Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель




Скачать 233,01 Kb.
НазваниеКорепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель
Дата публикации27.10.2013
Размер233,01 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы

Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель,

Лубнина Татьяна Алексеевна, старший воспитатель

МКОУ СОШ п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

Гендерный подход как основа воспитания детей

Многими педагога­ми, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нуж­но воспитывать с ранне­го детства. В исследованиях отечественных психологов (В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной) научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола, полоролевой социализации, выявлены полодифференцированные особенности личности дошкольника. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти мо­дели различны у маль­чиков и девочек, то и игры их существенно отличаются. У мальчиков это игры герои­ческой тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У де­вочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие. Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях. Для этого в организациях, работающих с детьми дошкольного возраста, опираются на программы полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.


^ Особенности гендерной социализации

в игровой деятельности дошкольников

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

  • на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

  • на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Ямама, Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Литература:

Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Методическое пособие. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000.

^ Гендерный подход к организации игровой деятельности

Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе – типичная ситуация. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи (в них зазорно играть мальчишкам) и мальчишечьи (мало привлекательные для девочек). С чем связана подобная дифференциация сюжетов и ролей и каково влияние игры на полоролевую социализацию детей?

Полоролевая социализация детей является одной из стержневых линий развития на протяжении всего онтогенеза и включает в себя формирование психического пола ребёнка – ГЕНДЕРА. Рассмотрим основные понятия:

  • ГЕНДЕР – социальный пол индивида, формирующийся на основе соматических социокультурных и поведенческих характеристик (психологическая характеристика пола).

  • ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – объединение генетических, морфологических и физиологических признаков, определяющих разлличия между  женским и мужским полом.

  • ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и построение поведения в соответствии с полоролевыми образцами.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали преимуществами по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины в своих личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.п.

Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможности для развития всех компонентов психического пола: когнитивного, эмоционального и поведенческого: ориентация в системе гендерных требований  и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребёнка» и т.д.); переживания в связи с принятием той или иной роли и удовлетворённость в связи с её реализацией: ориентация на поведение сверстников и идентификация с детьми своего пола. Подчеркнём, что группа сверстников – второй по значимость (после семьи) институт социализации ребёнка.

Учёные установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивость принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игр необходимо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учётом гендерных особенностей. При этом необходимо обращать внимание на:

  • привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

  • достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

  • наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей соглашаются с тем, что игры в семью, в дочки-матери позволяют конкретизировать представления девочки о материнской позиции о собственной будущей социальной роли. Возможность принять на себя роль матери в сюжетно-ролевой игре открывает ребенку возможность освоить новые мотивы и действия, связанные с материнской сферой.

Играя с куклой или младшими детьми, выполняющими роль ребёнка, девочки упражняются в операциях кормления, ухода, особого типа взаимодействия с младенцем («сюсюкающая» речь, бережные движения, убаюкивание и утешение). Девочки моделируют в игре образец материнства собственной матери и наблюдения за материнско-детскими взаимодействиями в других семьях. Увлечённость девочки игрой в «дочки-матери» в детстве является одной из предпосылок формирования психологической готовности к материнству в юности и зрелых возрастах. Компенсировать столь фундаментальное влияние сюжетно-ролевой игры на онтогенез материнской сферы другими формами активности в дошкольном возрасте по мнению Г.Г.Филипповой, вряд ли удастся.

Согласно результатам исследований девочки и мальчики с младенчества играют в разные игрушки, при этом широта выбора игрушек у них различна.  По данным К.Рубина, девочки намного чаще играют с «мальчиковыми» игрушками, чем мальчики с «девчячьими». К младшему школьному возрасту гендерная  обусловленность выбонра игрушек только возрастает. Однако при определенных условиях эта закономерность нарушается. Если младшего дошкольника оставить наедине с игрушками, то ребенок, скорее всего, выберет для игры предметы, предназначенные для другого пола. Если же ребенок находится в обществе сверстника противоположного пола, вероятность такого события минимальна. Мальчики-дошкольники отчетливо негативно реагируют на других мальчиков,  которые  выбирают   игрушки,   предназначенные   для   девочек.

Б. Фагот считает, что мальчики воспринимают игровые предпочтения девочек и их игровые сценарии как опасность, которой следует избегать тому, кто хочет быть принят в мир мужской игры равных. Такого рода негативная социализация может ограничивать возможности мальчиков в освоении тонких социальных навыков и межличностных отношений. К тому же отцы, как правило, энергично возражают против игр сыновей, не укладывающихся в гендерные стереотипы.

Многие учёные приходят к выводу, что игре дошкольников дифференциация носит резко контрастный характер: мальчики не хотят играть в игры девочек и считают их неспособными  «стрелять», «водить машину», «командовать», а девочки считают игры мальчиков грубыми и не доверяют им кукол. Такое восприятие моделей  поведения способствует идентификации со сверстниками своего пола и целенаправленному усвоению полоролевых стандартов поведения. Вместе с тем, это может обеднять поведение дошкольников, лишая, например, мальчиков возможности развивать эмпатию, сопереживание, а девочек – твёрдость и решительность.

Точка зрения педагогов и психологов на «мальчишеские игры»: военной и героической тематики («солдаты», «спасатели», «полицейские») – и характер их влияния на развитие личности  ребёнка – противоречива. Одни исследователи считают, что подобные игры стимулируют развития агрессивности и деструктивного поведения. Мальчики имеют возможность отрабатывать модели жестокого, разрушительного поведения, что не одобряется большинством взрослых, поэтому и дома, и в дошкольных учреждениях военные игры находятся под запретом.  В своё время даже предпринимались попытки запрета производства военных игрушек.

Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры. В исследованиях Дж.Уайтинга и К.П.Эдвардса был подтверждён феномен устойчивого предпочтения мальчиками (по сравнению с девочками) в возрасте от 3 до 11 лет всевозможных противоборств в шести культурах.

Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчиков, то в большинстве своём они носят примитивный характер имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развёрнутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых. Мальчики ощущают дефицит в отношении образцов мужского поведения. Многие отцы, в силу высокой дифференцированности труда в современном обществе, не часто занимаются дома «мужской» работой – столярничают, плотничают и т.д. Не многие отцы учат сыновей играть и готовы разделить с ними все «тяготы военной жизни». Поэтому потребность в реализации определенных сюжетов у мальчиков явно не удовлетворяется, а образцы поведения они наблюдают преимущественно бытовые: как мама стирает, готовит, убирает.

В обеднённом виде военные сюжеты действительно вряд ли могут способствовать поступательному развитию мальчиков, ограничивая потенциально возможные модели лишь агрессивными действиями. Однако, развёрнутая ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определённо предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, благородным и отважным. Военные игры позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.

В педагогике периодически вспыхивают споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения детей. В связи с этим обсуждается риск феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию «унисексуальной» или андрогинной личности. Но, как подчёркивает известный отечественный психолог в сфере полоролевого развития И.С.Кон, даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начиная уже с 4-5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста.

Л.А. Арутюновой было проведено исследование, направленное на организацию совместных  игр, требующих эмоционального сотрудничества мальчиков и девочек. Психологи и педагоги хорошо знают, что мальчики предпочитают не принимать участие в играх девочек, особенно в игре «в семью». Вместе с тем, опыт игрового принятия роли отца, реализация позиции ответственности за другого, заботы обогащает личность мальчика. Эффективный и уникальный опыт Л.А.Арутюновой по организации совместных игр мальчиков и девочек на семейную тематику способствовал преодолению разобщённости по половому признаку в группе детей, укреплению желания детей разного поля играть вместе. Объединённая игра стала инструментом формирования адекватных представлений дошкольников об отношениях членов семьи и позволила реализовать эти представления в игровом плане. Игровая деятельность позволила обогатить модели поведения по отношению к сверстникам противоположного пола и расширить взаимодействие мальчиков и девочек.

Обобщая данные современных исследований и традиционных подходов к игре, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации дошкольников, необходимым условием формированием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских – у мальчиков. Коррекционный потенциал игра позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания, согласованности действия мальчиков и девочек.

И, конечно же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - №5. – 1987



^

Игрушка и игра, как одно из основных условий формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте


Ведущее место в становлении личности в дошкольный период занимает игровая деятельность. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, влиять на мнения других, отстаивать свою точку зрения, быть активным и полезным в коллективной деятельности и многому другому. И от того, как у него это будет получаться, во многом зависит формирование его успешного жизненного стиля.

В играх дети быстрее друг друга узнают, научаются распознавать сверстников и понимать их, принимать личностные особенности других. В процессе игр формируются морально-нравственные ценности в детском коллективе. Чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми в играх, сближают, объединяют детей. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, проявлять новые личностные возможности. Игры в этом возрасте являются естественной деятельностью. Каждый участник игры, выполняя правила игры, ощущая переживания своего сверстника, имеет возможность совершенствовать свои личностные качества в социально успешной форме.

Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую значимость игр. Русский народ мудр, в созданных им играх («Городки», «Казаки-Разбойники», «Штандер», «Салочки» и многие другие) тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности.

Неоценимое значение для детей дошкольного возраста имеют игры, направленные на формирование сплочённости коллектива, на самораскрытие, самопознание, на развитие толерантности и чувств сопереживания. С помощью игровых действий, ролей, правил, тренируются процессы, имеющие дефицит развития у современных детей. В первую очередь совершенствуются такие психические познавательные процессы, как внимание, быстрота реакции, согласованность движений, пространственное мышление, сенсорика (чувственный опыт). Данные способности лежат в основе развития когнитивной (познавательной) деятельности. Играющие дети, приобретают навыки партнёрского общения и, архиважное значение игровой деятельности заключается в формировании гендерной идентичности, то есть осознание принадлежности к полу.

Статус гендерных особенностей мужского и женского стилей поведения сложился в течение веков развития человечества, и на генетическом уровне зафиксировался. Мужчина и женщина призваны природой выполнять, как разные функции, так и разные социальные роли.

Генетически заложенные особенности мозговой деятельности и личностные особенности могут проявляться лишь под влиянием социума (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.Д. Еремеева, А.Н. Леонтьев, Н.А. Пушкарева, Т.А.Строганова, Н.П. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П.Денисова.).

На развитие и реализацию познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и формирование соответствующего поведения, ведущими являются культурные и этические традиции общества, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер ребёнка. В результате специального изучения учеными было установлено, что в возрасте 3 - 7 лет гендерная принадлежность особенно интенсивно вырабатывается в игровой деятельности.

В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. В совместных играх мальчиков и девочек, в которых происходит активное взаимодействие, формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми разных полов и дети учатся принимать, понимать различие поведенческого статуса, а также быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях. В таких играх мальчики и девочки тренингуют своё полоролевое поведение по отношению друг к другу. Также существует дифференцированные ролевые игры, в которых участвуют дети одного пола. В играх такого рода у мальчиков и девочек формируются модели полоролевого поведения на материале профессий или личных взаимоотношений взрослых в семье, в социуме. В группах ДОУ подготавливаются игровые уголки специально устроенные для игр мальчиков и девочек, сообразно гендерным особенностям, также очень важно дома для ребёнка создавать игровое пространство, соответственно его половой принадлежности.

Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.

Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных, психо-эмоциональное общение. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка), тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с полоролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.

Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы-заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу.

Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола (мальчики, исполняющие танец матрёшек в русских сарафанах, на празднике, посвященном Международному женскому дню). При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, (самыми значимыми людьми в жизни детей), происходит интенсивное разрушение полоролевого поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола.

Грамотно организованная игровая деятельность и предметно-развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!» (В.Д.Еремеевой нейрофизиолог, нейропсихолог).
Литература:

1. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. -1989.

^ Игры для девочек и мальчиков

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.  В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры.    Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Используя в играх с детьми блоки Дьенеша можно решить следующие задачи:    

1.  Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2.  Развивать пространственные представления.

3.  Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

4.   Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

5.  Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

6.  Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

7.  Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

8.  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9.  Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

К набору геометрических фигур идут карточки с образцами. На первом этапе дети выполняют задания по образцу и постепенно переходят к самостоятельному творческому моделированию и конструированию.




Среди многообразия развивающих игр появилась совершенно особенная, группа игр - ^ Развивающие игры Воскобовича.
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят,  которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.

Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является следующий дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером - цветные палочки, цветная алгебра, палочки Кюизенера.

Он предназначен для обучения математике детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка,  возможна и фронтальная работа со всеми детьми.  Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т.д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Вопросы:

  1. Какие трудности существуют у педагогов при организации игровой деятельности детей?

  2. Какие качества личности мальчиков и девочек формируются в игровой деятельности, созданной с учетом гендерного подхода?

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. – М. 1987.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. 1991.

  3. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. – М. 1995.

  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. – М., 2000



Похожие:

Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconВадим Слуцкий
В ней нет рецептов, советов и указаний («воспитатель должен», «воспитатель обязан»). Книга «Воспитатель и дети» написана с большим...
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconТема проекта
Воспитатель Яркова Наталья Вячеславовна, воспитатель по истории и культуре – Никитина Тамара Юрьевна
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена дополнительной квалификации...
Программа итогового междисциплинарного экзамена дополнительной квалификации «Воспитатель» соответствует гос спо по специальности...
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconБ. Задачи изучения дисциплины
Хайбуллина Альфия Хасановна старший преподаватель, кафедры «Прикладная математика», базовое образование -математик, специалист по...
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconНапример: воспитатель загадывает слово Слон”, дети задают вопросы Это живое?
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет...
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconДоклад дает значимую информацию, может оказаться средством повышения...
Васильева Л. М. – заведующая доу, Тырышкина Е. С. – заместитель заведующей по вр и мр, Тензина Е. А. – воспитатель, Хаминова Г. Г....
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconДоклад «Слагаемые профессионального имиджа воспитателя мдоу» Воспитатель:...
Воспитатель это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить...
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель icon№2 Окружающая среда маркетинга и сегментирование рынка
Федорова Н. В., Корепанова Е. Г. Тема №2 Окружающая среда маркетинга и сегментирование рынка
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconФио автора, должность, № оу: Масютина Лариса Матвеевна, старший воспитатель,...
Фио автора, должность, № оу: Масютина Лариса Матвеевна, старший воспитатель, гимназия №12 г. Липецка
Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель iconВоспитание это целенаправленный процесс организационной совместной...
Воспитание – это целенаправленный процесс организационной совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе, которого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница