Ограниченными возможностями здоровья




Скачать 120,72 Kb.
НазваниеОграниченными возможностями здоровья
Дата публикации24.10.2013
Размер120,72 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана

АНАЛИЗ

работы психологической службы

за 2010-2011 учебный год

Педагог-психолог

Луговская О.Д.
Работа психологической службы проводилась в соответствии с планом работы педагога-психолога. Цель работы заключалась в обеспечении полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, содействии созданию психологически комфортной атмосферы в учебном заведении для всех участников образовательно-воспитательного процесса. Цель обусловила постановку следующих задач:

1. Выявление базового уровня психического

развития ребенка на этапе поступления в

школу-интернат.

2. Наиболее полное раскрытие индивидуальных

возможностей учащихся.

3. Формирование качеств, способствующих

созданию благоприятного психологического

климата в детском и взрослом коллективах.

4. Разработка и осуществление консультативных,

развивающих, коррекционных и профилактических

мероприятий.
Ведущими направлениями деятельности психолога является психодиагностическа, психопрофилактическая и психокоррекционная работа. Данные, полученные при изучении личности, позволяют разрабатывать и осуществлять совместно с педагогами, родителями развивающие и коррекционные мероприятия с учётом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся. Материалы психодиагностического исследования детей с ограниченными возможностями здоровья дают возможность глубже раскрыть разносторонний характер интеллектуальных нарушений у этой категории детей.

С целью определения интересов, индивидуальных особенностей используются такие проективные методики как «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», в младших классах – цвето-рисуночный тест.

Данные методики относятся к числу проективных, следовательно, любой вывод, который был получен с их помощью, нуждается в дополнительном подтверждении. Однако особая их ценность состоит в том, что психологическое обследование является опосредованным. Испытуемый не просто отвечает на поставленный вопрос, а раскрывает свой отношение посредством различных символов.

Так, результаты цвето-рисуночного теста в 1 классе показал положительную динамику в развитии психологического состояния детей за год пребывания в школе. Если в начале учебного года рисунки учащихся носили неосмысленный характер с использованием цветов тревожности, напряженности, то в конце учебного года можно увидеть сюжетную картину в светлой, позитивной цветовой гамме.
Динамика развития психологического состояния учащихся 1 класса

за 2010-2011 уч.год
Для определения состояния межличностных отношений по-прежнему использовалась социометрическая методика, которая позволяла определить лидеров, актив, пассив и аутсайдеров детского коллектива. С учащимися 1 класса проведена предварительная экспресс –диагностика по определению анализа микроклимата класса.

^ Анализ микроклимата 1 класса.

На графике видно, что наметились в классном коллективе первые лидеры: это Коростылев Д., Агафонов С. Необходимо так же обратить внимание наСоловьева С., который оказался в ранге отверженных.

С учащимися 8-х классов проводилась методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, результаты которой отражены в таблице. Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции. Результаты позволяют определять пути коррекции исследуемых учащихся.


^ Фамилия, имя

Результат

Тип

Характеристика

Пути коррекции


Патюченко О.

Кройтор К.

Э-15 Н-20

Э-12 Н-22

15

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный- К. язвительности не склонен Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях — подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий-


Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору по взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия

Иванова Анна



Э-15; Н-13

21

Очень энергичен, жизнерадостен, «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако, наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.


Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.


Кудряшов Александр

Дехтярев Кирилл


Э-8; Н-8

Э-8; Н-6


19


Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.


У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высоком личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме

Олифиренко Виктория

Соболев Виктор

Якущенко Сергей

Клинцов Александр


Э-15; Н-16

Э-16; Н- 12

Э-14; Н-14

Э-12; Н-13


32

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.


Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект

Трофименко Наталья


Э-10 Н-12

31

Застенчива, независтлива, стремится к самостоятельности, привязчива. Доброжелательна. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонна к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонна к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.


Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие е каких-либо мероприятиях.


Леусенко Екатерина


Э-10; Н-19


28


Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный тип. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчива, но иногда мнителна. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.


Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе

Кравчук Нина


Э-11 Н-4


9

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самоценки. Энергичен. Доверчив.


Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное деле. Однако, в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы с сильным лидером и позитивными установками.


Земляной Дмитрий


Э-17 Н-12


23

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся тип При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.


Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах

Родина Валентина


Э-20; Н-23

3

Активна, имеет хорошо развитые, бойцовские качества. Насмешлива. Стремится общаться со всеми «на равных»- Очень честолюбива. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.


Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.


Уварова Анна


Э-12; Н- 0


7


Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчива. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализующий.


В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.


Залибинская Галина


Э-14; Н-20


29


Жестко требовательна к окружающим: упряма, горда, очень честолюбива. Энергична, общителна, настроение часто боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.


Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.


При переходе в среднее звено школы проведена также социометрическая методика в 4 классе, которая определила лидеров и пассив класса в деловой, доверительной и эмоциональной сферах.

Результаты отображены на графике.

Таким образом, мы видим, что в деловой сфере лидером является Хазипов Р. и Генералов С., в доверительной – Иванова С., в эмоциональной - Ковалева Л. Данные результаты помогут классному руководителю в продолжении формирования коллектива в 5 классе.



Для психологического обследования особенностей психических процессов и познавательной деятельности учащихся 1-4 классов использовались методическое пособие С.Д. Забрамной, настенные модули. Итоговое обследование показало положительную динамику в развитии каждого ребенка.

Результаты обследования психических процессов



С этой же целью используются и дополнительные методы:

  • наблюдение,

  • анкетирование,

  • тестирование.

Большая работа проводилась с учащимися 9-х классов: коррекционные занятия по программе «Планета эмоций» с целью регуляции эмоционального состояния, беседы по профориентации, о подготовке к экзаменам, тренинговое занятие на тему: «На память о себе».

Коррекционно - развивающая деятельность основывалась на результатах диагностики:

1.Собственно развивающая, ориентированная на всех учащихся и осуществляемая через воздействие педагогов в соответствии с рекомендациями.

  1. Психокоррекционная, направленная на работу с проблемами поведения, личностного развития, выявленными у конкретных учащихся.

Основное содержание коррекционных занятий с учащимися составляли игры, психотехнические упражнения, направленные на решение конкретных психологических проблем:

  • развитие межличностных отношений;

  • трудности в общении.

Данная работа велась по коррекционно-развивающим программам «Психологическое здоровье младших школьников», «Воспитание позитивной мотивации», «Формирование навыков позитивных взаимоотношений», «Планета эмоций», индивидуальная программа «Снятие эмоционального напряжения».

После проведенной диагностики в сентябре месяце были определены учащиеся, которые условно были объединены в «Группу риска», которая с психологической точки зрения включает в себя: учащихся с эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, неустойчивая саморегуляция и школьники с расстройствами поведения (конфликтные, гиперактивные, вспыльчивые и т.д.). На начало учебного года в списке детей, состоящих на учете в «Группе риска» состояло 12 человек. После проведения коррекционной работы снят с учета 1 учащийся.

Занятия с учащимися «Группы риска» проводились как индивидуально, так и по программе «Найди свою звезду», основная цель которой обучение использования социально-приемлемых способов снятия внутреннего напряжения.

В 2010-2011 учебном году продолжилась работа по изучению эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональное состояние учащихся регулировалось посредством игры и тренинговых занятий в комнате психологической разгрузки.

Психологическую помощь получают как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, так и взрослые. Хочется отметить, что психологическое здоровье воспитанника прежде всего зависит от психологического здоровья педагога, поэтому с целью профилактики профессионального сгорания занятия в комнате психологической разгрузки необходимы также всем специалистам, работающим с данной категорией детей. Работа велась по программам « «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» и «Гармонизация отношений в результате развития доверия к себе и к другим». К сожалению, тренинговые занятия с сотрудниками не имеют постоянного функционирования. В октябре с коллективом школы – интерната проведена традиционная диагностика по определению уровня эмоционально-волевой стабильности, коммуникативной совместимости. Результаты были отображены на координатной модели и все диагностируемые могли ознакомиться с результатами.

Психологическое просвещение реализовалось через выступления на заседаниях МО учителей, воспитателей, семинарах по олигофренопедагогике, тематических педсоветах, основной целью которых являлось рассмотрение вопросов возрастной, педагогической, специальной психологии, формировалась потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития.

Похожие:

Ограниченными возможностями здоровья icon«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся...
Выступление Воробьёвой М. А. на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными...
Ограниченными возможностями здоровья iconШколы: «Формирование здоровьесберегающей среды школы как основного...
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными...
Ограниченными возможностями здоровья icon«Синдром эмоционального выгорания»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Ограниченными возможностями здоровья iconРезолюция всероссийского совещания, посвященного вопросам разработки...
Поддержать предложенные направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы образования...
Ограниченными возможностями здоровья iconМетодическая лаборатория как один из механизмов сопровождения деятельности...
Динамика жизни свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа основных образовательных потребностей детей с...
Ограниченными возможностями здоровья iconОбразовательная программа мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников...
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Ограниченными возможностями здоровья iconСоветы родителям, педагогам, сопровождающим детей с ограниченными...
Ки не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Сегодня...
Ограниченными возможностями здоровья iconОпыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными...
Целью деятельности Центров является : оказание реабилитационных услуг, улучшение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, адаптация...
Ограниченными возможностями здоровья iconОтчет индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с...
Ограниченными возможностями здоровья iconДистанционное обучение как средство создания образовательной среды...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница