Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников»




Скачать 221,22 Kb.
НазваниеПрограмма психологических занятий «Приключения будущих первоклассников»
Дата публикации26.10.2013
Размер221,22 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения №10

МОУ ЦЛП и ДО №10

Программа психологических занятий
«Приключения будущих первоклассников»

Похабова

Ольга Валерьевна

педагог-психолог

Красноярск – 2007

Пояснительная записка к программе

«Приключения будущих первоклассников».
Программа «приключения будущих первоклассников» направлена на развитие ведущих психических процессов и обучение навыкам сотрудничества. Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

В настоящее время существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Данная программа позволяет обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития детей дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Цель программы:

    • Подготовка ребенка к успешному обучению в школе.

  2. Задачи:

  • Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения;

  • Развитие интеллектуальной сферы;

  • Развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков;

  • Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

  • Развитие волевой сферы – произвольности, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

  • Формирование позитивной мотивации к обучению.

4. Формы проведения:

Групповые и/или индивидуальные занятия.

5.Средства и методы обучения:

  • Игры и упражнения на развитие произвольности познавательных процессов.

  • Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, сотрудничества.

  • Игры и упражнения, активизирующие познавательную деятельность.

^ 6. Продолжительность занятий, длительность программы:

Цикл состоит из 30 занятий, продолжительностью 30 минут 2-3 раза в неделю.

7. Источник:

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников»

^ 8. Условия реализации:

Предоставление времени в режимном процессе группы, наличие необходимых материалов для игр и упражнений, наличие раздаточного материала.

^ 9.Ожидаемый результат:

Положительная динамика в формировании навыкам сотрудничества, умении работать в паре и группе; в формировании произвольности психических процессов. Применение педагогами групп в дальнейшем, рекомендуемых игр и упражнений.

Тематическое планирование психологических занятий

(для работы в ДОУ)

Сентябрь

Сказки для школьной адаптации

1. Создание «Лесной школы»

2. Букет для учителя

3. Смешные страхи

4. Игры в школе
Октябрь

5. Школьные правила

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

  1. Собирание портфеля

  2. Белочкин сон

  3. Госпожа Аккуратность

Ноябрь

  1. Жадность

  2. Волшебное яблоко

  3. Подарки в день рождения

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

  1. Домашнее задание

Декабрь

  1. Школьные оценки

  2. Ленивец

  3. Списывание

  4. Подсказка

Январь

Сказки о здоровье, в том числе психическом:

  1. Обманный отдых

  2. Бабушкин помощник

  3. Прививка

  4. Больной друг

Февраль

Сказки о школьных конфликтах:

  1. Ябеда

  2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

  3. Задача для лисенка (ложь)

  4. Спорщик

Март

  1. Обида

  2. Хвосты (межгрупповые конфликты)

  3. Драки

  4. Грубые слова

Апрель

  1. Дружная страна (межполовые конфликты)

  2. В гостях у сказки

  3. Диагностика

  4. Диагностика

Тематическое планирование психологических занятий

(для работы в ЦЛПиДО№10)
Сказки для школьной адаптации

1. Создание «Лесной школы»

2. Букет для учителя

3. Смешные страхи

4. Игры в школе

5. Школьные правила

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

  1. Собирание портфеля

  2. Белочкин сон

  3. Госпожа Аккуратность

  4. Жадность

  5. Волшебное яблоко (воровство)

  6. Подарки в день рождения

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

  1. Домашнее задание

  2. Школьные оценки

  3. Ленивец

  4. Списывание

  5. Подсказка

Сказки о здоровье, в том числе психическом:

  1. Обманный отдых

  2. Бабушкин помощник

  3. Прививка

  4. Больной друг

Сказки о школьных конфликтах:

  1. Ябеда

  2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

  3. Задача для лисенка (ложь)

  4. Спорщик

  5. Обида

  6. Хвосты (межгрупповые конфликты)

  7. Драки

  8. Грубые слова

  9. Дружная страна (межполовые конфликты)

  10. В гостях у сказки

  11. Диагностика

  12. Диагностика


Программа психологических занятий

«Приключения будущих первоклассников»

(для детей 6-7 лет)
Содержание


№ занятия

Содержание

Оборудование

Количество часов

1.

1. игра «Давайте познакомимся»

2. игра «Поезд»

3. Сказка «Создание Лесной школы»

4. упр. «Раскрась ежика» (рис.1)

5. упр. «Найди всех зверей» (рис.2)

6. игра «Доброе животное»

Цветные полоски из бумаги для каждого ребенка; распечатки упражнений для каждого ребенка.

30 мин

2.

1. игра «Делай, как я»

2. Сказка «Букет для учителя»

3. упр. «Букет» (рис. 2)

4. упр. «Профессии» (рис. 4)

5. игра «Подари свою улыбку»

6. упр. «Словарик эмоций» (рис. 6)

7. упр. «Букет для учителя»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

3.

1. игра «Все, кого зовут…»

2. Сказка «Смешные страхи»

3. упр. «Помоги зайчикам встретиться» (рис.7)

4.упр. «Словарик эмоций» (рис. 9)

5.игра «На что похоже настроение?»

6. игра «Бывает, не бывает»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

4.

1.игра «Незнайка»

2.Сказка «Игры в школе»

3.упр. «Раскрась всех рыб»(рис.10)

4.упр. «Животные и созвездия» (рис. 11)

5.упр. «Лабиринт» (рис. 12)

6.упр. «Времена года» (рис.13)

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

5.

1. игра «Пропой свое имя»

2. Сказка «Школьные правила»

3. упр. «Правила на занятиях»

4. упр. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Картинки с изображением положительных и отрицательных поступков.

30 мин

6.

1. игра «Ветерок»

2. Сказка «Собирание портфеля»

3. игра «Доскажи словечко»

4. игра «Школьные принадлежности»

5. упр. «Школьные предметы» (рис. 14)

6. упр. «Раскрась филина» (рис.15)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; стимульный материал с изображением школьных принадлежностей.

30 мин

7.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Белочкин сон»

3. игра «Что спрятано в белочкином рюкзаке?»

4. упр. «Лабиринт» (рис.17)

5. упр. «Закономерность» (рис.18)

Цветные карандаши, распечатки упражнений, рюкзак, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, учебник, ластик, пенал, набор фломастеров, шишка, альбом для рисования.

30 мин

8.

1. Приветствие

2. Сказка «Госпожа аккуратность»

3. упр. «Ежик и предметы»(рис.19)

4. упр. «Цветы для зайки» (рис.20)

5. игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; разноцветный картон для каждого ребенка (красный, желтый, синий), ножницы.

30 мин

9.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Жадность»

3. упр. «Собери картинку»

4. упр. «Зайцы в лабиринте» (рис.22)

5. игра «Угадай, кто мой друг»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; карточки с изображениями животных.

30 мин

10.

1. «Подари мне свою улыбку»

2. Сказка «Волшебное яблоко»

3. игра «Составь картинку» (рис.23)

4. игра «Право – лево» (рис.24)

5. упр. «Мячики» (рис.26)

6. игра «Передай мяч»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; мяч среднего размера.

30 мин

11.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Подарки в день рождения»

3. упр. «Раскрась всех птиц» (рис.27)

4. упр. «Какой игрушки не хватает?»

5. игра «Запоминайка» (рис. 28)

6. упр. «Рыбка» (рис.29)

7. игра «Подарки»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; 5-10 мелких игрушек.

30 мин

12.

1. упр. «Колокольчик»

2. Сказка «Домашнее задание»

3. игра «Картинки-загадки»

4. упр. «Лисенок и листочки» (рис.33)

5. упр. «4-й лишний» (рис. 34)

6. игра «Доброе животное»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; небольшой колокольчик, картинки с изображениями различных предметов, коробка

30 мин

13.

1. игра «Мячик»

2. Сказка «Школьные оценки»

3. «Парные картинки»

4. упр. «Продолжи» (рис. 35)

5.упр. «Пчелки» (рис. 36)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; мяч; картинки из 2-х наборов детского лото.

30 мин

14.

1. игра «Ладошки»

2. Сказка «Ленивец»

3. упр. «Медвежата» (рис. 37)

4.упр. «Мишкин квадрат» (рис.39)

5. упр. «Право - лево» (рис.40)

6. игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цветные карандаши, распечатки упражнений; ладошки из разноцветного картона для каждого ребенка (красный, желтый, синий).

30 мин

15.

1. упр. «Колокольчик»

2. Сказка «Списывание»

3. игра «Определения»

4. упр. «Продолжи ряд» (рис. 41)

5. упр. «Бабочки» (рис. 42)

6. упр. «Еж и фрагменты» (рис.43)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; колокольчик; картинки с изображениями различных предметов.

30 мин

16.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Подсказка»

3. игра «Противоположность»

4. упр. «Угощенья» (рис.45)

5. упр. «Диктант» (рис.46)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; картинки с изображениями различных предметов.

30 мин

17.


1. игра «Поймай взгляд»

2. Сказка «Обманный отдых»

3. упр. «Распорядок дня»

4. упр. «Диктант» (рис. 47)

5. игра «Найди отличия»

6.игра «Волшебный лес» (рис. 48)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; картинки с изображениями различных предметов.

30 мин

18

  1. приветствие.

  2. сказка «Бабушкин помощник»

  3. игра «Зеваки»

  4. упр. «Лабиринт» (рис. 49)

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

19.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Прививка»

3. игра «Составь картинку» (рис.50)

4.упр. «Говорящие рисунки» (рис.51)

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

20.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2.Сказка «Больной друг»

3.упр. «Снеговик» (рис. 52)

4.упр. «Найди белку» (рис.53)

5.упр. «Помоги зайчику» (рис. 54)

6. упр. «Новогодние подарки» (рис. 55)

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

21.

1. упр. «Доброе утро»

2. Сказка «Ябеда»

3. упр. «Что лишнее в ряду» (рис.57)

4. упр. «Сосчитай всех животных» (рис.58)

5. упр. «Сделай рыбок одинаковыми» (рис.59)

6. упр. «Найди картинки» (рис. 60)

7. упр. «Комплименты»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

22.

1. игра «Ладошки»

2. сказка «Шапка-невидимка»

3. игра со шляпой

4.упр. «Сделай все мячики одинаковыми» (рис. 62)

5. упр. «Ягоды» (рис. 64)

6.упр. «Осенние листья» (рис. 65)

Цветные карандаши, распечатки упражнений; шляпа.

30 мин

23.

1. игра «Здравствуйте»

2. Сказка «Задача для лисенка» (ложь)

3.упр. «Продолжи ряд» (рис.67)

4.упр. «Выполни по образцу» (рис. 68)

5. игра «Запрещенное движение»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

24.

1.упр. «Наши помощники»

2. Сказка «Спорщик»

3.упр. «Парные фигуры» (рис. 70)

4. упр. «Футбол» (рис.71)

5. игра «Топ-хлоп»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

25.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Обида»

3. упр. «Настроение» (рис.72)

4. упр. «Лишнее животное» (рис. 73)

5. упр. «Дорисуй-ка» (рис. 74)

6. игра «Слушай хлопки»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

26.

1. упр. «Наши помощники»

2. Сказка «Хвосты»

3. Рисование «О мальчиках и девочках».

4.упр. «Звери в домиках» (рис.76-77).

5. упр. «Доброе животное»

Цветные карандаши, распечатки упражнений, стихотворение С.Маршака «О мальчиках и девочках», листы белой бумаги.

30 мин

27.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Драки»

3. упр. «Дотронься до…»

4. упр. «Продолжи ряд» (рис. 78)

5. упр. «Найди такой же» (рис. 79)

6. упр. «Кораблики» (рис. 80)

7. игра «Воздушный шар»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

28.

1. упр. «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Грубые слова»

3. упр. «Найди все овощи для зайчика» (рис. 82)

4. упр. «Мимика и жесты»

5. упр. «Лесная почта» (рис. 83)

6.упр. «Бабочки» (рис.84)

7. упр. «Сделай всех бабочек одинаковыми» (рис. 85)

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

29.

1. упр. «Давайте поздороваемся»

2. Сказка «Дружная страна»

3. упр. «Ковер» (рис. 86)

4. упр. «Найди лишнее» (рис. 87)

5. игра «Дружный паровозик»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин

30.

1. упр. «Давайте поздороваемся»

2. игра «Найди отличия» (См. занятие 17)

3. упр. «Дорисуй-ка»

4. упр. «Фрагменты» (рис. 89)

5. беседа «Наши отношения»

6. упр. «Дуэт»

Цветные карандаши, распечатки упражнений.

30 мин



Приложение 1

^ КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________

Ф.И.О. родителей ________________________________________________________

Адрес, телефон __________________________________________________________

Цель занятий ____________________________________________________________
В – высокий уровень

ВС – выше среднего

СР – средний уровень

НС – ниже среднего

Н – низкий уровень


Дата

Мотивация деятельности

отрица-тельная

неустой-

чивая

игровая

оценоч-

ная

пози-ционная

эмоцио-нальная

учебная

познава-тельная

Начало занятий

























Конец занятий




























Дата

Восприятие

цвет

форма

величина

прост-ранство

время

свойства предметов

тип восприятия

Начало занятий






















Конец занятий

























Дата

Память

слуховая

зрительная

тактильная

моторная

словесно-логическая

особенности

Начало занятий



















Конец занятий






















Дата

Внимание

объем

концентрация

устойчивость

распределение

переключение

особенности

Начало занятий



















Конец занятий





















Дата

Воображение

репродуктивное

с элементами творческого

творческое

особенности

Начало занятий













Конец занятий















Дата

Мышление

анализ

синтез

сравне-ние

обобще-ние

конкре-тизация

исклю-чение

клас-сифи-кация

сери-ация

рассуж-дение

Начало занятий




























Конец занятий






























Дата

Эмоциональная сфера

узнава-ние

называ-ние

выраже-ние

измене-ние

общий фон и настроение

стабиль-ность

особен-ности

Начало занятий






















Конец занятий
























Дата

Коммуникативная сфера

со сверстниками

со взрослыми

с родителями

со старшими и младшими детьми

особенности

Начало занятий
















Конец занятий


















Дата

Личностная сфера

уровень притя-заний

уверенность в себе

страхи

тревож-ность

темп деятель-ности

реакция на критику или неуспех

Темп дея-тельности

адекват-ность

устойчи-вость

Начало занятий

























Конец занятий


























Приложение 2

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Будем признательны Вам,

если Вы ответите на наши вопросы

Информация конфиденциальна

  1. Ф.И. ребенка _____________________________________________

  2. Дата рождения____________________________________________

  3. Количество детей в семье___________________________________

Который по счету ребенок_____________________________________

  1. Какие осложнения были во время беременности и родов?___________________________________________________

  2. Какие инфекционные заболевания и травмы перенес до 3-х лет?_____________________________________________________

  3. Когда ребенок заговорил (отдельные слова)?__________________

  4. Обращались ли к невропатологу?____________________________

Повод:_____________________________________________________

8. Какие заболевания есть у вашего ребенка в настоящее время (вы сообщаете эти данные в целях сохранности здоровья вашего ребенка)?___________________________________________________

Заболевания:________________________________________________

  • Слуха;

  • Желудочно-кишечного тракта;

  • Зрения;

  • Центральной нервной системы;

  • Опорно-двигательного аппарата;

  • Дыхательной системы;

  • Сердечно-сосудистой системы;

  • Эндокринной системы;

  • Другое (вписать)________________________________________

  1. Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?

  2. Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?_________________________________________________

  3. Какие положительные черты присущи вашему ребенку (нужное подчеркнуть)?

  • Добрый;

  • Ласковый;

  • Внимательный;

  • Послушный;

  • Заботливый;

  • Аккуратный;

  • Любознательный;

  • Жизнерадостный;

  • Спокойный;

  • Покладистый;

  • Самостоятельный;

  • Общительный

  • другое (вписать) _______________________________________

  1. Какие отрицательные черты присущи вашему ребенку (нужное подчеркнуть)?

    • невнимателен, несобран;

    • часто вял, пассивен;

    • кричит, топает ногами;

    • бросает предметы на пол;

    • бьет сверстников;

    • упрямится;

    • не выполняет просьбы взрослых;

    • не уверен в себе;

    • командует детьми, взрослыми;

    • часто раздражителен, возбужден;

    • не в меру плаксив.

  2. Ваш ребенок чаще предпочитает играть (подчеркнуть):

  • с взрослыми;

  • с детьми;

  • в одиночестве.

Особенности общения с окружающими людьми_____________________

______________________________________________________________

  1. С кем ребенок чаще проводит свое свободное время?___________

______________________________________________________________

  1. К кому из взрослых чаще всего обращается со своими личными вопросами?_______________________________________________

  2. Какие способы поощрения применяются к ребенку?____________

______________________________________________________________

  1. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых), и неуспеху в деятельности:

  • агрессивное;

  • безразличное;

  • легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;

  • спокойное;

  • обидчивое.

  1. Как ребенок засыпает и просыпается?

  • с трудом;

  • легко и быстро;

  • рано;

  • самостоятельно;

  • поздно;

  • с помощью взрослого.

Ф.И.О. родителя, заполнившего анкету____________________________

______________________________________________________________

«_______»_________________________ 200___г.
Спасибо за участие!


Похожие:

Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconПрограмма предшкольной подготовки будущих первоклассников «Портфель...
В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования ещё одной ступени объясняется необходимостью...
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Наши рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе, и...
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconМоу «Шостьенская сош»
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. В семь лет наступает время ответственности,...
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconПредварительный список будущих первоклассников на 2012-2013 учебного года

Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconСписок будущих первоклассников, зачисленных в мбоусош №28 в 2012-2013 учебном году

Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Программа психологических занятий «Приключения будущих первоклассников» iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница