Скачать 120,72 Kb.
|
![]() Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана АНАЛИЗ работы психологической службы за 2010-2011 учебный год Педагог-психолог Луговская О.Д. Работа психологической службы проводилась в соответствии с планом работы педагога-психолога. Цель работы заключалась в обеспечении полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, содействии созданию психологически комфортной атмосферы в учебном заведении для всех участников образовательно-воспитательного процесса. Цель обусловила постановку следующих задач: 1. Выявление базового уровня психического развития ребенка на этапе поступления в школу-интернат. 2. Наиболее полное раскрытие индивидуальных возможностей учащихся. 3. Формирование качеств, способствующих созданию благоприятного психологического климата в детском и взрослом коллективах. 4. Разработка и осуществление консультативных, развивающих, коррекционных и профилактических мероприятий. Ведущими направлениями деятельности психолога является психодиагностическа, психопрофилактическая и психокоррекционная работа. Данные, полученные при изучении личности, позволяют разрабатывать и осуществлять совместно с педагогами, родителями развивающие и коррекционные мероприятия с учётом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся. Материалы психодиагностического исследования детей с ограниченными возможностями здоровья дают возможность глубже раскрыть разносторонний характер интеллектуальных нарушений у этой категории детей. С целью определения интересов, индивидуальных особенностей используются такие проективные методики как «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», в младших классах – цвето-рисуночный тест. Данные методики относятся к числу проективных, следовательно, любой вывод, который был получен с их помощью, нуждается в дополнительном подтверждении. Однако особая их ценность состоит в том, что психологическое обследование является опосредованным. Испытуемый не просто отвечает на поставленный вопрос, а раскрывает свой отношение посредством различных символов. Так, результаты цвето-рисуночного теста в 1 классе показал положительную динамику в развитии психологического состояния детей за год пребывания в школе. Если в начале учебного года рисунки учащихся носили неосмысленный характер с использованием цветов тревожности, напряженности, то в конце учебного года можно увидеть сюжетную картину в светлой, позитивной цветовой гамме. Динамика развития психологического состояния учащихся 1 класса за 2010-2011 уч.год Для определения состояния межличностных отношений по-прежнему использовалась социометрическая методика, которая позволяла определить лидеров, актив, пассив и аутсайдеров детского коллектива. С учащимися 1 класса проведена предварительная экспресс –диагностика по определению анализа микроклимата класса. ^ На графике видно, что наметились в классном коллективе первые лидеры: это Коростылев Д., Агафонов С. Необходимо так же обратить внимание наСоловьева С., который оказался в ранге отверженных. С учащимися 8-х классов проводилась методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, результаты которой отражены в таблице. Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции. Результаты позволяют определять пути коррекции исследуемых учащихся.
При переходе в среднее звено школы проведена также социометрическая методика в 4 классе, которая определила лидеров и пассив класса в деловой, доверительной и эмоциональной сферах. Результаты отображены на графике. Таким образом, мы видим, что в деловой сфере лидером является Хазипов Р. и Генералов С., в доверительной – Иванова С., в эмоциональной - Ковалева Л. Данные результаты помогут классному руководителю в продолжении формирования коллектива в 5 классе. ![]() Для психологического обследования особенностей психических процессов и познавательной деятельности учащихся 1-4 классов использовались методическое пособие С.Д. Забрамной, настенные модули. Итоговое обследование показало положительную динамику в развитии каждого ребенка. Результаты обследования психических процессов ![]() С этой же целью используются и дополнительные методы:
Большая работа проводилась с учащимися 9-х классов: коррекционные занятия по программе «Планета эмоций» с целью регуляции эмоционального состояния, беседы по профориентации, о подготовке к экзаменам, тренинговое занятие на тему: «На память о себе». Коррекционно - развивающая деятельность основывалась на результатах диагностики: 1.Собственно развивающая, ориентированная на всех учащихся и осуществляемая через воздействие педагогов в соответствии с рекомендациями.
Основное содержание коррекционных занятий с учащимися составляли игры, психотехнические упражнения, направленные на решение конкретных психологических проблем:
Данная работа велась по коррекционно-развивающим программам «Психологическое здоровье младших школьников», «Воспитание позитивной мотивации», «Формирование навыков позитивных взаимоотношений», «Планета эмоций», индивидуальная программа «Снятие эмоционального напряжения». После проведенной диагностики в сентябре месяце были определены учащиеся, которые условно были объединены в «Группу риска», которая с психологической точки зрения включает в себя: учащихся с эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, неустойчивая саморегуляция и школьники с расстройствами поведения (конфликтные, гиперактивные, вспыльчивые и т.д.). На начало учебного года в списке детей, состоящих на учете в «Группе риска» состояло 12 человек. После проведения коррекционной работы снят с учета 1 учащийся. Занятия с учащимися «Группы риска» проводились как индивидуально, так и по программе «Найди свою звезду», основная цель которой обучение использования социально-приемлемых способов снятия внутреннего напряжения. В 2010-2011 учебном году продолжилась работа по изучению эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональное состояние учащихся регулировалось посредством игры и тренинговых занятий в комнате психологической разгрузки. Психологическую помощь получают как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, так и взрослые. Хочется отметить, что психологическое здоровье воспитанника прежде всего зависит от психологического здоровья педагога, поэтому с целью профилактики профессионального сгорания занятия в комнате психологической разгрузки необходимы также всем специалистам, работающим с данной категорией детей. Работа велась по программам « «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» и «Гармонизация отношений в результате развития доверия к себе и к другим». К сожалению, тренинговые занятия с сотрудниками не имеют постоянного функционирования. В октябре с коллективом школы – интерната проведена традиционная диагностика по определению уровня эмоционально-волевой стабильности, коммуникативной совместимости. Результаты были отображены на координатной модели и все диагностируемые могли ознакомиться с результатами. Психологическое просвещение реализовалось через выступления на заседаниях МО учителей, воспитателей, семинарах по олигофренопедагогике, тематических педсоветах, основной целью которых являлось рассмотрение вопросов возрастной, педагогической, специальной психологии, формировалась потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития. |
![]() | «Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся... Выступление Воробьёвой М. А. на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными... | ![]() | Школы: «Формирование здоровьесберегающей среды школы как основного... Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными... |
![]() | «Синдром эмоционального выгорания» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ![]() | Резолюция всероссийского совещания, посвященного вопросам разработки... Поддержать предложенные направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы образования... |
![]() | Методическая лаборатория как один из механизмов сопровождения деятельности... Динамика жизни свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа основных образовательных потребностей детей с... | ![]() | Образовательная программа мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников... Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
![]() | Советы родителям, педагогам, сопровождающим детей с ограниченными... Ки не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Сегодня... | ![]() | Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными... Целью деятельности Центров является : оказание реабилитационных услуг, улучшение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, адаптация... |
![]() | Отчет индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с... | ![]() | Дистанционное обучение как средство создания образовательной среды... ... |