самоопределения участники независимо от возраста, компетенции, рода занятий становятся партнерами по общему делу. Этот принцип предполагает уважением к правам другого, неукоснительное соблюдение личностной автономии и права человека на ошибку. В открытом пространстве все люди имеют презумпцию осмысленного, сознательного и ответственного действия. Стратегическая цель, задачи, принципы развития реализуются через лицейскую образовательную модель.

Она представляет собой образовательный универсум – открытое лицейское пространство для общения и развития. В этой модели каждый лицеист имеет возможность переходить от одного уровня к другому.

Уровень учебный.

Самый нижний уровень предполагает обязательное освоение учебной программы. На этом уровне критерий успешности – освоение знаний, учебной программы. Но если работает только этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека, нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения.

Уровень проектный.

Работа на этом уровне реализуется через мастерские и мастер-классы, проектные семинары и лаборатории как на уроках, так и вне учебного времени: в летних школах, на лицейских мероприятиях. Эти формы и практики формируют проектное мышление, работают на самоопределение лицеиста. Эта работа требует особой квалификации и от педагогов. Не каждый учитель, работающий на первом уровне, может работать на втором.

Уровень профильный.

Далее выделяется третий уровень – профильной подготовки. Все профили, заявленные в лицее, требуют своего обеспечения. Оно заключается в том, что при профильном обучении уже на уроке начинается подготовка лицеиста к будущей профессии. Обучение в профильном классе определяет выбор вуза.

Экспериментальная работа была проведена в 7 «А». Класс-лицей обучается в рамках эксперимента по внедрению лицейского и гимназического образования в сельские школы. В классе 8 учащихся. Физически и умственно все дети здоровы. В целом класс очень активный, требует на уроках большой нагрузки и постоянной занятости в свободное время.

Проведенное исследование включало 3 серии эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для того чтобы успешно организовать исследовательскую работу нам необходимо было изучить мотивы учения учащихся. С целью установления типа мотивации у учащихся учащимся была предложена методика «Типы мотивации». Для изучения направленности учебной мотивации была проведена методика 2. Тест-опросник направленности мотивации (Приложение А). Учащимся предлагается ответить на вопросы, соответствующие определенной подметной направленности учебной мотивации. Время ответов не ограничивается.

На последнем этапе констатирующего исследования учащимся была предложена методика «Свободные задания» Л.М. Фридмана.

Цель: установить наличие у учащихся уровень познавательной активности, учебно-позна­вательных способностей и их характер.

Учащимся было предложено выбрать любой предмет и любое творческое задание, для выполнения которого давалось две недели.

Формирующий этап экспериментальной деятельности проходил в период с октября 2010 года по март 2011 года.

Для реализации поставленных задач работа психологической службы строилась в следующих направлениях:

  • изучение общего отношения к школе учеников лицейского класса и их родителей (эмоциональное благополучие, безопасность, комфорт и др.);

  • исследование отношения учеников к учебному процессу в целом (учебным предметам и учителям);

  • изучение мотивации учебной деятельности;

  • исследование уровня развития внутреннего контроля и личной ответственности старшеклассников;

  • выявление социального благополучия учеников в классных коллективах.

Структура программы развития внутренней мотивации лицеистов представлена в таблице 1 (Приложение Б).

Давайте рассмотрим каждый этап более детально. Первый этап – вступительное занятие. Его цель – знакомство участников группы, создание атмосферы доверия и самораскрытия, формулирование целей.

Основные методы – ролевые игры, психогимнастические упражнения, беседы, дискуссии. На вступительном занятии участники Программы знакомятся с правилами поведения в группе (конфиденциальность, принцип «здесь и теперь», правило добровольности и прочие), высказывают ожидания по поводу участия в программе. Потом происходит переход к основной части вступительного занятия – анализу собственной жизни, выявлению силы мотивации учебной деятельности, а также скрытых желаний и ожиданий.

Завершается работа релаксационным упражнением.

Второй этап – теоретический. Цель занятия – ознакомление с основами теории внутренней мотивации и ценностной регуляции деятельности. Достигается она с помощью мини-лекций, решения проблемных задач, бесед, дискуссий и ролевого проигрывания про­блемных ситуаций.

На занятии участники программы анализируют события собственной жизни с точки зрения «ощущения потока» и сравнивают свои ощущения с результатами исследований М. Чик-зентмихали.

После этого организовывается дискуссия о влиянии воз­награждений и наказаний на мотивацию деятельности. Когда точки зрения участников станут ясны, группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает описание экспериментального исследо­вания влияния вознаграждений и наказаний на внутреннюю моти­вацию, однако без результатов.

Задача – спрогнозировать результат проведенного исследования. Предложенные задания анализируются в подгруппах, затем обсуждаются в общем круге, после чего тренер сообщает реальные результаты, которые опровергают значимость вознаграждений и наказаний для мотивации деятельности.

Участни­кам читается мини-лекция о теории внутренней мотивации Э. Диси и Р. Раяна и роли ценностей в развитии внутренней мотивации дея­тельности. После мини-лекции организуется обсуждение, по окон­чании которого проводится релаксационное упражнение.

Третий этап имеет своей целью анализ личностных конструктов и ценностей участников Программ в контексте внутренней мотивации. Участники на основе его результатов пишут очерк самохарактеристики.

Четвертый этап – целеобразование. Цель данного этапа – создание участниками Программы очерков фиксированных ролей (описаний себя как лиц, которые наделены системой ценностей и конструктов внутренней мотивации).

Для достижения этой цели разрабатываются откорректированные системы конструктов, на основе которых пишутся очерки фиксированных ролей, происходит ролевое проигрывание в группе.

На этом этапе участники программы обмениваются результатами исследований своих конструктов и очерками самохарактеристик. Далее они объединяются в подгруппы и анализируют полученный материал с точки зрения наличия в нем конструктов и ценностей внутренней мотивации (самодетерминации, компетентности и значимых межличностных отношений).

Когда анализ завершен, участники разрабатывают друг для друга новые системы конструктов, изменяя, прибавляя или исключая конструкты в соответствии с теорией внутренней мотивации.

На основе трансформированных систем конструктов участники пишут очерки фиксированных ролей (детальные описания способов поведения лиц с трансформированными ценностными сферами).

После этого происходит общее обсуждение результатов работы, достигается согласие с предложенными очерками и начинается формирующий этап программы.

Пятый этап – формирующий. Его цель – обретение опыта внутренне мотивированного поведения. Для этого участникам группы предлагается проигрывать в жизни роль личности, созданной в очерке фиксированной роли. Этот этап является самым необычным во всем тренинге, и именно благодаря ему достигается эффект возрастания внутренней мотивации.

Шестой этап – контролирующий. Группа встречается для контроля проигрывания роли и анализа проблем, которые возникали. Для этого проводятся обсуждения ситуаций, ролевые игры, дискуссии.

Седьмой этап – формирующий – продолжение работы над изменениями в мотивационной сфере. Участники группы по-прежнему проигрывают очерк фиксированной роли.

Восьмой этап – диагностический. Его цель – выявление изменений в системах индивидуальных ценностей и конструктов исследуемых, а также в реальном поведении. Для этого участники программы снова выявляют свои ценности и конструкты с помощью метода, используемого на третьем этапе, и сравнивают их с результатами предыдущего исследования.

В конце учебного года мы провели контрольно-итоговое исследования уровня влияния мотивации на познавательную активность исследуемых. С исследуемыми была проведена повторная диагностика «Тест-опросник направленности учебной мотивации».

Данные результатов диагностики 7 «А» класса представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты вторичной диагностики по методике «Тест-опросник направленности учебной мотивации» - 7 класс «А»




Ф.И.О.

математика

Русс.яз.

Каз.яз.

Физика

Биология

Уровень

1

Анжелика Г.

средний

высокий

низкий

средний

средний

средний

2

Алена Л.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

3

Альмира М.

средний

высокий

высокий

средний

высокий

средний

4

Асель Б.

низкий

средний

средний

низкий

средний

низкий

5

Наташа К.

высокий

средний

низкий

низкий

высокий

ниж.ср.

6

Ольга Л.

средний

средний

средний

низкий

высокий

средний

7

Света Ч.

средний

низкий

средний

низкий

средний

ниж.ср.

8

Айгерим А.

средний

средний

средний

низкий

средний

средний


В результате исследования направленности мотивации выявились показатели, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Направленность мотивации учащихся 7 класса «А»

Уровень развития

Название предмета

Математика

Русский язык

Казахский язык

Физика

Биология

Высокий

29%

23%

18%

18%

65%

Средний

53%

65%

59%

53%

35%

Низкий

18%

12%

18%

29%

0%


Данные результатов направленности мотивации учащихся экспериментальной группы:

1) Математика:

  • Высокий уровень – 29%;

  • Средний уровень – 53%;

  • Низкий уровень – 18%.

2) Русский язык:

  • Высокий уровень – 23%;

  • Средний уровень – 65%;

  • Низкий уровень – 12%.

3) Казахский язык:

  • Высокий уровень – 18%;

  • Средний уровень – 59%;

  • Низкий уровень – 18%.

4) Физика:

  • Высокий уровень – 18%;

  • Средний уровень – 53%;

  • Низкий уровень – 29%.

5) Биология:

  • Высокий уровень – 65%;

  • Средний уровень – 35%;

  • Низкий уровень – 0%.

Сравнительный анализ результатов направленности мотивации учащихся 7 класса «А» представлен на рисунке 1.



Рисунок 2. Сравнительный анализ изучения направленности учебной мотивации учащихся 7 класса «А»
Низкий уровень направленности учебной мотивации наблюдается у 0% учащихся.

У 23% учащихся выявился ниже средний уровень направленности мотивации.

41% учащихся имеют средний уровень направленности мотивации.

У 18% учащихся выявился выше среднего уровень направленности учебной мотивации.

Высокий уровень направленности учебной мотивации наблюдается у 18 % учащихся.

Таким образом, можно заключить, что уровень направленности учебной мотивации у лицеистов повысился.

Влияние мотивации на развитие познавательной активности обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

  • местом познавательной активности среди других мотивов и их взаимодействием;

  • своеобразием активности в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

  • связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния мотивации на развитие познавательной активности школьника.

Уже в средних классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления.

Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием учебной мотивации школьников.
Список использованной литературы


  1. Закон «Об образовании» в Республике Казахстан.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, Москва, 1968 . – 459с.

  3. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. – М., 1987. – 741с.

  4. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Межд. педаг. академия, 1994. – 587с.

  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста, Москва, 1981. – 630с.

  6. Возрастная психология и педагогика, под редакцией М.В. Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984. – 524с.

  7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита //Е.Л. Доценко. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. – 344 с.

  8. Немов Р.С. Психология. Книга 3. –М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 1997. – 845с.

  9. Выготский Л.С. Психология, Москва: Эксмо-пресс, 2000. – 852с.

  10. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2001. – 587с.

  11. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М., 2000. – 323с.

  12. Психология личности в трудах отечественных психологов, хрестоматия, сост. Куликов Л. В., С-П.: Питер, 2000. – 965с.

  13. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред, В. Н.Дружинин. –М: ИНФРА-М, 1999. – 559с.

Приложение А
Тест-опросник «Направленность мотивации»

Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов.

Общая характеристика. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. В содержании опросника отсутствуют суждения, касающиеся личности учителя, что отличает данную методику от таких, как «Преподаватель глазами студентов» или «Отношение к учителю». Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.

В отличие от традиционных вариантов ответов («да», «нет»), которые вследствие своей категоричности часто вызывают, как показывает психодиагностическая практика, затруднения испытуемых при выборе ответа, в опроснике предлагается более широкий набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемым либо в специальном бланке, либо на чистом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категория ми обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника

Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам твет, используйте для этого указанные в скобках обозначения:

верно — (++);

пожалуй, верно — (+);

пожалуй, неверно — (—);

неверно — (— —).

Содержание суждений

  1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Бланк ответов

школа______________________________

класс_______________ пол___________

№ вопроса

Название изучаемых предметов

математика

физика

литература

история

биология

1
















2

































20

















*Названия предметов по усмотрению экспериментатора.

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6-14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

И все же в целях научного исследования лучше пользоваться сырыми баллами.

Применение данной методики на занятиях по курсу педагогической психологии при изучении темы «Мотивы учебной деятельности» позволило включить студентов — будущих учителей (преподавателей) в активное обсуждение вопроса о том, почему в отношении одних изучаемых предметов у них высокая внутренняя мотивация, а в отношении других учебных предметов — низкая (явное доминирование внешней мотивации).

Предложенная методика может использоваться в следующих целях:

анализ причин неуспеваемости учащихся;

  • выявление категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и средним уровнем);

  • обеспечение психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

  • исследование эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов ее повышения.

Приложение Б
Таблица 1 - Общая структура программы развития внутренней мотивации




Этап

Цель

Содержание

Время

1

Вступление

Знакомство участников группы,

создание атмосферы доверия

и самораскрытия, формулирование целей

Беседы, дискуссии, игры,

решение проблемных задач

1 занятие

(3.30 часа)

2

Теория

Ознакомление с основами теории внутренней мотивации

и ценностной регуляции деятель­ности

Мини-лекция, беседы, дискуссии, ролевое проигрывание ситуации

1 занятие

[1,5 часа)

3

Рефлексия

Выявление систем конструктов и

ценностей участников тренинга

Модифицированная шузометрия

создание «очерка самохарактеристики»

1 занятие

(3,5 часа)

4

Целеобразовавние

Создание очерка фиксированной роли с преобладанием в поведении внутренней мотивации

Разработка для участников индивидуальных систем внутрен-

немотивационных конструктов, написание очерков фиксированных ролей, ролевое проигрывание

2 занятия

(2 дня по

3 часа)

5

Формирование

Переосмысление личностью

своей системы конструктов; принятие конструктов внутренней мотивации

Проигрывание в жизни очерка фиксированной роли

1 неделя

6

Обратная связь

Контроль и коррекция процесса

переосмысления

Обсуждение, проигрывание ситуаций, дискуссия

1 занятие

(6 часов)

7

Формирование (продолжение)

Переосмысление личностью

своей системы конструктов; принятие конструктов внутренней

мотивации

Проигрывание в жизни очерка

фиксированной роли

1 неделя

8

Обратная связь и диагностика

Анализ изменений в системах

конструктов и ценностей участников программы

Каузометрия, заполнение репертуарных и ранговых решеток

1 занятие

(6 часов)







Похожие:

Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconИсследование системы оопт белгородского района и выявление проблем и перспектив ее развития
Рекреационные зоны как элемент оптимизации экологического каркаса территории Белгородского района
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconИсследование учебной мотивации школьников по методике м. Р. Гинзбурга...
Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconИсследование молодежи представляет научный интерес для понимания...
Исследование молодежи представляет научный интерес для понимания проблем данной социальной группы, а так же для объяснения перспектив...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по курсу информатики...
Выявление уровня соответствия достигнутого результата требованиям учебной программы, обязательному минимуму содержания образования...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconПравовое регулирование свободных экономических зон
Свободные экономические зоны, имея различные организационные формы и целевое предназначение, могут широко варьироваться по своему...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconТема урока Содержание учебной темы
Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся – пятиклассников
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconНазвание работы: «Этномиграционные процессы в с. Красногвардейском в XX начале XXI века»
Целью данного исследования является: Изучение процессов миграции в Ставропольском крае и Красногвардейском р-не; Выявление факторов...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconГрадостроительный кодекс российской федерации
Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны...
Исследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития iconТема урока № по раз
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница